Субъективный идеализм Фихте и объективный идеализм Шеллинга

Вторым представителем немецкой классической философии был И.Г.Фихте (1762-1814). Он создал субъективно-идеалистическую философскую систему, в основу которой положил принцип свободы и достоинства человека. К основным трудам немецкого мыслителя относятся: «О понятии наукоучения», «Система учений о нравственности...», «О достоинстве человека», «Наукоучение в его общих чертах».

В философской системе Фихте можно выделить две части: теоретическую философию и практическую философию. В первой части своей философии он исходит из того, что философия - это наука, которая должна стать логически связанной и обоснованной системой утверждений, исходящих из некоторых бесспорных оснований. Он надеялся обрести в философии основополагающую науку, науку о науках, или наукоучение. Немецкий философ считал, что «наукоучение исчерпывает все человеческое знание в основных его чертах».

Фихте провозглашает себя сторонником субъективистского и активистского идеализма. Если у Беркли субъект пассивен, то у Фихте провозглашается неисчерпаемая активность субъекта. Мыслитель конструирует «Я» как абсолютное и всеобщее, отличающееся от «я» эмпирических и выступающее началом его философии. Бытие «Я» состоит не в существовании в природе и культуре, а в полагании своей самости. Из активно действующего «Я», свободного, наделенного сознанием «Я», развертывается весь мир, т.е. природа и человеческая культура. Систему саморазвертывания «Я» он пытался строить посредством трех основополагающих суждений или основоположений:

1) Всеобщее «Я» утверждает себя само; 2) «Я» противополагает себя «не-Я»; 3) Сознание полагает и объединяет в себе «Я» и «не-Я». Из этих основоположений философ выводит законы логики и категории философии. Субстанциальный сверхсубъект «Я» порождает все субъекты и объекты, т.е. из «Я» выводятся все эмпирические «не-Я».

Фихте внес значительный вклад в разработку диалектического способа мышления. Свой метод он назвал антитетическим, а не диалектическим, поскольку у него антитезис не выводится из тезиса, как позже имеет место у Гегеля, а ставится рядом с тезисом как его противоположность. Источником развития, по Фихте, выступает противоречие. Так, «Я» взаимодействует с «не-Я», в ходе чего возникает противоречие между деятельностью и выполняемой ею задачей. Разрешение этого противоречия ведет к возникновению нового и так далее.

Философские взгляды Фихте эволюционировали от субъективного идеализма к объективному идеализму. «Я» как абсолют постепенно сливается у него с мировым духом, который он назвал «духовной субстанцией». Фихте писал: «Первоначально есть только одна субстанция - Я. В этой единой субстанции полагаются все возможные реальности».

В практической философии Фихте развивает учение о человеке, нравственности, праве, государстве и воспитании, где центральным является понятие свободы. По мнению мыслителя, человек является организованным продуктом природы, которая вложила в него импульсы своей силы. В их системе есть и низшие и высшие страсти, и необходимость и свобода. Человек во всей своей полноте есть не только объект, но и субъект, можно даже говорить об их тождестве. В связи с этим объективная необходимость, осознанная человеком как самодетерминация, превращается в субъективную свободу.

Переход от субъективного к объективному идеализму в немецкой классической философии связан с Ф. Шеллингом (1775-1854). Согласно убеждению немецкого мыслителя, подлинная философия должна соединять и примирять идеальное и реальное, конечное и бесконечное. Основные положения его философии тождества изложены в следующих работах: «Система трансцендентального идеализма», «Изложение моей системы философии», «Идея к философии природы», «Философия мифологии». Исходным принципом учения Шеллинга было положение о тождестве (совпадении) духа и природы. Абсолютный разум (бог) есть то, в чем сливается субъективное и объективное.

В творчестве Шеллинга можно выделить три основных периода. Первый связан с осмыслением диалектики природы, второй - с разработкой абсолютного идеализма и учения о свободе, третий - с философией откровения.

Важным периодом в философской эволюции Шеллинга явилась разработка диалектики природы, создание натурфилософии. В отличие от Фихте, считавшего природу лишь средством реализации нравственной цели, у него природа является телеологической системой, возникшей из разума, чтобы выполнить его цель. Природа - это бессознательная форма жизни разума, единственным назначением которой является порождение формы сознательной.

Философское познание природы состоит, по мнению мыслителя, в том, чтобы рассматривать весь процесс развития природы как целесообразную совместную деятельность сил от низших к более высоким потенциям. Отсюда - философия природы выступает как история возникающего духа. Весьма плодотворной была идея, согласно которой природа понималась как единое целое и усматривающая тождество ее деятельности в разнообразии ее форм. Вместо механического понимания природы Шеллинг представлял ее как органическое целое.

