Основные проблемы Ф. средневековья
- доказательства существования бога.
Космологические: - все движется и имеет причину движения. Предмет-перводвигатель – бог.
- мир – следствие производящей причины. Первопричина все причин – бог.
- Любое событие могло произойти или нет. Первопричина всех необходимостей – бог.
Телеологические: - вселенной есть совершенные и несовершенные предметы. Причина всех совершенных предметов – бог.
- все в мире носит цель, заданную богом.
Антропологическое: - как могло возникнуть такое чудо на земле как человек?
- проблема богопознания. Вера или разум.
Вера. Тертуллиан: «Верую, ибо разум абсурден».
Разум помощник веры. Августин Блаженный: «Чтобы верить, надо понять, а чтобы понять, надо верить».
Ф. Аквинский: теория «двойственности истины» - мир земной и мир божественный не противоречат друг другу.
- проблема теодицеи (богооправдание). Бог или не всемогущ или не вседобр (Карамазов, Николенька Иртенев).
А.Блаженный. метафизическая теодицея. – теория креоцентризма. Мир сотворен из небытия, которое стремится к самоуничтожению.
- теория эстетическая. В мире существует только добро. То, что в конкретном случае кажется злом, с т\з вечности есть благо.
Ф.Аквинский. два типа зла. Зло физическое (катаклизмы) уничтожить нельзя. Зло нравственное должен отвергать человек сам. Причина – неправильное употребление свободы.
- проблема универсалий. Общие идеи. Спор возник по поводу вопроса: Бог один или конкретные лица божественной Троицы?
Реалисты. Объективные идеалисты. Платоники. Универсалии существуют реально и находятся в трансцендентном мире, а земные вещи – иллюзия. Реально существует общее.
Формы: 1. универсалии существуют «до вещей», идеально = крайний реализм.
2. универсалии существуют в вещах = умерреный реализм Ф.Аквинского.
Номиналисты. Материалистические тенденции. Реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общее понятие создается нашим мышлением, но оно не только не существует отдельно от вещи, но даже не отражает ее свойств и качеств. Росцелин, Дунс Скот, Оккам.
Номиналисты англии заложили основы современной англо-американской философии. Индуктивистская тенденция: тщательное изучение фактов = обобщающие концепции.
Формы: 1. универсалии существуют «после вещей», в уме = концептуализм.
2. универсалии являются просто словами = крайний номинализм.
Только умеренный реализм наиболее совместим с религией.
Фома Аквинский: 1. универсалии существуют в трояком виде: общие идеи в уме бога
общие идеи в чел-их понятиях
общее в самих вещах
2. мир устроен иерархически, и все стремится к богу.
3. теория «двойственности истины» - мир земной и мир божественный не противоречат друг другу. Наука и религия могут существовать при главенстве веры.
7. Философия Нового Времени. Метафизический материализм 17 – 18 веков.
Общие черты:
1. Переходная эпоха от феодализма к капитализму. Философия выражала интересы буржуазии.
· Борьба с феод. строем предполагала и борьбу с религиозностью.
· Буржуазия была заитересованна в развитии производства. Увеличился интерес к естественным наукам.
2. Создается техногенная цивилизация, отличающаяся динамичностью и научной рациональностью.
Ф.БЭКОН. (1521 – 1626) Лорд-канцлер Англии. Политик. Человек гос. масштаба.
Философия эмпиризма– показать единство Ф. и естественных наук. Философия – наука о реальном мире, основанная на опытном знании с помощью органов чувств и разных приборов. Изучение природы вооружают человека знаниями и увеличивают могущество человека.
Вывод Бэкона: низкие темпы научного познания природы в том, что нет верных методов исследования + несогласованность человеческих действий в этом направлении.
Задача Бэкона: вооружить человечество методами. Основа – ИНДУКЦИЯ. Основа – кол-во элементов, из которых состоит материя множество, сочетание же их безгранично. Нужно постичь естество этих элементов.
«Новая Атлантида»- утопия. Академия наук на острове. Кооперация и специализация наук. Необходимо финансировать науки.
«Новый Органон». Полемика с Аристотелем и схоластами. Людей можно разделить на муравьев (чистые эмпирики, получают отдельные факты),
пауков (рационалисты-догматики, рассуждают даже без фактов),
пчелы (извлекается материал из природы и перерабатывается в мед познаний).
Препятствия открытиям – ИДОЛЫ:
1. пещеры – наша личная жизнь, привычки, воспитание, темперамент.
2. театра – давление авторитетов
3. площади – неточное словоупотребление; слухи.
4. рода – мы стремимся схематизировать дейст-ть, подогнать все новое под уже имеющуюся сетку понятий. Предвзятость взглядов. Мы обращаемся к природе не с вопросом ПОЧЕМУ? а с вопросом ЗАЧЕМ? – целесообразность, взгляд в будущее. Этот предрассудок сложно отрефлексировать.
