Назначенцы Ирода Халкидского (брата царя Агриппы, 44 - 48 н.э.)

Иосиф, сын Камея

Анания, сын Недебея Назначенцы еврейского царя Агриппы II (50 - 66н.э.)

Исмаил, сын Фаби

Иосиф, прозванный Кавием, сын первосвященника Симона

Анан, сын Анана (Анны)

Иисус, сын Дамнея

Иисус, сын Гамалиила

Матфий, сын Феофила Избран народом во время первого антиримского восстания

Финеес, сын Самуила

Как видно из списка, некоторые имена повторяются. Семья Фабиев поставила трех первосвященников, Боэтуса — четырех, Анана (Анны) — восьмерых, Канферы — двух, Симона — двух. В результате 19 из 28 первосвященников были из всего лишь пяти семей.

Одной из известных нам обязанностей первосвященника была его важная роль на День Искупления, когда он входил в святая святых и приносил положенные жертвы (Лев 16). Перво­священники могли участвовать в приношениях у великого жерт­венника перед храмом, но Иосиф пишет, что они это делали «не всякий раз, а только по субботам, новолуниям, годичным празд­никам и если совершалось какое-нибудь всенародное празднест­во» (Иудейская война, 5.230). Также первосвященник возглавлял синедрион. У нас мало информации о работе синедриона, но есть рассказ Иосифа о том, как пытались расследовать дело мо­лодого Ирода за казнь нескольких человек без суда и следствия.

-[220]-

Глава 3. Синтез: вожди, движения и институты

С помощью вооруженных людей Ироду удалось избежать непри­ятностей (Иудейскиедревности, 14.165-179). Пожалуй, больше все­го синедрион известен своим судом над Иисусом (Мк 14:53-65 пар.), а Деяния Апостолов также упоминают действия синедри­она против первых христиан (Деян 5:17, 21; 22:30; 23:5). В этих случаях первосвященник возглавлял синедрион.

Источники подробно останавливаются на праздничных об­лачениях первосвященника. Этому посвящена, в частности, зна­чительная часть Исх 28. Среди них: ефод (видимо, своего рода фартук; на эфоде были два камня с вырезанными на них именами двенадцати сынов Израилевых), наперсник (соединялся с ефо-дом золотыми цепочками; в него были вставлены четыре ряда по три камня, опять-таки с именами сынов Израилевых), риза с колокольчиками по подолу и золотая пластина, на которой вы­резано: «Святыня Господня» (крепилась к тюрбану). Эти облаче­ния упоминаются в Книге Захарии (гл. 3), о них с восхищением пишет Сирах в 45:6-13 и главе 50, где первосвященник Симон «принимал великолепную одежду и облекался во все величест­венное украшение» (50:11). Внимание первосвященническому облачению уделял и Иосиф Флавий (Иудейская война, 5.231-236), а Филон Александрийский даже находил в них космическую символику (Жизнь Моисея, 2.109-126).

Когда римляне получили контроль над Иудеей, наместник наложил руку на первосвященническое облачение и выдавал его лишь по праздникам. По словам Иосифа, в остальное время облачение хранилось в цитадели к северо-западу от храмового комплекса. Облачение находилось в ведении Ирода, а после него — римских наместников до Тиберия (14 - 37 н.э.). Затем сирийский прокуратор Вителлин в качестве милости предоста­вил священнослужителям самим распоряжаться облачением. Так продолжалось до смерти Агриппы I в 44 году н.э. Когда за­тем римские власти попытались вернуть себе контроль над об­лачением, еврейский народ послал депутацию к императору и, видимо, добился своего. В своем повествовании Иосиф также

-[221]-

Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ

рассказывает о том, как облачение хранилось ранее (и по ходу дела упоминает некоторых храмовых чиновников):

Прежде первосвященническое облачение было обыкновенно запечатано печатями самого первосвященника и казначеев, так что за день до наступления праздника казначеи шли к началь­нику римского гарнизона и по поверке печатей получали от него облачение. Затем, по миновании праздника, они отно­сили его обратно на прежнее место, показывали начальнику крепости и осматривали и удостоверяли печати (Иудейские древности, 15.408).

