Дошечка 9а (с. 200) (I 9а, с. 20)

В то время был Богумир, муж славы, и было у него два сына и три дочери. Скот они водили в степь и жили там средь трав во времена Отцов. И были они Богам послушны и разумом сметливы. И так же мать их, которая звалась Славуня, которая для них готовила потребное.

'34 Вариант имени "Индра".

335 ^

" Т.е. врагов.

^ В оригинале употреблено словосочетание "КОБЬМ fTaTl", - от этого же корня и современный глагол "кобениться", но, поскольку буквально на современный язык это идиоматическое выражение не перевести, пришлось выражение изменить, оставив примерный смысл.

337 Т.е. "вниз".

j38 Т.е. "иным принадлежит сейчас".

339 Греки.

j40 Возможно, говорится и о Кирилле, но, скорее всего, "Илар" - сокр. от "Илларион", т.к. в русском греч. окончания обычно опускаются.

j41 Т.е. как проводить богослужение, жертвоприношение.

j42 Т.е. "во Сварге", как намекает автор этого текста.

Лз Амастрида - на южном берегу Черного моря, по сведениям С. Лесного.

j44 В оригинале "и те и другие соединятся, начиная друг друга" т.е., когда одно будет кончаться, тотчас же начнется другое.

j45 "0 Т01 ща£" - "в то время", т.е. в древности.

И говорит им как-то Богумир: "Вы - Семь Дней, а мне надо дочерей своих отдать и внуков посмотреть". И так сказал, запряг повозку и поехал, куда глаза глядят. И приехал к дубу, стал в поле и остался ночью у огнища своего. И видит вечером: мужи, трое на конях, направляются к нему. И говорят они: "Здрав будь! Чего ты ищешь?"

Поведал Богумир печаль свою. А они же отвечали, что сами в походе, чтоб жен найти. В степь свою вернулся Богумир и трех мужей он дочерям ведет.

От этого-то три рода изошли и славные были. От этого-то происходят Древляне, Кривичи и Поляне, потому что первой дочери Богумира имя было Древа, а другой -Скрева, и третьей - Полева. Сыновей же Богумира были имена Сева и, младшего, - Рус. От них происходят Северяне и Русы.

Три же мужа были три Вестника - Утро, Полуденный и Вечерний

Сотворились роды те на семи реках, где мы обитали за морем в Крае Зеленом, куда скот водили древле до исхода к Карпатским горам. То были те лета за тысячу триста до времени Германреха.

В те времена была война великая на берегах моря Готского, и там Праотцы накидали курган из тех камней белых, под которыми погребли боляр и вождей своих, которые в сече пали.

Дошечка 96(с. 201) (I 96,с. 22)

Пришли они из Края Зеленого на море Готское, и там потоптали Готов, которые нам поперек пути встали. И так бились мы за земли те и за жизнь нашу.

А до тех пор были Отцы наши на берегах моря по Ра реке, и с великими трудностями переправили всех людей и скот на тот берег . Пошли к Дону, а там Готов увидали; пойдя на полдень, и Готское море увидали, и Готов вооруженных, против них ставших, увидели, и так принуждены были сражаться за пропитание и жизнь свою, потому как Гунны были по пятам Отцов и напали на них, людей побивали и скот брали.

И так род Славен двинулся в земли, где Солнце в ночи спит, и где травы многие и луга тучные, а реки рыбы полны, и где никто не умирает.

Готы ведь были еще в Зеленом Краю и немного опередили идущих Отцов. Ра ведь

Т/ГА

река велика и отделяет нас от иных людей и течет в море Фарсийское.

Тут ведь муж рода Белояра пошел по ту сторону Ра реки и предупредил там СиньТ/Г1 "\(\)

цев" , идущих к Фряжцам" , что Гунны на острове своем и поджидают торговых го

£ШЬ AtHMOl" - букв, "(вы) есте семью днями" - т.е. они являются олицетворением семи дней - возможно,

намек на какой-то миф; также, возможно, намек на то, что три дня считались мужскими, а четыре - женскими. 347 У костра или ритуального очага. з4г Т.е. прославились.

349 Которые олицетворяются тремя всадниками (конниками). Чаще же (как и в индийской ведийской традиции) выступают два вестника - утренний и вечерний.

350 о £«дмьрьцьх - о (во/ на) Семиречье.