Настоящей сущностью природы, основой ее жизни является, по его мнению, антагонизм противоположных сил. Вся жизнь есть продукт взаимодействия противоположных тенденций и каждое отдельное явление природы может осуществляться только как синтез антагонистических сил. К антагонистическим силам относятся: притяжение и отталкивание, положительные и отрицательные электроны, полюсы магнита и т.д.

В своем развитии природа, по Шеллингу, проходит ряд ступеней, которые он называет потенциями. Сюда относятся: механизм, химизм, организм и дух. Дух - это выявление природы в ее высшей истине, которая существует всегда, но которая познается на более высокой ступени ее развития. В своих натурфилософских работах Шеллинг исходит из идеи свободы, делая акцент в ее понимании на стремлении к единству человека с природой. При этом он выдвигает требование установления гармонии человека с природой как главной задачи философии. Для Шеллинга важно, чтобы не было «никакого разрыва между человеком и миром» и чтобы человек рассматривался в гармонии со Вселенной.

Второй частью философской системы Шеллинга является трансцендентальная философия, в которой он рассмотрел эволюцию сознания от низших форм до высших его проявлений, до самосознания. Его трансцендентальный идеализм основан на понятии тождества духа и природы. Дух - это абсолютный сверхчеловеческий разум, самосознание бога.

В работе «Система трансцендентального идеализма» Шеллинг писал о натурфилософии и трансцендентальной философии как о двух науках, дополняющих друг друга. Если натурфилософия есть рассмотрение мира, исходя из природы, то трансцендентальная философия рассматривает мир, исходя из субъекта и здесь на передний план выходит субъективная и идеальная сторона деятельности.

Шеллинг отмечал, что в ходе объективизации человека, т.е. воплощении его внутреннего мира в определенной практической действительности, происходит преобразование первозданной природы. Таким образом, человек создает «вторую природу» как мир искусственных произведений.

Исходная посылка трансцендального идеализма - это тождество объективного и субъективного. Совокупность всего того, что лишь объективно в нашем знании называется природой. Совокупность же всего субъективного называется «Я», или интеллигенцией. От этого положения можно двигаться двумя путями.

Первый - это путь естествознания, доказывающий как в объективное привходит субъективное. Переход от природы к интеллигенции является переходом от естествознания к натурфилософии. Движение от субъективного к объективному реализуется на пути трансцендентальной философии. Она объясняет как возможно знание вообще, исходя из субъективного момента.

Тождественность объективного и субъективного, постулированная философией природы и развитая трансцендентальной философией, находит, по Шеллингу, свое высшее проявление в эстетической деятельности, в искусстве.

Философия позднего Шеллинга - это философия откровения, включающая в себя философию мифологии, мистики и религии. Он считал, что целые века существовала лишь «негативная философия». Теперь же предстоит создать философию позитивную, обращенную не к отвлеченным сущностям, а к существованию вещей и событий.

Философия мифологии, по Шеллингу, имеет своим предметом тщательное философское исследование мифа и мифологического способа мышления. Рассматривая различные объяснения мифов (поэтические, религиозные и т.д.) и отвергает их, он приходит к выводу, что мифология является исторически неизбежным моментом в развитии сознания, на смену которой приходит откровение (монотеизм христианства). Его положительная философия посвящается обоснованию и толкованию монотеизма. Философия откровения, по мнению мыслителя, является венцом науки, своим путем идущей вперед. Ее первостепенную задачу он видит в построении «чистой науки о разуме». Отводя понятию бога почетное место, Шеллинг ориентирует философию на теологию. Отсюда главной задачей философии признается раскрытие внутреннего смысла христианской религии и подлинности христианской веры. Эта вера с помощью «науки» приводит в связь другие, божественные, природные и человеческие вещи.

Философия Гегеля

Высшим достижением немецкого классического идеализма является философия Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831), получившая название системы абсолютного идеализма. Она изложена в следующих важнейших произведениях: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Философия права», «Философия истории», «История философии», «Эстетика» и др.

Основные принципы своей идеалистической системы и диалектического метода Гегель изложил в развернутой форме сначала в «Феноменологии духа». Эта работа явилась «истоком» и «тайной» всей гегелевской философии. Ее предметом было описание поступательного шествия сознания от низшей ее формы, т.е. чувственной достоверности, до абсолютного знания. Результатом этого шествия оказывается, по Гегелю, понятие науки, которая должна быть изложена как система.

