Методология истории. историография истории отечества

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

По дисциплине

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА

Авторы-составители:

Николаева И.И., к.и.н., доцент,

Шатов А.Г., к.и.н., доцент,

Охотников А.Ю., к.и.н., доцент,

Пинтилей Н.В., преподаватель,

Вишневский С.О., преподаватель,

Батанина О.В., преподаватель

Рецензенты:

Гербер О.А., к.и.н., доцент, зав. кафедрой истории и политологии СибУПК,

Шадт А.А., к.и.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления СГУПС

Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1 курса очной формы обучения, изучающих дисциплину «История Отечества» по специальностям 060103 – педиатрия и 060201 - стоматология. Пособие призвано помочь студентам в полном объеме подготовиться к семинарским занятиям по дисциплине.

В пособии представлены организационно-методическое обеспечение дисциплин, включая требования ФГОС ВПО, учебно-тематический план, планы лекций и семинарских занятий с заданиями для самостоятельной работы, примерные тестовые задания. Кроме того, пособие включает требования к написанию рецензии на научную статью, а также справочные материалы, дающие возможность быстро найти нужную информацию.

Методические рекомендации для студентов по дисциплине «История» рассмотрены и одобрены на заседании кафедры социально-исторических наук НГМУ

протокол № 8 от 20 апреля 2012 г.

Зав. кафедрой социально-исторических наук НГМУ,

доцент _______________________Николаева И.И.

Методические рекомендации для студентов по дисциплине «История» рассмотрены и одобрены на заседании ЦМК по лингвистическим и гуманитарными дисциплинам НГМУ

протокол № 5 от 13 июня 2012 г. и № 3 от 14 февраля 2013 г.

Председатель ЦМК по гуманитарным и лингвистическим дисциплинам НГМУ,

доцент ___________Извекова Т.Ф.

2. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар 1.

ВВОДНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

Цели и задачи семинарского занятия:

Определить специфику истории как науки, ее предмет и задачи. Рассмотреть организацию учебной работы, методику самостоятельной подготовки студентов к занятиям по дисциплине, требования и рекомендации к работе по подготовке докладов и написанию рецензий на научную статью к зачету (экзамену). Ознакомить студентов с видами деятельности на семинарских занятиях, формами текущего и итогового контроля, а также балльно-рейтинговой системой оценки знаний. Выполнить форму входного контроля в виде тестовых заданий.

План семинарского занятия:

1. История как наука:

1.1. предмет;

1.2. задачи;

2. Требования, предъявляемые к дисциплине:

2.1. виды деятельности студентов на семинарских занятиях;

2.2. система оценки знаний студентов (балльно-рейтинговая система);

2.3. основная и дополнительная литература;

2.4. требования к подготовке докладов;

2.5. требования к написанию рецензии на научную статью.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Ахиезер А. История России: конец или новое начало? М., 2008.

2. Гумилёв Л.Н. История как форма движения энергии. М.: АСТ, 2008.

3. Зуев М. Н. История России: учебное пособие для студентов вузов. М., 2008.

4. История России в контексте мировых цивилизаций. Курс лекций / Под ред.В.В. Рябова, А.И. Токарева, В.В. Кириллова. М.: Жизнь и мысль, 2000.

5. Карамзин Н. М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2010.

6. Ключевский В. О. Полный курс русской истории. СПб.: Астрель-СПб, 2010.

7. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. М.: АСТ, 2008.

8. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. М.: Эксмо, 2009.

9. Татищев В. Н. История Российская. Ч. 1 – 4. М., 2011.

10. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

11. Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., 2000.

12. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

13. avorhist.narod.ru — Сайт содержит литературу и источники по теории и методологии истории

Семинар 2.

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ОТЕЧЕСТВА (ИСТОРИЮ).

МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ. ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА

Цели и задачи семинарского занятия:

Рассмотреть проблемы исторической методологии, принципы, функции и методы исторической науки. Проанализировать роль исторической науки в формировании исторического сознания. Изучить биографии и проанализировать вклад в историческую науку основных представителей Российских исторических школ. Дать определение исторического источника, рассмотреть виды исторических источников. Рассмотреть спектр вспомогательных исторических дисциплин, их практическое применение в работе с историческим источником. Рассмотреть основные концепции общего исторического процесса, периодизацию Всемирной и Российской истории. Проанализировать вопрос о месте России в мировой истории. Раскрыть значение опыта Отечественной истории для общественных преобразований в современной России.

