Родителей (законных представителей) в условиях введения ФГОС ДО

Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлен на обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, к их структуре и результатам освоения.

Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости не только от уровня подготовленности педагогических кадров к работе в условиях введения и реализации ФГОС ДО, но и от степени вовлеченности родителей (законных представителей) к реализации новых стандартов, от тесного взаимодействия семьи и детского сада в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.

Данные методические рекомендации адресованы педагогическим и руководящим работникам системы дошкольного образования и родителям детей дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО), реализующих образовательные программы дошкольного образования.

Целью методических рекомендаций является оказание помощи педагогическим и руководящим работникам ДОО в обеспечении информирования родителей (законных представителей) по основным направлениям и приоритетам развития дошкольного образования, в том числе и ФГОС ДО.

Информационная работа – это системная целенаправленная работа, диалог субъектов взаимодействия, в процессе которого формируется понимание значимости новых преобразований, происходит осознание сопричастности каждого к полученным результатам.

Нужно, чтобы родители и общественность имели представление о том, каким должно быть образование вообще и в дошкольной организации в частности. К сожалению, часто эти представления бывают ошибочными, далекими от реальности, поэтому от качества информационной работы с общественностью во многом зависит комфортность взаимодействия с родителями, что позволяет корректно и деликатно исправлять имеющиеся ложные представления о Стандарте, воспитании, обучении и развитии детей в ДОО.

Важно не только информировать родительскую общественность, но и создавать переговорные площадки для того, чтобы согласовывать многочисленные вопросы реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Только в этом случае родители могут быть участниками (субъектами) образовательных отношений, принимающими участие в управлении и оценке качества дошкольного образования.

Обеспечение сотрудничества между ДОО и родителями может осуществляться самыми различными способами, одним из которых является включение самих родителей в создание информационных продуктов по реализации нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Содержание и форма информационных продуктов, а также способы представления напрямую зависят от целевой аудитории. Для информационной работы с общественностью по представлению работы по ФГОС ДО могут использоваться разнообразные формы продуктов: буклеты, фильмы, сообщения в СМИ, конкурсы и творческие отчеты детей, публичные доклады, информационная страница на сайте, презентации, стенды, плакаты и др.

В организации этой работы следует учитывать ряд особенностей самих информационных продуктов и способов их доведения до потребителя. Информационные продукты и услуги должны соответствовать следующим параметрам: полнота, своевременность, достоверность, доступность, защищенность, эргономичность, адресность, временные затраты на подготовку и использование информационного сообщения, оперативность, комфортность, эстетичность, современный дизайн, фирменный стиль и др.

В методических рекомендациях представлен материал по планированию работы, связанной с информированием родителей по вопросам введения и реализации ФГОС ДО; даны ответы на вопросы, которые чаще всего задают руководители и воспитатели ДОО: какие материалы размещать на сайте; какие результаты реализации ФГОС ДО представлять родительской общественности; какой программно-методический материал может быть ими востребован; какие информационные продукты использовать для представления результатов ФГОС ДО общественности; как организовать информационную работу с общественностью и многое другое.

Материал 1 раздела рекомендаций знакомит всех заинтересованных лиц с нормативно-правовыми документами, защищающими материнство и детство, определяющими права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей; раскрывает «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» в части привлечения родителей.

Во 2 разделе раскрыты основные и наиболее эффективные направления и формы сотрудничества семьи и ДОО в вопросах дошкольного образования.

В приложении представлены примерные планы работы органов управления в сфере образования муниципальных районов и городских округов, планы ДОО по информированию родителей (законных представителей), методические материалы по работе родительских клубов, круглых столов, перечень примерных тем для обсуждения с родителями по вопросам введения и реализации ФГОС ДО.

I раздел. Нормативно-правовые документы, регулирующие права и обязанности родителей в сфере образования.

Предлагаемый перечень нормативно-правовых документов:

– Конституция РФ.

– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014).

– Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ.

– Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

– Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Материнство, детство и семья стали находиться под защитой государства только с 15 сентября 1990 г., в соответствии с п.4 статьи 15 Конституции РФ. При этом подразумевается, что защита детей государством состоит в создании социально-экономических и правовых предпосылок для развития, воспитания и образования детей.

С целью дальнейшего развития и создания механизма реализации прав ребенка на развитие и образование, гарантированных Конституцией РФ, в Российской Федерации был принят целый ряд законодательных актов: Семейный кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Закон «Об образовании в Российской Федерации».

Семейный кодексРоссийской Федерации представляет собой документ, регулирующий вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции Российской Федерации и нового гражданского законодательства.

Раздел IV Семейного кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляет глава 12 «Права и обязанности родителей». В статье 63 данной главы оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, подчеркивается их ответственность за здоровье, образование, духовное и нравственное развитие ребенка. В целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов детей, предусмотренных Конституцией РФ, был принят ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» выделяется особая категория детей, нуждающихся в защите и помощи со стороны государства. Наряду с детьми-инвалидами, детьми-жертвами вооруженных и межнациональных конфликтов к этой категории относятся дети с отклонениями в поведении, а также те дети, чья жизнедеятельность оказалась нарушенной в результате сложившихся обстоятельств, и они не могут преодолеть данные обстоятельства сами или с помощью семьи.

В 4 статье Закона – «Цели государственной политики в интересах детей» впервые в российском законодательстве указано, что «государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности органов государственной власти РФ».

Вторая глава «Основные направления обеспечения прав ребенка в РФ» включает содержание, которое указывает на обязанность органов государственной власти, родителей и педагогов содействовать в реализации права на образование.

В законе «Об образовании в Российской Федерации» государством гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования как первого уровня общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно Закону, образование в дошкольном детстве может быть получено:

– в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

– вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования).

Если родители выбирают для получения образования своих детей организацию, осуществляющую образовательную деятельность, то они «встают» в «электронную очередь» в соответствии с предусмотренными для этого правилами. В тех случаях, когда ребенок будет получать образование в семье, родители в форме заявления обязаны информировать об этом органы местного самоуправления муниципального района или городского округа. При этом Законом допускается сочетание различных форм получения образования. Так, например, ребенок до пяти лет может получать образование в семье, а затем в организации, осуществляющей образовательную деятельность. При этом родителям важно обратить внимание на то, что государство готово финансировать не любое образование детей дошкольного возраста, а только то, которое они будут получать при реализации основной общеобразовательной программы (Ст.12ч.2, 3 ФЗ).

Разработка дошкольной организацией основной образовательной программы дошкольного общего образования осуществляется самостоятельно в соответствии:

– с федеральными государственными образовательными стандартами;

– с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (Ст.12, ч.5, 6, 7 ФЗ), с привлечением органов самоуправления (совета образовательной организации, попечительского, управляющего совета и др.), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательной организацией. В соответствии со статьей 33 закона «Об образовании в Российской Федерации» дети дошкольного возраста относятся к обучающимсяв зависимости от уровня осваиваемой ими образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации. Так, например, дети являются воспитанникамипри освоении основной образовательной программы дошкольного образования. Когда они получают образование по дополнительной общеразвивающей программе, то – учащимися.

Формы обучения детей дошкольного образования по основной образовательной программе определяются Стандартом. В соответствии с требованиями Стандарта, обучение детей должно осуществляться в «формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие» (раздел 1. пункт 4 Стандарта). Формы обучения по дополнительным образовательным программам определяются самостоятельно организацией, которая осуществляет образовательную деятельность. Обучение ребенка в детском саду, кроме фронтальных форм обучения, может осуществляться по индивидуальному учебному плану, который позволяет ребенку осваивать основную образовательную программу с учетом его особенностей и образовательных потребностей. При этом обучение по индивидуальному учебному плану может осуществляться только по той программе, которая реализуется в дошкольной образовательной организации. При этом для детей дошкольного возраста первый уровень общего образования не является обязательным и не подлежит промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Особый интерес для родителей представляет статья 44 «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся». Согласно этой статье закона, родители имеют преимущественное правоперед другими лицами на обучение и воспитание детей, на защиту их прав и законных интересов.