Считалось, что облачения производят исключительно глубокое впечатление. Поэтому власти беспокоились о нежелательных политических и социальных последствиях.

Ведущие священники

Источники говорят о священниках, которые занимали более высокие должности, чем рядовой состав. Данные об этом есть уже в 4 Цар 25:18: вавилоняне депортировали первосвященни­ка Сераию и «Цефанию, священника второго, и трех, стоявших на страже у порога». Иосиф Флавий упоминает об особых свя­щеннических должностях при втором храме, а в Евангелиях и Деяниях Апостолов, помимо этого, есть еще и некие «перво­священники» (слово стоит именно во множественном числе!). Многие храмовые должности упомянуты или описаны в раввинистической литературе, но свидетельств от времени второго храма недостаточно.

«Первосвященники» — это, конечно, главные священники. Они часто упоминаются в связи с синедрионом (см. ниже), но никаких подробностей мы не знаем. Может быть, это священ­ники, набиравшиеся из ограниченного числа семейств (откуда происходили и первосвященники). В римские времена как ми­нимум некоторые из них сами были раньше первосвященника­ми (см., напр., Иудейская война, 2.243; 6.114).

-[222]-

Глава 3. Синтез: вожди, движения и институты

Существовала должность начальника храма (евр. саган, греч. стратегос): см. Деян 4:1, где «священники, начальник Храма и саддукеи» подошли к Петру и Иоанну, которые проповедовали в храмовом комплексе, и поместили их под стражу. В следую­щей главе «начальник Храма и священники... недоумевал и между собой», узнав, что апостолов в темнице нет (Деян 5:24; цит. по пер. И. Левинской; см. также Иудейские древности, 20.131, 208). Отсюда видно, что начальник храма имел в своем распоряжении храмовую полицию, которая пресекала волнения в храме. В не­которых отрывках упомянут более, чем один, начальник храмо­вой полиции. При описании ареста Иисуса Лука сообщает, что Иуда «пришел к первосвященникам и начальникам храмовой стражи» (Лк 22:4, 52; цит. по пер. В. Кузнецовой).

Были в святилище и другие должности. Например, сущес­твовал казначей (Иудейские древности, 15.408; 18.93; Иудейская война, 6.390). Судя по более поздним источникам, имелись и руководители каждого из 24 разделений обычного священства (см. ниже).

Простые священники

Мы не знаем, сколько простых священников участвовало в храмовом богослужении, но, скорее всего, их число было ве­лико и далеко не все они могли быть задействованы в одной конкретной службе. 1 Книга Паралипоменон 24:1-17 дает следу­ющее решение проблемы: священники делятся на 24 жребия, каждый из которых служит в отведенное ему время. Согласно источникам, каждая из таких групп служила одну неделю, потом ее сменяла следующая и т.д. После того как весь цикл пройден, ротация начиналась заново. В результате каждая из 24 групп служила как минимум дважды в год (охватывает 48 недель), а некоторые успевали даже послужить трижды. Некоторые ка­лендарные тексты Кумрана используют эту систему жребиев для обозначения недель и дают таблицы, обозначающие при­вязку конкретных групп к праздникам в 364-дневном календаре.

-[223]-

Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ

Глава 3. Синтез: вожди, движения и институты



У кумранитов были шестилетние циклы. В году, состоящем из 364 дней (= 52 недели) четыре группы служили трижды. Спустя шесть лет цикл возвращался к исходной точке: первая группа служила в первую неделю года.

В литературе второго храма есть несколько упоминаний об этих группах. Например, Маккавеи происходили из череды Иоарива (1 Макк 2:1), а Захария, отец Иоанна Крестителя, — из Авиевой череды (Лк 1:5).

