Требования к результатам освоения дисциплины
ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ
Учебно-методическое пособие
Основная образовательная программа подготовки бакалавра
по направлению 050100 «Педагогическое образование»
профиль
«История»
Нижний Тагил
Пояснительная записка
Место дисциплины в структуре ООП: дисциплина входит в профессиональный цикл (вариативная часть) основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 050100 «Педагогическое образование», профиль «История». При изучении дисциплины студенты смогут опираться на знания, ранее полученным по другим дисциплинам этого модуля: «Музееведение и основы экскурсионного дела», «История Урала», «Археология», «История России», на учебной археологической и музейной практике. Студенты смогут применить полученные знания при разработке внеклассных мероприятий во время прохождения педагогической практики.
Цель:познакомить обучающихся с историко-культурным наследием Урала, региональном опыте его изучения, сохранения и популяризации.
Задачи:
-рассмотреть законодательную базу, структуру государственных органов и неправительственных организаций, занимающихся сохранением и популяризацией памятников истории и культуры на Урале;
-проанализировать региональный опыт и проблемы сохранения и популяризации историко-культурного наследия Урала;
- стимулировать у слушателей познавательную активность к изучению историко-культурного наследия Урала;
– способствовать формированию бережного отношения к памятникам истории и культуры уральского региона.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала дисциплины
Содержание курса распределяется между лекционной и практической частями на основе принципов системности, дополнительности и интегративности. На лекционных занятиях закладывается теоретико-методологическая основа понимания проблем дисциплины. Семинарские и практические занятия обеспечивают формирование навыков и умений анализа научной литературы и источников по проблемам курса.
Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие следующих общекультурных компетенций:
ОК-14 – готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;
специальных профессиональных компетенций:
ПК-11 - способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности;
СПК-1 – способен определять пространственные рамки исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях;
СПК-7 – готов использовать принципы научного анализа при прогнозировании последствий социальных процессов;
СПК-8 – готов соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира;
СПК-10 – способен работать в архивах и музеях, библиотеках, владеет навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах;
СПК-21 - владеет навыками составления аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых учебных и научных исторических исследований.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
– основополагающие понятия;
– типологию памятников историко-культурного наследия;
– основные этапы и итоги изучения историко-культурного наследи Урала;
– правовые основы сохранения историко-культурного наследи;
– структуру органов и организаций, занимающихся сохранением памятников истории и культур.
Уметь:
– характеризовать основные типы памятников истории и культуры Урала;
– излагать современные направления деятельности по изучению и сохранению историко-культурного наследия Урала;
– описывать систему учреждений, занимающихся изучением и сохранением памятников на Урале;
– уметь работать с учебной и научной литературой, освещающей проблемы курса.
Учебно-тематический план для дневного отделения
Срок изучения – 5 семестр
Трудоемкость – 5 з. е. – 180 часов
Число часов в неделю (17 недель) – 3 часа
Аудиторные занятия (40 % трудоемкости) – 50 час.
Лекции – 20 час.
Практические занятия – 30 час.
Самостоятельная работа – 130 час.
Форма отчетности – экзамен
Содержание семинаров и практических занятий
Семинар 1. Власть и культурное наследие – 4 час
Занятие 1. Правовые основы охраны культурного наследия
Вопросы для обсуждения:
1. XVIII в. – «Время государственных инструкций»
2. Проекты специального закона об охране
российской старины. Поиски оптимальных решений XIX — начало XX в.
3. Первые законодательные инициативы советского правительства в области охраны памятников (1917—1920 гг.)
4. «Пора убрать исторический мусор с площадей». Судьба культурного наследия в1920—1930-е гг.
5. Судьба культурного наследия на оккупированной территории СССР (1941—1945 гг.)
6. Восстановление разрушенных памятников в 1946—1953 гг.
7. «Хрущевский волюнтаризм» и его последствия для культурного наследия (1954—1964 гг.)
8. Охрана культурного наследия: начало диалога
с обществом (1965—1985 гг.)
9. Судьба культурного наследия в эпоху перестройки и постсоветский период (1986—2014 гг.)
Занятие 2. Государственные учреждения в сфере охраны культурного наследия
Вопросы для обсуждения:
1. Роль государства
в охране культурного наследия в XVIII — начало XX в.
2. 1917 — конец 1920-х годов. Государственная централизованная
система охраны культурного наследия и ее разрушение
3. Попытки воссоздания государственной
системы охраны культурного наследия в 1930—1985 гг.
