Методические рекомендации. Изучение темы необходимо начать с рассмотрения экономической ситуации в России на
Изучение темы необходимо начать с рассмотрения экономической ситуации в России на рубеже веков. В.В. Путин, став Президентом, взял курс на усиление государственного регулирования экономикой. Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, политическая стабильность, налоговая реформа, формирование законодательной базы и российской правовой системы способствовали тому, что российская экономика начала выбираться из кризисного состояния. Однако глобальный экономический кризис 2008 года, который затронул и Россию, наглядно продемонстрировал, что в условиях международной интеграции национальных хозяйств Россия не может оставаться «тихой гаванью».
Намерения правительства по диверсификации экономики не нашли практического воплощения. Современная российская экономика до сих пор ориентирована на экспорт ресурсов. Эта ориентация не способствует модернизации экономических отношений. При ориентации на развитие сырьевого сегмента экономики отсутствует необходимость в проведении структурных реформ, внедрения принципов инновационного менеджмента, модернизации производства. Россия за счет продажи газа и нефти продолжает «держаться на плаву». Подобная экономическая политика государства, нацеленная на экстенсивное развитие национального хозяйства, получила название «проклятие ресурсами».
Стабилизация в экономической сфере оказала положительное влияние на социальную сферу общества. Был провозглашен курс на сбережение народа, о котором так много говорил А.И. Солженицын. Власти осознали, что прежде чем ставить амбициозные задачи, свойственные для имперского менталитета, необходимо в первую очередь проявлять заботу о социальном капитале. Был провозглашен курс на национальные проекты. Ответственным за их реализацию был назначен Медведев. Национальные проекты затрагивали такие важные социальные сферы как здравоохранение, образование, строительство жилья, материнство и детство, а также сельское хозяйство. Однако социальные проблемы в процессе реализации национальных проектов так и не удалось решить: ипотечное кредитование не доступно для большинства россиян, уровень образования и качество оказываемых образовательных услуг падает, введение платных медицинских услуг привело к усилению социальной дифференциации. Коммерциализация как здравоохранения, так и образования привела к негативным последствиям и к снижению роли института образования как канала социальной мобильности.
Рост как номинальных, так и реальных доходов россиян, позволил говорить о перспективах развития среднего класса в России, о необходимости проведения реформ в социальной сфере: пенсионная реформа, реформы образования и здравоохранения. Проведение реформ вызвало неоднозначную реакцию как в среде профессионалов, так и со стороны всего населения. Ситуация в социальной сфере остается напряженной и по сегодняшний день: продолжается депопуляция, маргинализация российского общества, достаточно глубока социальная дифференциация, отсутствует мощный средний класс. Согласно социологическому опросу, проведенному ВЦИОМ (данные за сентябрь 2011 года), 56% респондентов оценили свою финансовую ситуацию как непростую, нищими признали себя 11% опрашиваемых, а 15% населения – более 21 млн. живут на грани бедности и нищеты. Не стоит переоценивать и масштабы экономического развития России в начале 21 века. Страна по макроэкономическим показателем вышла на уровень экономического развития 1991 года. Согласно мнению экономистов, Россия на сегодняшний день находится на стадии рецессии. Возможно, ее ожидает экономический кризис. Фактами, подтверждающие данный тезис, являются: девальвация национальной валюты, «бегство капиталов», снижение роста производства, а в некоторых отраслях экономики его спад.
Оценки политического развития России достаточно противоречивы. С одной стороны, исследователи отмечают политическую стабильность, укрепление вертикали власти, успешную борьбу с центробежными тенденциями, создание единого правового поля в результате проведения административных и законодательных реформ. С другой стороны, политологи констатируют, что политическое развитие, в основе которого лежит курс на монополизацию и персонификацию власти, трансформировалось в политический застой. Главное проявление политического застоя - окончательная институционализация авторитарного режима, «сворачивание» демократического тренда, и, как следствие, начало процесса делигитимации политической власти.
Вопрос о культуре России начала двадцать первого века необходимо раскрыть в форме краткого обзора современного состояния в музыке, литературе, изобразительного искусства, кинематографа.
