Вопрос 15. Проверка и оценка результатов обучения истории и обществоведения.

Под проверкой знаний учащихся понимается выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результата учебной деятельности с требованиями, заданными программой или стандартами. Она устанавливает уровень обученности школьника, качества его знаний.

Оценка – суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы учащихся. В большинстве школ принята 5-бальная система отметок при оценивании ответов учащихся.

Проверка и оценка результатов обучения осуществляется на основе Программы по истории и обществоведению с учетом обязательных минимумов содержания общего и среднего (полного) общего образования и государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования. За основу оценивания берутся требования к знаниям и умениям, сформулированным в государственных стандартах базового уровня. Оценивается точность понимания сущности вопроса, степень полноты его раскрытия, знания исторических фактов, умения делать выводы или обобщения, аргументировать высказанные положения доводами, применять знания и навыки при изучении нового материала.

Методы контроля – это способы деятельности учителя и учащихся, в ходе которой выявляются усвоение учебного материала и овладение учащимися требуемыми знаниями, умениями и навыками.

Устный опрос – наиболее распространенный метод контроля знаний учащихся. Различают фронтальный, индивидуальный, комбинированный опрос.

Письменная проверка наряду с устной является важнейшим методом контроля знаний, умений и навыков учащегося. Применение этого метода дает возможность в наиболее короткий срок одновременно проверить усвоение учебного материала всеми учащимися группы, определить направление для индивидуальной работы с каждым.

Практическая проверка позволяет выявить, как учащиеся умеют применять полученные знания на практике.

Тестовая проверка знаний осуществляется в форме ответов учащихся на различные вопросы, записанные на специальных карточках – заданиях.

Самоконтроль и самопроверка. Самоконтроль активизирует познавательную деятельность учащегося, воспитывает сознательное отношение к проверке, способствует выработке умений находить и исправлять ошибки.

Контроль:

  • Ежеурочный (текущий)

Опрос – на традиционном уроке

  • Тематический контроль (повт-обобщающие уроки, контрольные работы по окончанию изучения тем)
  • Зачеты (в старших классах) – форма проверки полученных знаний и навыков.

На уроке можно провести коллективный зачёт или групповой (работа в парах сменного состава). Групповая работа на первом этапе учитель принимает зачёт у своих ассистентов, а на уроке эти дети принимают зачёт у каждой группы. Отвечают каждый свой вопрос. Идет фронтальный опрос. Итоговое решение: пятёрок и двоек ассистенты не ставя т, а они делают анализ. Такие уроки энергозатратны.

По содержанию зачеты могут быть:

  1. развивающие;
  2. корректирующие;
  3. контролирующие.

По форме организации:

  1. устные (групповой, индивидуальный);
  2. письменные;
  3. письм-уст;
  4. компьютерные;
  5. дифференцированные

Методика проведения зачета:

  1. ориентированность на ЕГЭ;
  2. учет лимита времени. Критерии оценки сообщается учащимся;
  3. учет уровня подготовки и профиля класса.

Вопрос 16. Подготовка учителя к уроку истории и обществоведения. Виды планирования: тематическое, календарно-тематическое, поурочное.

Этапы планирования и подготовки учителя к уроку:

Шаги:

  1. разработка системы уроков по теме или разделу
  2. определение образовательных, воспитательных и развивающих задач на основе программы, пособий, учебника и доп. Материала
  3. отбор оптимального содержания материала урока, разделение его на законченные смысловые блоки, выделение опорных знаний, дидактическая обработка
  4. выделение главного материала, который нужно знать (федер. Компонент образов. Стандарта)
  5. разработка структуры урока (определение типа, подходящих методов)
  6. нахождение связи данного материала с другими предметами, их использование при изучении нового, при формировании новых З и У
  7. планирование действий учителя и уч-ся на всех этапах урока
  8. подбор дидактических средств урока (карты, схемы, рисунки)
  9. проверка оборудования и технических средств обучения
  10. планирование объема и форм самостоятельной работы уч-ся, направленность урока на развитие самостоятельности
  11. определение форм и приемов закрепления З и приобретенных У на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний
  12. планирование проверки умений; составление списка учеников, знания которых будут проверены
  13. определение содержания и форм д/з
  14. определение форм подведения итогов урока
  15. планирование внеклассной работы по теме
  16. запись плана урока в соответствии с требованиями


Подготовка к уроку истории и обществоведения начинается с наличия УМК (учебник, методическое пособие, тетрадь по предмету) и составления тематического планирования работы по предметам.

