Рекомендации по выполнению контрольных работ
Контрольная работа является одним из видов самостоятельной учебной деятельности и важным этапом в профессиональной подготовке, и без успешного ее выполнения студент заочной формы обучения и экстернат не допускается к промежуточной аттестации (зачету или экзамену).
Домашняя контрольная работа отражает результаты теоретического исследования основных вопросов дисциплины: знания, умения, навыки/практический опыт будущего специалиста.
Контрольные работы представляют собой учебно-методический материал для самостоятельного изучения и составлены в соответствии с рабочей программой учебного курса.
Каждый вариант контрольных заданий охватывает 2 раздела учебной программы и содержит различные задания.
Например, по первому разделу Росиия вVIII- XIXнеобходимо:
Выполнить тестовые задания (20) Блока А,записав ответыв таблицу.
Задания (5)Блока В,требуют знаний по курсу раздела, которые также необходимо записать в таблицу, закончив предложенные задания.
Задания Блока С требуют составить аналитический конспект, опорный конспект, тезисы или таблицу/схему по тексту конкретной темы.
Задания по второму разделу Россия вXX -XXI- требует выполнения аналогичных заданий по второму разделу.
При выполнении заданий студент может использовать различные источники информации, на которые необходимо указать в конце контрольной работы. В качестве источника можно использовать УМК, представленное в папке студента, учебники по истории, интернет – источники.
Пояснения к выполнению задания БЛОКА С. Под аналитическим конспектом понимается краткая, сжатая запись текста, включающая план, цитаты и выписки, а также самостоятельные наблюдения и замечания. Конспект отличается связностью и логичностью изложения и показывает, насколько студент овладел материалом и может им оперировать. Составление конспекта – это процесс всестороннего, глубокого изучения, проработки и осмысления материала, это процесс его анализа, выделения существенного, раскрытия логической связи между рассматриваемыми вопросами и проблемами, синтеза проанализированного и изученного. Вам предлагается составить краткий аналитический конспект: либо, следуя за автором изучаемой работы, сохранить ту же последовательность изложения, либо конспектирование примет свой собственный порядок изложения, где исходный материал перестроится соответственно Вашему плану. При составлении таблицы/схемы по теме/разделу следует структурировать материал, выбрав главное.
1. Тезисы – положение, утверждение в изложении теории; краткий, сжатый конспект ответа, на основе которого можно дать развернутое изложение изученных процессов, событий. Каждый тезис содержит смысловую нагрузку. Он должен быть или логически связан с последующим или нести самостоятельное содержание.
2. Таблица– перечень сведений, приведенных в определенную систему по графам, что помогает выявить основные тенденции развития, четко осознать исторические события, явления, процессы.
3. Логическая цепочка дат – хронологический ряд, отражающий этапные события (в том числе – принятие важнейших документов), вносящих существенные изменения в общественную жизнь.
4. Схема– предполагает чертеж, на котором условными обозначениями показаны составные части сложного события, явления, исторического процесса. Схема помогает наглядно увидеть их многообразие, противоречивость.
^ При выполнении контрольной работы следует обратить внимание на правильное понимание некоторых часто встречающихся в заданиях положений:
аргументировать – привести факты, доводы, доказательства, суждения, подтверждающие истинность главной мысли, высказанной идеи, точки зрения.
^ Дать определение – установить смысл незнакомого термина (слова) с помощью знакомых терминов через соотнесение его с родом предмета и выявления их видовых отличий.
^ Дать оценку –показать отношение к социальным явлениям, результатам человеческой деятельности, выявление значимости того или иного исторического события.
Концепция – способ понимания какого-либо явления, процесса; руководящая идея для освещения рассматриваемой проблемы; система взглядов на что-либо.
Объяснить – раскрыть внутреннее содержание изучаемого явления, события, процесса.
Проанализировать – рассмотреть отдельные стороны события, т.е. мысленно разложить на составные части изучаемый объект с тем, чтобы
впоследствии соединить их в осмысленный единый процесс.
^ Сделать вывод – сформулировать, изложить определенную точку зрения на рассмотренные вопросы в лаконичной (краткой) и понятной форме, в которой содержится новое знание о рассмотренных ситуациях, процессах.
Сравнить – выявить общее и особенное в исторических явлениях, стадиях и тенденциях их развития. При помощи сравнения можно выявить природу, сущность разнородных явлений, найти их сходство, осмыслить глобальные проблемы (См.: сопоставить).
Сопоставить – отразить уровни развития любой сферы общественной жизни внутри одной страны в разные периоды или в одних и тех же временных рамках, но по сравнению с другими странами.
Тенденция – направление развития какого-либо явления или процесса. В историческом аспекте она отражает устойчивые повторяющиеся явления, этап или линию развития. Она может быть краткосрочной (в силу определенных условий), тенденция может быть противоречивой (как и сама жизнь общества).
^ Пример устойчивой тенденции: укрепление абсолютизма в России в XVIII – первой половине XIX вв.
Пример краткосрочной тенденции: в политической жизни России ведущая роль гвардии периода дворцовых переворотов утратила свое значение в начале XIX века, на первый план выдвинулась бюрократия.
^ Пример противоречивой тенденции: консолидация дворянства с монархией в XVIII веке сопровождалась, с одной стороны, усилением зависимости дворянства от монаршей власти, с другой, приспособлением к интересам дворян, использованием их услуг в управлении государством (например, через фаворитизм).