Рабочая учебная программа

Предисловие

Методические указания адресованы студентам-магистрам факультета филологии и журналистики отделений русской и романо-германской филологии и призваны помочь ориентироваться в проблемах становления основных жанров литературы.

Трудность данного курса определяется не только отдаленностью и протяженностью изучаемого периода, так как речь идет о столетнем временном промежутке (с V - XVвв), но и с особым пониманием жанра, характерного для эпохи Средневековья. Следует отметить, что жанр был тесно связан с литературным направлением, формировался и развивался внутри него. Вместе с тем наблюдалась и диаметрально противоположная тенденция: взаимовлияние различных жанровых образований.

В рамках курса рассматриваются основные жанры эпохи: видение, исповедь, эпос, роман и другие.

Курс «Жанровая система средневековья» изучается в течение первого года обучения в магистратуре; студенты слушают лекции, работают на семинарах, читают доклады по предложенным темам, по окончанию учебного года сдают экзамен.

Введение

Следующей после разрушения античного мира вехой в истории Западной Европы является эпоха средневековья. Под термином «средневековье» понимается культура западноевропейского феодального общества, которая формировалась в течение десяти веков: с середины 5 века по конец 15-го.

Литературный процесс в период Раннего Средневековья связан с распадом эллинистически-римской культурно-исторической зоны. Нашествие варварских племен, разрушение старых городов и возникновение новых, христианизация Севера – эти и многие другие потрясение определили развитие средневекового мира, которые не могли не сказаться на темпах литературного развития. Для отдельных регионов характерны «провалы» на целые десятилетия (полное прекращение литературного процесса), поэтому в качестве главной черты можно отметить неравномерность литературного развития.

Эпоха Зрелого Средневековья в истории западноевропейской культуры – важнейший этап. Именно в это время происходит повсеместное рождение письменной литературы на новых языках – провансальском, бургундском, саксонском и др.

Сословная поляризация средневекового общества предопределила определенную поляризацию литературных направлений: рыцарская, или куртуазная литература, выработавшая разветвленную систему жанров (рыцарская повесть и роман, многочисленные стихотворные жанры поэзии Прованса и миннезанга) во многом противостояла городской литературе с ее доминирующей установкой на сатирическое осмысление социально-политических и бытовых тем. С возникновением в городах университетов (конец XI – XIIIвв.) возникает новый литературный латиноязычный пласт, оказавший значительное влияние на формирующуюся систему жанров и приводит к сосуществованию аллегорического романа и басни, фаблио, шванка и мистерии, фарса и поэзии вагантов.

В период Зрелого Средневековья не только возникли предпосылки для появления национальных литератур, но и сформировались и достигли своего наивысшего развития ведущие жанры – героический эпос, куртуазная лирика и роман, городская сатира и драматургия. Указанные жанры, трансформируясь, будут доминировать в литературе Возрождения и Нового времени.

Можно выделить следующие основные целикурса«История зарубежной литературы Средних веков»: составить представление о художественном своеобразии средневековой литературы и условиях ее формирования и развития, на материале курса обеспечить основу для понимания последующего многовекового культурного процесса и показать непреходящую ценность средневекового наследия для последующих веков.

Задачи курса:

1. изучение закономерностей возникновения трех литературных родов и их основных жанровых разновидностей;

2. формирование представлений об историко-культурном контексте их возникновения;

3. сравнительно-сопоставительный анализ жанровых образований в эпоху античности и средневековья;

4. знакомство с научной дискуссией о природе жанра вообще и романа в частности;

5. формирования навыков работы с исследовательской литературой, учебными пособиями и словарями-справочниками;

Рабочая учебная программа

2.1 Учебно-тематический план дисциплины

Тема Вид занятия Количество часов
Лекции и самостоятельная работа
Значение средневекового искусства. Периодизация. лекция
Античное наследие в Европе в средневековье самост. работа  
Латинская литература лекция
Клерикальная литература лекция
Жанр видения и его роль в истории средневековой литературы лекция
Феномен исповеди Анализ «Исповеди» Августина Лекция Практич. занятие
Жанровое своеобразие «Утешения философией» Боэция Анализ жанровое своеобразия «Утешения философией» Боэция   Лекция     Практич. занятие    
Жанр притчи и его особенности Самост. работа
Общая характеристика жанровой системы развитого средневековья лекция
Подготовка конспекта главы «Августин» монографии Г.Г. Майорова «Формирование средневековой философии» М., 1979.   самост. работа
Подготовка конспекта главы «Не мечтайте о себе» монографии Баткина Л. М. «Не мечтайте о себе» Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. М.: Российск. Гос. Гуман. Ун-т, 2000. С. 61-231.   самост. работа
Драматургические жанры раннего средневековья лекция
Героический эпос развитого средневековья Анализ «Песни о Роланде» Лекция   Практич. занятие  
Жанр «книги» и его история самост. работа
Жанр хроники и его история самост. работа  
Общая характеристика рыцарской литературы лекция
Творчество Кретьена де Труа самост. работа
Средневековый роман лекция
Дискуссия о жанре средневекового романа Дискуссия о жанре средневекового романа «Роман о Тристане и Изольде» самост. работа   Практич. занятие   Практич. занятие      
Феномен «бестиария» и его жанровая природа самост. работа  
Подготовка конспекта статьи Рабинович В. Урок Августина: жизнь – текст. Урок Абеляра: текст – жизнь. /Августин Аврелий Исповедь Петр Абеляр История моих бедствий. М.,1992. С.224-258; 296-324.   самост. работа
Драматургические жанры лекция
Жанр мистерии и его история самост. работа
Общая характеристика городской литературы лекция
Аллегорические жанры в городской литературе лекция
Подготовка конспекта работы М.Бахтина «Античный и средневековый роман» самост. работа
«Роман о Розе» и его место в литературе средневековья Анализ «Романа о Розе» Лекция Практич. занятие  
ВСЕГО аудиторных – 60 часов, самостоятельной работы – 60 часов
           

Наши рекомендации