Фонология и основы семиотики

Направление подготовки«Лингвистика»

Профиль подготовки -Теория и практика межкультурной коммуникации
Перевод и переводоведение

Квалификация выпускника –Бакалавр

Цели и задачи освоения дисциплины:

Цель курсасостоит в том, чтобы дать слушателям представление об основной проблематике общей фонологии (в узком смысле термина) и основам семиотики; дать студентам общие сведения о семиотике как науке о знаках и знаковых системах, показать её комплексный характер и сформировать у студентов представление о содержании и структуре знаковых систем.

Задача курса в его фонологической части – познакомить студентов с речевыми и слуховыми механизмами человека, обеспечивающими звуковые аспекты речевой деятельности, представить основные типы артикуляций в соотношении с акустическими коррелятами, их классификацию, типы ударения, тона, интонации с точки зрения их реализационных характеристик; дать минимум теоретико-фонологических представлений, в которых предположительно должен ориентироваться любой специалист, занимающийся (общей) лингвистикой, а также обеспечить первичную теоретическую базу для тех, кто выберет фонологию в качестве области своих профессиональных занятий.

Задачи дисциплины в его семиотической части – показать, что общение на естественном языке – не единственный способ общения в окружающем нас мире, дать представление о вербальном и невербальном общении, видах коммуникации и её составляющих. При изучении указанного теоретического курса студенты овладевают знаниями о семиотике как инженерной дисциплине, пытающейся сконструировать язык для коммуникации в гетерогенной языковой культуре. Курс «Фонология и основы семиотики» имеет большое общеобразовательное значение и продолжает формирование широкой теоретической базы лингвистов. Курс подготавливает студентов к более детальному и углубленному изучению семиотических проблем, предлагаемому в курсе «История языка и введение в спецфилологию» (3 курс, 5, 6 семестр) и последующему написанию курсовых и дипломных работ по семиотическим проблемам коммуникации.

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

1. владеет системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей (ПК-1);

2. имеет представление об этических и нравственных нормах поведения, принятых в инокультурном социуме, о моделях социальных ситуаций, типичных сценариях взаимодействия (ПК-3);

3. умеет свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации (ПК-4);

4. умеет свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации (ПК-5);

5. владеет основными особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения (ПК-6);

6. умеет работать с электронными словарями и другими электронными ресурсами для решения лингвистических задач (ПК-8);

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

· историю, современное состояние и тенденции в развитии науки;

· систему научной терминологии в области социолингвистики и диалектологии;

· основную научную литературу по этой дисциплине на русском и английском языках;

· социолингвистические детерминанты языка и их отличительные черты;

· грамматические формы и конструкции, типичные для формального и неформального регистров общения, письменной и устной коммуникации различных социальных и территориальных диалектов на английском языке;

уметь:

· ориентироваться в социолингвистическом многообразии дискурсов с учетом специфики используемых языковых средств;

· осуществлять предпереводческий анализ текста на основе интерпретации социолингвистических детерминант языка;

· анализировать тексты, принадлежащие различным диалектам, во взаимосвязи их смыслового содержания и языковых особенностей;

· работать с мультимедийными средствами;

· работать с компьютером как средством получения, обработки и управления информацией;

· пользоваться электронными словарями и другими электронными ресурсами для решения лингвистических задач;

· применять полученные общие и специальные знания по социолингвистике и английской диалектологии в профессиональной деятельности.

владеть:

· научной терминологией в области социолингвистики и диалектологии;

· навыками анализа дискурсов, содержащих различные социолингвистические детерминанты языка;

· навыками предпереводческого анализа текста;

· навыками интерпретации текстов, принадлежащих различным диалектам, во взаимосвязи их смыслового содержания и языковых особенностей;

· основами современной информационной и библиографической культуры, навыками осуществления поиска информации в справочной, специальной литературе и компьютерных сетях;

· навыками аналитического восприятия информации, составления аннотаций и рефератов текстов, содержащих различные социолингвистические детерминанты.

Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. Семиотика как наука, как инструмент познания и феномен повседневного общения.
Тема 2. Структура знака: количественные и качественные модификации.
Тема 3. Знаки и символы как средство паттернизации образа мира. Архетипы как культурные универсалии.
Тема 4. Прагматика и философия эгоцентрических слов.
Тема 5. Фонологические аспекты порождения и восприятия речи.
Тема 6. Фонологический компонент в системе языка и речевой деятельности.
Тема 7. Этапы фонемного анализа.
Тема 8. Фонология слога. Слог и мора.
Тема 9. Интонационный субкомпонент фонологии.

АННОТАЦИЯ

учебной дисциплины

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА

Направление подготовки«Лингвистика»

Профиль подготовки -Теория и практика межкультурной коммуникации
Перевод и переводоведение

Квалификация выпускника –Бакалавр

Цели и задачи освоения дисциплины:

Целью дисциплины «Теоретическая грамматика» являетсяпредоставить студентам глубокое представление о грамматическом строе английского языка с точки зрения системного подхода к языку.

Задачи освоения дисциплины: представить студентам теоретически обоснованную и систематизированную информацию по основным разделам грамматики, обобщив основные сведения, усвоенные ими в курсе практической грамматики, и дополнив их в соответствии с новейшими исследованиями в лингвистике; ознакомить студентов с наиболее важными спорными вопросами грамматики в изложении разных языковедов, развивая способность к сопоставлению различных точек зрения и научной аргументации; научить студентов применять знания, полученные в курсе теоретической грамматики в переводческой работе; развивать умение самостоятельно работать с научной информацией по грамматическим исследованиям в лингвистике, филологии.

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

· способности демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования (ПК-1);

· владения коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации, умеет адекватно использовать их при решении профессиональных задач (ПК-3);

· способности к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4);

· владения навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК-5);

· владения навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований, проведенных другими специалистами, с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта. (ПК – 6);

· владения навыками квалифицированной интерпретации различных типов текстов, в том числе раскрытия их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материалов для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний (ПК-8).

В результате изучения дисциплины студент должен:

· иметь представления: об основах теоретической грамматики;

· знать: основные понятия и методы теоретической грамматики, этапы развития теоретического осмысления грамматики, основные теоретические подходы и главных представителей различных теоретических направлений в грамматике;

· уметь: формулировать проблемы, спорные вопросы и пути их решения в теоретической грамматике, аргументировать выбор собственной точки зрения по каждой проблеме, проводить теоретический анализ различных грамматических явлений на материале английского языка и в сопоставлении с аналогичными явлениями русского языка.

· владеть: методами анализа; способами самостоятельной работы с текстами.

Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. Язык и грамматика. Системный подход

Тема 2.Морфемная структура слова

Тема 3: Грамматические категории слова

Тема 4: Теория частей речи

Тема 5: Имя существительное

Тема 6: Глагол

Тема 7: Прилагательное и наречие

Тема 8: Синтаксис словосочетания

Тема 9: Синтаксис предложения. Номинативное строение предложения

Тема 10: Актуальное членение предложения

Тема 11: Коммуникативные типы предложения

Тема 12: Парадигматика предложения

Тема 13: Сложное предложение

Тема 14: Осложненное предложение

Тема 15: Синтаксис текста

АННОТАЦИЯ

учебной дисциплины

ЛЕКСИКОЛОГИЯ

Направление подготовки«Лингвистика»

Профиль подготовки -Теория и практика межкультурной коммуникации
Перевод и переводоведение

Квалификация выпускника –Бакалавр

Цели и задачи освоения дисциплины:

Целью курса «Лексикология английского языка» является описание законо­мерностей лексико-семантической системы современного английского языка, определение ведущих тенденций ее развития, обусловленных лингвистическими и экстралингвистическими причинами.

