Подборка материалов к уроку Памяти (1-4классы)
1. Фрагмент урока по теме:«И помнит Донбасс спасенный…»
Цель урока: воспитывать чувство уважения к героическому прошлому своей Родины, чувство патриотизма; развивать информационную, коммуникативную, творческую и другие компетенции.
Оборудование и материалы: песни военных лет, кадры кинохроники «Твои освободители, Донбасс», стихотворения, вырезки из газет.
Ход урока
1-й чтец читает стихотворение «Твои освободители, Донбасс».
Великий праздник на земле сегодня!
Не надо лишних слов и лишних фраз,
Как шли с боями, шли в пыли походной
Твои освободители, Донбасс!
Героев тех навеки поименно
Суровая история хранит…
К родной земле склоняем мы знамена,
На всю планету им салют гремит!
Учитель. Вражеские войска зашли на территорию Донбасса 20 октября 1941 года. 21 октября Донецк и Макеевка были оккупированы. Завершилась оккупация 8 сентября 1943г. Именно в этот день Донбасс был освобожден от немецко-фашистских захватчиков, и с тех пор в шахтерском регионе отмечают его с особым уважением и трепетом. Остановитесь на мгновение на цифре 73, ее легко написать и произнести. А прожить? 8 сентября 1943г. – это день торжества и памяти, гордости и скорби, праздник освобождения донбасских сел и деревень от фашистских захватчиков. Живет людская память, не стареет она с годами, не тускнеет. Она стучится в наши сердца звонами колоколов, пеплом концлагерей, солдатскими обелисками. Без памяти о прошлом нет будущего. Наш урок Памяти - это лишь маленькая частица большого уважения к погибшим героям и ветеранам войны.
(во время слов ведущего на экране мелькают кадры военных лет)
2-й чтец(отрывок из стихотворения «Освободителям Донбасса» Д.Палий)
Мы помним 43-ий год,
Когда израненный народ,
Ночами не смыкая глаз,
Боролся за родной Донбасс.
Шла жесточайшая война,
На битву встала вся страна.
Прошло с тех пор немало лет-
Событиям тем забвенья – нет!
Ведущий. В 1943г. наши доблестные воины сломили хребет фашистскому зверю.
«Год 43-ий и годы борьбы всенародной.
Даже пылью времен затянуть эту рану нельзя,
Понималась страна и на фронт уходила почетно,
Получала в бою ордена…
Звучит песня «Священная война…» (сл. Лебедева-Кумача, муз. А.Александрова )
Чтец. В годы Великой Отечественной войны Донецк сформировал шахтерскую дивизию, каждого третьего своего жителя послал на строительство оборонных сооружений. Оставленные в тылу врага партизаны и подпольщики вели борьбу с оккупантами. Их девизом был лозунг «Где бы ни появился враг, он должен найти себе могилу». В Донецкой области действовало 180 партизанских отрядов, за время оккупации партизаны провели 600 боевых операций, уничтожено свыше 10-ти тысяч фашистских солдат.
Чтец.Стихи А. Твардовского « Война…»
Война - жесточе нету слова.
Война - печальней нету слова.
Война - светлее нету слова.
В тоске и славе этих лет
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет…
Учитель. Мы всегда будем помнить ветеранов, людей, прошедших длинными дорогами войны…
Вас все меньше и меньше,
Надвигаются годы,
Вы из той, из двужильной,
Из солдатской породы!
В трудных снах оживая,
Бьет метель фронтовая,
Вся в рубцах и ожогах-
Ваша память живая.
Чтец. («Ветеран» ученик с медалями)
Нас с каждым годом остается меньше,
Прошедших сквозь свинцовый ад.
Благословляю сыновей и женщин
Сажать цветы, выращивать внучат.
Сажать, растить! Но не затем, чтоб снова
Все это стало жертвами войны,
А чтоб встречалось это проклятое слово
Лишь в словаре огромной толщины…
(звучит песня «Журавли» Расула Гамзатова).
Учитель. Пусть тепло и спокойно будет их душам от этого маленького света. Дорогие наши ветераны! Мы низко кланяемся Вам за Ваш немеркнущий подвиг, за самопожертвование, за стойкость, мужество, выносливость, веру, несгибаемость и скромность! Ваша юность была опалена жестоким огнем сражений! Мы будем помнить об этом! (кадры «Идут ветераны»)
Чтец. Ветераны! Носите ордена,
Они Вам за Победу,
За раны Ваши честные даны.