В соответствии с 44 статьей закона «Об образовании в Российской Федерации» родители получают юридическое право на то, чтобы познакомиться:

– с уставом, лицензией, свидетельством о государственной аккредитации, учебно-

программными материалами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

– с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания,

образовательными технологиями;

– с информацией обо всех видах планируемых обследований ребенка (психологических, психолого-педагогических), имеют право принимать решение относительно участия ребенка в таких обследованиях;

– с результатами проведенных обследований ребенка.

Согласно выдвигаемым в этой статье закона требованиям, родители обязаны:

– обеспечить получение детьми первого уровня общего образования;

– знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса и высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания детей;

– присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, при обсуждении результатов обследования и вынесении заключения;

– соблюдать правила внутреннего распорядка, требования локальных нормативных актов, предусмотренных образовательной организацией;

– уважать честь и достоинство детей и работников организации, осуществляющей

образовательную деятельность;

– участвовать в управлении организации, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями обязанностей, предусмотренных законом «Об образовании в Российской Федерации» и другими законами, родители несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ. Таким образом, становится очевидным, что участие родителей в реализации основной образовательной программы дошкольного образования является серьезным и ответственным для них делом, требующим определенной компетентности. В связи с этим предлагаем родителям более подробно познакомиться с моделями реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, реализуемый дошкольными образовательными организациями с 01.01.2014 г., представляет собой трехсторонний общественный договор между семьей, обществом, государством. Родители (законные представители) обучающихся становятся субъектами образовательного процесса, непосредственно участвующими в ходе его проектирования и реализации. Согласно требованиям ФГОС ДО (пункт 3.) «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования»:

– необходимо создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

– обеспечить поддержку родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

– наладить взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

II раздел. Основные направления, формы организации совместной работы с родителями по освоению требований ФГОС ДО.

Задачи совместной работы ДОО и родителей (законных представителей) воспитанников:

1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

2. Объединить усилия семьи и ДОО для развития и воспитания детей.

3. Создать атмосферу взаимопонимания родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов ДОО, общности их интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

5. Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях.

Основные направления организации совместной работы ДОО и родителей (законных представителей):

1. Изучение родительских мнений, потребностей, запросов в отношении качества образовательных услуг, предоставляемых образовательной организацией: анкетирование, экспертные оценки, социологические опросы, мониторинги и т.п.

2. Психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей): повышение педагогической и психологической грамотности; знакомство с концептуальными основами построения ФГОС ДО и программно-методическими комплектами, реализуемыми в образовательной организации.

3. Повышение правовой культуры родителей (законных представителей): изучение нормативных документов, оказание помощи в грамотном применении существующих документов на практике.

4. Становление ценностей здорового образа жизни в семье: пропаганда здорового образа жизни; профилактика возникновения вредных привычек и наклонностей, определение негативных факторов риска для здоровья детей; формирование положительного отношения к физической культуре и спорту.

5. Управление образовательной организацией, образовательным процессом: участие в работе советов различного уровня (управляющий, попечительский; родительский комитет, клубы, объединения); участие в проектировании основной образовательной программы образовательной организации; материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

6. Организация культурно-досуговой, учебно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся: массовые мероприятия с родителями (законными представителями), организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся, проведение открытых мероприятий для родителей (законных представителей), участие в подготовке совместных проектов.

Формы взаимодействия ДОО и семьи:

1. Информационно-аналитические формы: анкетирование, опрос, интервью, беседа.

