Синтез: вожди, движения и институты
В |
этой главе мы обобщим данные: какие вожди, движения и институты существовали в период второго храма. Данных тем мы так или иначе касались в предыдущих главах, но не рассматривали их систематически. Одна из основных проблем, которые возникают в связи с этим, состоит в характере источников. Помимо текстов, которые мы кратко рассмотрели в обзорной части, существуют обширные раввинистические источники: Мишна (ок. 200 н.э.), Палестинский Талмуд (видимо, V век н.э.) и Вавилонский Талмуд (видимо, VT век н.э.). Они подробно касаются периода второго храма. Например, в Мишне целый трактат посвящен синедриону, а другие трактаты — различным праздникам. Некоторые исследователи активно используют эти более поздние данные при реконструкции истории второго храма. И действительно, нет сомнений, что древние материалы в более поздних источниках имеются. Однако отличить ранние слои от поздних очень сложно. Поэтому в дальнейшем синтезе мы ограничимся почти исключительно источниками, которые относятся к периоду второго храма, и лишь в редких случаях будем привлекать тексты раввинистические.
правители и вожди
На протяжении большей части периода второго храма еврейский народ как на Святой земле, так и в диаспоре жил под владычеством других народов. Сначала это были персы, затем греки (Птолемеи и Селевкиды), наконец, римляне. Относительно некоторых промежутков времени у нас много свидетельств, относительно других — очень мало. Хотя формы управления
-[215]-
Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ
при разных империях менялись, одним постоянным фактором в самоуправлении (в той степени, какую евреи могли себе позволить) было могущество священников, особенно первосвященника и его окружения.
Священники
Согласно Библии, священники — сыны Аарона. Только им дозволялось служить у храмового жертвенника (напр., Исх 28-29; Числ 18:1-20). Другие служители храмового комплекса — левиты и такие их подвиды, как певцы и стражи врат, занимали подчиненное положение по отношению к потомкам брата Моисея (Числ 16; 18:21-32). Священники получали вознаграждение за свой труд, имея определенную оговоренную долю от многих видов жертвоприношений и взносов. Левиты получали десятую часть десятины. Среди самих священников существовало несколько уровней иерархии, во главе которой стоял первосвященник.
Первосвященник
Источники приводят полный список первосвященников времен второго храма. Книга Неемии (гл. 12) называет имена первых шести, начиная с Иошуа/Иисуса, упомянутого в Книге Ездры и пророчествах Аггея и Захарии, и заканчивая Иаддуем, который, если верить Иосифу Флавию, встречался с Александром Македонским. Иосиф повторяет все эти имена и добавляет остальные, включая последнего первосвященника перед разрушением храма римлянами в 70 году н.э. Создается впечатление, что на протяжении больших периодов времени в эпоху второго храма первосвященник был высшим официальным лицом в иудаизме, причем не факт, что рядом с ним всегда существовал гражданский правитель.
Первосвященство передавалось по наследству. Согласно Библии, эта должность принадлежала потомкам Садока, глав-
-[216]-
Глава 3. Синтез: вожди, движения и институты
ного священника во времена Давида. Первый первосвященник после вавилонского плена (Иошуа/Иисус) был сыном Иоседека и внуком последнего первосвященника первого храма (см. 1 Пар 6:14-15; 4 Цар 25:18). Насколько нам известно, на протяжении трех веков первосвященство передавалось от отца к сыну, за одним исключением в III веке до н.э., когда наследник был слишком юн и его замещали другие родственники в семье. Впоследствии молодой человек, Ония III, вырос и также стал первосвященником. Этот обычай сохранялся до тех пор, пока се-левкидский царь Антиох IV не назначил Иасона, брата Онии III, первосвященником вместо его брата в 175 году до н.э.
Источники почти не дают сведений о деятельности первосвященников в начале периода второго храма, но указывают, что некоторые из них участвовали в дипломатии. Например, один элефантинский папирус упоминает, что жители Иева писали первосвященнику Иоханану в ходе своих попыток заручиться поддержкой для восстановления своего храма. Иосиф Флавий сообщает, что первосвященник Иаддуй встретился и разговаривал с Александром Македонским, а согласно Посланию Аристея, первосвященник Елеазар переписывался с Птолемеем II. Впрочем, из всех этих случаев только на сведения элефантинского папируса можно положиться. Однако роман о Товиадах также сообщает, что первосвященник (Ония II) заведовал выплатой определенных сумм в Птолемееву казну.
Согласно источникам, в Иудее были следующие первосвященники.
В персидский период
Иисус (среди первых вернувшихся из вавилонского плена) Иоаким
Елиашив (современник Неемии) Иоиада
Иоханан (упомянут в одном из элефантинских папирусов, написанном в 408 году до н.э.)
-[217]-
Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ
Иаддуй (современник Александра Македонского) В эллинистический период
Ония I
Симон I (возможно, Симон из Сир 50)
Манассия (служил, когда Ония, сын Симона, был слишком юн) Елеазар (также служил, когда Ония был слишком юн; см. Послание Аристея)
Ония II (из романа о Товиадах)
Симон II (во время захвата Селевкидами Иудеи)
Ония III (смещен Антиохом IV)
Иасон (назначен Антиохом IV в 175 году до н.э.)
Менелай (первосвященник во время указов Антиоха IV)
Ал ким
После того как первосвященство перешло к Маккавеям, с должностью первосвященника стала ассоциироваться не только политическая, но и военная власть, поскольку Ионафан и Симон были военачальниками. Хасмонейское первосвященство, которое также стало наследственным с занятием этой должности Симоном, продолжалось от Ионафана (152 до н.э.) до 35 года до н.э., когда Ирод убил Аристовула III, последнего из них. Не будем забывать, что был еще и семилетний период (159 - 152 до н.э.), когда первосвященника в Иудее не было (или, во всяком случае, ни один источник не упоминает о нем). По-видимому, это единственное время, когда должность пустовала.