Подборка материалов к уроку Памяти (1-4классы)

1. Фрагмент урока по теме:«И помнит Донбасс спасенный…»

Цель урока: воспитывать чувство уважения к героическому прошлому своей Родины, чувство патриотизма; развивать информационную, коммуникативную, творческую и другие компетенции.

Оборудование и материалы: песни военных лет, кадры кинохроники «Твои освободители, Донбасс», стихотворения, вырезки из газет.

Ход урока

1-й чтец читает стихотворение «Твои освободители, Донбасс».

Великий праздник на земле сегодня!

Не надо лишних слов и лишних фраз,

Как шли с боями, шли в пыли походной

Твои освободители, Донбасс!

Героев тех навеки поименно

Суровая история хранит…

К родной земле склоняем мы знамена,

На всю планету им салют гремит!

Учитель. Вражеские войска зашли на территорию Донбасса 20 октября 1941 года. 21 октября Донецк и Макеевка были оккупированы. Завершилась оккупация 8 сентября 1943г. Именно в этот день Донбасс был освобожден от немецко-фашистских захватчиков, и с тех пор в шахтерском регионе отмечают его с особым уважением и трепетом. Остановитесь на мгновение на цифре 73, ее легко написать и произнести. А прожить? 8 сентября 1943г. – это день торжества и памяти, гордости и скорби, праздник освобождения донбасских сел и деревень от фашистских захватчиков. Живет людская память, не стареет она с годами, не тускнеет. Она стучится в наши сердца звонами колоколов, пеплом концлагерей, солдатскими обелисками. Без памяти о прошлом нет будущего. Наш урок Памяти - это лишь маленькая частица большого уважения к погибшим героям и ветеранам войны.

(во время слов ведущего на экране мелькают кадры военных лет)

2-й чтец(отрывок из стихотворения «Освободителям Донбасса» Д.Палий)

Мы помним 43-ий год,

Когда израненный народ,

Ночами не смыкая глаз,

Боролся за родной Донбасс.

Шла жесточайшая война,

На битву встала вся страна.

Прошло с тех пор немало лет-

Событиям тем забвенья – нет!

Ведущий. В 1943г. наши доблестные воины сломили хребет фашистскому зверю.

«Год 43-ий и годы борьбы всенародной.

Даже пылью времен затянуть эту рану нельзя,

Понималась страна и на фронт уходила почетно,

Получала в бою ордена…

Звучит песня «Священная война…» (сл. Лебедева-Кумача, муз. А.Александрова )

Чтец. В годы Великой Отечественной войны Донецк сформировал шахтерскую дивизию, каждого третьего своего жителя послал на строительство оборонных сооружений. Оставленные в тылу врага партизаны и подпольщики вели борьбу с оккупантами. Их девизом был лозунг «Где бы ни появился враг, он должен найти себе могилу». В Донецкой области действовало 180 партизанских отрядов, за время оккупации партизаны провели 600 боевых операций, уничтожено свыше 10-ти тысяч фашистских солдат.

Чтец.Стихи А. Твардовского « Война…»

Война - жесточе нету слова.

Война - печальней нету слова.

Война - светлее нету слова.

В тоске и славе этих лет

И на устах у нас иного

Еще не может быть и нет…

Учитель. Мы всегда будем помнить ветеранов, людей, прошедших длинными дорогами войны…

Вас все меньше и меньше,

Надвигаются годы,

Вы из той, из двужильной,

Из солдатской породы!

В трудных снах оживая,

Бьет метель фронтовая,

Вся в рубцах и ожогах-

Ваша память живая.

Чтец. («Ветеран» ученик с медалями)

Нас с каждым годом остается меньше,

Прошедших сквозь свинцовый ад.

Благословляю сыновей и женщин

Сажать цветы, выращивать внучат.

Сажать, растить! Но не затем, чтоб снова

Все это стало жертвами войны,

А чтоб встречалось это проклятое слово

Лишь в словаре огромной толщины…

(звучит песня «Журавли» Расула Гамзатова).

Учитель. Пусть тепло и спокойно будет их душам от этого маленького света. Дорогие наши ветераны! Мы низко кланяемся Вам за Ваш немеркнущий подвиг, за самопожертвование, за стойкость, мужество, выносливость, веру, несгибаемость и скромность! Ваша юность была опалена жестоким огнем сражений! Мы будем помнить об этом! (кадры «Идут ветераны»)

Чтец. Ветераны! Носите ордена,

Они Вам за Победу,

За раны Ваши честные даны.

