Использование трудов Духа пророчества в процессе преподавания Библии и истории
Протоколы Конференции преподавателей Библии и истории.
Июля, 1919 г.
(взято с официального сайта Отдела архивов, статистики и исследований ГК ЦХАСД - http://docs.adventistarchives.org/documents.asp?CatID=19&SortBy=1&ShowDateOrder=True)
Записи Библейской конференции 1919 г. были утеряны. В декабре 1974 г., спустя 55 лет, они были обнаружены доктором Дональдом Йостом в хранилищах Генеральной Конференции.
ДЕЛЕГАТЫ, УЧАСТВОВАШИЕ В ДИСКУССИИ
ФИО | Возраст в 1919 | Должность, область преподавания, учреждение/организация |
Е.Ф. Альбертсуорт | Преподаватель истории, Вашингтонский миссионерский колледж | |
Дж. М. Андерсон | Преподаватель библейских языков, Унионный колледж | |
К. Л. Бенсон | Секретарь Отдела образования и молодежного служения, Центральная унионная конференция | |
К. П. Боллмэн | Журнал «Либерти», управляющий редактор | |
А. Г. Даниэльс | Президент Генеральной конференции | |
Т. М. Френч | Преподаватель гомилетики и миссиологии, Миссионерский колледж «Еммануил» | |
Б. Л. Хаус | Преподаватель библейских языков, Юго-Западный колледж | |
У. И. Хауэлл | Секретарь Отдела Образования, Генеральная конференция | |
М. Е. Керн | Секретарь Молодежного отдела, Генеральная конференция | |
Х. К. Лэйси | Преподаватель библейских языков и литературы, Вашингтонский миссионерский колледж | |
Д. А. Парсонс | Президент, Восточная Пенсильванская конференция | |
У. У. Прескотт | Полевой секретарь, Генеральная конференция | |
К. Э. Шалл | Преподаватель, Ланкастерский колледж | |
Ч. М. Соренсон | Декан богословского отделения, Вашингтонский миссионерский колледж | |
К. Л. Тэйлор | Преподаватель библейских дисциплин, Канадский колледж | |
Г. Б. Томпсон | Полевой секретарь, Генеральная конференция | |
У. Х. Уэйкхэм | Декан богословского отделения, Миссионерский колледж «Еммануил» | |
Н.Д. Уолдорф | Преподаватель библейских дисциплин, Лома-Линда | |
Ф. М. Уилкокс | Редактор, «Ревью&Геральд» | |
Ф.Х. Уильямс | Отдел образования, Восточная Мичиганская конференция | |
У. Г. Уирт | Преподаватель библейских дисциплин, Тихоокеанский унионный колледж |
Использование трудов Духа пророчества в процессе преподавания Библии и истории
У. И. Хауэлл: Сегодня, как и было запланировано, мы будем обсуждать тему: «Использование трудов Духа пророчества в преподавании Библии и истории». Мы рады приветствовать пастора Даниэльса, который пришел к нам сегодня утром во исполнение своего обещания, данного некогда нашим учителям, что он выступит перед нами и поделится своими взглядами по данному вопросу. И я уверен, что его выступление найдет живой отклик, и обсуждение этой темы будет обязательно продолжено.
А. Г. Даниэльс: Я долго думал и никак не мог определиться, какой линии лучше всего будет придерживаться. Эта тема настолько обширна, что охватить ее целиком в одной беседе просто невозможно, и будет жаль, если я уклонюсь в сторону и подниму те вопросы, которые не представляют для вас существенного интереса. И тогда я решил для себя, что предпочтительнее будет провести как бы обсуждение за круглым столом. Вы будете задавать мне те вопросы, которые интересуют вас более всего, а я постараюсь на них ответить. Кто знает, будет ли у меня возможность выступить перед вами еще раз, так что мне хотелось бы, чтобы мы употребили отведенное нам время с наибольшей пользой. Для начала я вкратце освещу пару моментов, а затем предоставлю вам возможность задавать вопросы.
