Бытие общества как процесс. ( стр 223, 236 учебника) Проблема периодизации истории общества Цивилизационная и формационная концепция развития.

Бытие – в самом широком значении — существование.

Понятие бытия — центральное философское понятие. Бытие — предмет изучения онтологии. В более узком значении, характерном для фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, понятие «бытие» фиксирует аспект существования сущего в отличие от его сущности. Если сущность определяется вопросом: «Чтоесть сущее?», то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть?». Понятие бытия в русский философский язык вводит Григорий Теплов в 1751 году как перевод латинского термина «ens»[1].

Сущность философской категории бытия заключается в том, что они не только фиксируют их существование, но и всеобщую связь предметов и явлений мира своеобразия взаимосвязанных между собой предметов, составляющую глобальную ценность мира.

В бытие мира существуют следующие формы:

1.Бытие природы – совокупность вещей, явлений, процессов находящихся в целостности и существующих независимо от человеческого сознания;

2.Бытие человека – это сложный процесс развития тела и духа, находящихся в диалектическом действии.

Бытие тела – доминирует под бытием духа, т.к для того чтобы мыслить необходимо обеспечить существование самого тела;

3.общественное бытие (или бытие общества) – это объективная общественная реальность, это социальная материя, то есть реальный процесс жизнедеятельности людей. В отличие от бытия природы подвержено воздействию общественного бытие, хотя само общественное сознание всегда формируется на основе общественного бытия;

4.духовное бытие проявляется в двух формах:

1.форма индивидуально - духовного бытия, присущи конкретному человеку;

2.форма опредмеченного бытия общества (язык, искусство, культура, ирит. и нравст.)

Освоение человека культурного и социального наследия цивилизации, называется социализацией.

Все формы бытия тесно взаимосвязаны между собой, а бытие мира это материя взятое в динамике сложного взаимодействия.

http://society.polbu.ru/frolov_intphilosophy/ch96_all.html - проблемы периодизации - попа

формационный подход . Данный подход рассматривает историю развития общества

как линейный, непрерывный, однонаправленный процесс последовательной

смены общественно-экономических формаций от менее прогрессивной к бо-

лее прогрессивной. Общественно-экономическая формация (ОЭФ) – это

исторический тип общества, базирующийся на определенном способе произ-

водства материальных благ. Общественно экономических формаций пять:

первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая,

коммунистическая (первая фаза коммунистической формации – социализм).

ОЭФ состоит из экономического базиса и надстройки, важнейшими частями

которой являются государство и право. Все надстроечные явления детерми-

нируются типом экономического базиса (способом производства материаль-

ных благ). Пяти известным ОЭФ соответствуют четыре исторических типа

государства и права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социали-стическое государство и право. Они выражают классовую сущность и соци-

альную направленность государственной власти, показывают, какой класс

является экономически и политически господствующим, в чьих интересах

осуществляется государственная власть. Смена исторических типов государ-

ства происходит в результате социальных революций. Марксистское учение

об ОЭФ было дополнено в ХХ веке представлением об «азиатском способе

производства» и базирующемся на нем государстве восточного типа (восточ-

ных деспотиях), типологические особенности которого заключаются в до-

классовой структуре общества, сохранении общинной собственности на зем-

лю и личной свободы крестьян. (Справедливости ради заметим, что первона-

чально проблему азиатского способа производства, не вписывающегося в

общую систему общественно-экономических формаций и классовой струк-

туры общества, поставил сам К. Маркс).

С точки зрения цивилизационного подхода история развития общества

выглядит, в противовес формационному подходу, как прерывистый, дис-

кретный процесс развития не связанных друг с другом цивилизаций. Цивили-

зация, согласно А. Тойнби, есть замкнутое и локальное состояние общества,

характеризующееся общностью духовных, религиозных, культурных, исто-

рических, языковых, хозяйственно-экономических и иных признаков. История

всего общества представлена в виде развития многих цивилизаций, которые,

подобно живому организму, рождаются, расцветают, увядают и умирают.

Поэтому различаются мертвые, ушедшие в историю и живые цивилизации.

Государства в цивилизациях детерминируются в первую очередь религией,

системой ценностей, традициями, характером взаимоотношений с приро-

дой, особенностями психологической самоидентификации, т.е. культурно-

духовным комплексом. Цивилизации делятся на первичные и вторичные. Со-

ответственно им, первичные государства являлись частью не только над-

стройки, но и экономического базиса, обеспечивали функционирование хо-

зяйственно-экономической и социальной сфер общества, выступали админи-

стративно-командной системой по отношению к ним. К таким государствам

относят древние Египет, Персия, Шумеры, Китай, Индию, а также эллинские

Спарту, Афины, Древний Рим.

Вторичные государства возникают на основе и по примеру первичных.

Они являются частью политической надстройки, не регулируют культурно-

религиозный комплекс. Они не столь могущественны, долго сохраняют ар-

хаичные черты, например, родоплеменную структуру общества. Сочетание

царской власти с родоплеменными структурами характеризует варварские

государства Западной и Восточной Европы, кочевые империи, домонголь-

скую Русь. Государства Нового и Новейшего времени Западной, Восточной

Европы, Северной и Южной Америки и другие современные государства от-

носятся к этому же типу.

Наши рекомендации