Носите ордена!

В них теплоты рассветы,

Что отстояли Вы в окопах той войны.

Носите ордена и в праздники и в будни,

На строгих кителях и пиджаках.

Носите ордена, чтоб видели Вас люди,

Вас, вынесших войну на собственных плечах!

(на фоне кадров с изображением памятников нашим освободителям, Вечного огня и др.»)

Учитель. Нам нужен мир – тебе и мне, и всем на свете детям.

И должен мирным быть рассвет,

Который завтра встретим.

Нам нужен мир, трава в росе,

Улыбчивое детство,

Нам нужен мир, прекрасный мир,

Полученный в наследство!

Ссылка к данному уроку представлена по адресу: http://5fan.ru/wievjob.php?id=60198

Ребусы

Капитан

Подборка материалов к уроку Памяти (1-4классы) - student2.ru

Памятник

Подборка материалов к уроку Памяти (1-4классы) - student2.ru

Парад Победы

Подборка материалов к уроку Памяти (1-4классы) - student2.ru

Солдат

Подборка материалов к уроку Памяти (1-4классы) - student2.ru

Столица

Подборка материалов к уроку Памяти (1-4классы) - student2.ru

Кроссворды

            8          
    7   2              
                       
1                      
                3      
                       
                       
      4                
                       
              5        
                       
                       
      6                
                       
                       
                       
            П          
    Н   у р А          
    Е       Р          
с а М о л ё Т          
    Ц       И   к о н ь
    Ы       З   О      
            А   С      
      Г р а Н а Т а    
      О         Е      
      С       о р д е н
      П                
      И                
      Т а н к          
      А                
      Л                
      Ь                

По горизонтали:

1.Военный воздушный транспорт.

2. С какими словами шли солдаты в бой?

3. Боевой друг (животное) в пехоте.

4. Взрывчатый боеприпас для поражения цели.

5. Основная награда во время войны.

6. Тяжелая бронированная машина.

По вертикали

3. Чем обогревались и на чем готовили наши солдаты?

4. Больница для военных.

1. С кем сражались наши отцы и деды?

2. Люди, которые жили в лесу и помогали воевать против неприятеля.

Подборка материалов к уроку Памяти (1-4классы) - student2.ru

Подборка материалов к уроку Памяти (1-4классы) - student2.ru

По горизонтали:
1. Народ, который жил в лесу в землянке и разведывал расположение врага.
4. За честь горой стоит и вмиг он подвиг совершит.
6. Смелый и отважный он в бой пошёл.
8. Военный боеприпас, предназначен для поражения противника с помощью ручного метания.
10. Одно из видов оружия.


По вертикали:
2. Над каким куполом развевалось Красное Знамя во второй половине дня 2 мая 1945 года
3. Нападение на врага.
5. С какой страной воевал Советский Союз в 1941-1945 г.г.?
7. Самолетом управляет и воздушную границу охраняет.
9. Он по полю катится, большой и зелёный на двух гусеницах и с пушкой.

Автор: Синча Макар

Материал представлен по ссылке: http://ya-uchitel.ru/load/krossvordy_ko_dnju_pobedy/krossvordy_quot_den_pobedy_quot_0_17_let/nakonec_to_pobeda_blagodorja_nashim_otcam_i_dedam/375-1-0-14564

КЛАСС

При проведении урока Памяти в средней школе рекомендуется применение художественных средств, которые сделают ход урока выразительным, эмоционально-насыщенным, интересным и увлекательным, создадут возможность для глубокого эмоционального переживания событий военных лет.

Художественное слово. Один из самых доступных для восприятия видов художественного исполнительства – чтение стихов и прозы. В ходе урока Памяти возможно использование разнообразных форм речевого исполнительства: монологи в стихах и прозе, парная и хоровая декламация, декламация в лицах. Драматические фрагменты. Театрализация может использоваться в узловых моментах хода урока. Музыка. Многочисленные способы использования музыкальных произведений в ходе урока Памяти послужат своеобразным фоном для рассказа или чтения стихотворения. Видеосюжеты.Использование видео придаст уроку эмоциональную выразительность и убедительность. Предлагаем использовать демонстрацию специально смонтированных очень коротких документальных эпизодов. Сравнительно несложно одновременно вмонтировать на экран цифры, показывающие, к какому году относятся изображаемые на экране события.

