Методическое сопровождение деятельности учителя истории в условиях перехода на ФГОС и введения историко-культурного стандарта
Тематика семинарских занятий по МО и В (по профилю «История»)
Семинар 1
Формирование современной модели школьного исторического образования
- Модель школьного исторического образования и пути её модернизации.
- Структура школьного обучения истории.
- Сравнительная характеристика линейной и концентрической структуры школьного исторического образования.
- Актуальные проблемы и подходы к определению целей современного исторического образования
- Квалификация учителя истории, учебная литература по истории в современной школе
Литература
1. Бельский Э. Как начать преподавать историю детям? (Вариант вводной беседы.). Преподавание истории в школе . – 2006.- №6.
2. Боголюбов Л.Н., Монахов В.М. История как учебный предмет в современной социокультурной ситуации в России // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2010. - №7.
3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Д. Конвенция о смыслах в историческом образовании (предисловие к словарю понятий и терминов современного исторического образования). Преподавание истории в школе . – 2008. -№ 6.
4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. – М., 2003. – С. 37-57, 61-99.
5. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Словарь понятий и терминов исторического образования. Преподавание истории в школе . – 2008.- № 7, 8, 10.
6. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Словарь понятий и терминов исторического образования. Преподавание истории в школе . – 2008. - № 1–3, 6, 8.
7. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника истории. – М.: Просвещение, 2015.
8. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю.Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. – М., 2012.
9. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии. - М.,1996.
10. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. - М.: Владос, 1999.- С.5-12.
11. Историко-культурный стандарт нового УМК по Отечественной истории. URL: http://rushistory.org/proekty/kontseptsiya-novogo-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-po-otechestvennoj-istorii/istoriko-kulturnyj-standart.html
12. Мостяева Л.В., Беляков А.В. Критерии экспертизы и формат программ элективных курсов. Примеры элективных курсов. // Преподавание истории в школе . – 2010. № 2.
13. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории.- М.: Владос, 2002.-Ч.1.-С.117-124.
14. Студеникин М.ТСовременные тенденции методики преподавания в школе.--Преподавание истории в школе . – 2014. -№1.
15. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. - М., Владос, 2000. - С.5-11.
16. Торкунов А.В. Состояние и задачи современного российского исторического образования. // Преподавание истории в школе . – 2010. - № 2.
Практическая работа №1
Класс | Исторический курс (История России / Всеобщая история) | Примеры уроков | Количество часов |
Семинар 2
Школьный учебник истории
- Основные структурные компоненты учебников и их функциональное назначение.
- Анализ учебника истории.
- Работа с учебником на уроках.
- Особенности учебников нового поколения.
- Зарубежные модели школьных учебников истории.
Литература
- Алексашкина Л.Н. Школьные учебники истории в период общественной трансформации: исторический и дидактический аспекты // Преподавание истории в школе . – 2014. №1.
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. – М., 2000. – С. 70-88.
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства. – М., 2000.- С.98-104.
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. – М., 2003. – С.175-189.
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Учебники истории – «хорошие» и «правильные» // История. 2001. № 36.
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю.Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. – М., 2012.
- Вяземский Е.Е.Историко-культурный стандарт, единый учебник истории и школьное историческое образование //Преподавание истории в школе . – 2013. №9.
8. Вяземский Е.Е. Тенденции развития методического аппарата школьных учебников истории в современной России // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2011. -№ 4.
- Грицевский И.М. Работа учителя с учебником при подготовке к уроку истории. – М.,1987.
- Грицевский И.М., Грицевская С.О. От учебника – к творческому замыслу урока. – М.,1990.
- Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей / Сост. Е.Е.Вяземский, О.Ю.Стрелова, М.В.Короткова, И.Н.Ионов. – М., 1997.
- Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. – М., 1999. – С. 69-77.
- Лукутин. А.А. О концепции и единых учебниках по истории России // Преподавание истории в школе . – 2013. №9.
- Морозов А.Ю. Учебники по истории: традиции и новации // Преподавание истории в школе . – 2007. - № 1.
- Несмелова М.Л.Реализация требований ФГОС в учебниках и УМК по истории для средней школы // Преподавание истории в школе . – 2014.-№1.
- Сафаров М.А. Работа школьников с учебником истории в V–VI классах. // Преподавание истории в школе . – 2006. №3.
- Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. – М., Владос, 2002. – С. 104-111.
- Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М., 2000. – С. 41-47.
- Учебник истории: старт в новый век // Преподавание истории в школе . – 2007. № 1
- Учебники нового поколения по истории и обществознанию // Преподавание истории в школе . – 2008.-№ 6.
- Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. – М., 1992.
- Шапарина. О.Н. Проблема единого учебника истории. Краткий обзор совещания ученых, деятелей образования, учителей истории в РАО. // Преподавание истории в школе . – 2013. - №9.
