Методология истории. историография истории отечества
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
По дисциплине
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА
Авторы-составители:
Николаева И.И., к.и.н., доцент,
Шатов А.Г., к.и.н., доцент,
Охотников А.Ю., к.и.н., доцент,
Пинтилей Н.В., преподаватель,
Вишневский С.О., преподаватель,
Батанина О.В., преподаватель
Рецензенты:
Гербер О.А., к.и.н., доцент, зав. кафедрой истории и политологии СибУПК,
Шадт А.А., к.и.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления СГУПС
Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1 курса очной формы обучения, изучающих дисциплину «История Отечества» по специальностям 060103 – педиатрия и 060201 - стоматология. Пособие призвано помочь студентам в полном объеме подготовиться к семинарским занятиям по дисциплине.
В пособии представлены организационно-методическое обеспечение дисциплин, включая требования ФГОС ВПО, учебно-тематический план, планы лекций и семинарских занятий с заданиями для самостоятельной работы, примерные тестовые задания. Кроме того, пособие включает требования к написанию рецензии на научную статью, а также справочные материалы, дающие возможность быстро найти нужную информацию.
Методические рекомендации для студентов по дисциплине «История» рассмотрены и одобрены на заседании кафедры социально-исторических наук НГМУ
протокол № 8 от 20 апреля 2012 г.
Зав. кафедрой социально-исторических наук НГМУ,
доцент _______________________Николаева И.И.
Методические рекомендации для студентов по дисциплине «История» рассмотрены и одобрены на заседании ЦМК по лингвистическим и гуманитарными дисциплинам НГМУ
протокол № 5 от 13 июня 2012 г. и № 3 от 14 февраля 2013 г.
Председатель ЦМК по гуманитарным и лингвистическим дисциплинам НГМУ,
доцент ___________Извекова Т.Ф.
2. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинар 1.
ВВОДНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Цели и задачи семинарского занятия:
Определить специфику истории как науки, ее предмет и задачи. Рассмотреть организацию учебной работы, методику самостоятельной подготовки студентов к занятиям по дисциплине, требования и рекомендации к работе по подготовке докладов и написанию рецензий на научную статью к зачету (экзамену). Ознакомить студентов с видами деятельности на семинарских занятиях, формами текущего и итогового контроля, а также балльно-рейтинговой системой оценки знаний. Выполнить форму входного контроля в виде тестовых заданий.
План семинарского занятия:
1. История как наука:
1.1. предмет;
1.2. задачи;
2. Требования, предъявляемые к дисциплине:
2.1. виды деятельности студентов на семинарских занятиях;
2.2. система оценки знаний студентов (балльно-рейтинговая система);
2.3. основная и дополнительная литература;
2.4. требования к подготовке докладов;
2.5. требования к написанию рецензии на научную статью.
Рекомендуемая литература по теме:
1. Ахиезер А. История России: конец или новое начало? М., 2008.
2. Гумилёв Л.Н. История как форма движения энергии. М.: АСТ, 2008.
3. Зуев М. Н. История России: учебное пособие для студентов вузов. М., 2008.
4. История России в контексте мировых цивилизаций. Курс лекций / Под ред.В.В. Рябова, А.И. Токарева, В.В. Кириллова. М.: Жизнь и мысль, 2000.
5. Карамзин Н. М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2010.
6. Ключевский В. О. Полный курс русской истории. СПб.: Астрель-СПб, 2010.
7. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. М.: АСТ, 2008.
8. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. М.: Эксмо, 2009.
9. Татищев В. Н. История Российская. Ч. 1 – 4. М., 2011.
10. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.
11. Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., 2000.
12. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
13. avorhist.narod.ru — Сайт содержит литературу и источники по теории и методологии истории
Семинар 2.
ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ОТЕЧЕСТВА (ИСТОРИЮ).
МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ. ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА
Цели и задачи семинарского занятия:
Рассмотреть проблемы исторической методологии, принципы, функции и методы исторической науки. Проанализировать роль исторической науки в формировании исторического сознания. Изучить биографии и проанализировать вклад в историческую науку основных представителей Российских исторических школ. Дать определение исторического источника, рассмотреть виды исторических источников. Рассмотреть спектр вспомогательных исторических дисциплин, их практическое применение в работе с историческим источником. Рассмотреть основные концепции общего исторического процесса, периодизацию Всемирной и Российской истории. Проанализировать вопрос о месте России в мировой истории. Раскрыть значение опыта Отечественной истории для общественных преобразований в современной России.
