Требования к уровню сформированности УУД
(универсальных учебных действий)
1. Хронологические знания и умения:
Ø знать и называть хронологические рамки истории средневековья;
Ø знать и называть этапы и даты основных событий Средневековья;
Ø 3оперировать историческими датами, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений
2. Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция):
Ø излагать основные события политической истории Средневековья; характеризовать политических и государственных деятелей, деятелей культуры;
Ø называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий Средневековья;
Ø излагать основные факты и события внешней политики государств Европы и Востока в средние века; характеризовать отношения народов (торговые и культурные связи);
Ø уяснить характер этнических процессов средневековья;
Ø проследить эволюцию хозяйственной деятельности человека в средневековом обществе, представлять сущность и своеобразие поземельных отношений в средневековых обществах; показывать роль городов в политической, религиозной, хозяйственной и культурной жизни средневекового общества;
Ø представлять социальную структуру европейского и восточного средневековых обществ; ее изменение от раннего средневековья к началу нового времени; знать характерные черты различных групп населения (феодальная знать, крестьяне, горожане, духовенство), описывать образ их жизни и быт; наиболее значительные социальные движения и выступления, крестьянские и городские восстания в Западной Европе и на Востоке;
Ø знать и описывать историю становления и развития крупнейших государств в Европе и других регионах, рассказывать о становлении ранней государственности, политической раздробленности, образовании централизованных государств в Европе;
Ø представлять формы политической власти в средневековых государствах, динамику развития абсолютизма;
Ø иметь представление и характеризовать религиозные верования народов мира, место церкви в средневековом обществе; влияние католицизма, православия, восточных религий на культурную и духовную жизнь людей в эпоху средневековья
Ø знать и называть основные достижения культуры народов эпохи Средневековья; характеризовать и оценивать выдающиеся памятники культуры и их творцов;
3. Работа с исторической картой и другими источниками:
Ø читать историческую карту, определять местоположение историко – географических объектов (показывать на исторической карте территории, границы государств, города, места сражений, направления миграции народов Европы и Азии и др.); сопровождать показ словесным описанием.
Ø уметь в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации
Ø учиться проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках; высказывать суждение о назначении, ценности источника;
Ø сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Анализ, сравнение, оценки:
Ø выявлять общее и особенное в историческом развитии различных регионов мира в эпоху средневековья, значение средневековых цивилизаций для последующей истории человечества;
Ø выявлять общее и особенное в жизни различных групп населения (феодальная знать, крестьяне, горожане, духовенство);
Ø выявлять общее и особенное в исторических явлениях, процессах Средневековья (социальные движения – восстания, войны и пр.);
Ø давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения; спорить и отстаивать свои взгляды.
Критерии оценивания
«Пять» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого ученика;
«Четыре» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения;
«Три» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная;
«Два» - главное содержание не раскрыто.
Литература для учителя, учащихся.-6класс
I .Учебники, учебные пособия для учащихся:
1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. «История средних веков», М., «Просвещение»;
2. Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского «История средних веков», М., «Просвещение».
II. Дополнительные материалы, хрестоматии, сборники и т.п.:
1. История Средних веков. 6 класс. Книга для чтения / под ред. В.П. Будановой. М., «Эксмо-Пресс», 1999 г.
2. Книга для чтения по истории Средних веков / под ред. С.А. Сказкина. Ч. I М., «Просвещение», 1969 г.
3. Книга для чтения по истории Средних веков: Пособие для учащихся / сост. Н.И. Запорожец; под ред. А.А. Сванидзе М., 1986 г.
4. Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. Хрестоматия. История Средних веков (V-XV вв.). Часть I. М., 1980 г.
5. Художественно-историческая хрестоматия. Средние века / рецензенты Н.И. Запорожец, И.Я. Лернер, М., «Просвещение», 1965 г.
III. Учебно-методическая литература:
1. Агафонов С.В. «Схемы по всеобщей истории. 6 класс», М., «Русское слово», 2005 г.
2. Биберина А.В. «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории средних веков (V – конец XV в.), 6 класс», М., «Сфера», 2000 г. (в технологических картах данные тесты помечены **);
3. Донской Г.М. «Задания для самостоятельной работы по истории Средних веков», М., «Просвещение», 1992 г.;
4. Задания по курсу истории Средних веков. М., ЛКМИ-«Метар», 1992 г.;
5. Колесниченко Н.Ю. «История средних веков. Поурочные планы по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского, 6 класс», Волгоград, «Учитель», 2007 г.;
6. Кулагина Г.А. «Сто игр по истории», М., 1983 г.;
7. Лебедева И.М. «организация и проведение исторических олимпиад в 6-9 классах». Книга для учителя: из опыта работы. М., 1990 г.;
8. Петрова Н.Г. «История средних веков. Книга для учителя», учебно-методические материалы, М., «Русское слово», 2002 г.;
9. Цветкова Г.А. «Дидактические материалы по истории Средних веков. 6 класс», М., «Владос», 2003 г.
