Древнегреческая трагедия
Еврипид «Медея», «Ипполит».
Римская трагедия. Сенека «Федра».
1. Новаторская роль Еврипида в античной драматургии.
2. Анализ трагедии «Медея»:
а) миф и отступление от традиционной мифологической формы;
б) образ главной героини, особенности трагического конфликта.
3. Анализ трагедии «Ипполит»:
а) как трансформируется в трагедиях Еврипида комплекс «трагической вины»?
б) образы богов в трагедии Еврипида, их функции.
4. Интерпретация мифологического сюжета в трагедии Сенеки «Федра», отражение в ней философии стоицизма.
Тексты
Еврипид. Медея. Ипполит (любое издание, любой перевод).
Сенека. Федра (любое издание, любой перевод).
Исследования
Беляев Д.Ф. К вопросу о мировоззрении Еврипида. — Казань, 1978.
Гончарова Т.В. Еврипид. — М.,1986.
Занятие 7
Древнеаттическая комедия Аристофана
1. Происхождение древней аттической комедии и особенности ее структуры
2. Эпоха Аристофана в зеркале его комедий:
1) тема войны и мира в комедиях Аристофана («Ахарняне», «Мир», «Лисистрата»),
2) тема власти и народа («Всадники»),
3) философские и педагогические идеи времени («Облака»).
3. «Лягушки» Аристофана. Мастерство комедиографа:
1) условно-фантастический характер фабулы,
2) пародийный элемент в комедии, гротеск и карикатура образов,
3) агоны и их роль в понимании эстетической позиции автора,
4) функции и образ хора.
4. Значение Аристофана в истории европейской комедийной традиции.
Тексты
Аристофан. Всадники. Облака. Лягушки.
Исследования
Головня В.В. Аристофан. — М.,1955.
Соболевский С.И. Аристофан и его время. — М.,1957.
Штейн А.Л. Веселое искусство комедии. — М.,1990.
Ярхо В.Н. Аристофан. — М.,1954.
Боннар А. Смех Аристофана // Боннар А. Греческая цивилизация. —М.,1994, Т.2. Гл. VIII.
Ярхо В., Полонская К. Античная комедия. — М.,1979.
Вопросы для углубленного изучения фрагментов текста изучаемых
художественных произведений
«Облака» (Эписодий VII и VIII. Агон II)
1. Как в приведенных диалогах проявляется софистический принцип аргументации?
2. Как при этом меняются положение и роль главного героя?
3. Какова в эписодиях роль хора?
«Лягушки» (Агон)
1. Как проявляется в приведенном фрагменте структурное назначение агона?
2. Почему комедия содержит большой, разросшийся агон?
3. Какова в агоне роль бога театра Диониса?
4. Какие слабые места усматривают спорящие драматурги в прологах друг у друга?
5. Какую взаимную оценку получают у них хоровые партии?
6. В чем вы видите роль хора в трагедии и комедии?
7.
Гаспаров М.Л. «Занимательная Греция». М.,1995. С.195 – 198.
Прочтите статью «Комедия судит трагедию» из книги М. Гаспарова
«Занимательная Греция». Подумайте над вопросами:
1. Почему комедия «судит» трагедию, а не наоборот? Как это связано со спецификой жанров?
2. Каков критерий оценки драматургии Эсхила и Еврипида, с которым соглашаются оба поэта?
3. Как оценивается драматургия Эсхила и Еврипида со стороны содержания и формы?
4. Какова эстетическая позиция самого автора? Каким образом она выражена в комедии?
А. Боннар. Смех Аристофана
Ознакомьтесь с суждениями об Аристофане и своеобразии его комедий известного швейцарского ученого А.Боннара , автора знаменитого труда «Греческая цивилизация». Опираясь на прочитанный текст, ответьте на вопросы :
1. Приведите примеры из комедий Аристофана, свидетельствующие о «земледельческих» симпатиях автора.
2. Какие из аристотелевских героев, на ваш взгляд, подходят под определение А.Боннара – «персонажи-гибриды»?
3. Подтвердите наблюдениями над текстом аристофановских комедий, что его комедия и сатирична и лирична.
Занятие 8
Римский эпос. «Энеида» Вергилия
1. Мифологическая основа поэмы. Идеологическое значение мифа об Энее для эпохи императора Августа.
2. Синтез мифа и истории в поэме. События и лица римской истории и способы их введения в текст поэмы.
3. Морские странствия героя. Эней и Одиссей.
4. Четвертая книга поэмы. Эней и Дидона.
5. Шестая книга поэмы, ее роль в развитии истории героя.
6. Италийский период деятельности героя. Эней как человек судьбы.
7. Вергилий и Гомер. Своеобразие эпоса Вергилия.
Тексты
Публий Вергилий Марон. Энеида.
Исследования
Гаспаров М. Вергилий – поэт будущего //Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида.— М.,1979.
Ошеров С.А. История, судьба и человек в «Энеиде» Вергилия //Античность и современность. — М.,1972. С.317-329.
Топоров В. Эней – человек судьбы. — М.,1993.
Шервинский С. Вергилий и его произведения // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида.— М.,1971.
Вопросы для углубленного изучения фрагментов текста изучаемых
художественных произведений
«Энеида». Книги IV и VI
Ответьте на поставленные вопросы:
1. Насколько различно отношение героев к предстоящей разлуке?
2. Как приведенный диалог характеризует индивидуальность героев и намечает дальнейший ход событий?
3. Какую роль в VI кн. «Энеиды» играют Сивилла и золотая ветвь?
4. Какой образ времени и пространства создает Вергилий с целью воплощения идеи метемпсихоза?
5. Как устами Анхиза определяется историческая миссия римского народа?
6. Какую роль «путешествие в Аид» играет в общей истории героя?