Крестовый поход бедноты – побочное детище Клермонского Собора
ВВЕДЕНИЕ
После распада Советского союза и отхода от его официальной идеологии руководство нашей страны взяло курс на сближение с православной церковью. Началась реанимация религиозных чувств населения. Восстановление храмов и церквей, демонстрация рождественской и пасхальной службы в прямом эфире по всем центральным телевизионным каналам страны, президент и представители правящей элиты, участвующие в крестных ходах и принимающие церковное благословение из рук патриарха, стали привычной картиной нынешнего времени. От официального отрицания религии и общественного порицания за излишнюю набожность, вплоть до исключения из рядов КПСС и увольнения с работы мы пришли к проектам законов о защите чувств верующих и неодобрительному отношению к атеистам. Говорить о причинах такого резкого поворота на 180 градусов от отвергания религии к ее навязыванию мы в рамках этой работы не будем. Но в условиях описанной выше ситуации, сложившейся в Российской Федерации на данный момент, становятся особенно актуальны исторические темы, связанные с деяниями церкви и влиянием религиозного сознания людей на ход исторического процесса. В условиях, когда здравомыслящим преподавателям в школах и вузах при описании эволюционного развития живых организмов приходится оговариваться, что происхождение рода человеческого всего от двух созданных богом взрослых особей, изначально умеющих говорить, пасти скот и обрабатывать землю также возможно, как и постепенное развитие человека на протяжении миллионов лет, и ученики сами в праве выбирать в какую из предлагаемых версий верить (а такие оговорки в наше время многие учителя просто вынуждены допускать, дабы не вступать в конфликт с фанатично верующими учениками и особенно их родителями). В таких условиях вспомнить уроки истории, а в особенности уроки истории средних веков особенно полезно.
Вера людей в Иисуса Христа и рай, уготованный им для праведников на небе, позволили его наместникам в лице римских понтификов, устроить настоящий ад на земле для всех, кто оказывался несогласным с учением святой апостольской церкви. Эта вера дала в руки римских пап огромнейшую политическую и экономическую власть, часть которой они сохраняют и по сей день. Как святой престол распоряжался этой властью и какие пагубные последствия для науки, искусства и свободной мысли имел многовековой диктат церкви, не является секретом для людей хоть немного знающих историю. И, даже учитывая все положительные моменты, которые принесла Европейцам католическая церковь, никогда не следует забывать на какие преступления она способна, получая даже самую маленькую толику власти. И, мне думается, что в условиях усиленной реанимации православия, не лишним будет вспомнить самые яркие моменты из истории христианской церкви. Помнить об этом следует, дабы не позволить повториться временам религиозного мракобесия. И не стоит думать, что православие более безобидно, нежели католичество. Поэтому, хоть в данной работе речь будет идти лишь о католической церкви, основные моменты психологии верующего человека, которые я попытаюсь рассмотреть, присущи религиозным людям любого вероисповедания.
Одним из наиболее показательных исторических примеров влияния религиозных проповедников на умы затуманенные слепой верой и страхом перед наказаниями накладываемыми церковью является «крестовый поход бедноты». Поэтому объектом исследования для своей работы я выбрал причины, спровоцировавшие это явление. Основным предметом моего исследования будет влияние религии и церковной католической организации на сознание низших слоев европейского общества конца XI начала XII веков.
Причины похода бедноты рассматривались во множестве научных работ и статей, и разобраны достаточно полно. В основном эта тема в литературе раскрыта. М.А.Заборов в своей работе «Крестоносцы на Востоке» подробно осветил причины, вызвавшие крестоносное движение бедняцких толп. Он указывал на жестокую эксплуатацию феодалами своих зависимых крестьян, обращал внимание на разорение крестьянских хозяйств и частые годы голода, имевшие место в конце XI века. Нужда в самом необходимом и непосильный экономический гнёт – вот те явления, которые душили широкие слои населения Европы на кануне первого крестового похода[1].
Кроме массы сугубо экономических причин, и классовой борьбы историками указывался также и фактор религиозного сознания народа. Отмечались суеверность и набожность присущая человеку средневековья, и говорилось о тех уродливых формах, которые часто принимало выражение религиозности среди невежественных низов общества. О влиянии наместников Святого Петра на сознание христиан, и их всеохватывающей власти и авторитете тоже сказано немало. Но, тем не менее, советские историки были ограничены определёнными рамками марксистско-ленинского методологического подхода, и опасались слишком глубоко касаться религиозной психологии. В итоге в их работах религиозное сознание средневекового общества слишком затемнено, его экономическим состоянием. Поэтому я в своей небольшой работе хочу попытаться показать на какой идеологической основе базировалась власть церкви в рассматриваемый период. И, возможно мне удастся внести некоторое дополнение в понимание коллективной психологии участников крестового похода бедноты.
Крестовый поход бедноты – побочное детище Клермонского Собора
В истории крестоносного движения «поход бедноты» представляет интереснейшее явление, ярко выделяясь из общей картины крестовых походов. Казалось бы, спровоцированный агитационно-пропагандистской деятельностью Святого престола, специально направленной на подъем всех слоев христианского населения Европы, на борьбу за гроб господень, «поход бедноты», тем не менее, оказался фактом стихийным и неожиданным для высших иерархов католической церкви. Задумывая крестовые походы как грандиозное завоевательное мероприятие, подразумевающее мобилизацию больших хорошо вооруженных масс, римская церковная верхушка вряд ли ожидала, что вместо обученных и экипированных профессионалов под командой опытных военачальников в первый поход отправится огромное количество плохо вооруженных людей, не имеющих практически никакой военной организации. Это было, как метко выразился Бернгард Куглер, «целое войско из пестрой смеси мужчин, женщин и детей, конечно, без дисциплины, но фанатически возбужденные и жаждущие боя»[2].
Толпы разношерстного народа, в основном из беднейших сословий, живо откликнулись на призыв Папы Урбана II, разнесенный по всему христианскому Западу проповедниками подобными Петру Амьенскому. При чем «отвага бедняков воспламенилась столь великим рвением, что никто из них не обращал внимания на скудость доходов, не заботился о надлежащей продаже домов, виноградников и полей; всякий пускал в распродажу лучшую часть имущества за ничтожную цену, как будто он находился в жестоком рабстве, или был заключен в темницу, и дело шло о скорейшем выкупе»[3].
Тот энтузиазм, то фанатические рвение и жажда бедняков достигнуть святой земли и вырвать Иерусалим из лап безбожных агарян непременно своими руками, без помощи армии могущественных сеньоров, та наивная вера в успех своего предприятия и та убежденность в истинности воли господней, выразившееся в выкриках «Так хочет бог!» на Клермонском соборе в ноябре 1095 года, вызывает особый интерес к установлению тех причин, которые способны заставлять тысячи людей совершать столь сумасбродные и нелепые предприятия, которым явился «поход бедноты».