Класс: Истории из Ветхого Завета
То, что только начинает заявлять о себе у восьмилетнего ребенка, после девяти лет прорывается наружу. Ребенок теряет свою непосредственность по отношению к близким и к окружающему миру.
Вместе с этим возникают сущностные вопросы о происхождении человека и мира: откуда приходят цветы, деревья, горы, одушевленные обитатели земли? Откуда происхожу Я сам? - Эти вопросы знаменуют поворот в сознании, после которого ребенок начинает переживать себя как отдельное существо, отделенное от окружающего. Известная дистанция возникает и по отношению к людям. Ученик замыкается в себе и присматривается к своим воспитателям, пытаясь понять, следует ли некогда любимый им авторитет высшему закону или действует по собственному произволу. Из этого вырастают новые отношения между школьником и учителем.
И снова материал для рассказов оказывается в этой ситуации существенной помощью: в данном случае это истории из Ветхого Завета. Они чудесным образом отражают душевную ситуацию ребенка в этом возрасте, чувствующего себя изгнанным из защищенности детства. Ребенок слышит, как был сотворен мир, и как первые люди за пренебрежение божественными заповедями должны были покинуть рай, и как из духовной защищенности они оказались отброшенными в земное сознание. Третьеклассник пробуждается к сознательному переживанию правого и неправого. Он слышит, как Иегова, Бог Израиля, дает своему народу через Моисея заповеди, как народ, пренебрегший ими, испытывает на себе Его карающую десницу, и как Бог, несмотря ни на что, не отступает от своего народа, посылая ему через своих служителей, судей, царей и пророков защиту вплоть до рубежа времен, до рождения Спасителя.
Могучие образы встают перед учеником как помощь и напоминание. Теперь уже собственный опыт знакомит его с ослушанием и заставляет сопереживать гибели развращенного человечества, на которое Бог насылает всемирный потоп. И одновременно в нем вырастает отвращение к безнравственности людей и оправдание этого ужасного наказания. Образы Ноева ковчега, Скинии Завета и строительство первого Храма способны напомнить собой райскую укрытость в Божественном и пробуждают тихую тоску по покинутому миру.
Бессознательно содержание действует на третьеклассника воспитующе. У него появляется тонкое предчувствие согласия собственного становления со становлением человечества.
Класс: Северные мифы
Десятилетний ребенок миновал рубикон 3 класса и с болью пережил, что дальше пребывать под защитой окружающего мира ему не удастся. Его задача теперь - научиться воспринимать себя как Я-существо, чтобы суметь действовать. Первые шаги в направлении самостоятельности бодрственного переживания он уже сделал, окружающий мир открыт им и должен быть завоеван. Он станет ареной, на которой раз за разом будет испытываться пробудившаяся сила Я. При этом ученик в охватившей его радости покорения в состоянии даже перешагнуть через свои собственные границы.
Теперь на уроках могут начать жить германские боги (или песни Калевалы). Больше не один Бог, но сонм Божеств определяет судьбы. Сотворение мира описывается уже не в ясной череде семи Дней творения, но в древнем образе великана Имира, из плоти которого Богами была сотворена вселенная. Из Аска и Эмблы, ясеня и вяза, создает Один первую человеческую пару. Ученики переживают живые истоки мира и человека. Три Норны в корнях мирового ясеня Игдрасиля прядут и определяют узлы человеческих судеб.
Борьба между добром и злом в Валгалле, царстве Богов, разыгрывается в драматических сценах, причем хитрый Локки, служа разрушению, всегда, в конечно итоге, творит добро. Бескомпромиссно бросает могучий Тор свой молот Мьельнир во всех врагов, и после каждого броска молот возвращается ему в руку - образ огненной силы Я. В величественных образах показана драма божественного заката - сумерек Богов - как человеческое дитя отделяется от божественной воли, как силы Мидгард-змеи (себялюбие), Фернис-волка (неискренность) и Гелы (болезнь и смерть) в конце концов приводят к исчезновению божественного господства и предоставляют человека самому себе. Единственная надежда на будущее остается в божественном сыне Видаре.
В германских рыцарских сказаниях ученики имеют возможность сопережить битвы героев Хугдитриха, Вальтхари, Дитриха Бернского. Здесь освобождаются волевые силы. Хотя мы и не знаем нашей предопределенной Норнами судьбы, но за добро стоит биться. Меч предстает как символ силы Я. Впервые ученик слышит о великих эпосах средневековья, таких как Песнь о Нибелунгах или Парсифаль, к которым он снова вернется в старших классах.
Среди взрослых часто возникает вопрос о правомерности знакомства учеников после лежащей в основе нашей культуры истории творения Ветхого Завета с довольно чуждой германской мифологией. Не создаст ли это путаницы? Но гора выглядит с разных сторон по разному и тем не менее остается одной и той же. Так и народы древности прибегали к разным образам, описывая происхождение мира, причем никому здесь нельзя отказать в справедливости картины. Если для настроя рассказать классу о жизни древних германцев, то возрастет и интерес к преданиям этого народа.
Германская культура как тема 4 класса живет не только в рассказах на главном уроке, но подхватывается и на родной речи (аллитерации), языке (руны) и рисовании форм (ленточные переплетения).