Из чего состоит материя?

Идеалисты субъективные – понятие материи условно, есть только слово.

Идеалисты объективные признают существование пассивной материи, подвластной мировому разуму.

Материалисты: 1. античности – это вещество, из которого сделан мир (от воды до атома). Субстратный подход. 2. новое время–это вещество, которое обладает механическими свойствами.Субстанциальный подход. 3.19 – 20 вв. Эмпириокритицисты – отказ материалистов от материи в связи с открытием поля и закона превращения энергии. Это ошибка, т.к. отождествляется обще с частным. 4. марксиситы – это философская категория, для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущения, при этом существующей независимо от наших ощущений и сознания (вакуум).

Хар-ки материи: несотворимость, неуничтожимость, структурность, системность, взаимодействие входящих в нее образований, движение в S и t, причинность.

Строение материи: вещество – образования, способные передвигаться с разными скоростями. Они дискретны. поля – недискретны, не обладают массой покоя.

Система, элементы, структура.

Материальные системы мира по масштабу: микро-, макро-, мегауровни.

по уровню сложности: неживая природа, живая, социальная.

Мир движется или покоится?

Движение – любое изменение мат. объекта, который взаимодействует с др. объектами. Форм движения материи бесконечно много. Энгельс выделил основные формы: механическая, физическая (молекулы), химическая (атомы), биологическая (жизнь – способ существования белковых тел), социальная (смена формаций с помощью смены способов производства).

Более сложные формы включают более простые. Все они связаны, но не тождественны. Их нельзя разрывать (= метафизика средневековья), нельзя и отождествлять (= редукционизм, т.е упрощенный подход к связям форм).

Примеры редукционизма: 1. астрология – физический редукциониз – судьба страны от положения небесных тел. 2. механицизм – ошибка Декарта (человек-будильник). 3. фрейдизм – все от проблем в детстве.

Движение, развитие, прогресс.

Покой - моменты стабильности, которые позволют сохранять кач-ые хар-ки (мел). Возможность структурироваться.

  1. Есть ли у мира S и t?

S – форма сущ-ия материи, хар-ся структурностью, протяженностью + порядок существования мат. систем относительно друг друга.

T -форма сущ-ия материи, хар-ся длительностью мат. процессов, их ритмом и темпом, последовательность стадий развития.

Субстанциальная концепция - S и t существуют независимо друг от друга, не зависят от материальных объектов, от сознания человека. Хар-на для нашего обыденного сознания. S – пустота, вместилище для материи, его хар-ки постоянны. T – чистая длительность, течет само по себе с раз и навсегда заданным ритмом.

Материалисты-метафизики-атомисты (Ньютон)- S – это огромное пустое трехмерное вместилище, t – чистая длительность.

Субъективный идеализм - S и t это упорядоченные ряды ощущений человека.

Реляционная концепция - S и t это особые св-ва предмета или отношение м\д предметами.

Объективные идеалисты - = \ =

Диалектические материалисты (марксисты) - S это свойство предмета иметь протяженность, структурность, относительную величину, взаиморасполагаться. T – это свойство материального объекта длительно существовать и изменяться.

Теория относительности док-ет истинность этой т\з. Если предмет перенести из одной системы координат в другую, где он может двигаться со скоростью света, то S уменьшается, а t увеличивается. Значит S и t зависят от материально движущегося предмета.

!!! все концепции взаимодополняют друг друга.

Проблема мерности материи в S и t. Системы в t одномерны (необратимость процессов от прошлого к будущему), в S – трехмерны.

Проблема конечности и бесконечности мат-го мира в S и t.

Путешествие в космическом S и t – путешествие в прошлое.

Современная Ф.

Основные черты:

1. пессимистический хар-р., настроения неуверенности, беспомощности (от Ницше).

2. идеализм и агностицизм.

3. приспособляемость. Сознательное «заблуждение».

4. критика или полемика с марксизмом.

5. каждое направление - одна проблема, обращается к одной категории людей.

Экзистенциализм. После 1 мировой войны. Упаднические настроения. Проблемы этики. Смысла жизни, личности, одиночества, страх. Литература. Непостижимость человеческого существования. Человек одинок по природе. Этика – раз человек одинок по природе. Никто не может его оценивать, все оправдано. Основной вопрос решается в духе субъективного идеализма.

Прагматизм. Дьюи. В Америке – национальная Ф. Основоположник – Пирс. Заимствовал у Дарвина идею эволюции. Идею приспособления он применил к познавательной деят-ти человека. Человек хочет любым путем приобрести верования. Истина – то, что полезно. Истина – устойчивое верование, ведущее к успеху. Истина = успех.применялась т\з прагматизма к педагогике, к человеческим проблемам.

Неопозитивизм. Рассел. Главная проблема – соотношение Ф. и конкретных наук. Хар-но отрицание Ф. позитивные (конкретные) науки имеют право на сущ-ие, прикладные – нет. Ф. не д\вмешиваться в дела естествознания. Отдают предпочтение чувственному познанию. Абстрактная наука не имеет объективного содержания, а является результатом договоренности ученых. Физика вместо Ф. все науки можно объединить на основе физики. Пытаются возродить идею универсальной науки.

Неофрейдизм. Сознание и самосознание. Эрик Фромм. Человек – противоречие двух начал: биологическое существо, которое живет социальной жизнью. Человек движется биологическими мотивами, находится в конфликте с обществом.

Постструктурализм.

Наши рекомендации