Балльно-рейтинговая система организации занятий по дисциплине «ИСТОРИЯ»

(утверждена на заседании кафедры «История» от 4 марта 2013 г.).

Балльно-рейтинговая система организации занятий по дисциплине «История» направлена на повышение эффективности формирования у обучающихся соответствующих социально-личностных и общекультурных компетенций, активизацию освоения содержания дисциплины и оптимизацию рубежного контроля и промежуточной аттестации. Градация оценочных средств предполагает соответствие ключевым типам обучающих технологий и разделам дисциплины, зафиксированным рабочей программой дисциплины «История».

Достоинства балльно-рейтинговой системы:

- повышение общей посещаемости занятий студентами;

- возрастание активности студентов во время аудиторных занятий;

- мобилизация студентов на работу в течение учебного года по всем заданным параметрам освоения материала;

- развитие самостоятельности учащихся в определении темпа и интенсивности работы в течение семестра;

- повышение объективности контроля над успеваемостью учащихся со стороны преподавателя;

- достижение прозрачности системы оценки успеваемости студента.

Оценочные средства:

В качестве оценочных средств аудиторной и самостоятельной работы студентов на протяжении учебного года используются:

1) Критерии аудиторных занятий:

Присутствие на занятиях: 5 баллов за одно занятие (исходя из общего объёма в часах – 36часов / 18 занятий);

Работа студента в ходе занятия: от 5 до 10 баллов.

2) Критерии самостоятельной работы студента:

Участие в «Неделе науки СПбГПУ» и др. студ. конференциях: 30 баллов.

Участие в конкурсах: 20 баллов.

Рецензирование (обязательно): 10-20 баллов;

Реферирование (не более одного реферата): 15 баллов;

Подготовка доклада (в течение семестра, не более одного доклада): 15 баллов;

Подготовка презентации (не более одной): 15 баллов.

3) Критерии рубежного контроля и промежуточной аттестации усвоения материала:

Рубежный контроль - тестирование уровня освоения программы дисциплины: за успешно пройденный тест – до 40 баллов.

Шкала балльно-рейтинговой оценки:необходимое количество баллов для зачета – 175.

Необходимое количество баллов студент может набрать по результатам работы в семестре (при этом базовым фактором выступает работа на аудиторных занятиях, самостоятельное изучение научной литературы, тестирование). Из предложенных форм самостоятельной работы студент может выбрать по согласованию с преподавателем одну дополнительную позицию.

Результаты рубежного контроля представляются в дирекцию Института в рейтинговых баллах и в виде обычной оценки.

Рецензирование:

Монографии для рецензирования по проблематике, соответствующей тематическому содержанию курса, даются преподавателем, либо с преподавателем согласуется самостоятельный выбор студента.

Примерные темы рефератов:

1. Основные направления современной исторической науки;

2. Вспомогательные исторические дисциплины и их роль в исторических исследованиях;

3. Архивы и их роль в сохранении исторической информации;

4. Миф как исторически и культурно обусловленная форма сознания;

5. Восточная деспотия как историографическая проблема;

6. «Гомеровская» Греция: политика, экономика, социальная жизнь;

7. Эволюция имперских форм государственности в Древнем мире;

8. Расцвет древнегреческого полиса (V-VI вв. до н.э.);

9. Ранняя история христианства (I-III вв.);

10. «Варварские правды» как исторический источник;

11. Социальная структура франкского общества в эпоху Карла Великого;

12. Мусульманская община в истории Арабского халифата;

13. Государства крестоносцев на Ближнем Востоке;

14. Кризис и падение Византийской империи;

15. Повседневная жизнь западноевропейского города и деревни в классическое средневековье;

16. Революция цен в Западной Европе XVI в.;

17. Империя Великих Моголов и ее падение;

18. Янычарский корпус как фактор военной и общественно-политической жизни Османской империи;

19. Лютер и Кальвин как деятели Реформации;

20. Политические теории в Западной Европе во второй четверти XIX в.;

21. Рисорджименто: предпосылки, ключевые события, итоги;

22. История «грюндерства» в XIX в.;

23. «Реконструкция» в США (1865-1877 гг.);

24. Колониальный раздел Африки и противоречия между европейскими державами в конце XIX в.;

25. Подъём национально-освободительного и революционного движения на Ближнем Востоке, в Азии и Латинской Америке в первой половине XX в.;

26. Итальянский фашизм: истоки, лидеры, доктрина;

27. Иностранные инженеры в советской промышленности в годы первой пятилетки;

28. Молодёжные движения в США в 1960-1970-е гг.;

29. Создание и развитие международных финансовых структур (Всемирный банк, МВФ, МБРР);

30. История оформления Европейского союза.

Примерные темы докладов:

1. Военная история, ведущие научные школы ХХ в.;

2. Историографические и археологические источники изучения Великого переселения народов;

3. Этапы эволюции религиозного сознания на примере верований древних славян

4. Теократия в эпоху раннего средневековья (сравнительный анализ Западного и Восточного христианства);

5. Дипломатия Древней Руси;

6. Средневековые монархии: сущность, исторические формы и закономерности эволюции;

7. Удельная система на Руси. XIV-XV вв.;

8. Особенности сословно-представительной монархии в России;

9. Просвещённый абсолютизм в Европе (региональные различия);

10. Нигилизм и анархизм в молодёжной среде Российской империи в пореформенную эпоху;

11. «Сухой закон» в Российской империи в годы Первой мировой войны;

12. Большевистская стратегия и тактика в 1917 г.;

13. Роль Ленинградского политехнического (индустриального) института в индустриализации СССР (в 20-30-е гг.);

14. Тоталитаризм как модель и историческая практика (на примере СССР);

15. Изменения территориальных границ СССР в результате Второй Мировой войны;

16. Советский ВПК в 60-80-е гг.;

17. Интеграционные проекты на постсоветском пространстве;

18. «Шоковая терапия» в европейских постсоциалистических обществах.

Наши рекомендации