Новейшая рев-ия в естествознании и философский идеализм

§ 1. Кризис современной физики.

Известный франц. физик Пуанкаре говорит о признаках кризиса в физике: «исчезает масса. Подрываются основы механики. Перед нами – руины старых принципов физики». Идеалистические выводы автора: не природа дает нам понятия S и t, а мы даем их природе. Все, что не есть мысли, есть ничто.

В течение 1 и 2 трети 19 века физики верили в чисто механистическое объяснение природы. Новое течение в физике видит в теории только символы, знаки для практики, т.е. отрицает существование объективной реальности, независимой от нашего сознания и отражаемой им. Махизм был опасен тем, что это течение обращалось к физике за подтверждением своих идеалистических выводов. Кризис: новейшие открытия (электрон, радиоактивность) пришли в противоречие со старыми представлениями.

§ 2. Материя исчезла.

Можно встретить у современных физиков: «Атом дематериализуется – материя исчезает». Это значит, исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор, исчезают такие св-ва материи, которое казались ранее абсолютными (инерция, масса) и которые теперь обнаруживаются как относительные, присущие только некоторым состояниям материи. Ибо единственное св-во материи, с признанием которого связан фил-ий мат-зм, есть св-во быть объективной реальностью, существующей вне сознания.

Ошибка махизма вообще состоит в том, что игнорируется эта основа фил-го мат-ма и различия м\д материализмом метафизическим и диалектическим.

Природа бесконечна, и это единственное категорическое признание ее существования вне сознания и ощущения человека и отличает диамат от релятивизма, агностицизма и идеализма.

§ 3. Мыслимо ли движение без материи?

Использование фил-им идеализмом новой физики делает попытку осмыслить движение без материи.

Идеалисты и не подумают отрицать того, что мир есть движение, именно: движение моих мыслей, чувств, представлений, ощущений. Вопрос о том, что движется, идеалисты отвергают и считают нелепым: происходит смена моих ощущений, исчезают и появляются представления, и только. Вне меня ничего нет.

Основное отличие мат-ма и идеал-ма состоит в том, что общее сознание чел-ка принимается за образ объективной реальности. Мир есть движение этой объективной реальности, отражаемой нашим сознаием. Движению представлений соответствует движение материи вне меня.

Понятие материи ничего иного, кроме объективной реальности, данной нам в ощущениях, не выражает. Поэтому оторвать движение от материи равносильно тому, что оторвать мышление от объективной дейст-ти.

§ 8. Сущность и значение «физического» идеализма.

Махизм связан с новой физикой. Разглагольствования на тему, что Ф. Маха есть «фил-ия естествознания» 20 века. Но 1. махизм связан идейно только с одной школой в одной отрасли современного естествознания, 2. с этой школой связано в махизме то, что обще со всем фил-им идеализмом вообще.

Основная идея этой школы – отрицание объективной реальность, данной нам в ощущениях и отражаемой нашими теориями или сомнения в существовании такой реальности.

Связь современного физического идеализма с кризисом современной физики общепризнана. Все старые истины физики считались незыблемыми, а оказались относительными истинами, - значит, никакой объективной истины, не зависящей от чел-ка, быть не может. Так рассуждает и махизм, и весь физический идеализм (при незнании диалектики).

Современная физика лежит в родах. Она рожает диамат.

6. Эмпириокритицизм и исторический мат-м.

§1. Экскурсии немецких эмпириокритиков в область общественных наук.

В 1895 году статья ученика Авенариуса Ф.Блея: «Метафизика в политэкономии» - критика различных школ в политэкономии. Критика учения Маркса и Энгельса.

1. марксизм так же метафизичен, как и естествознание.

2. признание марксизмом человека «случайностью», подчинение его каким-то имманентным законам и т.д.

3. теория никаких «жизнерадостей» знать не хочет.

4. партийность, пристрастность теории Маркса, предвзятость его решений.

§ 2. Как Богданов исправляет и «развивает» Маркса.

Цитируя Маркса, где он излагает основы мат-ма, Богданов приходит к выводу: социальная жизнь во всех своих проявлениях есть сознательно психологическая, т.к. в своей борьбе за существование люди не могут объединиться иначе, как при помощи сознания. Общественное бытие и общественное сознание тождественны. Это не верно.

Они не тождественны, как не тождественны бытие и сознание вообще. Общественное сознание отражает общественное бытие – вот в чем учение Маркса.

Из того, что вы живете и хозяйничаете, рожаете детей и производите продукты, обмениваете их, складывается объективно необходимая цепь событий развития, не охватываемая полностью никогда. Самая высшая задача чел-ва – охватить эту объективную логику хозяйственной эволюции в общих и основных чертах с тем, чтобы возможно более отчетливо, критически приспособить к ней свое сознание и сознание передовых классов всех капиталистических стран.

31. Социальная Ф. и социология. Социальная Ф. и конкретные науки об обществе.

Теоретическая социология очень близка к соц. Ф, т.к. имеет дело со всеми сферами общественной жизни.

Объект соц.Ф.: человеческое общество в целом.

Предмет соц.Ф.: изучение общества в целом, взаимодействие сфер его жизни, закономерности и движущие силы его развития, судьба человеческой цивилизации, принципы соц. познания.

Соц.Ф. – определенная совокупность основных концепций.

Различия соц Ф. и социологии.

Социальное (широко) = общественное = соц.Ф.

(узко) = социология – подразделение общества на различные социальные группы и взаимоотношения м\д ними.

ФЭС. Социология – наука о закономерностях развития и функционирования социальных систем как глобальных, так и частных; пользуясь эмпирическими методами, С. изучает взаимосвязь различных социальных явлений. И общие закономерности социального поведения людей. Как самостоятельная наука возникла в 19 веке, ее выделил Огюст Конт, но истоки уходят в далекое прошлое. Уже древнейшие философы по-своему объясняли общественную жизнь. В 18 в. в качестве автономной дисциплины появилась философия истории, изучающая законы и движущие силы развития общества.

В соответствии с тем, какой фактор общественной жизни социологи считали главным, С. распадалась на ряд течений: географическое направление, расово-антропологическая школа, психологическая школа (бихевиоризм) и пр.

Наряду с общей и теоретической С. выделяются более автономные области исследования: С. семьи, преступности, города и пр.

Соц.Ф. является методологической базой для конкретных наук. Двухстороннее диалектическое взаимодействие: соц.Ф. развивается, обобщая данные конкретных наук, с другой стороны – по отношению к другим общественным наукам соц.Ф. выступает как глубокая методологическая основа.

Методология– общая теория какой-либо сферы научного познания, которая дает руководящие идеи, служит для выработки конкретных средств и способов познания.

Уровни методологии научного познания (схема).

Наши рекомендации