Прежде всего, я хочу еще раз подчеркнуть то, что уже было сказано мною по этому поводу в ходе одного из моих выступлений несколько вечеров назад: я ни в коем случае не хочу подорвать веру нашего народа в этот дар. Я не хочу порождать сомнения. Я не хочу каким-то образом принижать значение трудов Духа пророчества. Сам я в них нисколько не сомневаюсь. Не знаю, может ли сказать то же самое о себе каждый из присутствующих, но за себя я могу поручиться совершенно определенно. У меня были свои сложности на протяжении сорока лет моего служения. Мне приходилось сталкиваться с чем-то «неудобовразумительным», как писал Петр о посланиях Павла. Думаю, вы помните эти слова Петра, вот и я получал личные свидетельства, которые я не мог уразуметь. Замечательно, правда, когда человек получает такого рода весть? Но именно об этом говорят почти все, кто, поддавшись сомнениям, отстраняются от нас: они получили свидетельство, которого не смогли постичь и в которое не смогли уверовать. Эти свидетельства были недоступны тогда для моего понимания, но со временем я их понял; и я пришел к выводу, что мы смотрим на вещи не так, как Господь, и мы не знаем о себе столько, сколько знает о нас Господь, и когда Он открывает нам что-то, чего мы не понимаем, то это потому, что Он знает больше нас самих о том, каковы мы, куда мы идем, и какие опасности нас подстерегают.
Первое такое свидетельство, повергшее меня в замешательство, обвиняло меня, причем весьма сурово, в том, что я склонен (буду говорить прямо, без смягчений) господствовать над своими собратьями в административных вопросах, ограничивая их свободу мысли, которая принадлежит им по праву. Я это не понимал. Мне так вовсе не казалось. Я спрашивал некоторых из своих добрых друзей, так ли это, и они отвечали мне, что никогда такого за мной не замечали, и их ответы еще более усугубляли мое смущение. То же самое говорили мне и некоторые члены совета. Как же я должен был поступить? Дело в том, что я пытался черпать информацию не из того источника. Вскоре обнаружилось, что были и такие, кто считал, что полученная мною весть правдива. В течение года я внимательно следил за собой и обнаружил в себе ту самую склонность, особенно когда я раздосадован и утомлен; после чего я снова обратился к этой вести, перечитал ее с молитвой и признал ее правоту пред Господом. С той поры я всеми силами стараюсь сдерживать в себе любые поползновения к деспотизму, ибо считаю, что для служителя совершенно недопустимо господствовать над теми, кому он служит; но такова уж человеческая природа. Вы, наверное, слышали анекдот про ирландца, которого поставили бригадиром путевой бригады. На следующее утро он вышел к своим железнодорожникам и сказал одному из них: «Тимоти О'Брайен, подойди ко мне». Когда тот подошел, он сказал ему: «Ты уволен. И дело не в том, что я имею что-то против тебя. Просто мне нужно показать всем, кто теперь тут главный». [Смех.]
Ему был доверен ответственный пост, и первое, что он решил сделать, это утвердить свой авторитет. Такова человеческая природа, но это не христианство; и этого нужно с отвращением избегать каждому, кто заступает на ответственный пост, будь то президент Генеральной Конференции, директор школы или заведующий отделом в школе. Все мы должны избегать этого, не ограничивая ни одного человека в его правах и свободах.
Как я уже говорил, мне приходилось сталкиваться с тем, что мне было трудно уразуметь, но время расставило все на свои места, и я могу честно сказать вам сегодня утром, что спокойно двигаюсь вперед, не обремененный какими-то сомнениями. Когда я занимаю позицию, отличную от точки зрения остальных, это вовсе не значит, что я проявляю сомнение. Я, может быть, и сомневаюсь в их воззрениях или их толковании, но это не делает меня скептиком по отношению к Духу пророчества. Я могу не соглашаться с тем или иным человеком по поводу его толкования Библии, но это не делает меня скептиком в отношении Библии. Но есть люди, которые выставляют меня скептиком в отношении Свидетельств только потому, что я придерживаюсь мнения, что Свидетельства не были вдохновлены вербально и что над ними поработали секретари, приведшие их в надлежащий, с точки зрения грамматики, вид. Пару лет назад в комитет по выдвижению кандидатур пришел человек, который пожелал, чтобы меня вычеркнули из списков претендентов на президентскую должность в силу того, что я не верю в вербальную инспирацию Свидетельств. И все потому, что мы не сходимся с ним в теории и толковании; но ведь только я сам могу со всей определенностью сказать, сомневаюсь я в Свидетельствах или нет, не так ли? [Голоса: «Так, так!».] То же самое и вы. Я хочу, чтобы вы поняли, что я ни в коем случае не пытаюсь посеять в вас какие-то сомнения. И лично для меня было бы настоящей трагедией, если бы наша деноминация утратила живую, подлинную, разумную веру в этот дар, которым Бог наделил нашу Церковь в полученных нами вестях. Я хочу, чтобы мы отдавали себе в этом отчет до конца. [Аминь, аминь.]