На основе анализа «являющегося», «феноменологического знания» Гегель приходит к выводу, что основой мира является абсолютная идея. Ее развитие происходит по принципу триады – тезис, антитезис и синтез. Сначала она выступает в виде чистых логических сущностей, затем в форме инобытия идеи или природы и, наконец, в различных формах конкретного духа. В соответствии с этим в гегелевской философской системе выделяются три части: логика, философия природы и философия духа. К философии духа примыкают философия права, философия истории, эстетика, философия религии, история философии.

В основу своей философской системы Гегель положил принцип тождества бытия и мышления, рассматриваемый с объективно-идеалистических позиций. Их первоначальное тождество образует, по его мнению, субстанциальную основу мира. При этом мышление понимается не только как субъективная, человеческая деятельность, но и как независимая от человека объективная сущность, первооснова всего сущего. Объективно существующее мышление, называемое Гегелем абсолютной идеей, в ходе своего развития проходит ряд стадий, отчуждаясь в природу, а затем достигая высшей ступени развития - «абсолютного духа», т.е. человечества, человеческой истории.

Центральное место в философии Гегеля занимает логика, предметом которой является абсолютная идея как система саморазвивающихся категорий, составляющая основу всей действительности. Логика включает учение о бытии, сущности и понятии. Логика начинается с характеристики самых абстрактных категорий бытия: чистое бытие, ничто, становление и т.д. В учении о сущности рассматривается проблема противоречия и связанные с нею категории. По отношению к бытию и сущности понятие выступает в качестве их истины. Понятие, согласно Гегелю, есть абсолютная творческая мощь, порождающая все наличное, конкретные предметы и явления. Так, истинным бытием обладает понятие «плод», а не конкретные явления - яблоки, груши, миндаль.

Философия природы посвящена инобытию идеи или природы. Поскольку в природе идея существует как отчужденный от себя дух, то развитие есть становление этого духа. Идею развития Гегель применяет только к явлениям духовного порядка. Движение идеи в природе идет от абстрактного к конкретному. В соответствии с этим «философия природы» распадается на три раздела: механизм, физику и органику.

Поскольку природа является чужой средой для идеи, то последняя стремится снова возвратиться в адекватную ей стихию. Отсюда завершающей частью гегелевской системы является философия духа, в которой выделяются три раздела: учение о субъективном, объективном и абсолютном духе.

Учение о субъективном духе, состоящее из антропологии, феноменологии и психологии, посвящено в основном характеристике индивидуального сознания. Объективный дух, согласно Гегелю, в своем развитии проходит три ступени: абстрактное право, мораль, нравственность. В свою очередь, нравственность охватывает семью, гражданское общество и государство. Новой стадией развития объективного духа является всемирная история.

Абсолютный дух проходит в своем развитии три ступени: искусство, религию и философию. Эти формы самосознания духа являются завершением развития абсолютной идеи. В философии идея познает саму себя, соединяя конец абсолютной идеи с ее началом. Таким образом, в философской системе Гегеля раскрывается сложный путь развития абсолютной идеи.

Философское учение Гегеля, изображающее деятельное самопознание абсолютного духа, оказалось самой грандиозной идеалистической системой, какую знала мировая философия. Вместе с тем она страдала внутренней противоречивостью, которая заключается в соединении противоположных сторон - революционного метода и консервативной системы.

Для диалектического метода нет ничего раз и навсегда установленного, абсолютного, все согласно ему подвержено непрерывному процессу возникновения и уничтожения, бесконечному восхождению от низшего к высшему. Однако над этим методом довлеет система, которая по установившейся традиции должна была завершиться абсолютной истиной. Объявив свою философию абсолютной истиной, Гегель положил конец процессу развития в области познания и истории.

Когда Гегель говорил о предшествующих ему философских системах, то он отмечал их историческую ограниченность, доказывая, что философское знание развивается, постоянно обогащается. Свою же философскую систему он ставил в исключительное положение, рассматривая ее как завершение процесса познания «абсолютной идеей» своего собственного содержания, как последнюю ступень развития мирового духа.

Если, согласно гегелевской диалектике, развитие всеобще, то его философская система отрицает всеобщность развития, поскольку в ней утверждается, что природа лишь разнообразится в пространстве, но не развивается во времени. Кроме того, Гегель провозглашает абсолютной истиной все догматическое содержание своей системы. Диалектика утверждает, что развитие не имеет предела, а философская система ставит предел развитию мышления, познания, общества. Так, пределом общественного развития провозглашается конституционная монархия.

Таким образом, между системой и методом в философии Гегеля имеется глубокое противоречие. При этом философ приспосабливает свою диалектику к нуждам непомерно разросшейся консервативной системы. Это привело к тому, что диалектика содержала в себе некоторые метафизические черты и не была последовательной.

Наши рекомендации