Т.ГОББС. Сын сельского священника и крестьянки, был лично знаком с Галилеем, обучал будущего короля Карла.
«Левиафан» - книга. Это гос-во.
Более последовательный материалист. Мат-изм носит механистический хра-р, материя приобрретает геометрические очертания.
Речь Гоббс тоже математизирует (речь – сложение звуков, слов, предложений и пр.). Упрощенно-схематичное изображение мышления.
Атеист. Критика язычества и христианства.
Соц.-полит. учение. Гос-во это продукт земной жизни людей. «Когда Адам пахал, а Ева пряла, где были дворяне?». Постепенно люди пришли к выводу, что лучше отказаться от благ ради покоя и безопасности.
Абсолютная монархия.
ДЖОН ЛОКК. (1632 – 1704).из семьи адвоката. Сам занимался медициной и философией, работал с Бойлем. Идеолог партии вигов (либералы).
Концепция разделения власти (на ее основе – конституция США) – союз привилегий крови и золота. Полной властью обладает монарх, но если он не справляется, люди могут сменить власть.
Ф.: Бог создал мир, но он развивается сам // ограниченная законами монархия.
Теория познания. Концепция опытно-документального происхождения знания, против теории врожденных идей. Политико –идеологические причины: против знати, которая доказывала, что обладает врожденным превосходством, выступала буржуазия. + нет врожденной морали. Душа новорожденного чистая доска.
Знаниявозникают из опыта внешнего (простые идеи об окруж. мире) и внутреннего (знания о душе, психологии и пр.). знания м\б достоверные и вероятные. Вероятными человек вынужден чаще руководствоваться. Человек не может выжить, пользуясь только достоверными знаниями ( Отравленный хлеб).
Учение о качестве. Первичные = механические (форма, объем, протяженность). Существуют объективно, идеи – их копии.
Вторичные - цвет, запах, звук и пр. они субъективны, их нет в предметах. Это комбинации механических качеств.
Все предметы мира 1. есть реально, 2. порождение нашей психики.
Ленин В. Беркли и Дидро вышли из Локка. Субъективный идеализм первого (первооснова учения – вторичные качества) и материализм второго ( основа – первичные качества).
РЕНЕ ДЕКАРТ. (1596 – 1650). Сын мелкого чиновника, воспитывался в иезуитском колледже, шеф короля. Эмигрировал в Голландию, занимался естествознанием (физика, математика, физиология). Открыл механизм рефлекса, разработал стройную механистическую картину мира: мировое S заполнено мельчайшими частицами, они движутся.
Деист.
Мир– производное от двух субстанций. 1. духовное мышление, нечто неделимое, существует в трех модусах: воображение, желание. Чувства + врожденные идеи (сам Бог).
2. материальное, природное, делимое. Главное свойство – протяженность. Модусы: фигура, положение, движение.
Основатель рационализма. Математика- универсальная наука, ее помощью можно изменить структуру общества. «Я мыслю, значит я существую».
Ф. служит научному познанию. Практическая философия.
Попытка разработать дедуктивный метод познания. Чувствам доверять нельзя (рельсы, палка в воде). Общепринятым мнениям тоже верить нельзя.
Правила1. никогда не принимать за истину то, что нельзя исследовать.
2. сложную проблему делить на более легкие.
3. от простого к сложному.
4. составлять общие и обширные положения, чтобы ничего не упустить.
Убежденность в силе чел-го разума привела к абсолютизации рационалистического метода, следовательно, к идеализму. Декарт забывает про опыт. «я мыслю … я существую… я субстанция, которая мыслит».
СПИНОЗА (1632 – 1677). Еврейская купеческая семья. Не относился ни к одному вероисповеданию; шлифовал стекла.
Преодолел деизм. В основе мира – единая субстанция – БОГ. Природу он называет богом, т.е. объявляет ее творящим началом. Атрибуты природы: 1. протяженность – объемность материальных образований. 2.мышление – одушевленность материи.
Спиноза против Декарта, который разделяет тело и душу человека. В основе человека – единая субстанция.
Последовательный детерминизм. Все происходить с объективной необходимостью в мире. Случайность – явление субъективное, так считают люди, не знающие причин. Жизнь чел-ка предопределена, у него нет свободы выбора. Чел-к не может отвечать за свои поступки. Проблемы этики.
Свобода – это познанная необходимость. Спиноза понимает этот тезис ограниченно, трактует свободу в индивидуально-личностном плане. Она заключается в победе разума над страстями + есть налет фатализма. Необходимо действовать в соответствии с познанной необходимостью.