Теперь что касается доказательств: я не согласен с некоторыми собратьями, которые собирают доказательства или подтверждения подлинности этого дара, и не согласен вот в чем — я считаю, что самое веское доказательство заключено в плодах, которые этот дар приносит церкви, а не в физических и внешних проявлениях. К примеру, я слышал, как некоторые служители проповедуют, а также и читал в печати, что сестра Уайт однажды держала тяжелую Библию — по-моему речь шла о книге весом сорок фунтов [около 18 кг — прим. пер.] — в вытянутой руке и, подняв глаза к небу, цитировала тексты и, переворачивая страницы, указывала на эти тексты, не сводя глаз с небес. Я не знаю, быль это или небылица. Мне это неизвестно. Лично я этого не видел, и я не помню такого, чтобы мне приходилось говорить с кем-то, кто был этому свидетелем. Но, братья, я не считаю, что подобного рода свидетельства несут в себе большую доказательную силу. Будь я посторонним, оказавшимся на проповеди и услышавшим подобные доводы из уст проповедующего, я бы в них усомнился. То есть, мне захотелось бы узнать, видел ли он то, о чем говорит. И услышал бы в ответ: нет, не видел. Тогда я спросил бы: «Может быть, вы знакомы с теми, кто это видел?». И ему пришлось бы ответить: «Нет, не знаком».
Что ж, что в этой истории правда, а что вымысел — я не знаю. Но я не думаю, что нам стоит использовать подобные доказательства. Я уже давным-давно не прибегаю к доводам такого рода — тело без признаков дыхания, широко открытые глаза. Возможно, этот дар и сопровождался подобными проявлениями в ранние годы, но при этом позднее ничего подобного не наблюдалось; и все же я верю, что этот дар на протяжении последних лет был столь же подлинным и проявлял себя точно так же, как и в самом начале.
К. П. Боллмэн: То же самое можно сказать и о Библии. Ведь мы оцениваем ее и верим ей по ее плодам, по тому, что она совершила, а не по сверхъестественным явлениям, в ней описанным.
А. Г. Даниэльс: Безусловно. К примеру, общаясь с неверующими, я не стал бы приводить в качестве доказательства богодухновенности Библии историю с Давидом, убившим льва и медведя, или с Самсоном, убившим льва, и особенно с Самсоном. Вот с чего я предпочел бы начать обучение мальчиков и девочек: я обратился бы к самому зарождению нашего движения. В то время уже проявил себя дар, данный этому человеку; и с этим даром, полученным данной личностью, одновременно возникло и это движение, возвещающее трехангельскую весть. Они явились вместе, в один год. Этот дар проявлял себя постоянно и с великой силой в развитии данного движения. Этот дар и это движение были неразрывно связаны, и через этот дар Бог давал наставления этому движению на всех этапах, на протяжении целых семидесяти лет.
И если говорить о разных аспектах этого движения, то я начал бы с Библии. Каково должно быть отношение людей, участвующих в этом движении, к Библии? Мы знаем, что она должна быть для нас авторитетным источником без каких-либо символов веры и вне высшей библейской критики. Это Книга. Мы верим, что точка зрения, на которой мы ныне стоим, это верная точка — возвеличивать эту Книгу, черпать в этой Книге наставление и проповедовать эту Книгу. В этой Книге заключен весь план искупления, все, что необходимо для спасения, и нам нет нужды обращаться к чему-то, искать что-то вне этой Книги, чтобы спастись. Таково было отношение Духа пророчества к этой книге от начала, не так ли? [Голоса: да.] Я полагаю, таким отношением к Библии мы обязаны в том числе и этому дару.
А теперь обратимся к библейским доктринам: лидеры всех прочих реформационных движений, нам предшествовавших, не сумели провести четкую черту между всякого рода заблуждениями и истиной — в том, что касается субботы, крещения, человеческой природы и т. д., — и потому открыто учили заблуждениям. Ныне же, с возникновением нашего движения, мы обрели удивительную способность к распознанию благодаря Духу пророчества, и я не знаю ни одной библейской истины, которая не была бы отделена Духом пророчества от заблуждения, и ни одного библейского или богословского заблуждения, которое, сохранившись до наших дней, было бы поддержано Духом пророчества и навязано людям и которое нам приходилось бы опровергать, когда мы приступаем к этой Книге. Учения о крещении, законе, месте и значимости Святого Духа в церкви и все прочие учения, которые у нас есть, утвердились в нашей среде благодаря этому дару.
Возьмем другой аспект — деятельность церкви. К примеру, наше отношение к зарубежным миссиям или мировому евангелизму. Я уверен, что этот дар оказал на наше отношение к евангелизации за рубежом самое серьезное влияние.
