Балльно-рейтинговая система организации занятий по дисциплине «ИСТОРИЯ»
(утверждена на заседании кафедры «История» от 4 марта 2013 г.).
Балльно-рейтинговая система организации занятий по дисциплине «История» направлена на повышение эффективности формирования у обучающихся соответствующих социально-личностных и общекультурных компетенций, активизацию освоения содержания дисциплины и оптимизацию рубежного контроля и промежуточной аттестации. Градация оценочных средств предполагает соответствие ключевым типам обучающих технологий и разделам дисциплины, зафиксированным рабочей программой дисциплины «История».
Достоинства балльно-рейтинговой системы:
- повышение общей посещаемости занятий студентами;
- возрастание активности студентов во время аудиторных занятий;
- мобилизация студентов на работу в течение учебного года по всем заданным параметрам освоения материала;
- развитие самостоятельности учащихся в определении темпа и интенсивности работы в течение семестра;
- повышение объективности контроля над успеваемостью учащихся со стороны преподавателя;
- достижение прозрачности системы оценки успеваемости студента.
Оценочные средства:
В качестве оценочных средств аудиторной и самостоятельной работы студентов на протяжении учебного года используются:
1) Критерии аудиторных занятий:
Присутствие на занятиях: 5 баллов за одно занятие (исходя из общего объёма в часах – 36часов / 18 занятий);
Работа студента в ходе занятия: от 5 до 10 баллов.
2) Критерии самостоятельной работы студента:
Участие в «Неделе науки СПбГПУ» и др. студ. конференциях: 30 баллов.
Участие в конкурсах: 20 баллов.
Рецензирование (обязательно): 10-20 баллов;
Реферирование (не более одного реферата): 15 баллов;
Подготовка доклада (в течение семестра, не более одного доклада): 15 баллов;
Подготовка презентации (не более одной): 15 баллов.
3) Критерии рубежного контроля и промежуточной аттестации усвоения материала:
Рубежный контроль - тестирование уровня освоения программы дисциплины: за успешно пройденный тест – до 40 баллов.
Шкала балльно-рейтинговой оценки:необходимое количество баллов для зачета – 175.
Необходимое количество баллов студент может набрать по результатам работы в семестре (при этом базовым фактором выступает работа на аудиторных занятиях, самостоятельное изучение научной литературы, тестирование). Из предложенных форм самостоятельной работы студент может выбрать по согласованию с преподавателем одну дополнительную позицию.
Результаты рубежного контроля представляются в дирекцию Института в рейтинговых баллах и в виде обычной оценки.
Рецензирование:
Монографии для рецензирования по проблематике, соответствующей тематическому содержанию курса, даются преподавателем, либо с преподавателем согласуется самостоятельный выбор студента.
Примерные темы рефератов:
1. Основные направления современной исторической науки;
2. Вспомогательные исторические дисциплины и их роль в исторических исследованиях;
3. Архивы и их роль в сохранении исторической информации;
4. Миф как исторически и культурно обусловленная форма сознания;
5. Восточная деспотия как историографическая проблема;
6. «Гомеровская» Греция: политика, экономика, социальная жизнь;
7. Эволюция имперских форм государственности в Древнем мире;
8. Расцвет древнегреческого полиса (V-VI вв. до н.э.);
9. Ранняя история христианства (I-III вв.);
10. «Варварские правды» как исторический источник;
11. Социальная структура франкского общества в эпоху Карла Великого;
12. Мусульманская община в истории Арабского халифата;
13. Государства крестоносцев на Ближнем Востоке;
14. Кризис и падение Византийской империи;
15. Повседневная жизнь западноевропейского города и деревни в классическое средневековье;
16. Революция цен в Западной Европе XVI в.;
17. Империя Великих Моголов и ее падение;
18. Янычарский корпус как фактор военной и общественно-политической жизни Османской империи;
19. Лютер и Кальвин как деятели Реформации;
20. Политические теории в Западной Европе во второй четверти XIX в.;
21. Рисорджименто: предпосылки, ключевые события, итоги;
22. История «грюндерства» в XIX в.;
23. «Реконструкция» в США (1865-1877 гг.);
24. Колониальный раздел Африки и противоречия между европейскими державами в конце XIX в.;
25. Подъём национально-освободительного и революционного движения на Ближнем Востоке, в Азии и Латинской Америке в первой половине XX в.;
26. Итальянский фашизм: истоки, лидеры, доктрина;
27. Иностранные инженеры в советской промышленности в годы первой пятилетки;
28. Молодёжные движения в США в 1960-1970-е гг.;
29. Создание и развитие международных финансовых структур (Всемирный банк, МВФ, МБРР);
30. История оформления Европейского союза.
Примерные темы докладов:
1. Военная история, ведущие научные школы ХХ в.;
2. Историографические и археологические источники изучения Великого переселения народов;
3. Этапы эволюции религиозного сознания на примере верований древних славян
4. Теократия в эпоху раннего средневековья (сравнительный анализ Западного и Восточного христианства);
5. Дипломатия Древней Руси;
6. Средневековые монархии: сущность, исторические формы и закономерности эволюции;
7. Удельная система на Руси. XIV-XV вв.;
8. Особенности сословно-представительной монархии в России;
9. Просвещённый абсолютизм в Европе (региональные различия);
10. Нигилизм и анархизм в молодёжной среде Российской империи в пореформенную эпоху;
11. «Сухой закон» в Российской империи в годы Первой мировой войны;
12. Большевистская стратегия и тактика в 1917 г.;
13. Роль Ленинградского политехнического (индустриального) института в индустриализации СССР (в 20-30-е гг.);
14. Тоталитаризм как модель и историческая практика (на примере СССР);
15. Изменения территориальных границ СССР в результате Второй Мировой войны;
16. Советский ВПК в 60-80-е гг.;
17. Интеграционные проекты на постсоветском пространстве;
18. «Шоковая терапия» в европейских постсоциалистических обществах.