IV. Дополнительная научно-познавательная литература для школьников.
1.«Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. История». М., 2000 г.;
2. Ионина Н.А. «100 великих городов мира», М., 2001 г.;
3.«История географических открытий. География». М., «Аванта+», 2000 г.;
4.Огнева О. «Рыцари. Турниры. Оружие.», энциклопедия. М., 2000 г.;
5.«Школьная энциклопедия. История Средних веков». М., 2003 г.;
6.«Энциклопедия для детей. Всемирная история». Т.1, М., «Аванта+», 2000 г.;
7.«Энциклопедия для детей. Искусство». Т.7, М., «Аванта+», 1998 г.;
8.«Энциклопедия для детей. Техника». Т.14, М., «Аванта+», 2003 г.;
9.«Энциклопедия для детей. Всемирная литература». Т.15, М., «Аванта+», 2000 г.;
10. «Энциклопедический словарь юного историка. Всеобщая история» / сост. Н.С. Елманова, Е.М. Савичева. М., 1994 г.;
11. «Я познаю мир. Города мира», Энциклопедия. М., 2000 г.;
12. «Я познаю мир. История», Энциклопедия. М., 2002 г.;
13. «Я познаю мир. Этикет, обычаи, быт», Энциклопедия. М., 2002 г.;
14. «Рыцари»; «В средневековом замке», М., «Олма-Пресс», 2000 г.
Литература для учителя, учеников.
Класс
1. Учебник Юдовская А.Я. и др. «Новая история 1500-1800 гг.». 7 кл, М., «Просвещение», 2011 г.
2. Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь «Новая история 1500 – 1800 гг.». 7 кл., М., «Просвещение», 2011 г.
3. Атлас и контурные карты по Новой истории. 7 класс, М., Дрофа, ДИК, 2011 г.
4. Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Поурочные разработки к учебнику «Новая история» 7 класс. М., «Просвещение», 2008 г
5. «История России конец XVI - XVIII в». 7 кл. Поурочные планы по учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.., автор - составитель Н.Ю. Колесниченко. В., «Учитель», 2005 г.
1. В. А. Ведюшкин, С. Н. Бурин Новая история зарубежных стран. 7 класс Издательство: Дрофа, 2006 г. (основной).
2. Всеобщая история. История нового времени, 1500-1800: Учебник для 7 класса
3. Автор: Баранов Петр Анатольевич, Ванюшкина Любовь Максимовна, Юдовская Анна Яковлевна Издательство: Просвещение, 2011 (дополнительный)
4. Новая история. 7 класс. Рабочая тетрадь. Части 1 и 2. Комплект
5. Автор: Ванюшкина Любовь Максимовна, Юдовская Анна Яковлевна
6. Издательство: Просвещение, 2009.
7. 4.Репин А.В. Новая история. 7 класс. – Саратов: Лицей, 2007 (выборочно в виде распечаток карточек).
Учебно-тематический план 6 класс
№ | ТЕМЫ | ПРИМЕРНОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
1. | Становление средневековой Европы (VI–XIвека) | |
2. | Византийская империя и славяне в VI – XIвеках. | |
3. | Арабы в VI – XI веках. | |
4. | Феодалы и крестьяне. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. | |
5. | Католическая церковь в XI – XIII веках. Крестовые походы. | |
6. | Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XVвека). | |
7. | Германия и Италия в XII – XV веках. Славянские государства и Византия в XIV– XV веках. | |
8. | Культура Западной Европы в XI – XVвеках. | |
9. | Народы Азии. Америки и Африки в Средние века. | |
10. | Наследие Средних веков в истории человечества. | |
11. | итоговые уроки | |
История России | ||
12. | Русь Древняя. | |
13. | Политическая раздробленность на Руси (XII – XIII века). | |
14. | Русь Московская (XIV – XVI века). | |
15. | итоговые уроки | |
16. | Итого: |
Учебно-тематический план 7 класс
№ | ТЕМЫ | ПРИМЕРНОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
1. | Россия на рубеже XVI-XVII вв. | |
2. | Россия в XVII веке. | |
3. | Россия при Петре I | |
4. | Россия в 1725 – 1762 годах | |
5. | Россия в 1762 – 1801 годах | |
6. | итоговые уроки | |
Новое Время | ||
7. | Великие географические открытия и их последствия. Эпоха возрождения Реформация. Утверждение абсолютизма | |
8. | Первые буржуазные революции | |
9. | Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения | |
10. | итоговые уроки | |
11. | итого 6 класс | |
итого 7 класс |