Носите ордена!
В них теплоты рассветы,
Что отстояли Вы в окопах той войны.
Носите ордена и в праздники и в будни,
На строгих кителях и пиджаках.
Носите ордена, чтоб видели Вас люди,
Вас, вынесших войну на собственных плечах!
(на фоне кадров с изображением памятников нашим освободителям, Вечного огня и др.»)
Учитель. Нам нужен мир – тебе и мне, и всем на свете детям.
И должен мирным быть рассвет,
Который завтра встретим.
Нам нужен мир, трава в росе,
Улыбчивое детство,
Нам нужен мир, прекрасный мир,
Полученный в наследство!
Ссылка к данному уроку представлена по адресу: http://5fan.ru/wievjob.php?id=60198
Ребусы
Капитан
Памятник
Парад Победы
Солдат
Столица
Кроссворды
8 | |||||||||||
7 | 2 | ||||||||||
1 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
П | |||||||||||
Н | у | р | А | ||||||||
Е | Р | ||||||||||
с | а | М | о | л | ё | Т | |||||
Ц | И | к | о | н | ь | ||||||
Ы | З | О | |||||||||
А | С | ||||||||||
Г | р | а | Н | а | Т | а | |||||
О | Е | ||||||||||
С | о | р | д | е | н | ||||||
П | |||||||||||
И | |||||||||||
Т | а | н | к | ||||||||
А | |||||||||||
Л | |||||||||||
Ь |
По горизонтали:
1.Военный воздушный транспорт.
2. С какими словами шли солдаты в бой?
3. Боевой друг (животное) в пехоте.
4. Взрывчатый боеприпас для поражения цели.
5. Основная награда во время войны.
6. Тяжелая бронированная машина.
По вертикали
3. Чем обогревались и на чем готовили наши солдаты?
4. Больница для военных.
1. С кем сражались наши отцы и деды?
2. Люди, которые жили в лесу и помогали воевать против неприятеля.
По горизонтали:
1. Народ, который жил в лесу в землянке и разведывал расположение врага.
4. За честь горой стоит и вмиг он подвиг совершит.
6. Смелый и отважный он в бой пошёл.
8. Военный боеприпас, предназначен для поражения противника с помощью ручного метания.
10. Одно из видов оружия.
По вертикали:
2. Над каким куполом развевалось Красное Знамя во второй половине дня 2 мая 1945 года
3. Нападение на врага.
5. С какой страной воевал Советский Союз в 1941-1945 г.г.?
7. Самолетом управляет и воздушную границу охраняет.
9. Он по полю катится, большой и зелёный на двух гусеницах и с пушкой.
Автор: Синча Макар
Материал представлен по ссылке: http://ya-uchitel.ru/load/krossvordy_ko_dnju_pobedy/krossvordy_quot_den_pobedy_quot_0_17_let/nakonec_to_pobeda_blagodorja_nashim_otcam_i_dedam/375-1-0-14564
КЛАСС
При проведении урока Памяти в средней школе рекомендуется применение художественных средств, которые сделают ход урока выразительным, эмоционально-насыщенным, интересным и увлекательным, создадут возможность для глубокого эмоционального переживания событий военных лет.
Художественное слово. Один из самых доступных для восприятия видов художественного исполнительства – чтение стихов и прозы. В ходе урока Памяти возможно использование разнообразных форм речевого исполнительства: монологи в стихах и прозе, парная и хоровая декламация, декламация в лицах. Драматические фрагменты. Театрализация может использоваться в узловых моментах хода урока. Музыка. Многочисленные способы использования музыкальных произведений в ходе урока Памяти послужат своеобразным фоном для рассказа или чтения стихотворения. Видеосюжеты.Использование видео придаст уроку эмоциональную выразительность и убедительность. Предлагаем использовать демонстрацию специально смонтированных очень коротких документальных эпизодов. Сравнительно несложно одновременно вмонтировать на экран цифры, показывающие, к какому году относятся изображаемые на экране события.
