Александр Николаевич Островский
1823-1886
Островский - человек, чьи пьесы были почти единственным наполнением репертуара русского театра второй половины 19-ого века. 48 оригинальных пьес. Много переводил (Кальдерона, Гольдони). У него при жизни было мало конкурентов. В исторической драматургии его несколько обошел Константин Толстой. Другим конкурентом был Кобылин. Разночинец. Учился на юридическом факультете Московского университета. Вынужден был оставить университете и заняться мелкой практикой. Родился Островский в Замоскворечье. Московская жизнь дала ему материал для его творчества. Начинал с очерков в духе натуральной школы. Понимает, что жанр не ограничен для него. Переходит к драматургии. Пишет несколько этюдов. Свои люди - сочтемся - первая пьеса, напечатана в «Москвитянине». Пьеса вызвала общий восторг. Всем понравилось. Но эта пьеса была запрещена для постановки. Сценическая судьба Островского начинается с другой пьесы. Сотрудничает в «Москвитянине». Входит как сотрудник в молодую редакцию журнала. С этим периодом связывают пьесы до 1854г. «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется». Не в свои сани не садись - первая поставленная пьеса. Цензура в театре была более сильной, так как императорская семья часто его посещала. После «Москвитянина» Островский печатается в журналах Некрасова («Современник», «Отечественные записки»). В первом номере журнала всегда был Островский.
Биография
Человек писал две пьесы в год. Умер за рабочим столом. Переводил «Антония и Клеопатру». Совершил путешествие по Волге и написал «Грозу». Купил имение в начале 60х, там проводил почти полгода. Женился два раза. В юности вел богемную жизнь, а потом остепенился. Письма у него очень скучные. Дневники такие же. За границу ездил. Сохранился дневник. Человек жил литературой, театром и своей работой.
Творчество
Островский под влиянием чеховской пропаганды воспринимается как автор традиционный и органический. Это неверный и ретроспективный взгляд. Островский создал очень оригинал ней театр. Он заполнил собой целую эпоху, поэтому нам мало заметан реформа драматургии, произошедшая благодаря Островскому. Революционный характер драматургии Островского. Театр - инерционный механизм. Три фактора процесса, который по природе рутинны.
1)актеры. Актерская школа. В 19 веке труппа устойчива. Люди имеют навыки, привыкли играть определенный тип ролей в определенном типе пьес. Актерские навыки консервативны по своей природе.
2)репертуар. Тип пьес, которые играются в театре. Репертуар -набор пьес, которые играются в театре. Должны быть разными, но и иметь что-то общее.
3)публика. У публики есть свои привычки. Есть устойчивая публика у театра. Она может отвергать то, что ей непривычно.
В современном театре эти факторы ослаблены. В России было всего два постоянных театра. Александринка в Питере. И малый в Москве. В провинции существовали антрепризы. А в столицах нельзя было создавать частные театры до конца 19 века. Сезон был чуть короче. Публики было мало. Она была постоянной. Публика часто ходила в театр. Репертуар был шире. В 19веке ставилось в театре около 40 пьес. Пьеса шла раз-два в сезон. Много пьес-однодневок. В этом театре было меньше конвенции между зрителями и театром. Отношения между сценой и зрителями были более равными. Не было режиссера-интерпретатора. Пьеса игралась, как написана драматургом. Условия для драматурга, который желал выразить что-то новое, были сложными. Драматург должен ориентироваться на публику, репертуар, актеров. Он должен вписать в театр. Публика в русском драматическом театре была довольно простой. Аристократия из театра ушла. Во второй половине 19века элита из театра уходит. В театр ходят купцы, чиновники, студенты. Островский принимает эти условия. С одной стороны, он создает пьесы, которые традиционны по своему построению. Они традиционны по композиции. Опора на два типа фабулы. Эти типы не о придуманы.
1)борьба за девушку между несколькими претендентами на руку
2)адюльтер
Эти фабулы видоизменяются. В театре до Островского фабула борьбы за невесту имеет условный характер (способ ввести действие). Происходит это, потому что между невестой и претендентами устанавливаются отношения равенства-неравенства. Идеология важнее фабулы. (Шаховской "Урок кокеткам или Липецкие воды" - пародия на Жуковского). У Островского фабула остается. Меняется изначальная ситуация. Нет равенства. Нет ясности в том, кому предназначена невеста. Сама невеста перестает быть окрашенной. Все меняется. Изначально равенства нет. Угол зрения смещается на фабулу. Интерес зрителя к фабуле. Семейная проблематика выходит на первый план. Борьба претендентов, а не идеологий. Идеология уходит на второй план. Угол зрение близок новым людям, которые приходят в театр. Это изменение лежит в основе театра Островского. Это театр частного человека. Интерес к частной жизни. Это изменение создает разнообразие театра Островского. Островский - один из самых толерантных русских писателей. Гуманистический театр, где человек важнее, чем его идеология и его взгляды. Пример – «Таланты и поклонники».
Мелузов/Великатов.
КОНЕЦ! Обратить на пассаж Мелузова.