Рекомендуемые формы работы на уроке:

· викторины, конкурсы, кинопросмотры, способствующие формированию интереса к военному подвигу Донбасса;

· оформление веб-страницы школьного сайта «Книга памяти»;

· сообщения обучающихся с использованием компьютерных презентаций;

· проектная деятельность обучающихся;

· конкурс творческих работ: рисунков, плакатов, сочинений, эссе, интервью;

· встреча-чествование ветеранов войны «Земной поклон Вам, герои Победы»,

· беседы «Мир и война глазами детей», «С чего начинается память о войне», «Далекой войны солдат…»;

· викторина «Знаешь ли ты героев Донбасса?";

· посещение музея;

· посещение мемориальных комплексов;

· заочные путешествия с просмотром видеофрагментов или репродукций «Дорогами войны»;

· конкурсы чтецов «Их подвиг будет жить в веках».

9-11 КЛАСС

Психологической особенностью старшеклассников является личностное самоопределение - потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности вместе с осознанием себя как члена общества, своего места и предназначения в жизни. В этом возрасте формируется гражданское мировоззрение, потребность в профессиональном самоопределении.

Учитывая возрастные особенности обучающихся старших классов, педагогам при проведении урока Памяти необходимо выбирать такие методы работы, при которых предполагается, что дети самостоятельно формируют собственный комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самими обучающимися. Очень важно на уроке создать такое эмоциональное состояние, в процессе которого у детей будет формироваться своя система взглядов на осознание важности исторического прошлого своего народа. Обязательно проводить аналогию с событиями современности, формировать в нашей молодежи понимание того, что каждый гражданин в ответе за судьбу своей Родины и должен быть готов встать на ее защиту.

Эмоционально-целостное восприятие информации будет более действенным при использовании на уроке фрагментов кинохроники, мультимедийных презентаций, музыкальных произведений, иллюстраций, слайд-шоу. Полнее раскрыть тему урока позволит использование произведений поэтов и прозаиков, справочных и архивных материалов и т.п. Большое воспитательное значение будут иметь ознакомление с биографиями воинов, участвовавших в освобождении Донбасса, встречи с ветеранами, детьми военного времени.

Рекомендуемые формы проведения урока Памяти:

  • диспуты;
  • виртуальные экскурсии;
  • выполнение информационного или социального проекта;

· кинопросмотры документальных и художественных фильмов (например, "Донбасс непокоренный").

· открытые уроки (в краеведческих музеях, комнатах боевой славы);

· видео-презентация "Говорят погибшие герои"

· литературно-музыкальные композиции;

· мультимедийная презентация (включает фотографии, военную фотохронику, плакаты);

· конкурс инсценированной военной песни;

· вахты Памяти;

· спортивные соревнования с военно-прикладной направленностью;

· конкурс школьных сочинений, посвященный военным годам и судьбам;

· квест по памятникам Великой Отечественной войны и улицам, названным в честь героев ВОВ;

· конкурс презентаций соответствующей тематики (задание необходимо раздать за неделю до урока);

· фотоквест «Миг между прошлым и будущим»;

· викторина.

Актуальным для учащихся будет проведение интегрированного урока с опорой на знания по истории, литературе, другим предметам.


Подборка материалов к уроку Памяти (5-8 и 9-11 классы).

Вопросы Викторины «Знай свою историю»

1. Какое название носил г.Донецк в 1943 году?

2. В честь какого генерал-лейтенанта, Члена Военного совета Южного фронта, одного из руководителей обороны Сталинграда и освобождения Донбасса, был назван проспект в г. Донецке? (Гурова Кузьмы Акимовича)

3. Где находиться музей Великой Отечественной войны в Донецке? (на территории Парка культуры и отдыха, на берегу водохранилища рядом с Донбасс Ареной.)

4. Дата освобождения г. Сталино (Донецка) от немецко-фашистских захватчиков? (8.09.43)

5. Как называется этот монумент? (фото монумента «Твоим освободителям, Донбасс!»)

6. Что освободили раньше г. Артемовск или г. Сталино? (Артемовск – 5.09.43)

7. Как долго столица Донбасса была оккупирована немецко-фашистскими захватчиками? (почти 700 дней).

8.Когда итальянские и германские войска полностью оккупировали г. Сталино и Макеевку? (20 октября 1941)

Фотоквест

Правила проведения:

· На стартовой позиции команды по 3-5 человек получают маршрутный лист, где указаны зашифрованные места, связанные с Великой Отечественной войной, и вопросы, на которые возможно ответить, только находясь на этих местах.