Рекомендуемые формы работы на уроке:
· викторины, конкурсы, кинопросмотры, способствующие формированию интереса к военному подвигу Донбасса;
· оформление веб-страницы школьного сайта «Книга памяти»;
· сообщения обучающихся с использованием компьютерных презентаций;
· проектная деятельность обучающихся;
· конкурс творческих работ: рисунков, плакатов, сочинений, эссе, интервью;
· встреча-чествование ветеранов войны «Земной поклон Вам, герои Победы»,
· беседы «Мир и война глазами детей», «С чего начинается память о войне», «Далекой войны солдат…»;
· викторина «Знаешь ли ты героев Донбасса?";
· посещение музея;
· посещение мемориальных комплексов;
· заочные путешествия с просмотром видеофрагментов или репродукций «Дорогами войны»;
· конкурсы чтецов «Их подвиг будет жить в веках».
9-11 КЛАСС
Психологической особенностью старшеклассников является личностное самоопределение - потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности вместе с осознанием себя как члена общества, своего места и предназначения в жизни. В этом возрасте формируется гражданское мировоззрение, потребность в профессиональном самоопределении.
Учитывая возрастные особенности обучающихся старших классов, педагогам при проведении урока Памяти необходимо выбирать такие методы работы, при которых предполагается, что дети самостоятельно формируют собственный комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самими обучающимися. Очень важно на уроке создать такое эмоциональное состояние, в процессе которого у детей будет формироваться своя система взглядов на осознание важности исторического прошлого своего народа. Обязательно проводить аналогию с событиями современности, формировать в нашей молодежи понимание того, что каждый гражданин в ответе за судьбу своей Родины и должен быть готов встать на ее защиту.
Эмоционально-целостное восприятие информации будет более действенным при использовании на уроке фрагментов кинохроники, мультимедийных презентаций, музыкальных произведений, иллюстраций, слайд-шоу. Полнее раскрыть тему урока позволит использование произведений поэтов и прозаиков, справочных и архивных материалов и т.п. Большое воспитательное значение будут иметь ознакомление с биографиями воинов, участвовавших в освобождении Донбасса, встречи с ветеранами, детьми военного времени.
Рекомендуемые формы проведения урока Памяти:
- диспуты;
- виртуальные экскурсии;
- выполнение информационного или социального проекта;
· кинопросмотры документальных и художественных фильмов (например, "Донбасс непокоренный").
· открытые уроки (в краеведческих музеях, комнатах боевой славы);
· видео-презентация "Говорят погибшие герои"
· литературно-музыкальные композиции;
· мультимедийная презентация (включает фотографии, военную фотохронику, плакаты);
· конкурс инсценированной военной песни;
· вахты Памяти;
· спортивные соревнования с военно-прикладной направленностью;
· конкурс школьных сочинений, посвященный военным годам и судьбам;
· квест по памятникам Великой Отечественной войны и улицам, названным в честь героев ВОВ;
· конкурс презентаций соответствующей тематики (задание необходимо раздать за неделю до урока);
· фотоквест «Миг между прошлым и будущим»;
· викторина.
Актуальным для учащихся будет проведение интегрированного урока с опорой на знания по истории, литературе, другим предметам.
Подборка материалов к уроку Памяти (5-8 и 9-11 классы).
Вопросы Викторины «Знай свою историю»
1. Какое название носил г.Донецк в 1943 году?
2. В честь какого генерал-лейтенанта, Члена Военного совета Южного фронта, одного из руководителей обороны Сталинграда и освобождения Донбасса, был назван проспект в г. Донецке? (Гурова Кузьмы Акимовича)
3. Где находиться музей Великой Отечественной войны в Донецке? (на территории Парка культуры и отдыха, на берегу водохранилища рядом с Донбасс Ареной.)
4. Дата освобождения г. Сталино (Донецка) от немецко-фашистских захватчиков? (8.09.43)
5. Как называется этот монумент? (фото монумента «Твоим освободителям, Донбасс!»)
6. Что освободили раньше г. Артемовск или г. Сталино? (Артемовск – 5.09.43)
7. Как долго столица Донбасса была оккупирована немецко-фашистскими захватчиками? (почти 700 дней).
8.Когда итальянские и германские войска полностью оккупировали г. Сталино и Макеевку? (20 октября 1941)
Фотоквест
Правила проведения:
· На стартовой позиции команды по 3-5 человек получают маршрутный лист, где указаны зашифрованные места, связанные с Великой Отечественной войной, и вопросы, на которые возможно ответить, только находясь на этих местах.
· Для того, чтобы начать движение, игроки в быстром темпе разгадывают шифры и отправляются в путь по определенной части города (района, микрорайона, улицы, территории школы).