Возьмем такой вопрос, как щедрая, бескорыстная поддержка служения. Если вы обратитесь к этим трудам, то вы найдете там массу увещеваний, и если бы мы лучше воплощали их в жизнь, то у нас было бы больше даров и мы быстрее продвигались бы вперед.
Возьмем наше отношение к служению нашим ближним, к христианскому вспомоществованию — к тем делам, в которых христианин должен быть подлинным благословением, бескорыстным членом сообщества, спешащим на помощь людям в их скорбях и несчастьях, в нищете и болезни, готовым оказать помощь любого рода. Мы находим, что труды Духа пророчества изобилуют призывами к бескорыстной жизни и помощи нашим ближним.
Возьмем такой вопрос, как здоровье и медико-миссионерская работа, и все, что с ними связано, а также наше служение среди молодых людей. Какое еще движение имеет столь серьезные наставления относительно внимания, которое следует уделять молодежи? Возьмем вопрос образования: практически все наши учителя пользуются советами, этим добрым, здравым наставлением, которое мы находим в Духе пророчества.
Все перечисленное мною и есть по-настоящему убедительное свидетельство в пользу небесного происхождения и подлинности этого дара, а не какие-то впечатляющие проявления, которых мало кто видел. У меня нет претензий к людям, о них рассказывающим; но в тесном общении с учащимися я, безусловно, предпочел бы обращать их внимание на все перечисленные выше факты, показывая им, что с самого возникновения нашего движения с ним был неразрывно, крепко-накрепко связан этот дар, который преумножал все доброе и противодействовал влиянию всего дурного. И если это не свидетельствует о происхождении этого дара, действующего в нашей среде, то я не знаю, какое еще нам нужно свидетельство.
У. И. Хауэлл: Я уверен, учителям хотелось бы получить какие-то рекомендации относительно использования трудов Духа пророчества в их преподавательской деятельности.
А. Г. Даниэльс: Что ж, задайте мне какой-нибудь конкретный вопрос.
К. Л. Тэйлор: Хочу попросить вас разъяснить нам экзегетическую ценность Свидетельств. Конечно, я думаю, всем нам, в общем-то, понятно, что есть множество библейских текстов, которые она никак не упоминает. Есть множество текстов, которым она дает объяснение, и есть, может быть, и другие объяснения, в равной степени справедливые, которых она никак не касается. Вопрос вот в чем: можем ли мы принимать объяснения, которые она дает библейским текстам? Насколько им можно доверять?
А. Г. Даниэльс: Я всегда считал, что им можно доверять. Возможно, в каких-то наиболее критических случаях могут возникнуть некоторые затруднения; но я обращался к этим трудам в течение многих лет за прояснением или разъяснением смысла, заложенного в библейских текстах. Возьмем «Желание веков» и «Патриархи и пророки». В процессе чтения я обнаруживал множество примеров такого рода разъяснений.
Ответил ли я на ваш вопрос? Вы хотите знать, стоит ли учащимся обращаться к этим трудам за истолкованием Библии или за дополнительным светом? Другими словами, можно ли понять Библию, не прибегая к этим трудам? Должны ли мы обращаться к ней за объяснениями, чтобы постичь смысл Писания? Таков ли был смысл вопроса и это ли вы имели в виду?
К. Л. Тэйлор: Не совсем, но в определенной степени. Но я приведу более конкретный пример. Допустим, учащийся приходит за помощью по поводу определенного библейского отрывка, он хочет понять, что этот текст означает. Допустимо ли будет для учителя дать объяснение при помощи других библейских текстов, проливающих свет на данный текст, а затем прибегнуть еще и к Духу пророчества как дополнительному свету? Или, допустим, двое учащихся спорят о значении какого-то текста, и они приходят к учителю за разъяснениями: должен ли учитель объяснить этот текст, а затем воспользоваться Свидетельствами в подтверждение высказанной им точки зрения? Или еще один возможный вариант: предположим, что два собрата, которые оба верят в Свидетельства, ну и, конечно же, в Библию, по-разному понимают какой-то определенный текст: правильно ли будет с их стороны в процессе исследования этого текста обратиться к Духу пророчества за помощью в его понимании, или об этом не может быть и речи?
А. Г. Даниэльс: По первому вопросу я думаю так, что нам следует опираться в своем толковании прежде всего на Библию. Я думаю, что эта книга объясняет сама себя, и я думаю, что мы можем понять Библию в основном с ее же помощью, не прибегая за подтверждением к Свидетельствам.
