Тургенев Иван Сергеевич
Михаил Сергеевич Макеев
Список литературы к курсу
1) Тургенев «Записки охотника», «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Дым» (!), «Новь», «Дневник лишнего человека», «Ася», «Лара Милич».
2) Гончаров «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».
3)Герцен «Сорока воровка», «Доктор Крупов», «Кто виноват», «Былое и Думы» (3-4 части на выбор), «История семейной драмы».
4) Николай Успенский 2-3 очерка на выбор.
5)Решетников «Подлиповцы».
6) Помеловский «Бусы», «Мещанское счастье», «Молотов».
7) Чернышевский «Что делать».
8) Салтыков-Щедрин «История одного города», «Господа Головлевы», Сказки (5-6).
9) Лесков «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник», «Запечатленный ангел», «Тупейный художник», «Левша», «Скоморох Памфалон», «Заячий ремиз».
10) Достоевский «Записки из подполья», «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы».
11) Толстой «Детство», «Севастопольские рассказы» (2), «Казаки», «Анна Каренина», «Воскресение», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Хаджи Мурат», «Отец Сергий».
12)Гаршин 2-3 рассказа: «Красный цветок», «Художники», «Трус»,
13) Короленко «Чудная», «Сон Макара», «Парадокс».
14) Чехов 10 ранних рассказов, со «Степи» все, «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры».
15) Некрасов лирика, «Саша», «Тишина», «Коробейники», «Мороз красный нос», «Кому на Руси».
16) Фет.
17) Тютчев.
18) Островский «Свои люди – сочтемся», «Бедность не порок», «На всякого мудреца довольно простоты», «Лес», «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Последняя жертва», «Без вины виноватые».
Учебники *
1) Учебник «Русская литература второй половины 19 века» под ред. Скатова.
2) Аношкина 2ой и 3ий тома.
Общая характеристика периода.
Курс охватывает 50е - середину 90х гг. Этот период делится на три части.
Делится на три периода:
· литература 50х-60 гг (52-66)
· 68-81
· 81-94
Литература 50х-60х
Хронологические рамки мотивированы. 55г - конец правления Николая 1. 66- покушение на Александра 2. 52г- год смерти Гоголя и Жуковского. Выход отдельным изданием "Записок охотника". 66г - закрытие «Современника» и «Русского слова», год выхода «Преступления и наказания» отдельным изданием. С этого романа начинается новый период больших романов.
Смерть Николая 1,Севастопольское поражение, поражение в Крымской войне. Поражение показало, кто на самом деле загнивает. Воровство, техническая отсталость. Возникает ощущение того, что все надо менять, Россия нуждается в реформах. Самое либеральное время в 19 веке. Появляется настоящая политика. Общество горячо обсуждало политические события. Лучшие умы пошли работать в комитеты. Начало 60х-грянули реформы (Крестьянская, Земская, Судебная (соревновательное понимание истины, истина выясняется в свободном соревновании, у которого есть арбитры), Военная).
Реформы вызвали полярную реакцию. Возникает в начале 60х протестное движение. Студенческие волнения. «Бесы» Достоевского. Возникают подпольные организации – «Земля и воля» под главенством Чернышевского. Появлялись прокламации, зажигательные листки. Правительство отвечало на протестную деятельность репрессиями. Завершается эта эпоха покушением Каракозова на Александра 2ого.
В культурном отношении это узловатая эпоха. Это время вопросов. Все было подставлено под сомнение. Все вызывало вопросы, которые обсуждались. Главный - крестьянский вопрос. Появляется новая фигура публициста, человека, который может дать на эти вопросы хотя бы какой-то ответ. Такие фигуры - Чернышевкий, Лесков. Появляется политика. В 60х исчезает. Появляется новый персонаж в культуре - разночинец. Оформилась черта русской культуры - разрыв между двумя типами элит, людьми культуры и властью. Между этими типами элит была пропасть. Власть делала попытки преодолеть эту пропасть, но не получилось. Абсолютное непонимание с обеих сторон. Власть была асимметрична. На стороне бюрократии была физическая власть. А власть над душами принадлежала интеллектуальной элите. Это привело к любопытным последствиям. В России в какой-то момент исчезают великие политические деятели, полководцы. Из всех реформ была самой удачной военная. Милютин. Всякая культура представляет собой поле борьбы между социальными группами за престиж. С 50х гг престижно становится быть революционером, писателем, критиком. Борьбу за престиж выиграла интеллектуальная элита. Писателем было быть престижнее, чем государственным деятелем.
