Аспекта изучения звуков речи. Физический аспект. Биологический (артикуляционный) аспект. Речевой аппарат, работа органов речи

Контрольные вопросы

1. Назовите три аспекта в изучении звуков речи.

2. Что такое звук речи с акустической точки зрения?

3. Основные понятия акустики. Сила, высота, долгота звука. Зачем лингвистам изучать эти основные понятия?

4. Тоны и шумы.

5. Тембр звука. Основной тон и обертоны. Роль резонаторов. Форманта.

4. Обоснуйте термин «речевой аппарат».

5. На какие 3 части делится речевой аппарат?

6. Опишите устройство речевого аппарата: назовите орга­ны речи (по ходу воздушной струи).

7. Назовите функции каждого органа речи.

8. Что такое активные и пассивные органы речи?

9. Какова роль нижней части речевого аппарата? Какие органы в нее входят?

10. При произнесении каких звуков напор воздушной струи должен быть больше – гласных, сонорных, звонких шумных или глухих шумных? Обоснуйте свой ответ.

11. Опишите устройство гортани и возможные положения голосовых связок. Как объяснить артикуляционно явление Кnасk-Lаut в немецком языке? В результате какой работы голосовых связок образует­ся шепот?

12. Что такое артикуляция и на какие этапы она делится?

13. Опишите работу органов речи, находящихся в полости рта.

14. Как артикулируются носовые и ртовыезвуки? Какова роль нёбной занавески в их произнесении?

15. Как устроен язык? Каким образом различные части языка участвуют в произнесении звуков?

16. С работой каких органов связано деление согласных на:
а) глухие и звонкие; б) твердые и мягкие?

17. Вы поперхнулись, разговаривая во время еды. Какой орган речи «повинен» в этом?

18. Что такое артикуляционная база? Приведите примеры различий артикуляционной базы разных языков.

Практические задания

1. Произнесите 10 русских звуков, при артикуляции которых голосовые связки дрожат (работают), и 10 звуков, при артикуляции которых голосовые связки не работают.

2.Произнесите два звука, при артикуляции которых нёбная занавеска опущена, и два звука, при артикуляции которых нёбная занавеска поднята.

3.Определите, работой каких органов различаются звуки: а) [п — б — м]; б) [т — д — н]; в) [ш — ж — р].

4.Назовите звуки русского и изучаемого языка, при произнесении которых участвуют губы.

5.Назовите звуки русского и изучаемого языка, при произнесении которых работают кончик и передняя часть спинки языка.

6.Опишите артикуляцию звуков [w, j, r] (во французском, английском, немецком языках).

7.Укажите разницу в артикуляции звуков [х] (русск.) и [h] (англ., нем.).

8.Укажите разницу в артикуляции звуков [д, т, н] (русск.) и [d, t, n] (англ., нем.).

Занятие № 4. Классификация звуков речи

Контрольные вопросы

1. Чем гласные отличаются от согласных с акустической точки зрения? С какой физической характеристикой связано деление звуков на тоны и шумы? 2. Чем отличаются гласные от согласных с точки зрения артикуляции?

3. Укажите параметры, по которым классифицируются гласные звуки.

4. С работой какого органа речи и каким образом связано деление гласных по ряду и подъёму?

5. Что такое лабиализация звука?

6. Что означает «открытый гласный», «закрытый гласный», «широкий гласный», «узкий гласный»? Как иначе можно охарактеризовать те же звуки?

7. Как называются звуки, произносимые со скользящей артикуляцией?

8. Что такое дифтонги и монофтонги?

9. Назовите принципы классификации согласных.

10.Приведите акустическую классификацию согласных. Что такое сонорные согласные? Чем они отличаются от шумных? С чем связано деление согласных на звонкие и глухие?

11.Объясните значение выражений: «место образования согласных», «способ образования согласных». На какие группы делятся согласные по этим параметрам?

12.Что такое аффриката? Что общего между аффрикатами и взрывными звуками; аффрикатами и фрикативными?

13. Какую роль при произнесении согласных играет мягкое небо (нёбная занавеска)?

14. Как объяснить изменение [м>б], [н>д] в произношении при насморке («у бедя дасборг» вместо «у меня насморк»)?.

17. Что такое палатализация звука?

Практические задания

1. Определите согласные звуки, образованные с помощью следующей артикуляции:

а) задняя часть спинки языка смыкается с мягким нёбом, голосовые связки дрожат, нёбная занавеска опущена (для немецкогои английского языков);

б) губы сомкнуты, голосовые связки не дрожат, нёбная занавеска прижата к стенке зева;

в) кончик языка смыкается с верхними зубами, голосовые связки дрожат, нёбная занавеска прижата к стенке зева, боковые края языка опущены;

г) губы сомкнуты, голосовые связки дрожат, нёбная занавеска опущена;

д) кончик языка поднимается и загибается назад, периодически соприкасаясь с твердым нёбом, голосовые связки дрожат, нёбная занавеска поднята;

е) нижняя губа сближается с верхними зубами, голосовые связки дрожат, нёбная занавеска поднята;

ж) передняя часть спинки языка сближается с твердым нёбом, голосовые связки дрожат, нёбная занавеска поднята;

з) кончик языка упирается в альвеолы, голосовые связки дрожат, нёбная занавеска опущена (для немецкого, английского языков).

