Россия во второй половине xix века
Цель и задачи семинарского занятия:
Дать характеристику Александру II и Александру III как политическим деятелям и личностям. Дать анализ буржуазным реформам 60 – 70-х гг. XIX в и показать их незавершенность. Рассмотреть зарождение буржуазных отношений и особенности развития капитализма в промышленности и сельском хозяйстве России в пореформенный период. Проанализировать развитие общественно-политической мысли и особенности общественного движения России во второй половине XIX в.
План и регламент семинарского занятия:
I. | Введение. Исторический портрет Александра II. | 15 мин. |
II. | УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ | |
1. | Отмена крепостного права и решение крестьянского вопроса. | 10 мин. |
2. | Буржуазные реформы 60 – 70-х гг. XIX в.: земская, судебная, военная реформы, реформы в области просвещения и медицины. | 25 мин. |
3. | Восточный вопрос во внешней политике России: - Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.; - присоединение к России средней Азии. | 15 мин. |
4. | Развитие общественной политической мысли в России во второй половине XIX в. (консервативное, либеральное, народническое, революционное движения). | 15 мин. |
5. | Внутренняя политика Александра III. Противоречия реформ второй половины XIX в. | 35 мин. |
III. | ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ | 5 мин. |
Итого | 120 мин. |
Учебно-материальное обеспечение семинара:
- Презентации по теме.
- Плазменный телевизор и компьютер.
- Наглядный материал в виде исторических карт, схем и т.п.
Темы докладов и сообщений:
1. Исторический портрет Александра II.
2. Исторический портрет Александра III.
3. Начало развития капитализма в пореформенной России.
4. Реформа земской медицины.
Основная литература:
1. Зуев М.Н. История России: учебное пособие. Рекомендовано Мин.образования / М. Н. Зуев. -М.: Высшее образование, 2008. С. 239 – 260, 275 – 286.
1. Дополнительная литература:
1. Краткий исторический словарь / А. А. Данилов. - М. : Проспект, 2009.
2. Отечественная история [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / И. И. Николаева, О. Ю. Кузьмина. - Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2011.
3. История отечества [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для студентов НГМУ очной формы обучения / И. И. Николаева, А. Г. Шатов, А. Ю. Охотников [и др.]. - Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2013. С.73-77.
Рекомендованная литература по теме:
1. Гумилёв Л.Н. История как форма движения энергии. М.: АСТ, 2008 и др. издания.
2. История России / А.С. Орлов и др. М., 2010.
3. История России с древнейших времен до наших дней / А.Н. Сахаров и др. М.., 2010.
4. Кузнецов И. Н. Отечественная история. М., 2009 и др. издания.
5. Максимов Ю. История России. Краткий курс для поступающих в вузы: учебное пособие. М., 2010.
6. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории.- М., 2007 и др. издания.
Интернет-источники:
1. http://militera.lib.ru/ - Военная литература.
2. Российская империя. Том III. Диск 2. Проект Леонида Парфёнова. 2003 г.
Задания для самостоятельной работы(выполняется в тетради в виде конспекта):
1. Дать краткую характеристику историческим личностям: Александр II, Александр III, М.Т. Лорис-Меликов, К.П. Победоносцев, Д.А. Милютин, Г.В. Плеханов, М А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, Д.В. Каракозов, С Ю. Витте, М Д. Скобелев, А.М. Горчаков.
2. Заполнить таблицу «Буржуазные реформы 60-70-х годов XIX века»:
Название реформы | Год введения реформы | Суть реформы |
… |
Задания для самоконтроля(выполняется в виде решения тестовых заданий):
1. Александр II правил в период:
а: 1855 – 1881 гг.
б: 1881 – 1894 гг.
в: 1801 – 1825 гг.
г: 1879 – 1894 гг.
2. Годы царствования Александра III:
а: 1855 – 1881 гг.
б: 1881 – 1894 гг.
в: 1894 – 1917 гг.
г: 1825 – 1855 гг.
3. Окончательное раскрепощение крестьян произошло в:
а: 1649 г.
б: 1850 г.
в: 1861 г.
г: 1917 г.
4. Отмена крепостного права произошла в царствование:
а: Александра I
б: Николая I
в: Александра II
г: Александра III
5. Органы общественного самоуправления на местах, созданные в результате буржуазных реформ 60 – 70-х годов XIX в.:
а: Земства
б: Дворянские собрания
в: Общины
г: Вече
6. Согласно судебной реформе 1864 г. было(а):
а: отменено телесное наказание для всех сословий
б: введена должность прокурора
в: введена состязательность суда, введен институт адвокатуры
г: была отменена смертная казнь
7. Представители общественной мысли России XIX в., отрицавшие культурные, духовные ценности общества и выступавшие против пережитков крепостного права:
а: диссидентами
б: еретиками
в: раскольниками
г: нигилистами
8. Ослабление цензурных запретов, гласное обсуждение проектов освобождения крестьян от крепостной зависимости относится к началу царствования:
а: Николая I
б: Николая II
в: Александра II
г: Александра III
9. Писатель и историк, отстаивавший монархическую форму государственного устройства России и написавший первую многотомную "Историю государства Российского":
а: А.С. Пушкин
б: Н.М. Карамзин
в: А.А. Аракчеев
г: А.Н. Радищев
10. Герой Крымской войны 1853 – 1855 г.:
а: М.И. Кутузов
б: П.С. Нахимов
в: В.И. Чапаев
г: Г.К. Жуков
11. Император, получивший в народе имя «Миротворец»:
а: Петр I
б: Александр I
в: Александром III
г: Николай II
12. «Циркуляр о кухаркиных детях» 80-х годов XIX в. связан с политикой царского правительства в отношении:
а: всеобщей воинской повинности
б: национальных окраин
в: рабочего вопроса
г: народного образования
13. Участие различных сословий в местном управлении стало возможным в результате проведения в 1860 – 1870-х гг.:
а: крестьянской реформы
б: земской, городской реформ
в военной реформы
г: школьной реформы
14. Александр III вступил на престол после:
а: восстания декабристов
б: убийства народовольцами его отца
в: поражения России в Крымской войне
г: убийства заговорщиками Павла I
15. Даты 1861 г., 1864 г., 1870 г., 1874 г. в истории России связаны с:
а: экономическими и социальными реформами
б: присоединением Средней Азии
в: возникновением первых рабочих организаций
г: открытием новых университетов.
Тема 6.