Говоря о внешней политике России, необходимо отметить, что она сохранила многовекторную направленность, стала более взвешенной и прагматичной. Во главу угла были поставлены не абстрактные общечеловеческие ценности, а конкретные национальные интересы.
Подводя итог развитию России на современном этапе, можно отметить следующее. Во-первых, Россия так и не вышла из экономического кризиса. Даже в начале двадцать первого века, когда российская экономика демонстрировала довольно высокие темпы макроэкономического развития, занимала третье место в мире по экспорту пшеницы, вошла в восьмерку быстро развивающихся экономик мира, Россия по уровню экономических показателей достигла только 1991 года. Отсутствие эффективных рыночных институтов, развитой конкурентной среды, расцвет коррупции, «системы откатов» приводит к тому, что западные бизнес-структуры оценивают инвестиционный климат России как непривлекательный. Большинство специалистов отмечают, что российская экономика к октябрю 2011 года находится в состоянии рецессии. Девальвация национальной валюты, снижение реальных доходов населения – вот итог экономического развития России в начале двадцать первого века.
Во-вторых, в политической сфере наряду с усилением «вертикали власти», происходит процесс, направленный на сворачивание демократических тенденций в общественной жизни: губернаторов уже не выбирают, а назначают, в некоторых регионах запускается «пробный шар» в виде института «сити-менеджера», системная политическая оппозиция неконкурентоспособна, выборы благодаря персонификации политической власти и внедрению в политические практики операции «приемник», стали предсказуемыми. Произошла не только персонификация политической власти в руках правящей группировки, но и ее монополизация. Осуществилась трансформация демократического политического режима в авторитарный, что соответствовало возможностям, заложенных в суперпрезидентской Конституции 1993 года. Сделанные совместные заявления В.В. Путина и Д.А. Медведева 24 сентября 2011 года о своих перспективах политической карьеры, подтверждают сказанное.
План семинарского занятия
1. Экономическое развитие. Реформа монополий. Отставка правительства Касьянова (2004 г.). Закон о приватизации государственного и муниципального имущества. Укрепление государственного контроля за деятельностью монополий. Мировой экономический кризис 2008 г. и его влияние на российскую экономику. Современное состояние российской экономики: общая характеристика.
2. Социальное развитие РФ. Социальная политика РФ. Национальные проекты В.В. Путина. Провозглашение политики «сбережение народа». Курс на модернизацию Д.А. Медведева. Образовательная реформа. Современное состояние российского общества. Особенности стратификации современного российского общества.
3. Политическое развитие РФ. Отставка Б.Н. Ельцина в декабре 1999 гг. Президентские выборы в 2000, 2004, 2008 гг. Парламентские выборы в 2003, 2007 гг. Административные реформы: создание федеральных округов, введение института полномочных представителей. Государственный совет. Законодательная реформа. Реформа силовых структур. Партийная реформа и внесение законодательных поправок в Конституцию РФ. Сущность политических реформ и их последствия. Политические портреты В.В. Путина и Д.А. Медеведева. Роль В.В. Путина и Д.А. Медведева в политической жизни страны. Правозащитное движение.
4. Культурное развитие России: общая характеристика и анализ
5. Внешняя политика РФ. Утверждение новой концепции внешней политики России (2000 г.). Российско-американские отношения. Выход из договора ПРО США. Вопрос о вступление России во ВТО. Россия и Европа. Отношения России с Германией, Францией, Италией, Великобританией. Россия и страны Центральной и Восточной Европы. Россия и страны Азиатско-тихоокеанского региона. Сближение России с Китаем, Индией. Дипломатический демарш Японии (2010 г.). Россия и СНГ. Учреждение Евразийского экономического сообщества (2000 г). Вооруженный конфликт в Ю. Осетии между Грузией и Россией (август 2008 г.).
Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:
1. Дайте характеристику экономическим реформам В.В. Путина. В чем причины налоговой реформы и реформ монополий? Каковы их последствия?
2. Оцените итоги экономического развития РФ. Как затронул мировой экономический кризис 2008 года Россию? В чем его причины и последствия для российской экономики?
3. Каковы причины проведения национальных проектов? В чем их идеологические истоки? Оцените результаты реализации национальных проектов.
4. В чем выразился курс на модернизацию российской экономики, взятый Медведевым?