2. Определите гласные звуки, образованные с помощью следующей артикуляции:

а) голосовые связки дрожат, губы вытянуты вперед, передняя часть спинки языка высоко поднята к нёбу;

б) голосовые связки дрожат, губы растянуты в стороны, передняя часть спинки языка высоко поднята к твердому нёбу;

в) голосовые связки дрожат, губы нейтральны, язык слегка приподнят средней частью спинки к средней части нёба, рот широко раскрыт;

г) голосовые связки дрожат, губы нейтральны, кончик языка упирается в нижние зубы, рот широко раскрыт;

д) голосовые связки дрожат, губы нейтральны, язык задней частью спинки высоко поднят к мягкому нёбу;

е) голосовые связки дрожат, губы округлены, но не вытянуты, задняя часть спинки языка поднимается к мягкому нёбу;

ж) голосовые связки дрожат, губы нейтральны, средняя часть спинки языка слегка поднята к средней части нёба, нёбная занавеска опущена (для французского языка).

3. Определите согласные звуки по следующим признакам:

а) шумный, губно-зубной, щелевой, звонкий, мягкий;

б) шумный, заднеязычный, щелевой глухой, твердый;

в) шумный, переднеязычный, зубной, взрывной, звонкий, твердый;

г) шумный, переднеязычный, зубной, взрывной, глухой, мягкий;

д) шумный, переднеязычный, нёбный, фрикативный, звонкий;

е) сонорный, переднеязычный, зубной, смычно-боковой, мягкий;

ж) сонорный, переднеязычный, нёбный, дрожащий, мягкий;

з) сонорный, губно-губной, носовой, мягкий;

и) шумный, переднеязычный, зубной, аффриката, глухой.

4. Определите гласные звуки по следующим признакам:

а) заднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный;

б) переднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный;

в) среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный;

г) переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный;

д) среднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный;

е) переднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный.

5. Определите, о гласных или о согласных идёт речь, и назовите звуки:

а) передний ряд, верхний подъем, нелабиализованный;

б) переднеязычный, зубной, фрикативный, звонкий;

в) губно-губной, смычно-носовой;

г) средний ряд, средний подъем, нелабиализованный;

д) задний ряд, средний подъем, носовой, лабиализованный.

6. Дайте полную характеристику следующих звуков:

а) [д, з, м, х, н, б];

б) [в, ц, г, ж, к, л, ш];

в) немецк. [t, h, pf, r];

г) английск. [d, w r];

д) франц. [l, r, g, h].

7. Охарактеризуйте все звуки в следующих словах:

яма, ехать, чай, ошибка, несчастье, еж, день, лист, фильм.

8. Определите слово русского языка, в состав которого последовательно входят следующие звуки:

А. А)согласный переднеязычно-зубной, взрывной, звонкий, твёрдый;

Б) Аспекта изучения звуков речи. Физический аспект. Биологический (артикуляционный) аспект. Речевой аппарат, работа органов речи - student2.ru гласный среднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный;

В) согласный сонорный, губно-губной, носовой, твёрдый.

Б. А) гласный заднего ряда, верхнего подъёма, лабиализованный;

Б) согласный переднеязычный, нёбный, фрикативный, глухой, твёрдый;

В. А) согласный переднеязычный, зубной, взрывной, звонкий, твёрдый;

Б) гласный среднего ряда, нижнего подъёма, нелабиализованный.

Г. А) согласный переднеязычный, зубной, взрывной, глухой, мягкий;

Б) согласный сонорный, губно-губной, носовой, твёрдый;

В) гласный среднего ряда, нижнего подъёма, нелабиализованный.

Д. А) согласный переднеязычно-зубной, фрикативный, глухой, твёрдый;

Б) гласный заднего ряда, верхнего подъёма, лабиализованный;

В) согласный сонорный, переднеязычно-нёбный, вибрант, твёрдый;

Г) гласный заднего ряда, среднего подъёма, лабиализованный;

Д) согласный заднеязычный, взрывной, глухой, твёрдый.

Е. А) согласный переднеязычно-нёбный, смычно-щелевой, глухой, мягкий;

Б) гласный переднего ряда, среднего подъёма, нелабиализованный;

В) согласный переднеязычно-зубной, фрикативный, глухой, мягкий;

Г) согласный переднеязычно-зубной, взрывной, глухой, мягкий.

9. Решите следующие звуковые пропорции:

а) [п:т=w:?]

б) [м:н=п:?]

в) [с:н=w:?]

г) [и:ы=?:а]

д) [ц:ч=с:?]

е) [т:к=н:?]

ж) [и:ü=е:?]

з) [с:g=т:?]

и) [ы:у=ъ:?]

ж) [х:ŋ=с:?]

з) [и:е=у:?]

и) [г:g=д:?]

к) [д:т=б:?=?:х];

л) [с:с’=б:?=?:л’];

м) [п:т=б:?=м:?].

10. Какие получаются слова, если прочесть звуки данных слов в обратном порядке: ель, лён, куль, толь, ноль, лёд, лоб, ток?

Наши рекомендации