Интеллектуальная жизнь.
Общество разделились а два лагеря. Левые и правые. Левые увлекались позитивизмом. Кумир - Фейербах. Позитивизм (Конт) - философия, предполагающая отказ от метафизики, отказ от неразрешимых вопросов, лучше заниматься наукой. Позитивизм провозгласил естественные науки как главный способ познания действительности. Увлечение естественными науками. В 60е гг был переведен труд Брема "Жизнь животных". Это было очень важно. В этом было много дилетантизма - выпуск брошюр для народного чтения. Но это был мощный толчок для настоящих журналов. Для либералов же главной наукой была история. Расцвет огромного интереса к истории. Расцвет интереса на разных уровнях. Выход множества журналов. Постановка исторических пьес. Начало развития русской исторической науки.
Литература
Литература как институт. Журнальная эпоха. С середины 50х гг разрешается печатать журнал, где будет не только литература, но и политика. В России нет больше литературных журналов. Они все стали литературными и политическими. Журналы, в которых политики не было, теряли популярность. Возрастает интерес к газетам. Это меняло саму литературу. От нее требовалось, чтобы она поднимала серьезные общественные вопросы. Журналы начинают различать себя по политической позиции. В 50е-60е гг.чисто литературная полемика не представима. Последняя литературная полемика касалась чистого искусства. Продолжают существовать старые журналы.
· «Современник» под ред Некрасова и Панаева. Происходит раскол внутри журнала. Туда приходят Чернышевский и Добролюбов. У них возникает полемика со старыми сотрудниками вроде Тургенева. С согласия Некрасова.
· Продолжают существовать «Библиотека для чтения» и «Отечественные записки». Туда уходят старые сотрудники «Современника».
· «Москвитянин» продолжает выпускаться. Славянофильский. В него приходят молодые сотрудники. Молодая редакция «Москвитянина». Островский. Аполлон - Григорьев. Там они формируют почвенническую доктрину. Идея почвы сформирована Аполлоном - Григорьевым.
Появляются новые журналы. Начинают выходить новые издания.
· «Русский вестник» - консервативный журнал. Издавал его Катков. Журнал очень важный для истории русской литературы.
· «Русское слово» - левый край русской жизни. Благосветов. Очень левый, нигилистический журнал. В этом журнале был сотрудником Писарев. Самый влиятельный критик. Радикальный, нигилист, статьи его до сих пор способны шокировать.
· Журналы братьев Достоевских. Время и эпоха (62-64гг).
· Существовали и славянофильские издания. «Домашняя беседа», «Маяк», «Русь», «Москва», «День». Славянофилы - живучая история.
Литература существовала практически исключительно в журналах. Интерес к книгам падает. Тиражи - 6500. «Современник» - предельно большие тиражи. Это было довольно дорого. Было обыкновение вписывать вскладчину. В то же время читателей в Америке около миллиона. А в России количество читателей серьезных журналов ок.10000. Россия не была самой читающей державой. Это связано с грамотностью. Число грамотных в России было намного меньше, чем в Америке.
Тургенев Иван Сергеевич
1818 - 1883
Биография
Принадлежал к дворянскокому роду.
1827г - семья переехала в Москву. Обучался у домашних учителей.
1833г- поступил в Московский университет. В 1834 перевелся в Питерский университет. Увлекался философией. Отправляется в Берлин. Поклонник Гегеля. Пишет стихи. Все, кто начинал писать в 30-е годы, начинали со стихов. В Берлине знакомится с будущими западниками, среди которых Бакунин. Пишет романтические стихи.
1843г- возвращается в Россию. Хотел возглавить кафедру философии. Но не получилось. Поступает на службу.
1843г-знакомство с Полиной Виардо во время ее гастролей в России. Она была замужем. И оставалась замужем за Луи Виардо. Она представляла собой культурную фигуру. Дружила с Жорж Занд. Послужила прототипом для нескольких ее героинь.
1845г - Тургенев начинает писать прозу. До 1845 г пишет только стихи, но уже не романтические, а в духе натуральной школы («Параша» 1843, «Помещик» 1845). Стихи его хвалили. Но как поэт Тургенев не достиг больших высот и остался автором одного стихотворения "Утро туманное". Тургенев был очень рационалистичен и умел трезво оценивать свои способности. Понял, что стихи - это не его путь, и твердо от него отказался.