3~ В то время, как они пришли из Семиречья.

3~ Как одно время называлось Сурожское - Солнечное (Азовское) море или часть его.

3~3 Текст следующей дощечки явно является продолжением.

3~ Несовпадение лица также встречается в текстах Влескниги.

3~ По пути из Семиречья.

3~ Т.е. на северо-восточном побережье Фарсийского (Каспийского) моря.

3~ "Тот берег" по отношению к восточному берегу, где они были до этой переправы.

3~ Т.е. Славянский.

359 ^

" Т.е. на запад.

360 Которые восточнее ее.

361 Китайцев ?

зЬ В то время, конечно, Фряжцев, скорее всего не было, но названо так какое-то западное племя по аналогии с названиями, современными автору.

стей, чтобы обобрать их. Было то за полета лет до Алдореха. А еще древнее был род Белояра сильным. Гуннские гости оделись как мужи Белояра и сказали, что дадут ему серебро за то и два коня золотых. Они пошли куда-то в другое место и избежали угрозы нападения Гуннов, и так прошли мимо Готов, которые так же свирепы на Непрядве и на Днепре . А князья их не честны и дважды дань берут. Так ведь гостей, спасшихся у нас, они повернули в землю Синьскую , и не пришли они уж никогда.

Дошечка10 (с. 201) (II 10, с. 26)

Богумиру ведь давали Боги блага земные, а того у нас нет. Вот ... как нам было поТ/Г/Г

другому ... И старших в родах мы избирали князьями, которые от древних времен суть наши вожди. Нанимали мы раз все... Ведь были князья долгое время . И их-то Греки не извели, и они стояли до конца, как мужи обещания, и потому же родам нашим надобно, чтобы давали мы потомкам их, чтобы те управляли нами...

А после Богумира были Орий со сынами своими. А когда Гунны большую войну начали за создание своей великой земли, так пошли они прочь оттуда на Русь.

Ныне другое время, и нам надобно браться за гужи и тянуть вперед, чтоб не говорили, что оставили мы землю нашу и заняли другую, но пусть говорят, что мы весьма сражаемся за себя.

Так, Борусы, не оставляйте Греков на земле вашей и сражайтесь за неё... В те времена Pa-река была границей с другими землями, а сегодня возжаждались враги наши на нас, и приходится нам сражаться за внуков наших, чтобы нам удержать степь нашу и не дать земли другим... Так нам надобно по-другому делать, а не жечь дубы на полях своих, и не сеять на них, и не жать жатву на пепелище, потому как есть у нас степь травная, чтобы скот водить, оберегая его от врагов

Дошечка Па(с. 202) (II Па,с. 6/4)

Вот, примитесь, первое, Триглаву поклонитесь. Мы начинаем, и Ему великую славу воспеваем.

Восхваляем и Сварога, Деда Божия, потому как ждет Он нас. Он - Роду Божьему Начальник" и всяческому роду Родник извечный, который течет летом из источника Своего, а зимой же никогда не замерзает. И эту воду живительную когда мы пьем, оживотворяемся, доколе не прейдем" ", потому как мы все к Нему попадем в луга благодатные райские.

Да и Богу Перуну - Громовержцу и Богу Сражения и Борения. Нарекаем Его мы Живящим Явленным - и речем Ему не прекращать вращать Кола - и Который ведет нас стезею правою на брани и на тризны великие о всех павших, которые идут к жизни вечной в войске Перуновом.

зЬз Это слово, скорее всего - описка, выпадает из контекста.

364 Как и тогда, в древности.

365 Т.е., "спаслись они благодаря нам, а из-за тех они и повернули в землю Синьскую".

366 Т.е. "у нас-то по-другому ныне".

367 Т.е. князья, как таковые, существуют уже долгое время.

збг Т.е. "мужи слова", "верные своему обещанию", ср. "человек слова".

369 И эту границу враги не могли легко пересечь.

370 Призыв вернуться к древним обычаям и древнему образу жизни в степях.

371 Троица Богов, как совокупность; далее Боги перечисляются по отдельности, но также по три - Сварог, Перун,

Святовид и т.д. В тексте дощечки 25 говорится о Триглавах Великом и Малых.

372 Т.е. стоит на челе, во главе Божьего Рода, полагая ему начало. Лз Т.е. "доколе наша жизнь не прейдет".

