Рекомендации для подготовки к зачету

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки знаний студентов по истории Отечества зачет проходит в два этапа:

1 этап - текущие знания (ответы на семинарах, доклады, реферат, контрольные работы, итоговое тестирование) оцениваются путем суммирования баллов, полученных в течение семестра на семинарских занятиях, исходя из 200-бальной системы. Если студент набрал менее 150 баллов (см. балльно-рейтинговую систему), то он проходит собеседование по вопросам к зачету (см. перечень вопросов к зачету).

2 этап - собеседование по вопросам к зачету. На собеседовании по истории Отечества студент получает 2 вопроса. Первый вопрос – российская история до ХХ века, второй вопрос – советская и российская история ХХ –ХХI века. Все вопросы рассматривались на лекциях и семинарских занятиях, конспектировались в рабочей тетради.

При подготовке ответа на зачете необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

1. Внимательно прочитать каждый вопрос.Вопросы в билете составлены в развернутой форме, то есть включают в себя несколько частей. Все части вопроса должны быть раскрыты в ответе. Если какая-либо часть вопроса в ответе пропущена, это служит основанием для снижения оценки.

2. Составить письменный развернутый план ответа.Ответ на вопрос билета желательно начать с изложения этого плана и при ответе придерживаться его.При таком подходе преподаватель сразу сможет оценить структуру и качество ответа.

3. При ответе необходимо знать основные исторические даты, факты и действующие лица событий. Требования к освоению дисциплины определяются базовыми учебниками, лекциями, планами семинарских занятий и справочным материалом , представленным в пятом разделе данного учебно-методического пособия.

4. Рассматриваемое в ответе событие должно включаться в исторический контекст.Так, давая характеристику какому-либо событию, необходимо начинать ответ с описания ситуации на момент начала события, и заканчивать значением этого события, его влиянием на последующую историю. Таким образом, ответ покажет, что студент понимает место события в истории. При этом, студент не просто должен описывать ситуацию до и посоле события, но и раскрывать механизм причинно-следственных связей.

5. При характеристике любой эпохи, должны быть показаны связи между различными сферами общества. Надо понимать, что общество - это система. Экономика, внешняя и внутренняя политика, культура, социальная сфера зависят друг от друга. Например, раскрывая сущность реформ Петра I, Екатерины II или Александра II, мало дать описание реформ, необходимо показать как, повлияли на их проведение международная ситуация, настроение в обществе, уровень развития экономики. Ответ должен раскрывать взаимосвязь событий, то есть не должен выглядеть как простое перечисление фактов. Достаточно раскрыть две-три подобные взаимосвязи, чтобы ответ приобрел глубину и завершенность.

6. При составлении ответа необходимо использовать понятия и терминологию, общепринятую для данной эпохи. Например, рассказывая о коллективизации и индустриализации, необходимо использовать понятия «кулаки», «год великого перелома», «пятилетки», «стахановцы» и т.п. Для многих исторических эпох устоялись определенные, неформальные, но часто используемые названия событий и явлений, к примеру, «просвещённый абсолютизм», «холодная война», «золотой век дворянства», «период застоя» и т.п. Если они содержатся в формулировке вопроса, то их сущность должна обязательно раскрываться.

7. При ответе желательно упоминать минимум двух-трех исторических деятелей эпохи, так как историю делают не только правители, но и их сподвижники, деятели культуры и другие выдающиеся современники. Это является дополнительным плюсом к ответу.

8.Можно высказывать и свое мнение, не бояться давать личные оценки, но следует это делать аргументировано, с использованием примеров.Студент может сопоставить историю страны с историей своей семьи, как правило, это события ХХ века. Например, при ответе на вопрос, связанный с Великой Отечественной войной, можно рассказать, где воевали прадеды, как сложилась их судьба после войны и т.п. Это является дополнительным плюсом к ответу.

Если студент отвечает на вопросы не полностью, то преподаватель имеет право задать дополнительные вопросы по всему курсу дисциплины (из общего перечня вопросов к зачету).

Требования к освоению дисциплины определяются базовыми учебниками, лекциями, планами семинарских занятий и справочным материалом, представленным в методическом пособии по истории Отечества (Сибмедиздат, 2013).

7. СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Для эффективного освоения теоретического материала по курсу студенты обеспечены базовой учебной литературой библиотеки НГМУ и имеют возможность самостоятельно заниматься в методическом кабинете кафедры, который укомплектован современной литературой и первоисточниками по дисциплине, в гуманитарном зале библиотеки НГМУ, а также в других библиотеках города.

Основная литература

1.Зуев М.Н. История России: учебное пособие. Рекомендовано Мин.образования / М. Н. Зуев. -М.: Высшее образование, 2008. -635 с.

Дополнительная литература

1.Краткий исторический словарь / А. А. Данилов. - М. : Проспект, 2009. - 256 с.

2.Отечественная история [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / И. И. Николаева, О. Ю. Кузьмина. - Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2011. - 128 с.

3.История отечества [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для студентов НГМУ очной формы обучения / И. И. Николаева, А. Г. Шатов, А. Ю. Охотников [и др.]. - Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2013. - 160 с.

Периодические издания

Наши рекомендации