1845г - переход к прозе. Пишет повесть "Андрей Колосов". Далее пишет небольшие повести и рассказы. Постепенно набирает известность.
1847г - настоящая известность, в Современнике напечатан очерк "Хорь и Калиныч" (раздел "Смесь"). Вдохновлённый этим успехом, он продолжает писать очерки, которые складываются в цикл. «Записки охотника» выходят отдельной книгой в 1852ом году. Важно, что эта дата не является датой завершения работы над сборником. Выход этой книги принес Тургеневу и хорошие, и плохие новости. Он становится призванным русским писателем, но посажен в тюрьму. Формально его посадили за некролог Гоголю, за то, что опубликован некролог без разрешения цензуры. После этого ареста был отправлен в ссылку в имение, где провел около года. Но общественность полагала, что настоящая причина ареста кроется в «Записках охотника». «Записки» - антикрепостническое произведение. Крепостное право - социальный институт, к которому можно относиться по-разному. Важно не само крепостное право, а то, какие помещики. В записках охотника читатели увидели бескомпромиссное отрицание крепостного права как такового. Крепостное право понимается как абсолютное зло, которое должно быть ликвидировано. Мотив - хуже всего бывает тем, кто лучше других. Крепостное право создает атмосферу, которая враждебна всему талантливому, выдающемуся, эта ситуация тормозит развитие России. Тургеневу удалось передать это без гневных тирад. Для современников Тургенев был человеком, первым заговорившим об отмене крепостного права. Тургенев показывает нам проблему, антагонизм между помещиками и крестьянами, видит, что они по разные стороны баррикад, но при этом он видит возможность разрешения проблемы без конфликта, без кровавого столкновения. Тургенев создает образ нации, он показывает, что нация разделена и едина одновременно. Именно это единство нации есть основа для разрешения проблемы. Есть нечто более важное, чем антагонизм. Он верит в позитивное совместное усилие. Тургенев становится заложником своего успеха, т.к. от писателя начинают ждать того же самого. А он считал тему «Записок» исчерканной для себя. Наступает период кризиса. Пишет повести – «Затишье», «Фауст», «Дневник лишнего человека». А публика ждет «Записок охотника». Когда выходит в 1856 книга, она плохо продается. Тургенев находит возможность развиваться в жанре романа. 1856г-выходит «Рудин».
1859г – «Дворянское гнездо».
1860г – «Накануне».
1862г – «Отцы и дети». Все романы пользовались успехом. «Накануне» связан с разрывом между Тургеневым и Некрасовым, отказ от сотрудничества с Современником.
1862г - пик популярности Тургенева. Сам Тургенев воспринял критику романа как не адекватную и обиделся. Решил уехать и перестать писать. Первое обещание почти сдержал. До конца жизни живет за границей. Сначала жил в Германии, потом во Франции. Второе обещание он не сдержал, но все же писал меньше.
1867г – «Дым». Роман имел скандальный успех. Тургенев вытеснен с места первого писателя Достоевским и Толстым. Слава начинает меркнуть.
1877г - выход последнего романа «Новь», который спровоцировал критику, но все же сочувствие народникам, вызвало у читателей симпатию, совершается торжественное возвращение Тургенева в Россию. Принял активное участие в подготовке Пушкинского праздника. С 60гг у него появляется интерес к таинственным явлениям жизни. Рождаются «таинственные повести», в основе которых лежит нечто таинственное. (ВАШ КЭП) Последнее, что он пишет, это цикл стихов в прозе. Его творческий путь завершается в духе Гегеля.
1883г - умирает недалеко от Парижа. Похоронен в России. Похороны его вылились в процессию. Кроме того, он писал пьесы.
1850е годы - Драматургия. «Месяц в деревне», «Нахлебник»... Пьесы имели плохую сценическую судьбу. Пьесы хорошего качества. Прижизненный неуспех Тургенева как драматурга закономерен.
Тургенев был женственным ><. Желание нравиться и для этого идти на компромиссы. Достоевский и Толстой обижали Тургенева. ("Тургенев. Канкан. Грустно".)