· Для того, чтобы начать движение, игроки в быстром темпе разгадывают шифры и отправляются в путь по определенной части города (района, микрорайона, улицы, территории школы).

· Прибывая в пункты назначения, участники, во-первых, фотографируют объекты, указанные в маршрутном листе, а во-вторых, ищут ответы на заранее полученные вопросы.

· Завершив движение по маршрутному листу, игроки возвращаются на старт, где подводятся итоги фотоквеста. Причем самые быстрые не останутся без внимания, а получат дополнительные баллы и приятные сюрпризы.

· После проведения независимое жюри выберет самые интересные и оригинальные фотографии по заданным темам и включит их на фотовыставку.

Материал представлен по ссылке: https://vk.com/topic-69924820_31674449

3. Фрагмент урока по теме:«Никто не забыт, ничто не забыто»

Цель: дать представление учащимся о событиях во время освобождения Донбасса от немецко - фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны, углубить знания детей о жителях города, которые в годы войны воевали на фронте, ознакомить с историческими данными освобождения родного города, развивать познавательный интерес, воспитывать чувство любви к родному краю.

Оборудование: карта Донецкой области, страницы «Книги Памяти», цветная бумага, ножницы, пословицы, грамзапись.

Работа над идейным содержанием темы урока.

Страница № 1. « Освобождение Донбасса»

Бомбежка началась под утро…. Еще синели облака.

И неподвижно, горы будто - лежали возле городка.

- Боевые действия по освобождению территории Донецкой области начались 30.01.1943 г. Начиная с первых дней войны, Донбасс ускоренными темпами перестроил промышленность и транспорт на выпуск военной продукции, что позволило дать фронту много нужной для него техники. « Все для фронта, все для Победы!»- призыв, который навсегда остался в памяти людей.

Два фронта - Юго - Западный и Южный - вели боевые действия за освобождение Донбасса. Первым районом, полностью освобожденным от оккупантов, стал Краснолиманский. В ходе развития наступления были частично освобождены Артемовский, Александровский, Добропольский, Константиновский, Красноармейский, Славянский районы, а также города Славянск, Краматорск, Красноармейск, Доброполье, Дружковка.

Однако в феврале немцы подтянули подкрепление и перешли в контрнаступление. Они снова заняли Краснодар, Краматорск, Славянск и отбросили наши войска за Северский Донец. К середине марта немецкое наступление стало выдыхаться, а затем было остановлено полностью.

Настало затишье - до нового боя.

Лежим на шинелях - дымим неспроста…..

И видятся нам за чертой голубою

Любимые наши родные места.

С конца апреля по 16 июля фронт активных боевых действий на территории области не производился. Наш край находился в оккупации.

21 июля противник начал ожесточенные бои за плацдарм на правом берегу Северского Донца. В ходе этой военной операции погибло более 3700 чел., ранено около 8 тыс., пропало без вести около 1 тыс. воинов. 15 сентября Донбасс был полностью освобожден от немецко-фашистских захватчиков.

Еще сраженье бушевало, и улицы, как рубежи.

А из домов, а из подвалов рвалась, тянулась к солнцу жизнь.

Да разве сомневался кто-то - пусть в мае или в сентябре,-

Что окрыленная пехота придет, вернется на заре.

И мы пришли, пришли с рассветом. Скажи, откройся мне, Донбасс,

Как ты сумел в годину эту душистым хлебом встретить нас.

Страница № 2 «Родной город в годы войны»(обучающиеся готовят выступления заранее)

Страница № 3 «Они воевали за Родину»

-Называя имена героев, мы словно перелистываем страницы огромной книги, в которой их судьба и история нашего края. Прислушайтесь к шороху этих страниц. Книга Памяти- это самая великая книга, а имена людей- это имена героев. Мы с особым благоговением произносим ваши имена. Этим людям выпала нелегкая доля, но они с честью выполнили свой долг.

Еще не заровнялись раны на теле раненой страны.

Еще страдают ветераны от тяжких ран былой войны.

Все чаще к ним стучатся беды, но ветераны слез не льют,

Ее Величеству Победе, их самый пламенный салют!!!

Выступление ветерана(о ветеране).

Страница №4 «Народ скажет, как завяжет»

*Родина – мать, умей за нее постоять.

*Человек без Родины, как соловей без песни.

*Всюду хорошо, а дома лучше.

*Каждому мила родная сторона.

*За родной край жизнь отдай.

*Нет в мире краше Родины нашей.

*Всякая птица свое гнездо любит.

*Родная землица и во сне снится.

Наши рекомендации