Концепции философии науки xx века

Философия науки зародилась во второй половине XIX века, но развитие получила в XX столетии. В первой половине XX века возникает современная разновидность позитивизма – неопозитивизм. Главные его идеи – это:

· отрицание философии как теоретической формы познания мира, роли философии в развитии науки: у философии нет функций (мировоззренческой, методологической и др.), которые не осуществлялись бы специально-научным знанием, которое единственно возможно и противоположно философии;

· философские проблемы – неправомерная «метафизика», не имеющая отношения к научному познанию, философские понятия и принципы лишены смысла с точки зрения норм языка, необходимо разработать «универсальный язык науки», чтобы устранить из научного знания любые отвлеченные абстракции.

Формами неопозитивизма являются аналитическая философия и концепция «логического позитивизма» Венского кружка. В 1929 году вышел в свет манифест «Научное миропонимание. Венский кружок». Основатель – Мориц Шлик, представители – Рудольф Карнап, Отто Нейрат, Курт Гёдельи др.

Утверждали, что все выходящее за рамки анализа языка и непосредственно данного его эмпирического содержания – это вредная «метафизика». Подлинно научная философия должна дать анализ языка науки, который должен быть направлен на устранение метафизики и исследование строения научного знания с целью выявления эмпирически проверяемого содержания научных понятий и утверждений. Для этого необходим базисный «язык наблюдений», выражающий чувственно воспринимаемые физические явления. Научное знание необходимо свести к эмпирическому содержанию: главным принципом должна быть верификация (понятие Л.Витгенштейна) – проверка научных высказываний на предмет их истинности путем эмпирического подтверждения. Любые утверждения о мире необходимо свести к «атомарным эмпирическим высказываниям»(протокольным предложениям), фиксирующим данные «чистого опыта».

В 50-70-е годы XX века в процессе критики программы неопозитивизма возник постпозитивизм. Главные его отличия от неопозитивизма:



Сравнение неопозитивизм постпозитивизм
Предмет изучения «Базисный язык» науки и строение научного знания Процесс развития науки, динамика научного знания, его рост
Философия В силу ее ненаучности, неверифицируемости ее положений бесполезна для науки Влияет на развитие науки, ее понятия и принципы органично входят в «тело» науки
Научное знание Имеет эмпирический характер и может быть разложено на «атомарные эмпирические высказывания» Целостно, его невозможно разбить на независимые друг от друга уровни эмпирии и теории, факты «теоретически нагружены»

Карл Поппер. Главные его работы – «Логика научного исследования» и «Предположения и опровержения». Он критиковал логический позитивизм:

Сравнение ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ КОНЦЕПЦИЯ К.ПОППЕРА
Источник знания Только чувственное восприятие, опыт Одного нет: источником может быть теория, гипотеза, философская идея
Природа научного знания Опыт – единственная основа науки, имеется четкая грань между эмпирическим и теоретическим уровнями, теоретический уровень ничего нового не добавляет Эмпирический и теоретический уровни едины, эмпирический уровень пронизан теоретическими предположениями, все научные термины являются в той или иной степени теоретическими
Демаркация науки и не науки Принцип верификации Принцип фальсификации
Философия Философия не играет никакой роли в развитии науки Философия оказывает ощутимое воздействие на развитие науки
Метод науки Индукция Дедукция с методом проб и ошибок
Развитие науки Принцип кумулятивизма: новый этап – это обобщение предшествующих, не происходит потерь знания и переворотов Принцип антикумулятивизма: в науке не происходит накопления истинных знаний, развитие науки – это перманентная революция

Подтвердить фактами можно любую абсурдную теорию, критерий должен быть другой – фальсификация – принцип опровержения: если теорию невозможно опровергнуть, она ненаучна. Фальсификация – это установка на критический анализ содержания знания, пересмотр достижений науки. Ее развитие – процесс динамический: изменения постоянны, но не обязательно прогрессивны и кумулятивны. Научные теории независимы друг от друга и в своем развитии не дополняют, а опровергают друг друга. В науке происходит непрерывный процесс перестроек и смены теорий, она переходит от одних проблем к другим, но от этого теории не становятся более истинными, возрастает лишь степень их правдоподобия (принцип фаллибилизма – приблизительности знания).

ТОМАС КУН. Главный его труд – «Структура научных революций». Ввел понятие научное сообщество, объединяющим началом которого является научная парадигма – признание определенных фундаментальных теорий, принципов их построения, методов исследования, единый стиль мышления.

Парадигма дает модель постановки проблем и предлагает способы их решения. Нет фактов, независимых от парадигмы, ученые «видят мир» сквозь ее призму. Теории создаются в рамках парадигм, теории из разных парадигм не сопоставимы, одна и та же теория не может входить в разные парадигмы без переосмысления. Развитие науки – это революционный процесс смены парадигм:

·нормальная наука – развитие в рамках принятой парадигмы;

·аномалии – неразрешимые проблемы, необъяснимые факты рушат ее;

· научная революция – новые парадигмы и победа одной из них;

·новая нормальная наука – развитие в рамках новой парадигмы.

При смене парадигм невозможен перенос теорий из одной парадигмы в другую. Преемственности в развитии науки нет: знание, накопленное предыдущей парадигмой, отбрасывается после ее крушения. Накопление знания происходит только в рамках «нормальной науки», после революции все начинается заново.