4. Федеральные и местные учреждения охраны культурного наследия в постсоветский период.
Литература
Учебная
Полякова М. А. Охрана культурного наследия России : учебное пособие для вузов ) М. А. Полякова – М. : Дрофа, 2005. – 271 с : илл.
Практическое занятие 1. Культурное наследие в музейном пространстве Уральского региона (по материалам Нижнего Тагила) – 6 часа
Занятие проводится на базе музеев Нижнего Тагила, являющихся ОКН федерального и муниципального значения: Музей-завод им. Куйбышева, Демидовская дача, Музей бронетанковой техники/Музей техники
Задания:
- Познакомьтесь с официальными сайтами указанных музеев, оцените их информационный, образовательный потенциал о культурном наследии региона для учащейся молодежи.
- Познакомьтесь с рекламной продукцией указанных музеев, оцените качество представленной в них информации (по содержанию и оформлению) о культурном наследии региона.
- Познакомьтесь с постоянными экспозициями и временными выставками указанных музеев, оцените их информационный потенциал и оформление с точки зрения современных требований в музееведении, заполнить экспертные листы.
- Прослушайте обзорные экскурсии по экспозициям указанных музеев, оцените их качество и заполнить карточку прослушивания экскурсии.
- Оцените современное состояние ОКН, являющихся музеями.
Методические рекомендации к практическим занятиям 2-4:
На занятиях используется групповой метод работы. Группа делится на 9 подгрупп (в соответствии с количеством субъектов, входящих в УРФО (Курганская обл., Свердловская обл., Тюменская обл., Челябинская обл.) и ПФО, исторически соотносимого с понятием «Урал» (республики: Башкортостан Удмуртия, Татарстан, Оренбургская обл., Пермский край). Каждая группа готовит задания по материалам выбранного субъекта региона. В портфолио каждый включает то задание, которое готовил.
Практическое занятие 2. Культурное наследие Уральского региона в современном пространстве России – 8 часов
- Памятники культурного наследия различных субъектов региона на карте России: видовое разнообразие, количественная и качественная характеристика.
- Опыт музеефикации ОКН в различных субъектах региона.
- Актуализация ОКН различных субъектов региона в туристических программах, фестивалях, конкурсах.
- Актуализация ОКН различных субъектов региона в сувенирной и рекламной продукции.
- Компьютерные технологии в изучении, сохранении и популяризации ОКН различных субъектов региона.
Практическое занятие 3. Культурное наследие Уральского региона в каталожных изданиях – 2 часа
Задания:
- Выявите и познакомьтесь с археологическими каталогами об археологическом наследии выбранного субъекта Уральского региона, оцените качество представленной в них информации (по содержанию и оформлению).
- Выявите и познакомьтесь с искусствоведческими каталогами об архитектурном и художественном наследии выбранного субъекта Уральского региона, оцените качество представленной в них информации (по содержанию и оформлению).
Практическое занятие 4. Культурное наследие Уральского региона в научных, учебных изданиях, документалистике, интернет-ресурсах и телепроектах – 4 часа
Задания:
- Выявите и познакомьтесь с научными и учебными изданиями выбранного субъекта Уральского региона (по рекомендуемому списку), оцените частоту, количество и качество представленной в них информации (по содержанию и оформлению) о культурном наследии.
- Выявите и просмотрите документальные научно-популярные фильмы о культурном наследии выбранного субъекта Уральского региона, оцените качество представленной в них информации (по содержанию и художественному воплощению).
- Выявите и проанализируйте интернет-ресурсы о культурном наследии выбранного субъекта Уральского региона, оцените качество представленной в них информации (по содержанию и художественному воплощению).
Круглый стол «Институты изучения, сохранения и популяризации культурно-исторического наследия Нижнего Тагила: опыт, проблемы и перспективы сотрудничества» – 2 часа
Вопросы для обсуждения:
1. Культурно-историческое наследие города: структура и современное состояние.
2. Институты изучения, сохранения и популяризации историко-культурного наследия города в Нижнем Тагиле: структура и функции.
3. Культурно-историческое наследие в пространстве города: проблемы сохранения и использования.
4. Копилка студенческих инициатив по сохранению и популяризации культурно-исторического наследия города.
Практическое занятие 5. Защита портфолио творческих работ по дисциплине – 4 час.
Планирование самостоятельной работы по дисциплине «Историко-культурное наследие Урала: проблема изучения и сохранения» для ДО