По мере того, как популярность Тургенева падала в России, она росла заграницей. Дружил с Флобером, Гонкурами. Мопассан считал его своим учителем. Стал почетным оксфордским профессором. Воспоминания иностранцев! Французы и немцы относятся с пиететом к Тургеневу. Тургенев пользовался своим авторитетом. Пропагандировал русскую литературу. Заставил прочесть Флобера «Войну и мир». Мериме переводил Пушкина по предложению Тургенева. Тургенев первый популярный на западе русский писатель. Он твердо понимал, что он представляет русскую литературу, а не только самого себя. Писатель европейского типа. (Достоевский пародирует Тургенева. Уличает Тургенева в манерности. Взгляд, который ищет необычного. Самолюбование. Любование способностью это видеть.)
Романы
Романы Тургенева представляют собой особую разновидность. Он создал особый роман, особый тип характерный для всех его романов, кроме «Дыма». Есть устойчивая композиция. В центре сюжета девушка. Тургеневская девушка: она красива неброской красотой, она сильная, она всегда сильнее мужчины (абсолютная закономерность у Тургенева), она развитая. Развитая не значит умная, образованная. Но она имеет в своем характере нечто такое, что заставляет ее предпочесть Инсарова Шубину. Она способна в мужчине разглядеть человека. Готовность читать предшествует самому чтению. Вокруг девушки выстраивается галерея типов мужчин, которые воплощает разные типы духа. Она выбирает одного. И это главный герой романа. Это тот тип, который кажется Тургеневу наиболее важным для национальной жизни. Задача этого героя - представить современный и важный тип. Сам образ героя строится на пересечении двух полей, возможны два способа оценки его поступков. Первый взгляд - исторический. Становятся заметны детали, которые привязывают его ко времени. С другой стороны, общечеловеческие черты. Поступки могут оцениваться либо с исторической, либо с общечеловеческой точки зрения. И ни одна из точек зрения не доминирует. В этом кроется секрет тургеневской объективности. (Образ Рудина; разговор Рудина с Волынцевым – Волынцев - общечеловеческая точка зрения; ему объясняют, что в том кружке, к которому принадлежал Рудин, так было принято). Взаимоотношения героини и героя: влюбляются. Но есть препятствие на пути к счастью. В ходе развития действия препятствия снимаются, но в тот момент, когда счастье близко, возникает фатальное препятствие, которое мешает героям. Композиция оказывается очень удобной для Тургенева. Тургенев становится актуальным писателем.
«Рудин» 1856г
Прототипом главного героя является Бакунин. В первом варианте романа Бакунин был выведен более сатирически. Но позднее Тургенев смягчил образ. Изображен в образе Рудина гегельянец. В чем же Рудин похож на Бакунина? Рудин вялый. Бакунин - мощный мотор (J). Но сходство все же есть. Вообще образ Рудина один из самых сильных у Тургенева. Контраст в душе Бакунина: с одной стороны, очень влиятельный человек, страстный оратор, с другой стороны, близкие люди понимали, что за идеями нет подлинной веры. В этом сходство с Рудиным. Соотношение между тем, что человек говорит и делает. Как относиться к его словам? По Достоевскому, мы не должны доверять этим идеям. У Тургенева другая позиция. Не важно, кто говорит. Главное, веришь ты в эти идеи сам или нет. У Достоевского религиозное сознание. А Тургенев склонен к секулярному сознанию.
«Дворянское гнездо» 1859г
Лаврецкий, теория малых дел. Идея возделывать свой сад. Вольтер ><. Образ дворянского гнезда. Пушкинский взгляд. Вера в то, что дворянский род привязывает человека к земле. С этим романом связан один скандал. Гончаров обвинил Тургенева в плагиате. Гончаров утверждал, что Тургенев украл у него замысел «Обрыва». На какое-то время поток претензий со стороны Гончарова прекратился, но он возобновил претензии после выхода «Накануне». Роман «Накануне» наиболее слабый и схематичный роман Тургенева. Тип-Инсаров, тип у которого нет расхождения между делом и словами. Самое интересное в романе - финальный эпизод - влияние Шопенгауэра. Эстетические причины. Очень красивый город, где совершается бессмысленное зло-смерть человека, лучшего, так ни к чему и не преступившего. Красота мира - завеса на мире, которая позволяет нам примириться со страданиями. Красота как проводник зла. Соединение двух аффектов - ощущение Бренности и Красоты. С этим романом связан разрыв с Современником. Статья Добролюбова «Когда же придет настоящий день?». Тургенев не принял статью целиком. Тургенев стремился к разрыву.
19) Богатырь вместе с конем в кармане у женщины - тургеневская ситуация.(по Анненскому)