ИМРЕ ЛАКАТОС. Главный труд – «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ». Структура программы:

·«жесткое ядро» – совокупность фундаментальных положений;

·«защитный пояс» – состоит из гипотез, суждений, которые связывают «ядро» с эмпирическими данными и предохраняет его от опровержения;

·«негативная эвристика» – непредпочтительные пути исследования;

·«позитивная эвристика» – предпочтительные пути исследования.

В развитии программы выделяется две стадии – прогрессивная и вырожденная. На первой «позитивная эвристика» активно стимулирует выдвижение гипотез, расширяющих эмпирическое и теоретическое содержание программы. В дальнейшем ее развитие замедляется, «позитивная эвристика» ослабевает, возрастает число гипотез, применимых лишь к отдельным случаям.

Развитие науки – это борьба и смена конкурирующих программ, соревнующихся на основе объяснительно-предсказательной силы. Программы бывают прогрессирующие и регрессирующие. Первая – ее теоретический рост опережает эмпирический рост (может предсказывать новые факты). Регресс наступает, когда программа дает запоздалое объяснение фактов, предсказанных конкурирующей программой, регрессирующая вытесняется из сообщества ученых.

ПОЛ ФЕЙЕРАБЕНД. Главный труд – «Против метода»; выдвинул концепцию «эпистемологического анархизма»(главная идея– «все дозволено»).

Первый ее принцип– пролиферация: ученые должны создавать теории, несовместимые с признанными. Научное познание – это спектр увеличивающегося числа альтернатив, взаимная критика и конкуренция ускоряют развитие науки. Второй принцип – несоизмеримости:альтернативные теории нельзя сравнивать, каждая устанавливает свои нормы, ученый может разрабатывать теории, не обращая внимания на противоречия и критику. Деятельность ученого не подчиняется рациональным нормам. Развитие науки иррационально: теории побеждают не вследствие рационального выбора, не потому, что они ближе к истине и лучше соответствую фактам, а благодаря успешной пропаганде их сторонников.

Наука и общество.

Наука как социальный институт. Оформление науки как социального института произошло в XVII-начале XVIII веков, когда в Европе возникла первые научные общества и академии, началось издание научных журналов. На рубеже XIX-XX веков возникает новый способ организации науки – крупные научные институты и лаборатории с мощной технической базой. В сформировавшемся научном сообществе сложились специфические нормы и ценности, возникли специальные формы коммуникации. Помимо научных изданий это – конференции, симпозиумы и др. Возникновение сети Интернет в конце XX века в очень значительной степени облегчило взаимодействие ученых разных стран.

Современная наука тесно связана со всеми социальными институтами, пронизывает не только промышленное и сельскохозяйственное производство, но и политику, управленческую, военную сферу, становится важнейшим фактором социально-экономического потенциала общества, вследствие чего политика в области науки превращается в одну из ведущих сфер социального управления. Особое значение имеет система «наука – образование – производство».

Наука как непосредственная производительная сила общества. До конца XIX века наука играла вспомогательную роль по отношению к производству, выполняя обслуживающую функцию. В XX веке развитие науки начинает опережать развитие техники и производства, наука создает задел знания для будущего использования (опережающая функция). Складывается система «наука – техника – производство», в которой науке принадлежит ведущая роль. Новая техника и технологии создаются на основе результатов фундаментальных научных исследований, возникают отрасли производства, которые вообще не могли развиться из предшествующей практики – ядерная энергетика, микроэлектроника, лазерная техника и др. Резкое усиление социальной роли науки проявляется в ходе НТР второй половины XX века: наука является ее главной движущей силой.

По вопросу взаимодействия науки и общества имеется две проблемы:

Во-первых, какие факторы развития науки являются решающими:

· интернализм– направление в истории и философии науки, согласно которому движущей силой развития науки являются внутренние, интеллектуальные, собственно научные факторы. Интернализм делает акцент на творческих аспектах развития науки, недооценивая роль социальных потребностей.

· экстернализм – направление в истории и философии науки, согласно которому движущей силой развития науки являются внешние, социальные (экономические и политические) факторы. Экстернализм недооценивает творческую, внутреннюю составляющую развития науки, интеллектуальную сферу.

Во-вторых, какую роль играет наука в развитии общества:

Сравнение СЦИЕНТИЗМ АНТИСЦИЕНТИЗМ
Определение Представление о научном знании как наивысшей ценности культуры и достаточном условии существования человека в мире Представление об ограниченности возможностей науки, отсутствии ее приоритета по отношению к иным формам духовной культуры
Истина Научное знание тождественно понятию «истинное знание» Научное знание не тождественно понятию «истинное знание», истина многомерна
Наука и общество Наука в развитии общества играет созидательную роль, только наука может сделать жизнь организованной, управляемой и успешной. Не должно быть барьеров на пути развития науки Наука в развитии общества играет негативную роль, порождает многие социальные проблемы. Наука не в состоянии улучшить жизнь людей, развитие науки необходимо ограничить
Сторонники Неопозитивисты, представители технократических концепций, например, Д.Белл, А.Тоффлер Ф.Ницше, О.Шпенглер («философия жизни»), экзистенциалисты, постмодернисты и др.

Тема 6. Человек – культура – ценности

Наши рекомендации