374 Мн. ч. от К(Ш круг; колесо, в смысле циклы, годовые круги.

И Богу Святовиду славу речем мы. Вот, восстает Он, Бог Прави и Яви. И Его мы воспеваем в песнях, потому как есть Он Свет. И Им увидели мы свет. Зрите вы - и существует Явь. А Он от Нави нас уберегает, и Ему хвалу поем. В честь Его поем мы, пляшем и взываем к Богу нашему, потому как Он Земле, Солнцу-Суне нашему и Звездам Держатель и Свету Крепитель.

Творите славу Святовиду великую. Слава Богу нашему! Так сокрушитесь сердцем нашим, и вот - мы отреклись от дурных деяний наших и к Добру пришли мы с вами. Се, отроки, с прощением обнимемся! И так вы говорите: Всё Сотворяющий, Его ведь ведать ум расторгнешь - а почто, воистину? Мы ведь разумеем это Се, тайна великая это есть, потому как и Сварог Перун есть, и Святовид А эти вот Два находятся во Сварге, и с обеих ее сторон Белобог и Чернобог сражаются. Вот ведь, то и Сваргу держит, чтобы тому Святовиду не быть повержену .

За теми Двумя - Хоре, Влес, Стрибог держатся. За ними - Вышень, Лель386, Летич387;

Дошечка 116 (с. 202) (II 11б, с. 8/6)

388Радогощ389, Колядо390 и Крышень391.

А вот за теми - Держатель Сивый, Яр и Даждьбог. А вот другие - Белояр, Ладо, Купало ; Сенич, Житнич, Венич; Зернич, Овсенич, Просич; Студич, Ледич и Лютич. А за теми - Птичич, Зверич, Милич; Дождич, Плодич, Ягодич; Пчелич и Ростич, Кленчич; Озерич, Ветрич, Соломич; Грибич, Лович, Беседич; Снежич, Стра

3 Поскольку Навь - "тот свет", то для "этого света" Навь враждебна, и Бог Света оберегает от нее.

3 В тексте букв. "Ему (мы) воспеваем, пляшем...".

311 По-древнерусски £УН?, как и £УР?/ £УРН, чаще всего женского рода.

з1г В смысле "покаяться, осознать и перестать делать ошибочное - грешить".

319 Т.е. "Его познать - ум разорвется".

j8° Да, действительно, почто - они-то (волхвы) знают ведь, и ум их не разрывается.

j81 Триглав, как и любая другая Троица - Един и Тройствен, как Бог Един и Множествен; фактически, Он - всё вокруг и внутри, что есть.

j82 Сражающиеся противоположности, подобно китайскиму понятию о Ян и Инь, которые и изображаются фигурами белой и черной, охватывающими друг друга и представляющими Одно Целое - Весь Мир - Весь Свет, который тут символизируется Святовидом.

Лз Хоре/ Хор - Бог Солнца (Солнечного Диска), однокоренное с древнеегипетским именем Бога Солнца Хором/ Гором (Ног/ Horus, где буква "г"/ "h" произносится фрикативно, "как по-украински"); от этого же слова (Хоре/ Хор) происходит и более позднее "хорошо", т.е. "солнечно", "прекрасно".

зМ Бог воздушных просторов, от санскр. stri простираться.

зК Ср. санскр. Вишну.

Л6 Бог весны, молодости, любви. Позже это имя упоминается то в мужском, то в женском роде. Однокоренное с санскр. Ша игра.

зЮ Возможно патронимичное от Лето/ Лета/ Лато(на)/ Лада/ Ладо.

j88 Текст этой дощечки - продолжение предыдущего.

з№} Божество радости и угощения.

Радогощ, Колядо, Крышень, Держатель Сивый, Яр, Даждьбог, Белояр, Ладо, Купало представляют собой также и имена соответствующих праздников, которые не все сейчас можно отождествить с какими-либо определенными датами.

390 К0/КНД0 — Божество Годового Цикла - Кола, ежегодный праздник годового цикла - круга - кола, от K0A0 - круг;

колесо; круговое движение, цикл.

391 Ср. санскр. Кришна.

3 Ср. санскр. Шива. Санскритскому „с" в русском часто соответствует "„с" мягкое".