У. И. Хауэлл: Дух пророчества говорит, что Библия истолковывает сама себя.
А. Г. Даниэльс: Да, но мне приходилось слышать от служителей, что Дух пророчества есть толкователь Библии. Я слышал подобное в проповеди, произнесенной в Генеральной Конференции несколько лет назад, когда было сказано, что понять Библию можно только при посредстве трудов Духа пророчества.
Дж. М. Андерсон: А еще было сказано — «непогрешимый толкователь».
Ч. М. Соренсон: Мы отказались от этого выражения. Это не наша позиция.
А. Г. Даниэльс: Это не наша позиция, и это неправда, что Дух пророчества — единственный надежный толкователь Библии. Это ложное учение, ложный взгляд. Он не устоит. А иначе что же было делать, друзья мои, всем тем, кто жил на земле со времен Иоанна и до наших дней, если Библию нельзя было понять без помощи трудов Духа пророчества! Это явное, ужасное заблуждение. Занимать такую позицию просто опасно! Как быть с теми людьми в Румынии? У нас там сотни субботствующих, которые сроду не держали в руках ни одной книги Духа пророчества. А как же те верующие в Китае? Неужели они не в состоянии понять Библию, пока мы не истолкуем им ее в свете Духа пророчества? Это какое-то язычество, в самом деле!
Л. Л. Кавинесс: По-вашему, первые верующие черпали свое понимание из Библии? Или же получали его при посредстве Духа пророчества?
А. Г. Даниэльс: Они познавали Священное Писание, изучая само Священное Писание. Мне больно слышать, когда некоторые заводят речь о том, что Дух пророчества подробно наставлял наших пионеров и дал им все доктрины, а они тут же их принимали. Это не соответствует тому, что написано в тех же «Ранних произведениях». Там сказано, что они исследовали библейские тексты вместе и молились над ними, пока не приходили к общему мнению. Сестра Уайт пишет в своих книгах, что она долго не могла понять некоторые вещи, что ее разум был закрыт, и собратья трудились сами. Не она дала нашему движению истину о субботе. Она противилась истине о субботе. Она решила, что брат Бейтс неправ, когда он поведал ей о субботе. Но она получила помощь от Господа, и когда это знание дано было ей со всей определенностью, она была немощное дитя, не сведущее в богословии, но ей были даны четкие принципы, и с того дня и до самой смерти она ни разу в них не усомнилась. Но Господь ни одному человеку не открывал всего, что было дано Им в Библии. Он дал эту Книгу, и Он наделил людей разумом и силой мысли для изучения этой Книги.
Будь я учителем, я ни в коем случае не стал бы внушать своим ученикам мысль о том, что они смогут понять Библию только с помощью трудов сестры Уайт. Я указал бы учащимся, как я указываю проповедникам во время наших братских встреч, на необходимость черпать наше понимание Библии из самой Библии, но при этом обращаться к Духу пророчества, чтобы расширить свой взгляд. Я убеждаю их не лениться и изучать эту Книгу, не выискивая прежде нечто, что уже было написано по тому или иному вопросу и что можно усвоить без исследования. Я думаю, что служители, имеющие подобное обыкновение, подвергают себя большой опасности. И должен признать, есть среди нас такие, кто роются в Свидетельствах в поисках какого-нибудь высказывания, пренебрегая глубоким изучением Писания. У них нет к этому склонности, и если у них появляется возможность осмотреться и заполучить плоды чужого труда, они с радостью ими пользуются, а изучение Библии оставляют в стороне. Ревностное изучение Библии — вот что может оградить человека от опасности. Он должен браться за Библию самостоятельно и внимательно ее исследовать, а затем уже ему не повредит и изучение трудов Духа пророчества или любых других трудов, которые могут помочь и пролить свет и сделать его представления более четкими. Я ответил на ваш вопрос?
К. Л. Тэйлор: В какой-то мере; и все же если взять случай с теми двумя собратьями, которые принимают Библию и Свидетельства, но никак не могут прийти к согласию по поводу толкования какого-то текста и нуждаются в помощи, — правильно ли будет для них воспользоваться Свидетельствами в процессе изучения этого текста, а не только Библией?
А. Г. Даниэльс: Я думаю, будет правильно воспользоваться всей совокупностью учения и мысли, которая содержится в Свидетельствах по данной теме. Если какой-то текст ставит меня в тупик, и в процессе изучения Духа пророчества я обнаруживаю нечто, что его поясняет, я не отбрасываю это разъяснение прочь. Я думаю, брат Прескотт может проиллюстрировать эту мысль на примере 24-й главы Евангелия от Матфея, по поводу которой в Духе пророчества есть четкие разъяснения.