· Прибывая в пункты назначения, участники, во-первых, фотографируют объекты, указанные в маршрутном листе, а во-вторых, ищут ответы на заранее полученные вопросы.
· Завершив движение по маршрутному листу, игроки возвращаются на старт, где подводятся итоги фотоквеста. Причем самые быстрые не останутся без внимания, а получат дополнительные баллы и приятные сюрпризы.
· После проведения независимое жюри выберет самые интересные и оригинальные фотографии по заданным темам и включит их на фотовыставку.
Материал представлен по ссылке: https://vk.com/topic-69924820_31674449
3. Фрагмент урока по теме:«Никто не забыт, ничто не забыто»
Цель: дать представление учащимся о событиях во время освобождения Донбасса от немецко - фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны, углубить знания детей о жителях города, которые в годы войны воевали на фронте, ознакомить с историческими данными освобождения родного города, развивать познавательный интерес, воспитывать чувство любви к родному краю.
Оборудование: карта Донецкой области, страницы «Книги Памяти», цветная бумага, ножницы, пословицы, грамзапись.
Работа над идейным содержанием темы урока.
Страница № 1. « Освобождение Донбасса»
Бомбежка началась под утро…. Еще синели облака.
И неподвижно, горы будто - лежали возле городка.
- Боевые действия по освобождению территории Донецкой области начались 30.01.1943 г. Начиная с первых дней войны, Донбасс ускоренными темпами перестроил промышленность и транспорт на выпуск военной продукции, что позволило дать фронту много нужной для него техники. « Все для фронта, все для Победы!»- призыв, который навсегда остался в памяти людей.
Два фронта - Юго - Западный и Южный - вели боевые действия за освобождение Донбасса. Первым районом, полностью освобожденным от оккупантов, стал Краснолиманский. В ходе развития наступления были частично освобождены Артемовский, Александровский, Добропольский, Константиновский, Красноармейский, Славянский районы, а также города Славянск, Краматорск, Красноармейск, Доброполье, Дружковка.
Однако в феврале немцы подтянули подкрепление и перешли в контрнаступление. Они снова заняли Краснодар, Краматорск, Славянск и отбросили наши войска за Северский Донец. К середине марта немецкое наступление стало выдыхаться, а затем было остановлено полностью.
Настало затишье - до нового боя.
Лежим на шинелях - дымим неспроста…..
И видятся нам за чертой голубою
Любимые наши родные места.
С конца апреля по 16 июля фронт активных боевых действий на территории области не производился. Наш край находился в оккупации.
21 июля противник начал ожесточенные бои за плацдарм на правом берегу Северского Донца. В ходе этой военной операции погибло более 3700 чел., ранено около 8 тыс., пропало без вести около 1 тыс. воинов. 15 сентября Донбасс был полностью освобожден от немецко-фашистских захватчиков.
Еще сраженье бушевало, и улицы, как рубежи.
А из домов, а из подвалов рвалась, тянулась к солнцу жизнь.
Да разве сомневался кто-то - пусть в мае или в сентябре,-
Что окрыленная пехота придет, вернется на заре.
И мы пришли, пришли с рассветом. Скажи, откройся мне, Донбасс,
Как ты сумел в годину эту душистым хлебом встретить нас.
Страница № 2 «Родной город в годы войны»(обучающиеся готовят выступления заранее)
Страница № 3 «Они воевали за Родину»
-Называя имена героев, мы словно перелистываем страницы огромной книги, в которой их судьба и история нашего края. Прислушайтесь к шороху этих страниц. Книга Памяти- это самая великая книга, а имена людей- это имена героев. Мы с особым благоговением произносим ваши имена. Этим людям выпала нелегкая доля, но они с честью выполнили свой долг.
Еще не заровнялись раны на теле раненой страны.
Еще страдают ветераны от тяжких ран былой войны.
Все чаще к ним стучатся беды, но ветераны слез не льют,
Ее Величеству Победе, их самый пламенный салют!!!
Выступление ветерана(о ветеране).
Страница №4 «Народ скажет, как завяжет»
*Родина – мать, умей за нее постоять.
*Человек без Родины, как соловей без песни.
*Всюду хорошо, а дома лучше.
*Каждому мила родная сторона.
*За родной край жизнь отдай.
*Нет в мире краше Родины нашей.
*Всякая птица свое гнездо любит.
*Родная землица и во сне снится.