Тургенев Иван Сергеевич. Продолжение
1818 – 1883
Продолжение
«Отцы и дети»
Этап отрицания - второй шаг диалектики. Отрицание, которое считает себя последним этапом развития духа. Но это отрицание является частью утверждения. Справедливость придумана от невыносимости жить в мире, который на ней не основан.
"Дым" 1867г
Действие перенесено в Германию. Роман, который имеет черты памфлета, резкой карикатуры. Тургенев дал себе волю. Это напоминает сведение счетов со всеми. Каждый персонаж - это реальное лицо. Изобразил любовницу Александра 2ого. Роман имел успех скандала. Памфлет на Огорева. Выведен крайний западник в лице Потугина. Одним из прототипов является Фет. Если бы Россия завтра исчезла с карты мира, никто бы не заметил - главная сентенция Потугина. Русские, по мнению Потугина, несамостоятельны и нуждаются в начальнике. Автор согласен с Потугиным (Достоевский приезжал к Тургеневу в Баден-Баден, чтобы это выяснить J). Крайнее западничество как способ задавать вопросы. По-своему патриотические позиция, но более требовательная.
"Новь"
Народники стали центральными типами. Возвращение к прежней композиции. Лучше всего идею романа выражает эпиграф. Новь - необработанная почва. Тургенев сочувствует народникам, они ему симпатичны. Но они торопятся, а почва не готова, но требуется много работы. Герой кончает жизнь самоубийством, что нехарактерно для Тургенева.
Повести
Если роман у Тургенева представляет собой очень строгий жанр, то повесть более свободный жанр, более экспериментальный, так как повесть Тургенев видел более интимным, поэтому там больше экспериментов с формой, сюжетом, тематикой (Таинственные повести). В повестях автор больше раскрывается. В повестях он предстает другим человеком, человеком, подверженным иррациональным страхам. Там видно, чего он боялся. Источник страха в повестях - это то, что в романах является источником порядка в романах (природа и любовь).
«Поездка в полесье»
Созерцание огромного моря листвы вызывает страх. Масса, которая колеблется, меняет очертания. Нерациональность природы вызывает страх.
«Призраки»
Фантастически аллегорическая повесть. Достоевский высмеивал эту повесть. Бесформенная желтая масса - образ смерти и небытия. То же самое с любовью.
«Песнь торжествующей любви»
Любовь и смерть - это примерно одно и то же. Любовь влечет человек к смерти, делает человека одержимым. Смерть понимается как утрата формы, утрата очертаний.
Гончаров Александр Иванович
1812-1891
Биография
1812 г родился в Симбирске в купеческой семье, но утверждал, что получил дворянское воспитание. Учился в коммерческом отделении. Поступил в Московский университет. Самое яркое впечатление об университетских годах - приезд Пушкина в университет. После окончания университета занимается неизвестно чем. Посещает салон Майковых. Запоздалый салон. Там Гончаров проводит время, пишет для рукописных альманахов. Пишет стихи в университете. 1846 г знакомится с Белинским. Входит в круг Белинского и Герцена. Но не был блистательным оратором. Публикует "Обыкновенную историю" в Современнике. Белинский хвалит роман. Белинский ставил Гончарова выше Герцена как художника. Довольно быстро приступает к новому роману, но работа затягивается. Затягивается она из-за характера самого автора и из-за плавания в 1854г на фрегате Паллада в качестве секретаря адмирала, Гончаров писал путевые очерки, которые затем составили книгу "Фрегат Паллада" (1858г). Гончаров обожал море. По возвращении из экспедиции Гончаров испытывает нужду в деньгах. Нарушает завет Пушкина (завет будущем литераторам - не быть похожим на него и не служить цензуре). Гончаров поступает на службу в цензурный комитет. Это портит ему репутацию. Тютчев тоже служил в цензуре. Вяземский тоже. Гончаров был либеральным цензором. Благодаря ему была напечатана "Гроза". Закончил "Обломова" в 1859 году. Роман имел успех и горячо обсуждался. В середине 50х зад задумывает третий роман, который завершает в 1869году. Это роман "Обрыв". У Гончарова был прерывистый стиль работы. Негативные отклики на роман. Гончаров воспринимает критику как негативную. Хочет отказаться от литературной деятельности. Мало пишет. Но пишет очерки ("Мильон терзаний"). Писал автокритику. Работы, где он сам разбирал себя и свое творчество. Критические работы о самом себе - лучше бы он их не писал J. Он упрощает себя, схематизирует. Перестал ощущать себя литератором. Отказался участвовать в Пушкинском празднике. 1891г- умер. Как человек он был сумасшедшим в клиническом смысле слова. Страдал манией преследования. Замкнутый, скучный, имел мало друзей. Обладал устойчивой репутацией неинтересного человека. Сочетание безумия и заурядности.
Творчество
Гончаров обвинил Тургенева в плагиате. Гончаров остался убежденным, что Тургенев все же украл его замыслы. Проявление мании преследования. Основным объектом нелюбви Гончарова был Тургенев. "Необыкновенная история"- незавершенная мемуарная книга. Ядро этой истории - обличение Тургенева, доказательство своего первенства. Историю можно разделить на две части. Но там есть и другая сторона. Гончаров сопоставляет свои романы с романами Тургенева. И находит четкое сходство.
Лектор поддерживает Гончарова. J
Сравнение Одинцовой и Беловодовой. Статуарная женщина, которую хотят расшевелить. Они обе остаются при своем покое. Черты объективного сходства многочисленны. Сходство писателей, живущих в одну эпоху, имеющих общую цель - показывать актуальные типы. Ситуация Тургенева и Гончарова - это ситуация не воровства, но конкуренции. Они сошлись на одном поле, и Тургенев победил. Это ситуация двойника.
Литература - искусство невротического происхождения.
Объективное поражение. При чертах сходства, есть различия, которые обусловили победу Тургенева.
Первая черта - писал быстро. Это очень важно. В случае Тургенева и Гончарова - это важно. Роман должен быть написан, когда тип, который он описывает, еще существует. Гончаров всегда опаздывал. "Обломов" опоздал на 10 лет. "Обрыв" опоздал на 15 лет. Гончаров по сравнению с Тургеневым выглядит как дилетант рядом со специалистом. У него слишком высокий уровень обобщения, слишком мало деталей. Тургенев стремился познать тип. Гончаров не испытывал интереса к частностям, ему было важно обобщение. Образ Штольца - труд как основа жизни, а не как наказание. Мы не помним, что именно он делает. Невнимание к деталям становится вопиющим в "Обрыве". Образ Марка Волохова. Марка Волохова никто не признал за настоящего нигилиста.
"Уличная философия" Щедрин.
Третья черта, отличающая Тургенева от Гончарова. Тургенев начинает писать прозу с небольших жанров. Роман возникает у него позднее. Гончаров начинает сразу с романа. Для писателя вроде Тургенева жанр романа представляет проблему. Он склонен к лаконизму. Роман возникает тогда, когда нельзя написать меньше. Гончаров - писатель графоман. Экстенсивность формы как опасность, которой Гончаров не избежал. Форма не соответствует задаче. Тургенев находит баланс между формой и содержанием. Эти качества обусловили победу Тургенева. Встает вопрос, не значит ли, что теперь все наоборот. Писатель не существует не в своем контексте. Он переходит в канон вместе с местом, которое он занимал в свое время.