2. Познавательные формы: практикум, лекция, дискуссии, круглый стол, симпозиум, дебаты, конференция, общее собрание, вечера вопросов и ответов, родительские вечера, родительские чтения, родительский тренинг, педагогическая беседа, семейная гостиная, клуб для родителей, дни добрых дел, дни открытых дверей, ознакомительные дни, эпизодические посещения, деловые игры.

3. Досуговые формы: праздники, утренники, мероприятия. Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи, совместные походы и экскурсии.

4. Письменные формы: еженедельные записки, неформальные записки, личные блокноты, дневники, папки, письменные отчеты о развитии ребенка.

5. Наглядно-информационные формы: информационно-ознакомительные и информационно-просветительские.

III раздел. Приложения.

Приложение 1.

Примерные темы для обсуждения с родителями:

– Инновационные подходы к (или особенности) организации развивающей предметно-пространственной среды как фактора социализации ребенка.

– Государственно-общественное управление в условиях введения ФГОС ДО

или Участие органов государственно-общественного управления в реализации ФГОС ДО.

– Современные подходы к мониторинговым исследованиям результатов освоения ООП ДО в законе РФ «Об образовании», Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

– Нормативно-правовая база, обеспечивающая введение и реализацию федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования или Нормативные документы – новые возможности развития дошкольного образования.

– Целевое повышение профессиональной компетентности педагогических работников системы дошкольного образования в условиях перехода на новые государственные образовательные стандарты, подготовка и переподготовка педагогических кадров.

– Взаимодействие семьи и детского сада по организации развивающей предметно-развивающей среды.

– Современная модель образовательной деятельности в ДО.

– Классификация форм образовательной деятельности.

– Игра-основа обучения или самостоятельная свободная деятельность детей.

– Что и как читать детям.

– Потребность ребенка в движении – основа его физического развития.

– Соревновательные отношения между детьми: за и против.

– Развивающая предметно-пространственная среда – важное средство образования дошкольников.

– Анализ индивидуально-личностных особенностей детей дошкольного возраста.

– Программно-методическое и дидактическое обеспечение дошкольного образования, рекомендованные родителям для использования, повышения эффективности реализации стандартов дошкольного образования.

– Современные технологии воспитания, обучения, развития дошкольников (в т.ч. дистанционные и электронные).

– Участие родителей (законных представителей) в мероприятиях регионального, муниципального и федерального уровней совместно с воспитателями (публикации, конкурсы, конференции, проектная деятельность и др.).

– Модель реализации родителями ООП ДО вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного воспитания).

– Формы и методы развития у детей дошкольного возраста эмоциональной и мотивационно-волевой сферы, коммуникативных навыков в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО.

– Совместная деятельность (партнерская) взрослых и детей по реализации ООП ДО.

– Культурные практики детей дошкольного возраста: игра, продуктивная познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы и т.д.

– Что такое личностно развивающий и гуманистический характер взаимодействия.

– Защита прав и достоинств маленького ребенка в семье.

– Взаимодействие ДОО и семьи по вопросам воспитания физически и психически здорового ребенка.

– Сохранение здоровья – один из результатов реализации ФГОС ДО.

– Воспитание семейных ценностей.

– Права и обязанности родителей в соответствии с ФГОС ДО.

Приложение 2

Примерные планы информационного сопровождения

План работы с родителями по вопросам введения ФГОС ДО

Формы и тема сроки группа
1. Информирование родителей о введение ФГОС ДО. – на групповых собраниях ДОУ – на общем собрании ДОУ: «Игра – основа ФГОС ДО» Сентябрь Все группы
2. Информирование родителей о введение ФГОС ДО через наглядную информацию (доступную для родителей): «Что такое ФГОС ДО?» Октябрь Все группы
3. Информирование родителей о введение ФГОС ДО на сайте ДОУ В течение года  
4. Знакомство родителей на групповых собраниях с образовательными областями по ФГОС ДО Ноябрь Все группы
5. Знакомство родителей с ООП ДО и ее обсуждение. Январь Все группы
6. Знакомство родителей с целевыми ориентирами дошкольного образования Февраль Все группы
7. Мини-эссе родителей «Что для меня ФГОС ДО?» Март Все группы
8. Совместное создание развивающей предметно-пространственной среды в группах В течение года Все группы
9. Совместные выставки, праздники и развлечения В течение года Все группы
10. День открытых дверей для родителей. Посещение НОД Апрель Все группы

