И 8 классы: народоведение и биографии нового времени

Школьник вступает в 13 и 14 годы своей жизни. С этого времени начинается его «земная зрелость» (пубертат). Начинает пробуждаться интерес ко всей земле и ее обитателям. Одновременно подросток как никогда чувствует себя оторванным от своего окружения и отброшенным в самого себя. Эта новая жизненная ситуация действует на него настолько обескураживающе еще и потому, что он чувствует связанные с ним ожидания осмысленных и ответственных поступков.

Тем самым он оказывается социально в новой ситуации, без уверенности и опыта смотря в будущее. Однако новорожденные индивидуальные душевные силы дают ему возможность противопоставить миру и окружаю­щим людям по-настоящему личный интерес и зрелую любовь. Учебный план считается с этим жизненным этапом, проводя подростка через школу выработки суждений, опирающихся на восприятие и наблюдение мира. Подходящий материал для этого предлагают такие новые предметы как химия, алгебра, учение о питании. В более широком смысле слова, школьники учатся работать с абстрактными понятиями.

На уроках истории в этом возрасте ученики проходят весь путь от начала нового времени до нашей современности, причем в 7 классе рассматриваются открытия, Ренессанс, Реформация и Французская рево­люция, а в 8 - индустриальная революция и народные судьбы последних столетий.

Жизнь других народов, выступающая в рассказах, открывает перед учеником новые горизонты. Он узнает, как народ справляется с природными и климатическими данностями - иначе говоря, с особенностями среды обитания - и как из этого вырастает социальная атмосфера. Бессознательно он переживает при этом свою собственную ситуацию. В то время как в 6 классе на переднем плане еще в большей мере стояли хозяйственные взаимоотношения, в 7-8 классах освещаются культурные факторы. Насколько по разному мыслят и действуют североамериканцы, африканцы или азиаты. Насколько непохожи жизненные цели и насколько иные духов­ные акценты.

Материалом для рассказов в 7 и 8 классах служат биографии, на конкретном историческом примере возмещающие недостаток жизненного опыта и показывающие, как сила индивидуальности способна создать нечто новое и повернуть жизнь в сторону добра и блага. Здесь можно искать и пути к более экономному преподаванию, углубляя географию и народоведение биографиями Христофора Колумба, Роберта Скотта, Давида Ливингстона, Генри Стенли, Фритьофа Нансена.

Одновременно с историческими открытиями на заре нового времени переоткрывается и сама Европа, - вместе с началом Ренессанса. Золотой фон в живописи сменяется глубокими ландшафтами. Взгляд художни­ков и зрителей с радостью возвращается к земле. Биографии Микельанжело и Леонардо показывают нам, как художники всю жизнь боролись за согласный с природой стиль живописания или ваяния, и как их произведе­ния, тем не менее, не потеряли своей одушевленности. Проснувшийся общечеловеческий интерес семиклас­сника с воодушевлением окунается в такие образы, и школьник решается даже на первые попытки копирования великих мастеров, собственным опытом достигая более глубокого взгляда на них.

Восьмиклассник начинает практически примериваться к отношениям, господствующим в современности. Он стоит на пороге юности, когда мир хочется не только пережить, но и понять. В центр его интересов попадают основатели техники, медицины, физики и химии. Вселяющие мужество примеры он находит в биографиях Джеймса Уатта, Георга Стефенсона, Рудольфа Дизеля, Томаса Эдисона, Вернера фон Сименса, Майкла Фарадея, Альфреда Нобеля, Юстуса Либига, Марии Кюри. Если на уроках истории мы представим ученикам причинно-следственные рассмотрения тех последствий, какие имела для жизни людей например индустриа­лизация, и должны будем рассказывать о нищете и войнах, то особенно важным будет, с другой стороны, рассказать о жизни таких людей, идеализм, храбрость и бескорыстие которых позволили взойти на небосклоне человечества новым ориентирам. Здесь подходят биографии Генриха Песталоцци, Генри Дунанта, Альберта Швейцера, Махатмы Ганди, Мартина Лютера Кинга.

Такие судьбы способны поддержать и насытить проснувшийся идеализм подростков и помочь им удержать­ся от сползания в пропасти современности.

Послесловие

На этом завершаются рассказы классного учителя. Мы проследили, как в течение первых 8 классов ребенок проводится от сказок, басен, легенд и преданий к реальному историческому материалу. И одновременно проводится с неба на землю, что соответствует его душевному развитию. В то же время он связывает себя с тем потоком, который лежит в основе нашей культуры и цивилизации. Тем самым ученик получил возмож­ность лучше понять мир и глубже связать себя с ним,- способность, которой как раз недостает в наше время многим молодым людям. Следствие такой потери - внутренняя пустота и растерянность.

Биографии выдающихся людей пробуждают душевную жизнь подростка и помогают понять самого себя и обрести предчувствие своей судьбы. На таких примерах он узнает, как можно стать скульптором и архитек­тором своей жизни, и при этом не оказаться внутренне парализованным такой интенсивной работой над собой.

Естественно, на протяжении этих 8 лет рассказы учителя все больше побуждают к самостоятельному чтению. Так что в конце всегда остается вопрос: сколько и как долго следует рассказывать?

Также как и в любом другом предмете и здесь есть две крайности слишком сухого и слишком пересыщен­ного изложения. И та и другая несут в себе негативные последствия, обсуждаемые в педагогических лекциях Рудольфа Штайнера.

Можно просто представить себе то состояние внутреннего ожидания хорошей истории, которое так и остается неудовлетворенным за переизбытком другого на первый взгляд важного содержания. Противополож­ность этому - страдание от необходимости слушать, когда интерес уже давно удовлетворен, и ноги и руки, исстрадавшиеся по движению, сами собой начинают просыпаться.

По второму поводу следует еще не терять из виду общую перегрузку восприятия как следствие жизни в сегодняшнем слишком техническом и электронном мире. Современные школьники плохо слушают, если только содержание или стиль непосредственно не тронут их. Однако успех здесь рождается только в конкрет­ной ситуации класса. Поэтому рассказ для рассказчика - это всегда диалог со слушателями, и ответ должен гласить: пока я способен затрагивать души школьников, я годен как рассказчик и преподаватель.

Наши рекомендации