33 О других Богах далеко не обо всех теперь хоть что-то известно, - часто даже их имена нигде больше не встречаются (как например, Матерь Всех Слава, хотя в данном тексте ее и нет, как и Вестников - Утреннего и Вечернего, - видимо, они не входили в Триглавы, которые в данном тексте отделяются точкой с запятой).

394 Ладо - Божество лада, порядка, гармонии.

3 Купало - ср. санскр. gopala Гопал, эпитет Кришны, ср. тж. Крышень. Во Влескниге выступает как защитник, установитель порядка.

3 О функциях дальнейших Божеств можно приблизительно догадываться по именам.

нич, Святич; Радич, Светич, Корович; Красич, Травич, Стеблич. А за теми - Родич, Масленич, Живич; Ведич, Листвич, Цветич; Водич, Звездич, Громич; Семич, Липич, Рыбич; Березич, Зеленич, Горич; Страдич, Спасич, Листвоверзич; Мыслич, Гостич, Ра-тич; Странич, Чурич, Родич. А вот сам по себе Огнебог Семаргл - общий, ярый, быстророжденный, чистый. И это - Триглавы Общие.

А со всеми Ними иди и тут-то, отроче, отворишь врата те и войдешь в них - это ведь прекрасный Ирий, и там Pa-река течет, отделяя Сваргу от Яви.

А Числобог считает дни наши и речет Богу числа все - да быть дню небесному или же быть ночи, и уснуть. Этот ведь есть явский, а Тот есть во дне божеском. А в ночи нет никого, лишь Бог Дед-Дуб-Сноп наш.

Слава Богу Перуну Огнекудрому, который стрелы на врагов мечет, а верных пред-ведет стезею, ибо есть Он воинам честь и суд, и, как Златорун, Милостив и Всеправеден есть.

Дошечка12 (с. 202) (II 12, с. 184)

Сурье ли засиять, поем хвалу Богам и Огнищу Перунову, Который зовется Губителем врагов . И речем славу великую Отцам нашим, Дедам, которые суть во Свар-ге. И речем так трижды и идем, стада наши ведем на травы. Когда вести их на другую степь, идем есть, по дороге хвалу Богам вознося, славу споем, - и так до полудня, и речем славу великую Хорсу Златорунному, Вращающему Колеса, и сурьяну пьем, - и так до ужина. А после ужина, когда уже огнища сложенные зажигаем, и вечернюю славу поем Даждьбогу нашему, Который речется Прадедом нашим. И поспешаем очиститься. И, омовения сотворя, идем ко сну, и там великая необъяснимая ...

Дошечка13 (с. 203) (II13, с. но)

Вот, ум 13В(рзш храбрость укрепил, и они пошли к Солнцу восходящему, с обеих сторон реку видя. И там поселились, потому как и Матерь Всех Слава рекла - и Она с обеих сторон крыльями овеяла их - и также беречь землю ту и оборонять ее от дасов и Гуннов, также на них-то обратить стрелы свои и мечи отточенные.

Дошечка 14(с. 214) (III 14,с. 174, 126)

Потому как вот враг идет на нас, возьмем мечи и победим.

Речены Матерью Всех слова, что будущее наше славно. И идем мы на смерть, как на праздник.

Речено нам о временах старых, когда были у нас храмы свои Карпатские, и там были у нас торговые гости старые - Германы, Арабы и другие. Вот ведь те гости Ра-догощем чтимы, и так стали мы от дней тех, встречая гостей, чествовать их, ибо чтить и

397 См. сноску 42.

j98 Ведийский эпитет Агни - Вайгивашщ, "принадлежащий всем людям", т.е. "общий для всех людей".

'" Т.е. относится к Яви - плотному (физическому миру).

400 Эпитеты и олицетворения Сварога.

401 ^ и г^ "

1 .е., когда Сурья вот-вот засияет, восходя .

402 Традиционный арийский (ведийский и авестийский) эпитет Бога-защитника, чаще всего Индры. 4<ь "юшвртнщу" - вращающему К(Ш - Кола Времян - Циклы времени.

404 г и »

Ьукв. солнечную, т.е. сурицу-суру.

См. сноску 100. Враги, неприятели, собирательно, поэтому с малой буквы.

406 т

Т.е. в древности.

Боги нам повелели, и чтим мы их. Вот ведь взяли бы мы то за указание на время наше , чтобы нам не ошибиться и Отцам почесть оказать.

