Синтез: вожди, движения и институты

В

этой главе мы обобщим данные: какие вожди, движения и институты существовали в период второго храма. Данных тем мы так или иначе касались в предыдущих главах, но не рас­сматривали их систематически. Одна из основных проблем, которые возникают в связи с этим, состоит в характере источни­ков. Помимо текстов, которые мы кратко рассмотрели в обзор­ной части, существуют обширные раввинистические источни­ки: Мишна (ок. 200 н.э.), Палестинский Талмуд (видимо, V век н.э.) и Вавилонский Талмуд (видимо, VT век н.э.). Они подробно касаются периода второго храма. Например, в Мишне целый трактат посвящен синедриону, а другие трактаты — различным праздникам. Некоторые исследователи активно используют эти более поздние данные при реконструкции истории второго хра­ма. И действительно, нет сомнений, что древние материалы в более поздних источниках имеются. Однако отличить ранние слои от поздних очень сложно. Поэтому в дальнейшем синтезе мы ограничимся почти исключительно источниками, которые относятся к периоду второго храма, и лишь в редких случаях будем привлекать тексты раввинистические.





правители и вожди

На протяжении большей части периода второго храма ев­рейский народ как на Святой земле, так и в диаспоре жил под владычеством других народов. Сначала это были персы, затем греки (Птолемеи и Селевкиды), наконец, римляне. Относитель­но некоторых промежутков времени у нас много свидетельств, относительно других — очень мало. Хотя формы управления

-[215]-

Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ

при разных империях менялись, одним постоянным фактором в самоуправлении (в той степени, какую евреи могли себе поз­волить) было могущество священников, особенно первосвящен­ника и его окружения.

Священники

Согласно Библии, священники — сыны Аарона. Только им дозволялось служить у храмового жертвенника (напр., Исх 28-29; Числ 18:1-20). Другие служители храмового комплекса — ле­виты и такие их подвиды, как певцы и стражи врат, занимали подчиненное положение по отношению к потомкам брата Мо­исея (Числ 16; 18:21-32). Священники получали вознаграждение за свой труд, имея определенную оговоренную долю от многих видов жертвоприношений и взносов. Левиты получали деся­тую часть десятины. Среди самих священников существовало несколько уровней иерархии, во главе которой стоял перво­священник.

Первосвященник

Источники приводят полный список первосвященников времен второго храма. Книга Неемии (гл. 12) называет имена первых шести, начиная с Иошуа/Иисуса, упомянутого в Книге Ездры и пророчествах Аггея и Захарии, и заканчивая Иаддуем, который, если верить Иосифу Флавию, встречался с Александ­ром Македонским. Иосиф повторяет все эти имена и добавляет остальные, включая последнего первосвященника перед разру­шением храма римлянами в 70 году н.э. Создается впечатление, что на протяжении больших периодов времени в эпоху второ­го храма первосвященник был высшим официальным лицом в иудаизме, причем не факт, что рядом с ним всегда существовал гражданский правитель.

Первосвященство передавалось по наследству. Согласно Библии, эта должность принадлежала потомкам Садока, глав-

-[216]-

Глава 3. Синтез: вожди, движения и институты

ного священника во времена Давида. Первый первосвященник после вавилонского плена (Иошуа/Иисус) был сыном Иоседека и внуком последнего первосвященника первого храма (см. 1 Пар 6:14-15; 4 Цар 25:18). Насколько нам известно, на про­тяжении трех веков первосвященство передавалось от отца к сыну, за одним исключением в III веке до н.э., когда наследник был слишком юн и его замещали другие родственники в семье. Впоследствии молодой человек, Ония III, вырос и также стал первосвященником. Этот обычай сохранялся до тех пор, пока се-левкидский царь Антиох IV не назначил Иасона, брата Онии III, первосвященником вместо его брата в 175 году до н.э.

Источники почти не дают сведений о деятельности первосвя­щенников в начале периода второго храма, но указывают, что некоторые из них участвовали в дипломатии. Например, один элефантинский папирус упоминает, что жители Иева писали первосвященнику Иоханану в ходе своих попыток заручиться поддержкой для восстановления своего храма. Иосиф Флавий сообщает, что первосвященник Иаддуй встретился и разговари­вал с Александром Македонским, а согласно Посланию Аристея, первосвященник Елеазар переписывался с Птолемеем II. Впро­чем, из всех этих случаев только на сведения элефантинского папируса можно положиться. Однако роман о Товиадах также сообщает, что первосвященник (Ония II) заведовал выплатой определенных сумм в Птолемееву казну.

Согласно источникам, в Иудее были следующие первосвя­щенники.

В персидский период

Иисус (среди первых вернувшихся из вавилонского плена) Иоаким

Елиашив (современник Неемии) Иоиада

Иоханан (упомянут в одном из элефантинских папирусов, написанном в 408 году до н.э.)

-[217]-

Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ

Иаддуй (современник Александра Македонского) В эллинистический период

Ония I

Симон I (возможно, Симон из Сир 50)

Манассия (служил, когда Ония, сын Симона, был слишком юн) Елеазар (также служил, когда Ония был слишком юн; см. Пос­лание Аристея)

Ония II (из романа о Товиадах)

Симон II (во время захвата Селевкидами Иудеи)

Ония III (смещен Антиохом IV)

Иасон (назначен Антиохом IV в 175 году до н.э.)

Менелай (первосвященник во время указов Антиоха IV)

Ал ким

После того как первосвященство перешло к Маккавеям, с долж­ностью первосвященника стала ассоциироваться не только по­литическая, но и военная власть, поскольку Ионафан и Симон были военачальниками. Хасмонейское первосвященство, кото­рое также стало наследственным с занятием этой должности Симоном, продолжалось от Ионафана (152 до н.э.) до 35 года до н.э., когда Ирод убил Аристовула III, последнего из них. Не будем забывать, что был еще и семилетний период (159 - 152 до н.э.), когда первосвященника в Иудее не было (или, во всяком случае, ни один источник не упоминает о нем). По-видимому, это единственное время, когда должность пустовала.

Наши рекомендации