Практическая работа № 2
Проанализируйте один из школьных учебников истории по предложенной схеме
Авторы учебника
Название учебника
Учебное пособие для ____класса, по ___________структуре обучения
Выходные данные
Основной текст | Ссылки на стра-ницы учебника, примеры |
1. Какие виды текста использованы ? а) вводный б) информационный в) обобщающий г) заключительный | |
2. Какие приёмы изложения использованы? а) описание б) повествование в) объяснение г) проблемы изложения | |
3. Отличается ли текст информационной избыточностью? Как обозначен основной и дополнительный материал. | |
4. Каково соотношение фактического и теоретического материала? Насколько оно соответствует возрасту, познавательным возможностям учащихся и специфике данного курса истории? | |
Дополнительный текст | Ссылки на страницы учебника |
1. Какие виды текста представлены? а) познавательные б) научно-популярные в) документальные г) фрагменты из художественных произведений | |
2. Каково соотношение основного и дополнительного текста? | |
3. В каком виде школьникам предлагаются исторические документы (краткие, адаптированные тексты, выдержки, цитаты, развернутые тексты)? | |
Пояснительный текст | Ссылки на страницы учебника |
1. Какие виды текста использованы? а) постраничный словарь б) пояснение в скобках внутри текста в) подписи к иллюстрациям | |
2. Какая информация дается в пояснительном тексте к иллюстрациям а) название изображения б) время, место, автор изображения или его находки в) вид изображения | |
г) местонахождение и состояние в настоящее время (для документальных изображений) | |
Методический аппарат | Ссылки на страницы учебника |
1. Как расположены вопросы и задания, какую роль они играют в обучении? А) в начале темы, параграфа б) внутри основного текста в) после параграфа г) после темя, раздела, курса д) к иллюстрациям е) к документам | |
2. Какие вопросы и задания использованы? а) на воспроизведении информации б) на преобразование информации в) на творческую реконструкцию фактов г) на создание проблемных ситуаций | |
3. Какие виды таблиц предложены? а) хронологические б) синхронистические в) сравнительно – обобщающие г) конкретизирующие д) иллюстрированные | |
4. Какие инструктивно-методические материалы предложены, с какой целью? а) опорные схемы главы, параграфа б) планы-схемы для организации самостоятельной работы с учебником в) памятки-алгоритмы выполнения познавательных заданий г) тексты самоконтроля | |
Иллюстрированные материалы | Ссылки на страницы учебника |
1. Какие виды иллюстраций представлена а) изобразительные (учебные рисунки, репродукции, документальные изображения) б) условно-графические (карты, схемы, чертежи, линии времени) | |
2. Каково соотношение различных видов иллюстраций в учебнике? Как оно соответствует возрастным познавательным возможностям учащихся и специфике данного исторического курса | |
3. Существует ли связи между основным текстом и иллюстрированными материалами учебника? | |
Аппарат ориентировки | Ссылки на страницы учебника |
1. Где расположено оглавление? | |
2. Что в оглавлении помогает ориентировке школьников в структуре и содержании учебной книги? а) рубрикация б) Тематические символы в) необычные заголовки | |
3. Какие сигналы-символы используются для ориентировки в структуре основного текста, дифференциации познавательных заданий, обозначения их уровня сложности? | |
4. Какие виды выделения приняты в учебнике? Каковы принципы использования курсива, жирного шрифта, петита? | |
5. Какие виды указателей и словарей применяются в учебнике? а) даты б) понятия в) имена г) глоссарий | |
6. Какие задействованы форзац и нахзац книги? | |
7. Есть ли в учебнике библиография? Где и как она расположена | |
8. Какие материалы необходимые для самостоятельного изучения истории, дана в приложении. |
Семинар 3-4
Методическое сопровождение деятельности учителя истории в условиях перехода на ФГОС и введения историко-культурного стандарта
- Рабочая программа и КТП по истории: структура и содержание
- Составление рабочей программы.
- Составление тематического планирования.
Целью занятия является изучение принципов составления рабочей программы и тематического планированияпо истории; по ходу преподаватель показывает, что планирование помогает учителю намечать целостную систему уроков по большим темам и разделам программного материала. Необходимо на основе ознакомления с примерной учебной программой, учебно-методическим комплексом по истории и изучения конкретного содержания исторического материала в ходе практической работы научить составлятьуказанные документы.
Литература
1. Тематическое планирование курсов истории в основной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2015.- № 1-5.
2. Примерная основная образовательнвя программа образовательного учреждения / Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6400
3. Примерное тематическое планирование уроков истории / Режим доступа: http://www.school2100.ru/uroki/general/ist_old.php#tp
4. Стандарты второго поколения. Примерная программа основного общего образования по истории // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2010.- № 4-5.
5. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю.Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. – М., 2012.
6. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. – М.:Владос, 2000.
7. Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей / Сост. Е.Е.Вяземский, О.Ю.Стрелова, М.В.Короткова, И.Н.Ионов. – М., 1997.
Семинар 5
Анализ содержания учебного исторического материала
1. Исторические факты и их типология
2. Виды теоретических сведений на уроках истории
3. Соотношение фактов и теории в содержании исторического учебного материала
4. Основные приемы изложения фактического материала
5. Основные приемы изложения теоретического материала
6. Возможности мультимедиа при работе учебным содержанием на уроках истории
Литература
- Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе. М., 1984. – С. 129-143.
- Барг М.А. Категории и методы исторической науки. – М., 1984.
- Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. – М., 1968.
- Виноградова М.В.Интерактивная доска как инструмент формирования общеисторических понятий у учеников VI–VII классов // Преподавание истории в школе. – 2012.- № 1
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. – М., 1999. – С. 16-25.
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. – М., 2003. – С. 128-136.
- Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в школе. – М., 1988. – С.12-32.
- Гулыга А.В. Искусство истории. – М., 1980.
- Дайри Н.В. Основное усвоить на уроке. – М., 1987.
- Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей / Сост. Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, М.В. Короткова, И.Н. Ионова. – М., 1997. – С. 5-27.
- Кревер Г.А. Изучение теоретического содержания курсов истории в 5-9 классах. – М., 1990.
- Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. – М., 1982.
- Озерский И.З. Начинающему учителю истории. – М.,1989.
- Ракитов А.И. Историческое познание: системно-гносеологический подход. – М., 1982.
- Семенов В.В. Планирование курсов истории «линейка» и «концентры». К истории вопроса. // Преподавание истории в школе. – 2013.- № 10
- Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. - М., Владос, 2000. - С.60-87.
Семинар 6