Естественно предположить, что священники питали особый интерес к священническому кодексу в Пятикнижии. Их должно было волновать не только то, что Левит и Числа говорят об их обязанностях в жертвоприношениях, исцелениях и ритуаль­ной чистоте, но и то, как применять уложения Торы к новым жизненным обстоятельствам. Это не означает, что изучением и разработкой законодательства занимались только священники (большими экспертами в этой области стали фарисеи, которые священством не являлись), но наверняка священники уделяли данным вопросам глубокое внимание.

Гражданские правители

Нам известны некоторые имена гражданских правителей начала периода второго храма. В Библии сначала Шешбацар (Ездр 5:14), затем Зоровавель (Агг 1:1) названы правителями. И хотя относительно Шешбацара лишь существует возможность, что он был из рода Давидова, Зоровавель точно принадлежал к потомкам Давида (1 Пар 3:18-19; Шенацар и Шешбацар, возмож­но, одно и то же лицо). Судя по тому, что в Книгах Ездры и Аг-гея Зоровавель упоминается в паре с первосвященником Иошуа, они занимали свои должности в одно и то же время. А значит, должности у них были разные. После Зоровавеля (последний раз упомянут приблизительно в 520 до н.э.) Библия не называ­ет по имени ни одного правителя до Неемии, который прибыл в Иерусалим с соответствующими полномочиями в 444 году до н.э. и оставался в должности как минимум до 432 года до н.э.

-[224]-

(Неем 5:14). В Неем 5:15 он выдвигает обвинение: «Прежние областеначальники, которые были до меня, отягощали народ» (ср. Мал 1:8). Не исключено, что имена нескольких из этих об-ластеначальников мы можем прочитать на буллах и печатях: Элнатан (возможно, был женат на Шеломиф, дочери Зоровавеля: ср. 1 Пар 3:19), Йехоэзер и Ахзай (хотя датировка материалов находится под вопросом). Впоследствии один из элефантинских папирусов упоминает правителя Багоя (номер 30), а правитель по имени Иехезкия фигурирует на монетах конца персидско­го — начала эллинистического периодов. Занимал ли кто-нибудь эту должность между Багоем и Иехезкией, неясно, но такой рас­клад весьма вероятен.

Скудость данных о гражданских правителях начала периода второго храма контрастирует с гораздо более полными сведения­ми о более поздних временах. Как мы уже видели, с Маккавеями еврейское самоуправление приняло новую форму. Эти знамени­тые братья обладали военной, священнической и гражданской властью, а начиная с Аристовула I (104 - 103 до н.э.), брали себе еще и царский титул. Семья сохраняла царский титул при Алек­сандре Яннае (103 - 76 до н.э.) и царице Александре (76 - 67 до н.э.), но с приходом римлян хасмонейская монархия подошла к концу. До воцарения Ирода в 37 году до н.э. страной правили римские чиновники. Потом царствовал Ирод; затем страной, уже разделенной на части, правили сыновья Ирода, но в самой Иудее с увольнением Архелая (6 н.э.) форма правления изменилась еще раз. Сначала во главе страны стояли римские префекты (6 - 41 н.э.), а после краткого правления Агриппы I (41 - 44 н.э.) — про­кураторы, при которых и разразилось восстание 66 года н.э.

Синедрион/Совет

Хотя правящий совет видных мужей в Иерусалиме мог сущес­твовать уже в начале периода второго храма (ср. Иудифь 4:8; 11:14; 15:8), впервые он напрямую упомянут в указе селевкидского царя Антиоха III (223 - 187 до н.э.), который приводит Ио-

-[225]-

Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ

сиф Флавий (Иудейские древности, 12.138). В нем царь говорит, что, когда он прибыл в Иерусалим, ему навстречу вышел сенат (греч. герусия). Упоминания об этой же организации становятся чаще в начале маккавейского периода: в связи с временами Иуды (2 Макк 1:10; 4:44 — перед Иудой; 11:27), Ионафана (1 Макк 12:6) и Симона (1 Макк 13:36; 14:20, 28; упомянутая группа старейшин может быть именно этим советом).