План 3

План работы по информированию родителей по введению ФГОС

Форма работы Направления работы Мероприятия
  «Клуб современного родителя» 1. Нормативно-законодательная база современной дошкольной организации   – «– Дошкольное образование на современном этапе», выступление руководителя дошкольной организации на общем родительском собрании. – – Публикация выступления руководителя на сайте ДО. – Выпуск информационного листа для родителей «Новости в дошкольном образовании»
2. Целевые ориентиры в дошкольном образовании 1.Конференция «Педагоги и родители: наши цели в развитии дошколят». 2.Выпуск информационного листа «Наши ориентиры в образовании дошколят»
3. Содержание образовательной деятельности в свете введения ФГОС 1. День открытых дверей «Успехи наших дошколят»: – показ образовательной деятельности с детьми, – экскурсия для родителей по ознакомлению с развивающей средой детского сада. 2. Мастер-класс для родителей «Создаем игровую среду совместно с ребенком». 3. Круглый стол «Пути сотрудничества педагогов родителей»

План 4

План работы по информированию родителей

Методические материалы

Клуб современных родителей

Цель работы клуба: обеспечение сотрудничества между семьей и ДОО в реализации ФГОС ДО и основной образовательной программы ДОО.

Прежде чем пригласить родителей принять участие в работе Клуба современных родителей, им выдается памятка, которая позволит получить первоначальное представление о ФГОС ДО.

Памятка для родителей

Уважаемые родители!

17 октября 2013 года Совет Министерства образования и науки Российской Федерации утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Приказ вступил в силу с 01 января 2014 года.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.

Что должно измениться в работе дошкольных образовательных учреждений?

Разработчики Стандарта заложили в документе несколько принципов, из которых самый главный – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека.

Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через ведущий вид детской деятельности — игру.

На основе стандарта дошкольного образования будут утверждены программы и программно-методическое обеспечение. Сейчас детский сад работает по программам, которые еще не вошли в реестр утвержденных федеральных программ системы образования. С учетом примерных федеральных программ будет разработана собственная образовательная программа. Каждый родитель может познакомиться с ее содержанием в детском саду.

Введение ФГОС идет поэтапно: сейчас все дошкольные учреждения живут в переходном периоде. В течение 2014 года будут уточнены и изменены некоторые положения документа, и уже с 2015 года ФГОС дошкольного образования будет внедряться в каждом российском детском саду.

ФГОС дошкольного образования состоит из трех требований: к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, к условиям реализации программы и к результатам освоения программы дошкольного образования.

Стандарт не допускает никаких оценок, проведения промежуточной и итоговой аттестации детей, экзаменов. Документом определены лишь целевые ориентиры: это социально-нормативные и психологические характеристики детей определенных возрастных групп, такие как инициативность и самостоятельность, уверенность в себе, развитое воображение, творческие способности в рисовании, развитая крупная и мелкая моторика руки, способность к волевым усилиям, любознательность. Целевые ориентиры являются ориентирами для педагогов в целях решения задач профессиональной деятельности и формирования программы и ориентирами для родителей.

Чтобы быть в курсе изменений, происходящих в системе образования, в дошкольном учреждении, предлагаем познакомиться с разделом ФГОС на сайте дошкольного учреждения

В работе клуба принимают участие педагоги и родители разных возрастных групп. Их объединяет заинтересованность, активность, стремление принимать участие в образовательном процессе дошкольного учреждения. Заседания Клуба проводятся в разных формах. Это могут быть семинары, круглые столы, мастер-классы, дискуссии.

I часть.Ответы на вопросы родителей.

Вопросы:

– Чем отличается ФГОС ДО от ФГТ?

