Класс: образный язык сказок

Штефан Кайзер, Ингрид фон Шмид

Материал для рассказов в Вальдорфской школе с 1 по 8 класс

(перевод М. Случа)

В повседневной работе классного учителя материал для рассказов занимает существенное место. Вместе с наступлением школьной зрелости в ребенке просыпается потребность связать себя с душевно-духовным потоком, в котором столетиями и тысячелетиями двигалось человечество. Сознание человечества постепенно развивалось и изменялось, и при этом не только возникали новые воззрения, но и терялись старые способности. Лишь сегодня мы оказались, например, в состоянии, опираясь на свой интеллект, разрабатывать электронные приборы, хотя, с другой стороны, прошлые культуры обладали таким пониманием воздействия небесных светил, которое нам теперь приходится завоевывать, правда, на новом уровне, с огромным трудом.

Отдельные этапы развития от ребенка к взрослому - это опять-таки этапы сознания. На каждом из них возникают различные душевно-духовные потребности и пути понимания, воздать должное которым и стре­мится учебныё план Вальдорфской школы. Выбор материала для рассказов ориентирован на восприимчивость и внутренний «голод» учеников. Есть «сказочный» возраст, есть, с другой стороны, годы, когда огромным интересом пользуются биографии ученых нового времени.

Подходящими данному возрасту рассказами учитель оказывает ученикам фундаментальную помощь, чтобы, в конце концов, с наступлением периода половой зрелости подвести их к началам понимания отношений в нашей сегодняшней культуре и цивилизации. И для материала для рассказов требуется разумная привязка к культурным реалиям, соответствующая месту и языку преподавания.

Правильно выбранный и идущий от сердца учителя рассказ непосредственно затрагивает детскую душу. Благодаря естественному посреднику - речи, проявляющей человеческую индивидуальность,- в учениках пробуждаются живые образы. Эти живые образы изменчивы и в ходе развития ребенка проходят сквозь множество метаморфоз. Благодаря этому рассказывание становится для ребенка помощью в его душевном развитии.

Дети по своей природе жаждут внутренних образов. Поэтому не удивительно, что они особенно любят ту часть главного урока, которая посвящена рассказу. Если в начале сдвоенного главного урока центральное место занимают музыка и речь, пробуждая в детях необходимую готовность к устной и письменной работе по теме эпохи, то в конце урока ученики погружаться в разворачивающийся ото дня ко дню рассказ учителя. Он формирует на главном уроке спокойный, созерцательный элемент, умиротворяющий возбужденных работой школьников.

Для того чтобы рассказ смог пробудить в детской душе живые образы, учитель, готовясь, должен предвос­хитить созидание образов. Упражнениями учитель достигает умения верно воссоздавать, например, сказку, и удачными ударениями или модификациями, внесенными в ход повествования, дифференцированно работать с разными темпераментами. Во всяком случае, он разовьет способность переводить дисциплинарные меропри­ятия в классе в естественно рожденные образы и рассказы и таким образом освоит предложенный Р. Штайнером жанр «педагогических историй». Прочитанный же по книге отрывок на этом фоне покажется бедным и скучным, ведь читающий вынужден направлять свою деятельность не на создание внутреннего образа, а на чтение текста. Само собой разумеется, во всяком преподавании бывают ситуации, когда чтение напрашива­ется. Учитель может и в этом приеме увидеть оправданное средство для того, чтобы достигнуть поставленной цели.

Большое значение имеет выбранный воспитателем или преподавателем стиль речи. Богатый словарный запас, проработанный выговор, а также умение так говорить в образах, чтобы затрагивались все «душевные чувства», могут создать в сердцах школьников такое богатство, которое окажется решающим для последую­щего формирования понятий. Мир рассказов своей тематикой и возникающей как следствие атмосферой способен придать учебному году с одной стороны целостный, с другой - совершенно особый, неповторимый характер.

Личное отношение учителя к материалу должно быть углубленным и позитивным. Он не сможет в 1 классе рассказывать о великанах и карликах и при этом придерживаться, «как всякий разумный человек», мнения, что это только абстрактные, «мыслительные построения». Наоборот, важно, чтобы рассказчик сумел сообщить детям настроение удивления.

Прежде чем мы ближе коснемся материала для отдельных классов, приведем обзорный перечень тем, предварив его единственным замечанием: разбираемые ниже примеры мыслились для детей, растущих в европейской культурной традиции. В других частях света можно найти сказки, саги и истории, соответству­ющие местным отношениям, и при этом обладают своим педагогическим воздействием на конкретный возраст.

