Место учебной дисциплины в структуре ООП
Костанайский филиал
Кафедра социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
УТВЕРЖДЕНО
решением ученого совета филиала
Протокол № _____ от «____» ________ 20__ г.
Председатель ученого совета
_________________ Р.А. Тюлегенова
Рабочая учебная программа
История
Направление подготовки 38.03.02(080200.62) Менеджмент
Направленность (профиль) Управление малым бизнесом
Присваиваемая квалификация Бакалавр
Форма обучения очная
Костанай, 2015 г.
Рабочая программа дисциплины составлена Федотовым А.А., магистром истории, старшим преподавателем кафедры СГЕНД
На основании ФГОС ВПО направления подготовки 38.03.02(080200.62) Менеджмент, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010 г. № 544
Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
Протокол № ___ от «____» _________ 20__ г.
Зав. кафедрой __________________ Э.М. Карасева
Рабочая программа дисциплины рассмотрена Учебно-методическим советом Костанайского филиала ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»
Протокол № ___ от «____» _________ 20__ г.
Председатель УМС __________________ Н.А. Нализко
Общие сведения
1.1 Характеристика дисциплины:
История является ведущей общеобразовательной гуманитарной дисциплиной. Она охватывает огромный хронологический отрезок времени, начиная с I тыс. до н.э. и заканчивая сегодняшним днем. Курс подразумевает изучение таких актуальных вопросов как: древнейшие цивилизации на территории России, расселение славян и создание государства, принятие христианства на Руси, политическая раздробленность, монголо-татарское нашествие, эпоха Ивана Грозного, Смута на Руси, проблемы петровской модернизации, эпоха «дворцовых переворотов», просвещенный абсолютизм Екатерины II, отмена крепостного права, движение декабристов, контрреформы Александра III, революционные потрясения 1917 года, актуальные проблемы развития советского общества.
1.1.1 Назначение дисциплины: изучить духовное и историческое наследие русского народа, определить место России в мировом пространстве.
1.1.2 Цели дисциплины: изучить и проанализировать специфику возникновения и развития человеческого общества на территории России от первобытнообщинного строя до современности, ознакомиться с особенностями и основными этапами экономического развития России
1.1.3 Задачи дисциплины:
1. Ознакомить с методами исторической науки и современными концепциями развития исторического процесса
2. Понять и уяснить место и роль России во всемирно историческом процессе
3. Определить внешние и внутренние условия зарождения и развития государственности у славян, сходство и различие общественного уклада, выделить черты, которые сближают и отделяют русский народ от других народов
4. Проследить путь исторической эволюции русской государственности от феодальной раздробленности к политической централизации, от империи к федерации независимых республик.
5. Переосмыслить многие аспекты истории России
Место учебной дисциплины в структуре ООП
Б1.Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл
1.2.1 Пререквизиты: школьный уровень знания истории: знание закономерностей и этапов развития исторического процесса, основных событий мировой истории и её периодизации, владение основными философско-историческими понятиями о развитии природы общества и человека. Студент должен уметь ориентироваться в мировом историческом пространстве, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе, владеть навыками литературной, письменной и устной речи.
1.2.2 Постреквизиты: История России является неотъемлемой частью всемирной истории и тесно взаимодействует с такими дисциплинами как: «Политология», «Культурология».
1.3 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Коды компетенции (по ФГОС) | Результаты освоения ОП Содержание компетенций согласно ФГОС | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
ОК-1 | Знание базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии | Знать: базовые особенности развития хозяйственно-управленческой жизни в России от первобытных форм до плановой советской экономики, закономерности эволюционного процесса развития форм собственности на землю (от феодального землевладения и крепостного права в России до частного аграрного предпринимательства), особенности развитие производственной экономики России от мануфактурно-промышленного производства до становления индустриального общества. Уметь: понимать многообразие исторических процессов в прошлом и современном мире, использовать знания и исторические понятия в смежных дисциплинах, решать, используя исторический опыт нестандартные творческие задачи, прогнозировать на основе исторического прошлого развитие экономических процессов в настоящем и будущем, использовать исторический опыт и терминологию в своей профессиональной деятельности, уметь на научной основе организовать свой труд. Владеть: историческими знаниями о прошлом России, научно-исторической терминологией, научными подходами к изучению исторического прошлого, творческим мышлением, широким мировоззренческим кругозором, навыками письменной и устной речи |
ОК-4 | Умение анализировать и оценивать исторические события и процессы | Знать основные события русской истории и их историческое значение, сущность, формы и функции исторического знания.Уметь: понимать многообразие исторических процессов в прошлом и современном мире. Владеть: историческими знаниями о прошлом России |