К римским временам относятся первые упоминания о сине­дрионе (евр. санхедрин). В разных научных трудах синедрион описывается несколько по-разному, ибо источники создают противоречивую картину. Вообще само понятие «синедрион» может обозначать как местные, так и общенациональные со­веты. Скажем, вскоре после завоевания Помпеем Иерусалима в 63 году до н.э. римский претор Габиний разделил страну на пять округов с центрами в Иерусалиме, Гадаре, Амафунте, Ие­рихоне и Сепфорисе (Иудейские древности, 14.91). По-видимому, особо значимым был иерусалимский округ.

• Грекоязычные источники (Иосиф Флавий, Филон, Еванге­
лия, Деяния): синедрион — политический и религиозный ор­
ган, возглавлялся первосвященником и рассматривал особо
важные обвинения (напр., Ирода, Иисуса из Назарета).

• Раввинистические источники: синедрион — коллегия ученых,
возглавлялась двумя ведущими фарисеями своей эпохи и за­
нималась религиозными вопросами.

По одной из гипотез, существовали два синедриона (религиоз­ный и политический). Однако о двух синедрионах не говорит ни один источник.

Как бы то ни было, синедрион в Иерусалиме существовал и обвинения рассматривал. Мы видим, что на нем присутствовал (надо полагать, в качестве главы) первосвященник. Например, Гиркана II убедили созвать синедрион для суда над будущим царем Иродом (Иудейские древности, 14.165-179); на судебном процессе над Иисусом присутствовал Каиафа (Мф 26:57, 59;

-[226]-

Глава 3. Синтез: вожди, движения и институты

Мк 14:53, 55; 15:1; Лк 22:66; Ин 11:47-50). Впоследствии первосвя­щенник Анан собрал синедрион, который судил Иакова, брата Иисуса (Иудейские древности, 20.200). Естественно, отчасти си­недрион был подотчетен римским властям; в том же отрывке Иосиф упоминает высказывание противников Анана, что без согласия наместника собирать синедрион незаконно. Также и еврейский царь Агриппа II собрал синедрион, чтобы решить, можно ли певцам из левитов носить такую же льняную одежду, какую носили священники (Иудейскиедревности, 20.216-218). Ранее Ирод расправился с теми членами синедриона, которые пыта­лись его судить (Иудейские древности, 14.175).

Согласно Мишне, более позднему источнику, синедрион состо­ял из 71 члена (Санхедрин 1.6). В связи с синедрионом упомина­ются следующие группы: первосвященники (напр., Мф 26:57-59; Мк 14:53-55), книжники, фарисеи, саддукеи и старейшины. Ины­ми словами, в синедрион входили очень важные люди, священ­ники и несвященники, которые обладали судебными полномо­чиями. Есть известный рассказ о том, как на суде синедриона апостол Павел резко разговаривал с первосвященником, а затем использовал к своей выгоде расхождения во взглядах на загроб­ную жизнь между фарисеями и саддукеями (Деян 22:30-23:10; ср. Деян 4:6; 5:17, 21; 6:12-7:60).

Ученые давно спорят, имел ли синедрион право выносить смертные приговоры. Дело в том, что показания источников опять несколько противоречивы.

• Согласно Евангелию от Иоанна, обвинители Иисуса констати­
ровали следующую сложность: «Нам не позволено предавать
смерти никого» (Ин 18:31).

• Согласно Иосифу Флавию, при суде над Иродом последне­
му реально угрожала смертная казнь (Иудейские древности,
14.177). Есть и другие отрывки, из которых создается впе­
чатление, что право выносить смертные приговоры у сине­
дриона было.

-[227]-

Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ

Возможен такой компромиссный вариант: римские власти доз­воляли синедриону казнить виновных в нарушении еврейских законов. Впрочем, нет и уверенности, что в Ин 18:31 имеется в виду именно синедрион.

движения

Рассмотрим кратко основные движения, которые упомина­ются в источниках.

Наши рекомендации