Формационная концепция
Согласно данной точке зрения человечество движется от одной стадии развития к другой, более высокой, как по лестнице. В результате происходит смена общественно – экономических формаций (ОЭФ).
ОЭФ – это исторический тип общества, который основан на определённом способе производства, которому соответствует определённый тип общественных отношений.
Выделяют 5 типов ОЭФ:
1. первобытно – общинная
2. рабовладельческая
3. феодальная
4. капиталистическая
5. коммунистическая.
Уже в самом названии формаций заключаются их характеристики
Характеристики ОЭФ:
с
Противоборствующие классы | Ф О Р М А Ц И И | Этапы развития Коммунистическая Капиталистическая Феодальная Рабовладельческая Первобытнообщинная | |||||||||
Бесклассовое общество | |||||||||||
Буржуазия Пролетариат | |||||||||||
Феодалы Крестьяне | |||||||||||
Рабовладельцы Рабы | |||||||||||
Бесклассовое общество |
с
е
р
г
о
р
п
Переход от одной ОЭФ к другой объясняется ростом производительных сил, ведущих к изменению производственных отношений.
Главной движущей силой развития общества здесь считается экономика. Сторонники этой теории полагают, что человечество развивается от бесклассового общества в глубокой древности, не разделенного на социальные классы по признаку отношения к собственности, через ряд классовых обществ к коммунизму, в котором также не будет классов. Коммунизм- идеал общества, в котором не должно быть частной собственности, деления людей по имущественному признаку. Все народы сольются в единое человечество, отомрет привычный для нас институт семьи, станет ненужным денежное обращение. Высокие достижения промышленности, науки и техники, а также отсутствие всякого угнетения в обществе должны создать условия, когда каждый человек будет работать «по способности», а получать от общества «по потребности».
На пути к коммунизму человечество проходит ряд стадий, общественно - экономических формаций.К.Маркс (1818 - 1883) выделял их по основному способу экономического производства: рабовладение в античности, феодализм в Средневековье, капитализм в буржуазном обществе. В ходе социальных революций старый правящий класс отстраняется от власти и ему на смену приходит новый. Все эти классовые общества, в которых одни люди эксплуатируют других, считаются «предысторией», а наступление коммунизма откроет подлинную историю человечества. Социализмомназвали первую фазу коммунизма, когда политическая власть уже завоевана трудящимися, но всех условий для коммунизма еще не создано. Окончательный смысл истории человечества предполагает построение такого общества, где каждый человек сможет достичь полной самореализации в труде и творчестве.
В начале XX в. коммунистические идеи получили широкое распространение и стали идеологией масштабных общественных преобразований в ряде стран мира, в том числе и у нас, в России. Их применение на практике выявило несоответствие действительности многих положений революционных теорий о закономерностях и перспективах развития общества. Попытки воплотить эти идеалы в жизнь не принесли желаемых результатов. Практика социалистического строительства в нашей стране и в других странах мира не только не доказала безусловных преимуществ социализма в сфере экономики, политики и духовной жизни, но и привела к большим человеческим жертвам, что вызвало разочарование людей в революционных идеях «светлого будущего».
Разные народы и страны в разное время вступают в соответствующую формацию, могут «пропустить» некоторые из них, но в целом всю всемирную историю укладывали в данную схему. Следует отметить, что формационный подход характеризует только социально экономический строй общества. Нетрудно заметить, что формационный подход фиксирует ряд несомненно существующих исторических закономерностей. Например, у всех народов на раннем этапе их развития был сходный уклад жизни — период первобытности. Черты феодализма, классический вариант которого существовал в Западной Европе в Средние века, можно обнаружить и во многих других регионах мира. Несомненно и существование господствующего ныне в мире уклада, который называют капитализмом.
Однако формационная схема, созданная на основе изучения западноевропейской истории, не всегда приемлема для истории других частей света. Так, для древних обществ Азии, Африки, до-колумбовой Америки рабовладельческий уклад сложно назвать господствующим. Тот же феодализм принимал в Азии весьма специфические, отличные от Европы, формы.
Описанный выше формационный подход не учитывает природно-географические факторы, которые существенно и по-разному влияют на развитие различных регионов мира. Ныне становятся все более популярными другие формационные схемы, которые тем не менее во главу угла ставят социально-экономические различия.