Вопрос 67. Проверка и оценка результатов обучения истории и обществоведения

Вопрос 66. Межпредметные и межкурсовые связи: приемы и средства их реализации.

М/предметные связи (напр., история – география)

М/курсовые связи (Всеобщая история – история России – Краеведение – Обществознание) = связи внутри предметной области «обществознание»

Приемы = методы + формы обучения (урочного и внеурочного), которые мы используем

Средства реализации = отбор содержания учебного материала.

Современная программа по истории предполагает осуществление межпредметных и межкурсовых связей: Более тесные связи с предметами гуманитарного цикла, прежде всего, литературой, так же с географией, музыкой, изо или МХК, экономикой, обществознанием.

-с литературой, изо, музыкой - по темам «Культура различных исторических периодов»;

-с географией и экономикой – по темам «Экономическое развитие в различные исторические периоды»;

- с обществознанием – по темам, характеризующим политическое развитие стран, общественное развитие и внутреннее состояние общества.

Показателем умственного развития ученика является перенос знаний из одного предмета в другой, который характеризует продуктивность познавательной деятельности. Перенос заключается в межпредметном обобщении известного и синтезированием нового, обобщенного знания. Межпредметные связи в обучении вносят элементы творчества в мыслительную деятельность ученика, а также элементы репродукции и поиске, проявляющиеся в познавательной деятельности.

Возможна организация бинарных уроков (2 учителя) по данным предметам в форме круглых столов по изучаемым проблемам, семинаров – обобщению изученной темы, уроков – конференций по проблемным вопросам. Межкурсовые связи должны прослеживаться постоянно при рассмотрении нового материала с опорой на понятия предшествующего курса, при формировании и развитии навыков работы с текстом учебника, историческими источниками, умений работы с исторической картой, навыков групповой работы и др.

Интегрированный урок как средство реализации м/предм. связей:

Пример: литература+ история («Цвета гражданской войны» - тема; строится на системе заданий о красных, белых, зеленых по истории, из лит-ры – «Тихий Дон»: «черное солнце»); решаются воспитательные задачи.

Пример: Тема «Культура и мораль» (Традиционные моральные ценности в российском обществе. Моральные заповеди русских философов и писателей. Моральные ценности современного российского общества. Поиск нравственных ориентиров и идеалов подрастающим поколением российских граждан. Патриотизм и гуманизм. Влияние политики, экономики и социальных отношений на изменение моральных норм в обществе). Межкурсовые и межпредметные связи: В курсах географии и зоологии можно рассмотреть моральные спекты взаимоотношений человека с окружающей его живой и неживой природой. В курсе истории на примере Отечественной войны 1812 г. следует обсудить тему патриотизма, а также проблему соотношения войн и революций с моралью и т.д. При изучении литературы наиболее ярко затронутые вопросы отражены в произведениях Л.Н.Толстого "После бала", А.С.Пушкина "Капитанская дочка", И.С.Тургенева "Ася", А.Т.Твардовского "Василий Теркин", А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц".

Вопрос 67. Проверка и оценка результатов обучения истории и обществоведения.

Под проверкой знаний учащихся понимается выявление и сравнение результата учебной деятельности с требованиями, заданными программой или стандартами. Она устанавливает уровень обученности школьника, качества его знаний.

Оценка – суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы учащихся. В большинстве школ принята 5-бальная система отметок при оценивании ответов учащихся.

Проверка и оценка результатов обучения осуществляется на основе Программы по истории и обществоведению с учетом обязательных минимумов содержания общего и среднего (полного) общего образования и государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования. За основу оценивания берутся требования к знаниям и умениям, сформулированным в государственных стандартах базового уровня. Оценивается точность понимания сущности вопроса, степень полноты его раскрытия, знания исторических фактов, умения делать выводы или обобщения, аргументировать высказанные положения доводами, применять знания и навыки при изучении нового материала.

Методы контроля – это способы деятельности учителя и учащихся, в ходе которой выявляются усвоение учебного материала и овладение учащимися требуемыми знаниями, умениями и навыками.

Устный опрос – наиболее распространенный метод контроля знаний учащихся. Различают фронтальный, индивидуальный, комбинированный опрос.

Письменная проверка наряду с устной является важнейшим методом контроля знаний, умений и навыков учащегося. Применение этого метода дает возможность в наиболее короткий срок одновременно проверить усвоение учебного материала всеми учащимися группы, определить направление для индивидуальной работы с каждым.

Практическая проверка позволяет выявить, как учащиеся умеют применять полученные знания на практике.

Тестовая проверка знаний осуществляется в форме ответов учащихся на различные вопросы, записанные на специальных карточках – заданиях.

Самоконтроль и самопроверка. Самоконтроль активизирует познавательную деятельность учащегося, воспитывает сознательное отношение к проверке, способствует выработке умений находить и исправлять ошибки.

Контроль:

  • Ежеурочный (текущий)

Опрос – на традиционном уроке

  • Тематический контроль (повт-обобщающие уроки, контрольные работы по окончанию изучения тем)
  • Зачеты (в старших классах) – форма проверки полученных знаний и навыков.

По содержанию зачеты могут быть:

  1. развивающие;
  2. корректирующие;
  3. контролирующие.

По форме организации:

  1. устные (групповой, индивидуальный);
  2. письменные;
  3. письм-уст;
  4. компьютерные;
  5. дифференцированные

Методика проведения зачета:

  1. ориентированность на ЕГЭ;
  2. учет лимита времени. Критерии оценки сообщается учащимся;
  3. учет уровня подготовки и профиля класса.

Наши рекомендации