План семинарского занятия:

1. Проблемы методологии истории (принципы, функции и методы исторической науки).

2. Историография. Российские исторические школы.

3. Источниковедение. Виды исторических источников.

4. Основные концепции общего исторического процесса.

5. Историческое время. Периодизация всемирной и российской истории.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Ахиезер А. История России: конец или новое начало? М., 2008.

2. Гумилёв Л.Н. Историч как форма движения энергии. М.: АСТ, 2008.

3. Зуев М. Н. История России: учебное пособие для студентов вузов. М., 2008.

4. История России в контексте мировых цивилизаций. Курс лекций / Под ред.В.В. Рябова, А.И. Токарева, В.В. Кириллова. М.: Жизнь и мысль, 2000.

5. Карамзин Н. М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2010.

6. Ключевский В. О. Полный курс русской истории. СПб.: Астрель-СПб, 2010.

7. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. М.: АСТ, 2008.

8. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. М.: Эксмо, 2009.

9. Татищев В. Н. История Российская. Ч. 1 – 4. М., 2011.

10. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

11. Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., 2000.

12. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

13. avorhist.narod.ru — Сайт содержит литературу и источники по теории и методологии истории

Задания для самостоятельной работы:

1. Дайте определения следующим понятиям: методология, метод, функции, историческое сознание, исторический источник, исторический факт, артефакт, цивилизация (цивилизационный подход), общественно-экономическая формация (формационный подход).

2. Охарактеризуйте вклад в историческую науку следующих ученых (годы жизни, название трудов, подход к изучению истории): В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, Н.И. Костомаров, К. Маркс, Н. Данилевский, А. Тойнби, С.Ф. Платонов, М.Н. Покровский, Л.Н. Гумилев.

3. Найти и представить периодизации всемирной и российской истории.

Задания для самоконтроля (ответьте на вопросы тестовых заданий):

1. Первоначальное значение слова «история»:

а: исследование

б: событие

в: рассказ

г: развитие

2. Объектом исторической науки считается:

а: частная жизнь

б: социальные группы

в: человеческое общество в его многообразии

г: человек

3. Исторический факт – это:

а: интерпретация историка

б: реальное событие прошлого

в: совокупность сведений

г: теория истории

4. Как самостоятельная наука, история утвердилась в:

а: XV в.

б: XIX в.

в: XVII в.

г: XX в.

5. Одним из методов исторического исследования является:

а: индуктивный

б: хронологический

в: дедуктивный

г: интеграционный

6. Историческая концепция, в основе которой лежит теологическое представление о мире:

а: религиозная

б: идеалистическая

в: рационалистическая

г: материалистическая

7. Концепция локальных цивилизаций получила развитие в работах:

а: К. Маркса и Ф. Энгельса

б: А. Тойнби и Н. Данилевского

в: В. Ленина и Н. Бухарина

г: Н. Карамзина и С. Соловьева

8. Основоположником формационной концепции истории является:

а: К. Маркс

б: В. Ленин

в: Г. Плеханов

г: И. Кант

9. Познавательная функция исторического познания заключается в:

а: формировании гражданских, нравственных ценностей и качеств

б: выявлении закономерностей исторического развития

в: выработке научно обоснованного политического курса

г: идентификации и ориентации общества, личности

10. Ретроспективный метод изучения истории заключается в:

а: сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени

б: классификации исторических явлений, событий, объектов

в: последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины события

г: описании исторических событий и явлений

11. Историк, высказавший идею о геополитическом факторе развития общества и теории пассионарности:

а: Л. Гумилев

б: Л. Мечников

в: В. Докучаев

г: И. Мичурин

12. Сравнительный метод в истории:

а: позволяет сравнивать разные исторические периоды

б: выделять исторические законы

в: видеть прошлое и предсказывать будущее

г: пересматривать историю

13. Формационный подход к изучению культуры признает:

а: уникальность, неповторимость каждой культуры

б: этапы рождения, роста и упадка в развитии культуры

в: способ производства в качестве главного фактора в развитии культуры

г: выделение географического фактора в качестве основания культуры

14. Учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания называется:

а: рационализмом

б: субъективизмом

в: методологией

г: историографией

15. При изучении истории, кроме принципов объективности, перенесения и др., применяется принцип:

а: больших чисел

б: альтернативности

в: равновесия

г: попадания

Семинар 3.

Наши рекомендации