Обзор

1 класс: сказки, природные истории в сказочном настроении

2 класс: басни, легенды, природные истории, сказки и легенды о растениях

3 класс: истории из Ветхого Завета

4 класс: германская мифология, германский героический эпос, Калевала

5 класс: греческая мифология, сказания о героях Греции (Илиада и Одиссея)

6 класс: сказания о героях Рима, средневековые предания, сцены из новой истории

7 класс: этнографические зарисовки, биографические рассказы эпохи великих географических открытий, Ренессанса и Реформации

8 класс: культуры различных народов, биографии ученых и инженеров-изобретателей, работавших в области медицины, физики, химии, поэтов, художников, политиков.

класс: Образный язык сказок

Первоклассник переходит из первого во второе семилетие. Начавшаяся смена зубов внешне знаменует завершение формирования строения и органов тела. Освободившиеся образующие силы предоставлены теперь в распоряжение процессам формирования представлений и памяти. После начавшейся смены зубов ребенок еще не совсем утвердился на земле, пока его родина - космос. Конечно первоклассник в течение семи лет в подражании проживал обычаи и привычки окружения, но все же он еще чувствует себя глубочайшим образом соединенным со своей душевной родиной, сокрытым в ней. Потому-то ребенок этого возраста так нуждается и так целостно впитывает полный образов язык сказок.

Едва ли существуют формы рассказа, сравнимые со сказками в верности повествования о происхождении и пути человеческой души, которые одновременно в такой степени укрепляют дремлющие в ней нравственные силы. Сказка - это всегда путь, выводящий и в прошедшее, и в настоящее, и в будущее. В тысячах обликов выступает перед нами королевский сын, покидающий отеческий замок. В поисках принцессы ему предстоит пройти через ряд тяжких испытаний. Покинутый дворец - это подобие расставания с лоном духовной родины, свадьба с принцессой - это обретение своего существа, своего Я.

Пример: в сказке о Гензеле и Гретель, в темный лес, где они теряются, детей заводит самолюбивая мать или мачеха (в разных вариантах по-разному). Сделанная из хлеба и покрытая пряниками избушка с окошка­ми из прозрачных леденцов сперва спасает их от голода и покинутости, но вкусные приманки оказываются делом рук ведьмы, ищущей их смерти. Только храбрый поступок Гретель избавляет брата и сестру от гибели. Ведьма сгорает в раскаленной печи. Дети, в награду за страдания, находят в ее доме жемчуга и драгоценные камни, которыми они набивают свои карманы, затем пускаются в путь и отыскивают дорогу домой.

Если эти образы толкуются как внешние, реально разыгрывающиеся события, тогда естественно возникает мысль о жестокости сказки. Если же оказываешься в состоянии распознать духовное содержание, скрываю­щееся за внешними картинами, то становится понятным, что речь здесь идет о шагах духовно-душевного развития, об испытаниях и преодолениях. Уход из родительского дома это образ завершения детского периода пребывания в божественном. Кто не помнит беспомощного блуждания в глухом лесу подростковых пережи­ваний, когда не видно ни одного выхода! Приманки ведьминого дома выступают там навстречу в древних, изживших себя способностях, в цепляний за легко доступные переживания, лишь видимо насыщающие, а по сути привязывающие и убивающие. Только преодолевая и разрушая эти ложные силы своей собственной волей, избегаешь душевной смерти. В награду освобожденным героям открываются все сокровищницы зна­ний, которые только могут быть постигнуты и обращены на пользу трезвым мышлением.

Подобные образы - это архетипы человечества. В одинаковой форме они выступили в народных сказках по всей земле в то время, когда сказки передавались из уст в уста и еще не записывались.

Сказки не требуют никаких объяснений. Первоклассники понимают их лучше чем взрослыми, которым их образный язык чужд, и которые потому ищут интерпретаций. И пусть сердечным намерением рассказчика будет оставить свои повествования - всех этих волков, медведей, ведьм - в мире внутренних образов, не убивая их внешним рассмотрением или объяснением. Кроме того внутренний образ в ребенке никак не может быть заменен на книжную иллюстрацию, не говоря уже о мультфильмах, которые скорее задерживают или даже разрушают переживание школьника. Под смертью в сказке никогда не понимается физическое умирание, ведь своими корнями сказка уходит в страну, что лежит по ту сторону пространства и времени, где нет ни рождения, ни смерти.

Поскольку образы и содержание сказок ближе всего душевной ситуации семилетнего ребенка, в первом классе они образуют фундамент преподавания. Но одновременно в задачу классного учителя входит пробуж­дение в ребенке любви к миру. Так всякая история, где вступают в диалог камни, растения, животные и люди, вызывает у огромное внимание ученика и образно предвосхищает некоторые темы последующих эпох.

Наши рекомендации