Задачи учебного курса:

- анализ общих и частных проблем традиционных и современных направлений лексикологии английского языка;

- установление закономерности функционирования единиц языка и речи (морфем, слов, словосочетаний, контекста) и их типологию;

- формирование у студентов представления о системности лексики и о роли лексических категорий (синонимии, антонимии, полисемии) в построении речи;

- определение специфику словарного состава английского языка с точки зрения стилистической окраски, социальной и территориальной дифференциации;

- ознакомление с возможными способами, средствами и приемами преобразования языковых единиц лексического уровня в типичных дискурсивных ситуациях;

- выработка умения определять такие типичные ситуации и применять наиболее эффективные приемы преобразования;

- анализ в различных контекстах наиболее частотных, употребительных языковых единиц с целью выработки автоматизированного навыка их толкования;

- развитие навыков редактирования и саморедактирования;

- выработка умения реферировать и аннотировать.

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

(ПК-1) - владеет системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка;

ПК-3) - владеет основными дискурсивными способами реализации коммуникативных целей высказывания применительно к особенностям текущего коммуникативного контекста (время, место, цели и условия взаимодействия);

(ПК-4) - владеет основными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания — композиционными элементами текста (введение, основная часть, заключение), сверхфразовыми единствами, предложениями;

(ПК-5) - умеет свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации;

(ПК-6) - владеет основными лексическими особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения;

(ПК-8) - умеет использовать этикетные формулы в устной и письменной коммуникации (приветствие, прощание, поздравление, извинение, просьба и др.);

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- историю, современное состояние и тенденции в развитии науки;

- систему научной терминологии в области лексикологии;

- основную научную литературу по этой дисциплине на русском и английском языках;

- фонетические, лексические, словообразовательные явления и морфологические, синтаксические особенности и закономерности развития лексики английского языка;

- систему научной терминологии в области лексикологии;

- современное состояние и тенденции в развитии методов лексикологического исследования;

- способы словообразования и типологию морфем;

- роль лексических категорий (синонимии, антонимии, полисемии) в построении речи;

- особенности семантической, стилистической, социальной и территориальной дифференциации словарного состава современного английского языка;

- особенности английской фразеологии в сопоставлении с фразеологией русского языка;

- проблемы лексикографии.

уметь:

- ориентироваться в научной литературе по лексикологии;

- профессионально характеризовать лексический состав различных типов текста на английском языке;

- применять полученные общие и специальные знания по лексикологии в профессиональной деятельности, в преподавании языка;

- работать со словарями различных типов;

- работать с мультимедийными средствами;

- работать с компьютером как средством получения, обработки и управления информацией;

- пользоваться электронными словарями и другими электронными ресурсами для решения лингвистических задач;

- применять полученные общие и специальные знания по лексикологии английского языка в профессиональной деятельности

владеть:

- научной терминологией в области лексикологии английского языка;

- навыками лексического анализа дискурсов;

- основами современной информационной и библиографической культуры, навыками осуществления поиска информации в справочной, специальной литературе и компьютерных сетях;

- навыками редактирования и форматирования текста;

навыками аналитического восприятия информации, составления аннотаций

и рефертатов текстов различных стилей и жанров.

Тематическое содержание дисциплины:

Тема 1: Методы лексикологического исследования

Тема 2: Семантические изменения в слове: причины и результаты

Тема 3: Семантическое варьирование как основа экспрессивности речи

Тема 4: Словообразовательные модели английского языка

Тема 5: Идиоматическая и неидиоматическая фразеология.

Тема 6: Изменения заимствованной лексики

Тема 7: Социально-территориальная дифференциация лексики

Тема 8: Типы словарей

АННОТАЦИЯ

учебной дисциплины

СТИЛИСТИКА

Направление подготовки«Лингвистика»

Профиль подготовки -Теория и практика межкультурной коммуникации
Перевод и переводоведение

Квалификация выпускника –Бакалавр

Цели и задачи освоения дисциплины:

Целью курса “Стилистика” является формирование навыка выявления языковых особенностей стилей современного английского языка, определение ведущих тенденций их развития, создание систематического представления о способах, средствах и приемах преобразования языковых единиц в различных дискурсах, а также развитие навыков общения на английском языке с учетом различных дискурсивных ситуаций.