У. У. Прескотт: В течение двух или трех лет я уделял много времени изучению 8-й главы Даниила, пытаясь составить надлежащее, по моему мнению, толкование этой главы. В какой-то момент я столкнулся с затруднением и не мог двинуться дальше, не разрешив этот сложный вопрос. И я стал усиленно об этом молиться. Я был в Англии и гостил в доме у одного из собратьев, когда как будто голос прозвучал у меня в голове: «Прочти, что говорится на эту тему в “Патриархах и пророках”». Я тут же поспешил к книжному шкафу, достал «Патриархов и пророков» и принялся листать эту книгу. Я открыл главу, посвященную этой теме, и нашел именно то, что мне было нужно, чтобы прояснить для себя этот вопрос. Она послужила мне большим подспорьем. Вот, брат Даниэльс, что я могу рассказать о своем личном опыте в ответ на вопрос, поднятый братом Тэйлором. Я хотел бы добавить в связи с тем, о чем спрашивал брат Тэйлор: разве комментарий Духа пророчества по поводу того или иного текста в Библии короля Иакова говорит о том, что этот перевод правильный, а, скажем, «Исправленная версия», где изменены формулировки, — нет? Если кто-то принимает «Исправленную версию», означает ли это, что он должен отвергнуть комментарий в трудах Духа пророчества? Думаю, здесь все ясно.
А. Г. Даниэльс: В дополнение к сказанному: у меня был примерно такой же опыт, когда я прошлый раз ездил в Европу. Я был крайне обеспокоен тем, как там шла работа. Я был так этим встревожен, и я сказал: «Господи, что нужно, что жизненно необходимо, чтобы завершить эту работу?». Я был во Фриденсау, в своей комнате, где горячо молился об этом деле. И, стоя на коленях, я взял эту книжку, «Наглядные уроки Христа», и стал читать. Я так утомился в молитве, и сделал небольшой перерыв для чтения, и первое, на чем остановился мой взор, было это: [цитата в вольном изложении] «Когда вы примете Духа Христа, вы будете возрастать и приносить плод. Ваша вера будет возрастать, ваши убеждения — укрепляться, а ваша любовь — становиться совершеннее. Плод Духа — любовь, радость, мир и т. д. Этот плод не прейдет. Когда этот плод созревает, Он немедленно посылает серп, потому что настала жатва. Это и есть окончание работы. Христос со страстным желанием ждет, когда Его сила проявит себя в Его Церкви. Когда характер Христа полностью отобразится в Его народе, Он придет, чтобы назвать их Своими. У каждого христианина есть благословенная возможность не только ожидать пришествия Господа Иисуса Христа, но и приближать его. Если каждый, исповедующий Его имя, приносил плод во славу Его, как быстро весь мир был бы засеян евангельским семенем! Как быстро созрел бы последний великий урожай, и Христос пришел бы для драгоценной жатвы».
Я просто стоял на коленях и прославлял Бога за этот лучик света, который ко мне проник. Я был благодарен за этот текст из Марка: «Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва». Здесь показаны шаги, которые мы должны предпринимать. С той поры я считаю, что наша Церковь должна, преклонив колени, молиться о наполненности Святым Духом, дабы мы могли скорее завершить этот труд.
Итак, брат Тэйлор, я бы сказал, что можно без опаски принимать точку зрения, проясненную высказываниями из Духа пророчества.
У. Ф. Хауэлл: Я пережил нечто подобное во время этой конференции, и это переживание оставило у меня в душе глубокий отпечаток. Я всегда говорил, что пятая глава Послания к Евреям затрагивает в том числе и работу учителей. Я много раз обращался к ней за помощью с точки зрения учителя. На прошлой неделе мы исследовали здесь Божественный призыв к учительству, и я снова отыскал в этой главе какую-то интересную мысль, а затем, в связи с тем же вопросом, прочитал комментарий в Духе пророчества. Я думаю, к тому меня побудил Господь.
Вот что говорится там об учителях. «Тот, кто стремится преображать людей, должен прежде научиться их понимать». Полезная для учителя мысль, подумалось мне. «Достучаться до людей, поднять их из пучины греха можно только проявляя сострадание, веру и любовь. Здесь Христос явлен как Господь и Учитель. Из всех, кто когда-либо жил на земле, Он один в совершенной мере понимал человеческую душу». Затем следует этот текст из пятой [на самом деле четвертой — прим. пер.] главы к Евреям: «Мы имеем не такого первосвященника — и Учителя, ибо священники были еще и учителями — Который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем». Эта мысль озарила пятую главу к Евреям яркой вспышкой света, которого я еще не получал прежде. И благодаря этой идее первосвященника как учителя этот текст стал для меня лучшим описанием качеств, которыми должен обладать учитель, из всех, какие я только мог найти в Библии; и теперь я считаю, что пятая глава говорит об учителях не отчасти, а целиком.
