Вопрос 67. Проверка и оценка результатов обучения истории и обществоведения
Вопрос 66. Межпредметные и межкурсовые связи: приемы и средства их реализации.
М/предметные связи (напр., история – география)
М/курсовые связи (Всеобщая история – история России – Краеведение – Обществознание) = связи внутри предметной области «обществознание»
Приемы = методы + формы обучения (урочного и внеурочного), которые мы используем
Средства реализации = отбор содержания учебного материала.
Современная программа по истории предполагает осуществление межпредметных и межкурсовых связей: Более тесные связи с предметами гуманитарного цикла, прежде всего, литературой, так же с географией, музыкой, изо или МХК, экономикой, обществознанием.
-с литературой, изо, музыкой - по темам «Культура различных исторических периодов»;
-с географией и экономикой – по темам «Экономическое развитие в различные исторические периоды»;
- с обществознанием – по темам, характеризующим политическое развитие стран, общественное развитие и внутреннее состояние общества.
Показателем умственного развития ученика является перенос знаний из одного предмета в другой, который характеризует продуктивность познавательной деятельности. Перенос заключается в межпредметном обобщении известного и синтезированием нового, обобщенного знания. Межпредметные связи в обучении вносят элементы творчества в мыслительную деятельность ученика, а также элементы репродукции и поиске, проявляющиеся в познавательной деятельности.
Возможна организация бинарных уроков (2 учителя) по данным предметам в форме круглых столов по изучаемым проблемам, семинаров – обобщению изученной темы, уроков – конференций по проблемным вопросам. Межкурсовые связи должны прослеживаться постоянно при рассмотрении нового материала с опорой на понятия предшествующего курса, при формировании и развитии навыков работы с текстом учебника, историческими источниками, умений работы с исторической картой, навыков групповой работы и др.
Интегрированный урок как средство реализации м/предм. связей:
Пример: литература+ история («Цвета гражданской войны» - тема; строится на системе заданий о красных, белых, зеленых по истории, из лит-ры – «Тихий Дон»: «черное солнце»); решаются воспитательные задачи.
Пример: Тема «Культура и мораль» (Традиционные моральные ценности в российском обществе. Моральные заповеди русских философов и писателей. Моральные ценности современного российского общества. Поиск нравственных ориентиров и идеалов подрастающим поколением российских граждан. Патриотизм и гуманизм. Влияние политики, экономики и социальных отношений на изменение моральных норм в обществе). Межкурсовые и межпредметные связи: В курсах географии и зоологии можно рассмотреть моральные спекты взаимоотношений человека с окружающей его живой и неживой природой. В курсе истории на примере Отечественной войны 1812 г. следует обсудить тему патриотизма, а также проблему соотношения войн и революций с моралью и т.д. При изучении литературы наиболее ярко затронутые вопросы отражены в произведениях Л.Н.Толстого "После бала", А.С.Пушкина "Капитанская дочка", И.С.Тургенева "Ася", А.Т.Твардовского "Василий Теркин", А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц".
Вопрос 67. Проверка и оценка результатов обучения истории и обществоведения.
Под проверкой знаний учащихся понимается выявление и сравнение результата учебной деятельности с требованиями, заданными программой или стандартами. Она устанавливает уровень обученности школьника, качества его знаний.
Оценка – суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы учащихся. В большинстве школ принята 5-бальная система отметок при оценивании ответов учащихся.
Проверка и оценка результатов обучения осуществляется на основе Программы по истории и обществоведению с учетом обязательных минимумов содержания общего и среднего (полного) общего образования и государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования. За основу оценивания берутся требования к знаниям и умениям, сформулированным в государственных стандартах базового уровня. Оценивается точность понимания сущности вопроса, степень полноты его раскрытия, знания исторических фактов, умения делать выводы или обобщения, аргументировать высказанные положения доводами, применять знания и навыки при изучении нового материала.
Методы контроля – это способы деятельности учителя и учащихся, в ходе которой выявляются усвоение учебного материала и овладение учащимися требуемыми знаниями, умениями и навыками.
Устный опрос – наиболее распространенный метод контроля знаний учащихся. Различают фронтальный, индивидуальный, комбинированный опрос.
Письменная проверка наряду с устной является важнейшим методом контроля знаний, умений и навыков учащегося. Применение этого метода дает возможность в наиболее короткий срок одновременно проверить усвоение учебного материала всеми учащимися группы, определить направление для индивидуальной работы с каждым.
Практическая проверка позволяет выявить, как учащиеся умеют применять полученные знания на практике.
Тестовая проверка знаний осуществляется в форме ответов учащихся на различные вопросы, записанные на специальных карточках – заданиях.
Самоконтроль и самопроверка. Самоконтроль активизирует познавательную деятельность учащегося, воспитывает сознательное отношение к проверке, способствует выработке умений находить и исправлять ошибки.
Контроль:
- Ежеурочный (текущий)
Опрос – на традиционном уроке
- Тематический контроль (повт-обобщающие уроки, контрольные работы по окончанию изучения тем)
- Зачеты (в старших классах) – форма проверки полученных знаний и навыков.
По содержанию зачеты могут быть:
- развивающие;
- корректирующие;
- контролирующие.
По форме организации:
- устные (групповой, индивидуальный);
- письменные;
- письм-уст;
- компьютерные;
- дифференцированные
Методика проведения зачета:
- ориентированность на ЕГЭ;
- учет лимита времени. Критерии оценки сообщается учащимся;
- учет уровня подготовки и профиля класса.