План семинарского занятия:
1. Проблемы методологии истории (принципы, функции и методы исторической науки).
2. Историография. Российские исторические школы.
3. Источниковедение. Виды исторических источников.
4. Основные концепции общего исторического процесса.
5. Историческое время. Периодизация всемирной и российской истории.
Рекомендуемая литература по теме:
1. Ахиезер А. История России: конец или новое начало? М., 2008.
2. Гумилёв Л.Н. Историч как форма движения энергии. М.: АСТ, 2008.
3. Зуев М. Н. История России: учебное пособие для студентов вузов. М., 2008.
4. История России в контексте мировых цивилизаций. Курс лекций / Под ред.В.В. Рябова, А.И. Токарева, В.В. Кириллова. М.: Жизнь и мысль, 2000.
5. Карамзин Н. М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2010.
6. Ключевский В. О. Полный курс русской истории. СПб.: Астрель-СПб, 2010.
7. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. М.: АСТ, 2008.
8. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. М.: Эксмо, 2009.
9. Татищев В. Н. История Российская. Ч. 1 – 4. М., 2011.
10. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.
11. Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., 2000.
12. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
13. avorhist.narod.ru — Сайт содержит литературу и источники по теории и методологии истории
Задания для самостоятельной работы:
1. Дайте определения следующим понятиям: методология, метод, функции, историческое сознание, исторический источник, исторический факт, артефакт, цивилизация (цивилизационный подход), общественно-экономическая формация (формационный подход).
2. Охарактеризуйте вклад в историческую науку следующих ученых (годы жизни, название трудов, подход к изучению истории): В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, Н.И. Костомаров, К. Маркс, Н. Данилевский, А. Тойнби, С.Ф. Платонов, М.Н. Покровский, Л.Н. Гумилев.
3. Найти и представить периодизации всемирной и российской истории.
Задания для самоконтроля (ответьте на вопросы тестовых заданий):
1. Первоначальное значение слова «история»:
а: исследование
б: событие
в: рассказ
г: развитие
2. Объектом исторической науки считается:
а: частная жизнь
б: социальные группы
в: человеческое общество в его многообразии
г: человек
3. Исторический факт – это:
а: интерпретация историка
б: реальное событие прошлого
в: совокупность сведений
г: теория истории
4. Как самостоятельная наука, история утвердилась в:
а: XV в.
б: XIX в.
в: XVII в.
г: XX в.
5. Одним из методов исторического исследования является:
а: индуктивный
б: хронологический
в: дедуктивный
г: интеграционный
6. Историческая концепция, в основе которой лежит теологическое представление о мире:
а: религиозная
б: идеалистическая
в: рационалистическая
г: материалистическая
7. Концепция локальных цивилизаций получила развитие в работах:
а: К. Маркса и Ф. Энгельса
б: А. Тойнби и Н. Данилевского
в: В. Ленина и Н. Бухарина
г: Н. Карамзина и С. Соловьева
8. Основоположником формационной концепции истории является:
а: К. Маркс
б: В. Ленин
в: Г. Плеханов
г: И. Кант
9. Познавательная функция исторического познания заключается в:
а: формировании гражданских, нравственных ценностей и качеств
б: выявлении закономерностей исторического развития
в: выработке научно обоснованного политического курса
г: идентификации и ориентации общества, личности
10. Ретроспективный метод изучения истории заключается в:
а: сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени
б: классификации исторических явлений, событий, объектов
в: последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины события
г: описании исторических событий и явлений
11. Историк, высказавший идею о геополитическом факторе развития общества и теории пассионарности:
а: Л. Гумилев
б: Л. Мечников
в: В. Докучаев
г: И. Мичурин
12. Сравнительный метод в истории:
а: позволяет сравнивать разные исторические периоды
б: выделять исторические законы
в: видеть прошлое и предсказывать будущее
г: пересматривать историю
13. Формационный подход к изучению культуры признает:
а: уникальность, неповторимость каждой культуры
б: этапы рождения, роста и упадка в развитии культуры
в: способ производства в качестве главного фактора в развитии культуры
г: выделение географического фактора в качестве основания культуры
14. Учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания называется:
а: рационализмом
б: субъективизмом
в: методологией
г: историографией
15. При изучении истории, кроме принципов объективности, перенесения и др., применяется принцип:
а: больших чисел
б: альтернативности
в: равновесия
г: попадания
Семинар 3.