Ф. М. Уилкокс: Я хотел бы зачитать один абзац. Он настолько согласуется с тем, что сказал нам брат Даниэльс, что я решил его прочесть для вас вслух. Он был написан Джеймсом Уайтом в «Ревью» от 1851 г., а затем перепечатан четыре года спустя, поскольку, по его мнению, в нем была отражена тогдашняя позиция Церкви относительно Свидетельств:
«ДАРЫ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ»
«У каждого дара Духа должно быть надлежащее место. Библия — это вечная скала. Это наше правило веры и практической жизни. В ней человек Божий “ко всякому доброму делу приготовлен”. Если бы каждый член Церкви Христовой был свят, безобиден и отделен от грешников и усердно исследовал Священные Писания со многими молитвами о долге, при споспешествовании Святого Духа, нам думается, они сподобились бы к познанию своего долга во всей его совокупности во “всяком добром деле”. Так “будет совершен Божий человек”. Но поскольку этого нет и никогда не было, Бог по великой милости Своей сжалился над немощами Своего народа и утвердил дары в евангельской Церкви во исправление наших заблуждений и проступков и для того, чтобы привести нас к Его живому Слову. Павел говорит, что они служат “к совершению святых”, “доколе все придем в единство веры”. Церковь в ее несовершенном состоянии крайне нуждается в дарованной от Бога возможности проявить Дух.
Поэтому каждый христианин обязан принимать Библию как совершенное правило веры и долга. Он должен горячо молиться о помощи Святого Духа в исследовании Писаний ради полноты истины и полноты долга. Он не вправе отстраняться от них и познавать свой долг через какие-либо дары. Мы утверждаем, что как только он так поступит, он тут же станет использовать дары ненадлежащим образом и окажется в крайне опасном положении. Слово Божье должно быть всегда перед нами, взоры Церкви должны быть сосредоточены на нем, как на правиле, по которому мы должны жить, и источнике мудрости, из которого мы должны черпать знание о нашем долге во “всяком добром деле”. Но если часть Церкви отступает от библейских истин и становится немощной и болезненной, и стадо рассеивается, так что возникает необходимость задействовать дары Духа для исправления, возрождения и исцеления заблудших, мы должны дать Ему возможность взяться за дело. Да, и даже более того, мы должны молиться о том, чтобы Он совершил этот труд, и горячо молить Его о том, чтобы Он воздействовал силой Духа и собрал рассеявшихся овец в Свое стадо. Хвалите Господа, Он совершит Свой труд. Аминь». — Ревью энд Геральд, 21 апреля 1851 г.
«Приведенная выше статья о дарах евангельской Церкви была написана четыре года назад. Он была опубликована в первом номере «Ревью». Мы публикуем ее вновь с тем, чтобы наши читатели увидели, какова наша неизменная позиция по этому вопросу, и были лучше готовы опровергать утверждения тех, кто стремится нам навредить.
Мы считаем, что Библия, и только Библия есть правило веры и долга, однако эта позиция не исключает существование даров, которыми Бог наделяет Церковь. Отвергать их означает отрицать ту часть Библии, где говорится об этих дарах. Мы говорим: давайте принимать всю Библию целиком и пусть она, и только она, будет нашим правилом веры и долга. Уделяйте дарам надлежащее место, и в этом не будет противоречия». — Ревью энд Геральд, 3 октября 1854 г.
У. У. Прескотт: Каким образом нам надлежит использовать труды Духа пророчества в качестве авторитетного источника в вопросах истории?
А. Г. Даниэльс: Что ж, насколько я понимаю, сестра Уайт никогда не претендовала на авторитет в исторических вопросах, как не претендовала она и на учительство в области богословских доктрин. Она не издала ни одного богословского курса вроде догматического учебника госпожи Эдди [видимо, имеется в виду Мэри Бейкер Эдди, основательница «Христианской науки» — прим. пер.]. Она лишь время от времени делала какие-то утверждения, а разработку всех этих библейских, богословских и исторических вопросов оставляла пасторам, евангелистам и проповедникам. Она никогда не считала себя авторитетом в области истории; и, насколько я понимаю, там, где исторические данные, связанные с толкованием тех или иных пророчеств, были ясны и выразительны, она использовала их в своих трудах. Но я всегда считал, что она лично была готова пересматривать и исправлять такого рода утверждения, если видела, что они нуждаются в исправлении. Я никогда не воспринимал ее труды и приведенные в них исторические сведения, которые связаны с исполнением пророчеств, как неопровержимые исторические данные. Я не знаю, как другие на это смотрят, но я считаю, что с историей нужно обращаться так же, как нас призывают обращаться с Библией, — все тщательно и досконально сверять и перепроверять, позволять ей развиваться и вносить время от времени необходимые поправки в толкование каких-то событий.