ОК-5 | Владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановки цели и выбор путей её достижения | Знать: особенности развития хозяйственно-управленческой жизни в России от первобытных форм до плановой советской экономики, закономерности эволюционного процесса развития форм собственности на землю (от феодального землевладения и крепостного права в России до частного аграрного предпринимательства), особенности развитие производственной экономики России от мануфактурно-промышленного производства до становления индустриального общества. Уметь: аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, понимать многообразие исторических процессов в прошлом и современном мире, использовать знания и исторические понятия в смежных дисциплинах, решать, используя исторический опыт нестандартные творческие задачи, прогнозировать на основе исторического прошлого развитие экономических процессов в настоящем и будущем, использовать исторический опыт и терминологию в своей профессиональной деятельности, уметь на научной основе организовать свой труд Владеть: Владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановки цели и выбор путей её достижения |
ОК-19 | Способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации | Знать основные события русской истории и их историческое значение, сущность, формы и функции исторического знания. Уметь: понимать многообразие исторических процессов в прошлом и современном мире, на основе публичных выступлений на семинарах. Владеть: историческими знаниями о прошлом России |
ПК-5 | Способность эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды | Уметь: организовать групповую работу на основе знания исторических процессов |
1.4 Образовательные технологии: технология поддерживающего обучения (традиционные технологии) подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию учебного процесса с использованием объяснительно-иллюстративного, разноуровневого и модульного обучения. Технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса – технология, которая представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания личностно-ориентированных технологий гуманно-личностное обучение студентов. Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности студентов -под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. ведущими методами технологии является игровое обучение, проблемное обучение и коммуникативное обучение. Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса.Вся структура технологического процесса обучения по данной технологии можно представить тремя основными методическими направлениями: индивидуализация обучения, коллективный способ обучения и групповое обучение. Технологии развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.
Эти технологии позволяют абсолютно по разному, организовать проведения учебных занятий. К числу таких занятий следует отнести: слайд-презентации (использование электронных ресурсов, исторических карт, гравюр, портретов, кадров из документальных и художественных фильмов и т.д.), проблемные лекции (рассмотрение сложной темы, используя первоисточники, исторические карты, создание проблемной ситуации и поиски выхода из нее вместе с учащимися), семинары обсуждения (обсуждение запланированной темы и вопросов плана с привлечение к роботе всей аудитории), дискуссии (обсуждении спорного вопроса или актуальной темы с опорой на материал, заранее подготовленный учащимися), видео-лекции (просмотр и обсуждение документального фильма подкрепленного устным и письменным материалом преподавателя), лекция - историческое расследование (с использованием неофициальных исторических источников), интеллектуальные игры (использование тестовых и творческих заданий, создание проблемных ситуаций), семинар с использованием элементов критического мышления (например: Иван IV - Грозный или Великий: аргументы и доказательства аудитории).
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Объём дисциплины | Всего часов |
Общая трудоемкость дисциплины | |
Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего) | |
в том числе, аудиторная работа (всего): | |
Лекции | |
Семинары, практические занятия | |
Практикумы | - |
Лабораторные работы | - |
Внеаудиторная работа (всего): | 90 |
в том числе (необходимо указать конкретный вид учебных занятий) | |
Самостоятельная работа обучающихся (всего) | |
Контроль | |
Вид промежуточной аттестации | экзамен |
Вид рубежной аттестации | Комплексная письменная работа |
Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием часов и видов учебных занятий
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | |||
ЛЗ | ПЗ | ЛР | СРС | ||
Предмет «История». Современные концепции изучения истории | - | - | |||
Сложение русской народности и проблема образования Древнерусского государства. Хозяйство и быт славян. Обрядовая культура | - | ||||
Начальные века русской государственности. IX – XI вв. | - | - | |||
Рассвет Руси при Ярославе Мудром и Владимире Мономахе. Политический распад Руси и образование на территории Древнерусского государства раннефеодальных княжеств-государств | - | ||||
Монголо-татарское вторжение на Русь и установление системы ордынского господства. Начало Москвы | - | - | |||
Русь в конце XIV – середине XV вв.: борьба за единство и независимость | - | - | |||
Становление Московского централизованного государства. Россия в эпоху правления Ивана IV Грозного | - | ||||
Исторические судьбы России в эпоху Великой Смуты | - | - | |||
Русское государство после Смуты. Первые Романовы у власти. Государственная и военная деятельность Петра I. Образование российской империи | - | ||||
Россия в период «дворцовых переворотов» (1725-1762 гг.) | - | - | |||
Социально-экономическое и политическое развитие Российской империи в эпоху правления Екатерины II (1762-1796 гг.). Контрреформы Павла | - | ||||
Россия в период царствования Александра I. Отечественная война и движение декабристов | - | ||||
Николай I и его Империя. Реформы Александра II и их историческое значение | - | - | |||
Российская империя в конце XIX – начале XX вв. Свержение царизма. Русская культура и наука | - | ||||
Россия в первой половине ХХ века. ВОВ | - | ||||
Россия во второй половине ХХ века. Перестройка и крах СССР. Образование новой модели общественно-политического устройства | - | ||||
Всего: | - |
Программа дисциплины