В задачи дисциплины входит:

- анализ общих и частных проблем традиционных и современных направлений стилистики английского языка;

- знакомство с функциональными стилями современного английского языка, выявление их особенностей;

- ознакомление с возможными способами, средствами и приемами преобразования языковых единиц различного уровня в типичных дискурсивных ситуациях;

- выработка умения определять такие типичные ситуации и применять наиболее эффективные приемы преобразования;

- ознакомление со специализированными языковыми лакунами;

- анализ в различных контекстах наиболее частотных, употребительных стилистических преобразований языковых единиц с целью выработки автоматизированного навыка их толкования;

- развитие навыков редактирования и саморедактирования;

- выработка умения реферировать и аннотировать.

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владеет системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей (ПК-1);

- - владеет основными дискурсивными способами реализации коммуникативных целей высказывания применительно к особенностям текущего коммуникативного контекста (время, место, цели и условия взаимодействия) (ПК-3);

- владеет основными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания — композиционными элементами текста (введение, основная часть, заключение), сверхфразовыми единствами, предложениями (ПК-4);

- - умеет свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации (ПК-5);

- владеет основными особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения (ПК-6);

- - умеет использовать этикетные формулы в устной и письменной коммуникации (приветствие, прощание, поздравление, извинение, просьба и др.) (ПК-8);

В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представления: об основах современной концепции развития социального государства и социальной работы;

знать:

- историю, современное состояние и тенденции в развитии науки;

- систему научной терминологии в области литературоведческой и функциональной стилистики;

- основную научную литературу по этой дисциплине на русском и английском языках;

- фонетические, лексические, словообразовательные явления и морфологические, синтаксические особенности и закономерности создания стилистических средств выразительности английского языка;

- выразительные средства английского языка и способы их перевода;

- функциональные стили, подстили языка и их отличительные черты;

- грамматические формы и конструкции, типичные для формального и неформального регистров общения, письменной и устной коммуникации на английском языке;

- специфику жанров дискурсов различного типа.

уметь:

- ориентироваться в стилистическом и жанровом многообразии дискурсов с учетом специфики используемых языковых средств;

- профессионально анализировать тексты, принадлежащие различным функциональным стилям, во взаимосвязи их смыслового содержания и языковых особенностей:

- осуществлять предпереводческий анализ текста на основе интерпретации языковых средств передачи;

- работать с мультимедийными средствами;

- работать с компьютером как средством получения, обработки и управления информацией;

- пользоваться электронными словарями и другими электронными ресурсами для решения лингвистических задач;

- применять полученные общие и специальные знания по стилистике в профессиональной деятельности

владеть:

- научной терминологией в области литературоведческой и функциональной стилистики;

- навыками стилистического анализа дискурсов, принадлежащих к различным функциональным стилям;

- навыками предпереводческого анализа текста;

- навыками интерпретации дискурсов, принадлежащих к различным функциональным стилям;

- основами современной информационной и библиографической культуры, навыками осуществления поиска информации в справочной, специальной литературе и компьютерных сетях;

- навыками редактирования и форматирования текста;

навыками аналитического восприятия информации, составления аннотаций и текстов различных стилей и жанров.

Тематическое содержание дисциплины:

Тема 1: Учебный план: изучение, исследование

Тема 2: Категории и социолингвистические типы дискурса

Тема 3: Функциональные стили языка

Тема 4: Стилистические средства на фонографическом и морфологическом уровнях языка

Тема 5: Стилистические средства на лексическом уровне языка

Тема 6: Синтаксический уровень стилистического анализа

Тема 7: Лексико-синтаксический уровень стилистического анализа

АННОТАЦИЯ

учебной дисциплины

Наши рекомендации