Не пальцами праздными стучали мы о дерево, но те руки наши натружены о плуги наши, и мечами взяли мы независимость нашу. И она нам повелела идти на границы наши и стеречь их от врагов. Се, дымы поднявшиеся пошли к Сварге и они означают печаль великую отцам, детям и матерям нашим. И это - время борьбы будущей, и не должны мы заниматься другими делами, кроме как этими.

Вот пришли варяги на Днепр, а там ведь мы взяли землю нашу, а они-то, и прочие люди, и землю под свои челны брать стали. На то не должны мы согласиться иначе, кроме как о мече нашем, а Эрека прогнать с земель наших и турнуть в задницу, откуда он и пришел.

Вот, границы наши врагами окружены, и землю нашу попирает враг. И то – долг наш, иной же рати не хотим

Вот другой враг, Германрех, идет на нас от полуночи, тот, который внук-внучок Отореха, и бросает на нас воинов своих с рогами на лбу. Варяги говорят нам идти на них. И не следует нам воевать, имея их с двух сторон, потому как они враги; какие первые - нет раздела между ними.

Вот, Язы идут на нас от Танаиса и Тмуторокани, мощная конница и рати неисчислимые. И тьма за тьмою несется и движется на нас. Против этого не было у нас другой помощи, кроме как Боги велели нам, и мы удесятерили силы свои и понеслись на них.

Вот, Белобог ведет наши рати и конницу, и там видели мы волшебников, в лесах бывших, идущих на рать и берущих мечи. И видели мы кудесников, чудеса великие творящих, - и из праха, подброшенного к Сварге, вставали рати небесные. И они несут-ся на врагов и ввергают их в могилу . И там мы видели, как птицы великие летят к нам и бросаются на врагов.

Бьет крыльями Матерь Всех и кличет нам, чтобы мы шли за землю нашу и бились за огнища племен наших. Се, они ведь - Русские.

Поспешайте, братья наши, племена за племенами, роды за родами, и бейте врагов на земле нашей, которая принадлежит нам, и никогда - другим. Там ведь умрете, а не повернете назад! Ничто вас не устрашит, ничто вам не станется, потому как вы есте в руках Сварожьих! А Он вас ведет во все дни к победам и геройству многому!

Дошечка 15а(с. 203) (II 15а,с. 38)

Вот, Старград оставив, пошли они к Ильмер озеру и там сотворили град другой Новый , и там мы и сейчас пребываем. И тут Сварогу, первому Пращуру, мо

407 Т.е. помнили бы и в наше время, что так себя вести Боги повелели.

408 Сигнальные дымы от сторожевых постов; возможно, и от горящих селений.

409 -г

1 .е. такие споры можно решить только мечом.

410 ^ u ^

1 .е захватывать ничего не хотим, только защищать, а такая рать - долг наш .

411 Дестяки тысяч (или, иносказательно, неисчислимое количество) воинов и зол.

412 В оригинале употреблен глагол, не существующий в настоящее время: МОГ0Ы1¥ТЬ. ' Святые очаги.

Личный глагол-связка 2 л. мн. ч. (инфинитив "быть). Вообще, поскольку в текстах Влескниге лицо выражается глагольным окончанием, личные местоимения почти неупотребительный, и эти местоимения пришлось в переводе добавить.

Город, предшествовавший Новгороду - Новому городу.

416 Предки.

417 Ныне Ильменское озеро.

418 Новгород.

лимся среди источников Рожаниц419. И просим420 того Дуба, Корень, Хлеб наш - Сва-рога, Который творит Свет. Бог Он есть Света и Бог Прави и Яви, и Нави.

Ведь воистину есть Он у нас, и вот, Истина наша преоборет силы сумеречные, и к Благу Он нас поведет, как и Праотцев вел, творя о том

Вели они Жертвы Коня Белого и вышли из края Семиречья у гор Ирийских и Загорья, там обитая век. И, таковые оставив, пошли на Двуречье, разбили тех конницей своей и двинулись в землю Сирийскую, и там стали и подождали. Шли горами великими, и снегами, и льдами , и отошли в степь и там пребывали со стадами своими. И Скуфь была первой, Правью названной . Отцы наши, Праотцы вели с Навью войну великую, а Правь силы дает отогнать врагов. Либо шли с войной той до гор Карпатских и там были с пятью князьями на челе, и градами и селами огнищанскими, и торжищами большими и потеснены были

Наши рекомендации