Рабочая учебная программа
Предисловие
Методические указания адресованы студентам-магистрам факультета филологии и журналистики отделений русской и романо-германской филологии и призваны помочь ориентироваться в проблемах становления основных жанров литературы.
Трудность данного курса определяется не только отдаленностью и протяженностью изучаемого периода, так как речь идет о столетнем временном промежутке (с V - XVвв), но и с особым пониманием жанра, характерного для эпохи Средневековья. Следует отметить, что жанр был тесно связан с литературным направлением, формировался и развивался внутри него. Вместе с тем наблюдалась и диаметрально противоположная тенденция: взаимовлияние различных жанровых образований.
В рамках курса рассматриваются основные жанры эпохи: видение, исповедь, эпос, роман и другие.
Курс «Жанровая система средневековья» изучается в течение первого года обучения в магистратуре; студенты слушают лекции, работают на семинарах, читают доклады по предложенным темам, по окончанию учебного года сдают экзамен.
Введение
Следующей после разрушения античного мира вехой в истории Западной Европы является эпоха средневековья. Под термином «средневековье» понимается культура западноевропейского феодального общества, которая формировалась в течение десяти веков: с середины 5 века по конец 15-го.
Литературный процесс в период Раннего Средневековья связан с распадом эллинистически-римской культурно-исторической зоны. Нашествие варварских племен, разрушение старых городов и возникновение новых, христианизация Севера – эти и многие другие потрясение определили развитие средневекового мира, которые не могли не сказаться на темпах литературного развития. Для отдельных регионов характерны «провалы» на целые десятилетия (полное прекращение литературного процесса), поэтому в качестве главной черты можно отметить неравномерность литературного развития.
Эпоха Зрелого Средневековья в истории западноевропейской культуры – важнейший этап. Именно в это время происходит повсеместное рождение письменной литературы на новых языках – провансальском, бургундском, саксонском и др.
Сословная поляризация средневекового общества предопределила определенную поляризацию литературных направлений: рыцарская, или куртуазная литература, выработавшая разветвленную систему жанров (рыцарская повесть и роман, многочисленные стихотворные жанры поэзии Прованса и миннезанга) во многом противостояла городской литературе с ее доминирующей установкой на сатирическое осмысление социально-политических и бытовых тем. С возникновением в городах университетов (конец XI – XIIIвв.) возникает новый литературный латиноязычный пласт, оказавший значительное влияние на формирующуюся систему жанров и приводит к сосуществованию аллегорического романа и басни, фаблио, шванка и мистерии, фарса и поэзии вагантов.
В период Зрелого Средневековья не только возникли предпосылки для появления национальных литератур, но и сформировались и достигли своего наивысшего развития ведущие жанры – героический эпос, куртуазная лирика и роман, городская сатира и драматургия. Указанные жанры, трансформируясь, будут доминировать в литературе Возрождения и Нового времени.
Можно выделить следующие основные целикурса«История зарубежной литературы Средних веков»: составить представление о художественном своеобразии средневековой литературы и условиях ее формирования и развития, на материале курса обеспечить основу для понимания последующего многовекового культурного процесса и показать непреходящую ценность средневекового наследия для последующих веков.
Задачи курса:
1. изучение закономерностей возникновения трех литературных родов и их основных жанровых разновидностей;
2. формирование представлений об историко-культурном контексте их возникновения;
3. сравнительно-сопоставительный анализ жанровых образований в эпоху античности и средневековья;
4. знакомство с научной дискуссией о природе жанра вообще и романа в частности;
5. формирования навыков работы с исследовательской литературой, учебными пособиями и словарями-справочниками;
Рабочая учебная программа
2.1 Учебно-тематический план дисциплины
№ | Тема | Вид занятия | Количество часов | ||
Лекции и самостоятельная работа | |||||
Значение средневекового искусства. Периодизация. | лекция | ||||
Античное наследие в Европе в средневековье | самост. работа | ||||
Латинская литература | лекция | ||||
Клерикальная литература | лекция | ||||
Жанр видения и его роль в истории средневековой литературы | лекция | ||||
Феномен исповеди Анализ «Исповеди» Августина | Лекция Практич. занятие | ||||
Жанровое своеобразие «Утешения философией» Боэция Анализ жанровое своеобразия «Утешения философией» Боэция | Лекция Практич. занятие | ||||
Жанр притчи и его особенности | Самост. работа | ||||
Общая характеристика жанровой системы развитого средневековья | лекция | ||||
Подготовка конспекта главы «Августин» монографии Г.Г. Майорова «Формирование средневековой философии» М., 1979. | самост. работа | ||||
Подготовка конспекта главы «Не мечтайте о себе» монографии Баткина Л. М. «Не мечтайте о себе» Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. М.: Российск. Гос. Гуман. Ун-т, 2000. С. 61-231. | самост. работа | ||||
Драматургические жанры раннего средневековья | лекция | ||||
Героический эпос развитого средневековья Анализ «Песни о Роланде» | Лекция Практич. занятие | ||||
Жанр «книги» и его история | самост. работа | ||||
Жанр хроники и его история | самост. работа | ||||
Общая характеристика рыцарской литературы | лекция | ||||
Творчество Кретьена де Труа | самост. работа | ||||
Средневековый роман | лекция | ||||
Дискуссия о жанре средневекового романа Дискуссия о жанре средневекового романа «Роман о Тристане и Изольде» | самост. работа Практич. занятие Практич. занятие | ||||
Феномен «бестиария» и его жанровая природа | самост. работа | ||||
Подготовка конспекта статьи Рабинович В. Урок Августина: жизнь – текст. Урок Абеляра: текст – жизнь. /Августин Аврелий Исповедь Петр Абеляр История моих бедствий. М.,1992. С.224-258; 296-324. | самост. работа | ||||
Драматургические жанры | лекция | ||||
Жанр мистерии и его история | самост. работа | ||||
Общая характеристика городской литературы | лекция | ||||
Аллегорические жанры в городской литературе | лекция | ||||
Подготовка конспекта работы М.Бахтина «Античный и средневековый роман» | самост. работа | ||||
«Роман о Розе» и его место в литературе средневековья Анализ «Романа о Розе» | Лекция Практич. занятие | ||||
ВСЕГО аудиторных – 60 часов, самостоятельной работы – 60 часов | |||||