– Каковы новые требования к образовательной деятельности в дошкольной организации?

– Какие нормативные документы сопровождают внедрение ФГОС ДО.

– Каковы сроки реализации ФГОС ДО?

– Роль родителей (законных представителей) в реализации ФГОС До и ООП ДОО.

http://d10116.edu35.ru/

II часть. Круглый стол«Пути сотрудничества педагогов и родителей в реализации ФГОС ДО, ООП дошкольного образования».

Цель: поиск оптимальных вариантов организации взаимодействия педагогов и родителей в рамках воспитания и развития дошкольников в соответствии со стандартом.

Участники: родители, педагоги, администрация.

План мероприятия:

1. Современный взгляд на роль родителей в воспитании детей (заведующий ДОО).

2. Образовательная деятельность в дошкольной организации (заместитель заведующего по ВМР).

3. Диалог педагогов и родителей; общение в подгруппах.

Тезисы выступления

Тезисы выступления

«Образовательная деятельность с детьми в детском саду».

Организация образовательной деятельности в дошкольном учреждении направлена на обеспечение развития личности ребенка, его способностей и мотивации к освоению новых знаний, умений в различных видах деятельности.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, определены следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:

Ÿ социально-коммуникативное развитие,

Ÿ познавательное развитие,

Ÿ речевое развитие,

Ÿ художественно-эстетическое развитие,

Ÿ физическое развитие.

Для обеспечения целенаправленной работы по освоению данных образовательных областей, в детском саду с детьми организуются разные формы работы: игры, эксперименты, экскурсии, беседы, досуги и т.д.

Каждая образовательная область реализуется в следующих видах деятельности:

▪Игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры), коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними); восприятие художественной литературы и фольклора; самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); конструирование из разного материала, (включая, конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал); изобразительная (рисование, лепка, аппликация).

▪Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах); двигательная (овладение основными движениями).

Работа в подгруппах

Мы предлагаем сегодня совместно с вами в форме активного диалога найти оптимальные пути нашего плодотворного взаимодействия. Для этого Вам необходимо выбрать виды детской деятельности, в которых Вы хотели бы принять личное участие. По выбранным видам предлагаем Вам объединиться в группы. Педагоги нашего детского сада в каждом виде деятельности обсудят с Вами формы работы. Ваша задача – выбрать наиболее интересную для Вас и Вашего ребенка.

(На основе обсуждения определяется конкретное участие родителей в мероприятиях группы, сада. Педагог каждой подгруппы озвучивает выбор родителей).

Вывод.

Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса, прежде всего, дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое – они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться. Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.

Детство – это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. И наша общая задача – максимально насытить дошкольный период в жизни ребенка.

Приложение 4

Литература

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014);

2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ//сост.: А. А. Кельцева, О. О. Маловицина, Н. А. Наххас. – М.:

ЭКСМО, 2013. – 716 с.

3. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038).

4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

5. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М., 2009.

6. Андреева Т.В. Психология семьи: учебное пособие. – СПб: Речь, 2010.

7. Андреева Н.А. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста: дисс. канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2005. – 193 с.

8. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М., 2001.

9. Гайдадина И.И. Повышение уровня физической культуры детей 5-6 лет на основе интенсификации совместной с родителями физкультурно-спортивной деятельности: дисс. канд. пед. наук. – Краснодар, 2010. – 270 с.

10. Глушкова Г.В. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по оптимизации физкультурно-оздоровительной работы с детьми 5–7 лет в условиях групп кратковременного пребывания: дисс. канд. пед. наук. – М., 2003. –185 с. – С. 105.

11. Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. – М.: АРКИ, 2004. – 80 с.

12. Давыдова О.И., Работа с родителями в детском саду (этнопедагогический подход): учебное пособие. – Барнаул: Издательство БГПУ, 2003. – 160 с.

13. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

14. Данилина Т.А. Взаимодействие дошкольных образо

Наши рекомендации