И еще одно соображение: вам уже известно о том, что произошло с этой маленькой книжкой — «Жизнь Павла». Вы в курсе тех трудностей, с которыми мы столкнулись. Мы ни в коем случае не могли говорить о богодуховенности этой книги во всей совокупности изложенных в ней мыслей и ее структуры, поскольку она была плохо скомпонована. Не были даны ссылки на соответствующие источники, и некоторые из этих недостатков перекочевали в «Великую борьбу». В ходе новой редакции этой книги все эти недочеты были выявлены и устранены. За себя могу сказать, что мою веру это нисколько не поколебало, но есть люди, которые восприняли это весьма болезненно, а все потому, как я понимаю, что они приписывают этим трудам слишком много. Как говорит брат Уайт, существует опасность, что мы можем отойти от Библии, придавая другим источникам слишком высокий статус. Нужно придавать ей тот вес, которым наделил ее Бог, и тогда, думаю, мы не поколеблемся перед лицом каких-то проявлений, которые мы не в силах согласовать с нашей теорией.
У. У. Прескотт: Есть еще один случай, вам известный, который имеет отношение к вопросу, поднятому братом Тэйлором. Некоторые из присутствующих здесь братьев очень хорошо помнят, какие жаркие споры разгорелись вокруг толкования 8-й главы Даниила, и были братья, которые выступили против так называемого нового взгляда, подкрепляя свою позицию ее трудами. Она написала этим братьям и указала им, что им не следует пользоваться ее трудами в этих дебатах. Я думаю, нужно помнить об этом ее совете, когда братья, утверждающие, что доверяют Библии и Духу пророчества, расходятся в каких-то толкованиях и этот спор становится достоянием общественности.
Дж. Н. Андерсон: В какой степени, по-вашему, этот совет сестры Уайт касается ее трудов в целом?
А. Г. Даниэльс: Я думаю, он был высказан по конкретному поводу, но, думается мне, мы должны учитывать его, когда мы используем ее труды в любом случае.
К. Э. Шалл: А как нам использовать Свидетельства в учебном классе? В частности, каково должно быть наше отношение к ним с точки зрения истории? Еще до того, как я узнал, что в трудах Духа пророчества, оказывается, есть какие-то сведения о том, что случилось с Иоанном, я сказал как-то в классе, что по преданию Иоанн был брошен в котел с кипящим маслом, и один из учащихся тут же нашел в Свидетельствах то место, где говорится, что Иоанн был брошен в кипящее масло. И вот, я хотел бы знать, было ли ей по этому поводу Божественное откровение — о том, что Иоанн был брошен в чан с кипящим маслом?
И еще один вопрос — о взятии Вавилона. Сестра Уайт в Духе пророчества упоминает, что Вавилон был взят, согласно одному из историков, путем изменения речного русла. Современные исследователи утверждают, что взят он был иначе. Как нам относиться к подобным вещам?
Миссис Уильямс: Нам приходится иметь дело с такими вопросами каждый год.
Е. Ф. Альбертсуорт: На занятиях ко мне подходят студенты со Свидетельствами в руках и пытаются разрешить тот или иной вопрос, цитируя те места, где она пишет: «Мне было показано». Они говорят, что это главный критерий, на который нужно опираться. Мне хотелось бы знать, какую позицию нам нужно занимать, столкнувшись с подобного рода вопросами.
К. П. Боллман: По поводу последнего вопроса — хотелось бы услышать конкретный пример.
А. Г. Даниэльс: Да, мне тоже.
Е. Ф. Альбертсуорт: Более конкретно я сейчас не вспомню; но одни студенты говорят, что эти слова означают, что она получила прямое откровение, а другие — что они означают, что ей было показано это кем-то из окружающих.
А. Г. Даниэльс: Я не думаю, что она именно это имела в виду. Когда она говорит: «Мне было показано», это означает, что ей показал что-то ангел или это было откровение свыше. Я уверен, в этом смысл ее слов.