Тематическое планирование по учебному курсу составляется на год в соответствии с количеством учебных часов по предмету в каждом конкретном классе и количеством учебного материала. Затем расставляются числа в соответствии с календарем по изучаемым темам, с учетом уроков обобщения и повторения по темам. Учителю необходимо придерживаться данного планирования при организации работы с классом. Чтобы учебный материал был пройден к концу учебного года. (Тематический план есть в методических поурочных пособиях).

Поурочное планирование представляет собой разработку уроков с определением триединой задачи каждого урока (образовательной (обучающая), воспитательной, развивающей). Необходимо продумать, какой объем материала будет взят для работы на уроке, выбрать формы работы учащихся и методы работы учителя, распределить материал и виды деятельности по времени в зависимости от избранного типа урока. Должна быть подобрана материальная база- оборудование (карта, схемы, ТСО в зависимости от типа урока и форм работы).

В календарно-тематическом планировании указываются главные понятия темы, формируемые умения, межпредметные связи, имеющееся оборудование

КТП – когда известна нагрузка и составлено расписание

КТП – базовый документ, для заполнения журнала, план проверяют на уровне школы и выше; составляется под определенную программу. КТП составляет НИРО, но там лишь № и тема урока. Таблица – это форма КТП

Структура КТП:

  1. дата
  2. № урока по теме
  3. тема урока
  4. тип урока
  5. триединая цель
  6. методы обучения
  7. УМК
  8. виды контроля

План нужен для:

1. Корректирования прохождения программы

2. Эффективной подготовки к уроку

Внеурочная работа

Внеурочная работа ставит целью углубление знаний, полученных школьниками на уроках, помогает сделать процесс познания интересным и увлекательным. В ходе внеурочной работы приобретаются умения работать с книгой и справочной литературой,

готовить сообщения и доклады, выступать с ними. Открываются возможности для Формирования интеллектуальных умений школьников в результате их исследовательских изысканий в архивах, музеях, библиотеках.

Внеклассная работа носит добровольный характер, неограниченна временем, способствует развитию познавательный способностей и наклонностей учеников.

В осуществлении внеурочной деятельности можно выделить два направления:

а) расширение исторических знаний, приобретаемых на уроках

б) получение новых знаний краеведческого характера

Второе направление связано с "оживлением" исторического материала путей ознакомления с историей родного края; изучение истории города, улиц, зданий; культурного прошлого родного края.

По длительности виды внеурочной работы подразделяются на систематические, проводимые на протяжении всего учебного года исследовательская работа, работа музея) и эпизодические походы, экскурсии, встречи с ветеранами труда и войны, выпуски

исторических газет, предметная неделя

ОСНОВНЬЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ИСТОРИИ

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

Массовая

Групповая

Индивидуальная

Исторические вечера, Лекции Беседы Исторические Экскурсии Викторины Конкурсы Олимпиады Конференции просмотр фильмов 'Неделя истории в школе

Исторический кружок Исторический клуб Походы Экспедиции Выпуск газет Лектории Факультативы

Чтение исторической литературы Посещение архива Работа в музее Написание рефератов Выполнение творческих заданий

18. современная структура историко-обществоведческого образования. Нац-рег компонент.

27.07.2007 закон об обр-ии: переход на федеральный компонент гос стандарта- в каком классе какие курсы и в каком количестве изучаются

5 кл история древнего мира 68часов

6 кл история ср веков и история России (до к.15 в.) 35+35 (68 часов)

7 кл нов история (15-18 вв.) и России (15-18 вв.) (35+35)

8 кл 19 век 68 часов (35+35)

9 кл Новейш история 35 часов, Россия 70 часов

10 кл на базовом уровне Всеобщ история 1ч/нед, Россия 1ч/нед, Обществознание 2ч/нед

11 кл=10 кл в гуманит кл Всемирная 1ч/нед, Россия 3ч, Общество в 10 2ч/нед, в 11 кл – 3ч

Нац-рег компонент в нашем регионе – Родная история (Иткин) в 4 кл. но у щкол нет на это часов

7 кл – 1 час краеведения

8-9 кл вопросы по истории края входят в содержание программы

C 1.09.2007 в законе об образовании 2 изменения: вводится ЕГЭ (обязат. с 2009), обязательное 11 лет образование

График перехода:

2005/6 – 1,5,10 кл

2006/7 – 2,6,11 кл

2007/8 – 3,7

2008/9 – 4,8

2009/10 – 10

профильный класс: 10 кл Россия 3ч, Всеобщая 1 ч, Общество 2 ч

11 кл: Росся 3 ч, Всеобщая 2 ч, Общество 3 ч

Наши рекомендации