5. Выскажите Ваше мнение к проводимым в России образовательным реформам.
6. Каковы причины и последствия отставки Ельцина?
7. В чем состоит суть и значение административных реформ Путина?
8. Дайте характеристику проводимой России внешней политики. Какую роль занимает Россия в современной системе международных отношениях?
9. Оцените итоги политического развития РФ. Некоторые исследователи отмечают, что Россия двигается дальше по пути демократизации общества. Другие исследователи отмечают, что Россия встала на авторитарный путь политического развития. Как вы считаете, кто прав?
Рекомендуемая тематика рефератов:«Политические портреты В.В. Путина и Д.А. Медведева», «Административно-правовая реформа В.В. Путина и ее последствия», «Национальные проекты В.В. Путина-Д.А. Медведева: причины, сущность, последствия», «Современная российская стратификация и ее особенности», «Внешняя политика современной России».
Задание на дом:выполнить задания к самостоятельной работе по теме 1.3. Россия в начале XXI века
Список используемой литературы
1. История [Текст] / П.С. Самыгин и др. –изд. 15-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 474 с.
2. Апальков, В.С. История Отечества [Текст] / В.С. Апальков, И.М. Минаева. – М.: Альфа-М, Инфра-М, 2010.
3. Захаревич, А.В. История Отечества [Текст]. Учебник для ссузов / А.В. Захаревич. - 4-е изд. М.: Дашков и К, 2009.
4. История России (IX-начало XXI вв.) [Текст]: учебник / под ред. проф. А.Ю. Дворниченко и проф. В.С. Измозика. – 3-е изд., испр. и дополн. – М.: Гардарики, 2005. – 479 с.
5. Бахтурина, А.Ю. История России. XX – начало XXI века [Текст]: учеб. пособие для вузов / Российская академия наук; Государственный академический университет гуманитарных наук; Научно-образовательный центр по истории. – М: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. – 526 с.
6. Новейшая история России [Текст]: учебник /А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2010. – 480 с.
7. Пономарев, М.В. История стран Европы и Америки в новейшее время [Текст]: учеб. / М.В. Пономарев – М: Проспект, 2010. – 416 с.
8. Культурология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. А.Н. Марковой. – 4-е изд., прераб. и дополн. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 400 с.
9. Международное право [Текст]: учебник / отв. ред. В.И. Кузнецов, Б.Р. Тузмухамедов. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – 944 с.
10. Нартов, Н.А. Геополитика [Текст]: учебник для вузов / под ред. проф. В.И. Староверова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2004. – 544 с.
Дополнительные источники:
1. Ельцин, Б.Н. Записки президента [Текст] / Б.Н. Ельцин. - М., 1994.
Семинарское занятие № 4
Тема: Общественно-политическая мысль на рубеже веков
Цель:раскрыть сущность таких общественно-политических течений как консерватизм, неоконсерватизм, либерализм, неолиберализм, социализм, социал-демократизм;
- способствовать формированию общих компетенций.
Количество часов– в зависимости от специальности (см. по таблице на стр. 10 – 12)
В результате освоения темы обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в течениях (направлениях) общественно-политической мысли;
- охарактеризовать основные идеи общественно-политических течений;
Для формирования умений обучающийся должен знать:
-основные идеи консерватизма, либерализма, социализма, тенденции их эволюции;
- основных представителей идеологических течений общественно-политической мысли;
- государственных деятелей, ведущих мировых политиков, реализующих в своей деятельности современные идеологемы
Основные понятия:консерватизм, неоконсерватизм, социальный консерватизм, либерализм, либертаризм, неолиберализм, кейнсианство, институционализм, социализм, социал-демократизм, этатизм, социал-дарвинизм, коммунитаризм, солидаризм, фашизм, феминизм, глобализм.
Ход занятия
1.Вступительное слово преподавателя: определение цели, задач семинарского занятия, проверка готовности к занятию.
2. Заслушивание рефератов (при их наличии).
3. Выступление студентов по плану семинарского занятия.
4. Обсуждение вопросов, общегрупповая дискуссия.
5. Подведение итогов (комментарии к оценке ответа, сбор конспектов на проверку преподавателю, объяснение домашнего задания при его наличии).