Древнегреческая трагедия

Еврипид «Медея», «Ипполит».

Римская трагедия. Сенека «Федра».

1. Новаторская роль Еврипида в античной драматургии.

2. Анализ трагедии «Медея»:

а) миф и отступление от традиционной мифологической формы;

б) образ главной героини, особенности трагического конфликта.

3. Анализ трагедии «Ипполит»:

а) как трансформируется в трагедиях Еврипида комплекс «трагической вины»?

б) образы богов в трагедии Еврипида, их функции.

4. Интерпретация мифологического сюжета в трагедии Сенеки «Федра», отражение в ней философии стоицизма.

Тексты

Еврипид. Медея. Ипполит (любое издание, любой перевод).

Сенека. Федра (любое издание, любой перевод).

Исследования

Беляев Д.Ф. К вопросу о мировоззрении Еврипида. — Казань, 1978.

Гончарова Т.В. Еврипид. — М.,1986.

Занятие 7

Древнеаттическая комедия Аристофана

1. Происхождение древней аттической комедии и особенности ее структуры

2. Эпоха Аристофана в зеркале его комедий:

1) тема войны и мира в комедиях Аристофана («Ахарняне», «Мир», «Лисистрата»),

2) тема власти и народа («Всадники»),

3) философские и педагогические идеи времени («Облака»).

3. «Лягушки» Аристофана. Мастерство комедиографа:

1) условно-фантастический характер фабулы,

2) пародийный элемент в комедии, гротеск и карикатура образов,

3) агоны и их роль в понимании эстетической позиции автора,

4) функции и образ хора.

4. Значение Аристофана в истории европейской комедийной традиции.

Тексты

Аристофан. Всадники. Облака. Лягушки.

Исследования

Головня В.В. Аристофан. — М.,1955.

Соболевский С.И. Аристофан и его время. — М.,1957.

Штейн А.Л. Веселое искусство комедии. — М.,1990.

Ярхо В.Н. Аристофан. — М.,1954.

Боннар А. Смех Аристофана // Боннар А. Греческая цивилизация. —М.,1994, Т.2. Гл. VIII.

Ярхо В., Полонская К. Античная комедия. — М.,1979.

Вопросы для углубленного изучения фрагментов текста изучаемых

художественных произведений

«Облака» (Эписодий VII и VIII. Агон II)

1. Как в приведенных диалогах проявляется софистический принцип аргументации?

2. Как при этом меняются положение и роль главного героя?

3. Какова в эписодиях роль хора?

«Лягушки» (Агон)

1. Как проявляется в приведенном фрагменте структурное назначение агона?

2. Почему комедия содержит большой, разросшийся агон?

3. Какова в агоне роль бога театра Диониса?

4. Какие слабые места усматривают спорящие драматурги в прологах друг у друга?

5. Какую взаимную оценку получают у них хоровые партии?

6. В чем вы видите роль хора в трагедии и комедии?

7.

Гаспаров М.Л. «Занимательная Греция». М.,1995. С.195 – 198.

Прочтите статью «Комедия судит трагедию» из книги М. Гаспарова

«Занимательная Греция». Подумайте над вопросами:

1. Почему комедия «судит» трагедию, а не наоборот? Как это связано со спецификой жанров?

2. Каков критерий оценки драматургии Эсхила и Еврипида, с которым соглашаются оба поэта?

3. Как оценивается драматургия Эсхила и Еврипида со стороны содержания и формы?

4. Какова эстетическая позиция самого автора? Каким образом она выражена в комедии?

А. Боннар. Смех Аристофана

Ознакомьтесь с суждениями об Аристофане и своеобразии его комедий известного швейцарского ученого А.Боннара , автора знаменитого труда «Греческая цивилизация». Опираясь на прочитанный текст, ответьте на вопросы :

1. Приведите примеры из комедий Аристофана, свидетельствующие о «земледельческих» симпатиях автора.

2. Какие из аристотелевских героев, на ваш взгляд, подходят под определение А.Боннара – «персонажи-гибриды»?

3. Подтвердите наблюдениями над текстом аристофановских комедий, что его комедия и сатирична и лирична.

Занятие 8

Римский эпос. «Энеида» Вергилия

1. Мифологическая основа поэмы. Идеологическое значение мифа об Энее для эпохи императора Августа.

2. Синтез мифа и истории в поэме. События и лица римской истории и способы их введения в текст поэмы.

3. Морские странствия героя. Эней и Одиссей.

4. Четвертая книга поэмы. Эней и Дидона.

5. Шестая книга поэмы, ее роль в развитии истории героя.

6. Италийский период деятельности героя. Эней как человек судьбы.

7. Вергилий и Гомер. Своеобразие эпоса Вергилия.

Тексты

Публий Вергилий Марон. Энеида.

Исследования

Гаспаров М. Вергилий – поэт будущего //Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида.— М.,1979.

Ошеров С.А. История, судьба и человек в «Энеиде» Вергилия //Античность и современность. — М.,1972. С.317-329.

Топоров В. Эней – человек судьбы. — М.,1993.

Шервинский С. Вергилий и его произведения // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида.— М.,1971.

Вопросы для углубленного изучения фрагментов текста изучаемых

художественных произведений

«Энеида». Книги IV и VI

Ответьте на поставленные вопросы:

1. Насколько различно отношение героев к предстоящей разлуке?

2. Как приведенный диалог характеризует индивидуальность героев и намечает дальнейший ход событий?

3. Какую роль в VI кн. «Энеиды» играют Сивилла и золотая ветвь?

4. Какой образ времени и пространства создает Вергилий с целью воплощения идеи метемпсихоза?

5. Как устами Анхиза определяется историческая миссия римского народа?

6. Какую роль «путешествие в Аид» играет в общей истории героя?

Наши рекомендации