Островский признает, что у человека могут быть другие идеалы. Человек выше, чем жесткие принципы. Человек выше любых утверждений. Все, через частную жизнь. Все вторично. Необычная жанровая система Островского. Нет абсолютного равенства и неравенства> преобладающий жанр - комедия."Бедная невеста". Островский предпочитает комедии. Всего у него три драмы – «Гроза», «Бесприданница», «Грех да беда на кого не живет». Смерть - критерий. Они заканчиваются смертью героини. За простым ответом большая глубина. В мире нет равенства. Смерть - единственное, что непоправимо. Самоубийство - опрометчивый поступок. Не надо с ним торопиться. Все может измениться. Островский был очень популярен. Особенно в Москве. С критикой Островский имел более сложные отношения. «Гроза» - пик славы. У критика. После этого в 60х гг интерес к Островскому падает. Девиз "исписался". Новаторство становится спорным. Репертуар драматургии. Установка на абсолютную новизну. А у Островского репертуар. Он учил молодых драматургом писать (пьесы в соавторстве). После смерти Островского его пьесы уходят из репертуара. Потом возвращается в новом качестве.
Поэзия
Со смерти Лермонтова до 80х гг - непоэтическое время. За небольшим исключением ( 50е- сборники Фета, Некрасова, Тютчева, Плещеева, Случевского). Только Некрасов был известным поэтом. Фет не был никому известен. Некрасов родился в 21 г. Происходил из помещичьей семьи. Не закончил гимназию. Много мифов. Многие из них создал сам. Отправляется в Питер в 1838. Отец думает, что он будет поступать в военное училище. А у Некрасова две цели - поступить в университет и стать великим поэтом. Вез с собой тетрадку стихов. Книжку издал в 40ом – «Мечты и звуки» - эпигонские романтические стихи. Не пользовался успехом этот сборник, хотя критика приняла благосклонно. Отец был им недоволен. Отказал ему в поддержке. Начинается период бедствий Некрасова. Нищета. Жизнь на грани голодной смерти. Некрасов рассказывал, как снимал комнатку. Задолжал хозяину. Хозяин поменял в комнате замок. Некрасов оказался на улице. В этот момент он сказал себе, что не умрет с голоду, а станет миллионером. Жизненная стойкость, коммерческая хватка. Сотрудничает в мелких журналах. Пишет в фельетонах. Не брезгует лубочными сочинениями. Описание в стихах музея восковых фигур. Драматургия. Пишет водевили под псевдонимом Перепельский. Сильно опускается. То, что написано до 45г, он не считал литературой, не перепечатывал. Некрасов пересмотрел свое представление о поэте. Поэт говорит особенными словами об особенных вещах. Так он считал раньше. Теперь он начинает понимать поэта как человека, который говорит с читателем на его языке. Публика в праве требовать от поэта того, что ей интересно. Представление о месте публики. Постепенно он выбивается. Знакомится с Белинским, Герценым, Огаревым. 1845г-второй дебют. Стихи. Стихи, которые нравятся Белинскому. "В дороге" - первое настоящее стихотворение. 1847 г - начинает с Панаевым издавать «Современник». Некрасов - самый противоречивый из всех писателей, о которых мы говорили. Личность в противоречии по отношению к творчеству. Некрасов становится богатым человеком. Ведет жизнь богатого человека. Человек пишет одно, а делает другое.
История с Белинским и «Современником».
Некрасов издал два сборника - успех натуральной школы. Белинский тоже хочет издать сборник. Поправить свое материальное положение. Белинскому писатели его круга бесплатно дают ему свои материалы. А в 1846 г Некрасову приходит мысль издавать журнал, и Белинский соглашается. Современник под руководством Некрасова с 1847 г. Предполагалось, что Белинский будет совладельцем. Некрасов не хочет делиться доходами. Некрасов отказался формально дать ему право на доходы от журнала. Логика: Белинский умирает. После его смерти права на доходы получит его жена, которую никто, кроме самого Белинского, не любил. Серьезный удар по репутации Некрасова. Он делец, а не истинно духовно развитой человек. К нему относятся с подозрением. Некрасов никогда не раскаивался. С 1847 г издает «Современник», который в 1866 закрыт. С 1867 до конца жизни «Отечественные записки». Сборник - стихотворения Некрасова- 1856. Отношения с женой Панаева, которая становится гражданской женой Некрасова (?). Яркая женщина из актерской среды. Они жили втроем в одной квартире. Панаевский цикл. Мучительные чувства. 1863г завершился роман. Они расстались после смерти Панаева. Тяжелый период. Стали появляться мемуары. Фрагменты из писем Белинского опубликованные Тургеневым. С женщинами было плохо. Содержал французскую актрису. К концу 60х жизнь установилась. Новый круг общения. Адвокаты инженеры. Последняя женщина - Зинаида Николаевна . Очень из простых. Единственная женщина, на которой он женился. 1876г-ощущает себя больным. Ипохондрик. Последний сборник – «Последние песни» 1877 г. Стихи, написанные за последний год жизни. Незадолго до смерти обвенчался с Зиночкой. Хотел дать ей формальное право на наследство. Умер в 77(8). Похороны вылились в манифестацию.
5) Статья Чуковского «Поэт и палач».
Правда и не совсем проведенная информация ^^
Поэзия
Тема народа. Количественно не самая большая тема («Кому на Руси» не в счет). Два взгляда на народ – «В дороге»(1), «Зеленый шум», «Огородник» (2)
1)народ как объект этнографического изучения, натуральная школа
2)народ, который увиден собственными глазами (Кольцов)
Стихов первого типа больше. Но Некрасову было свойственно соперничество с Кольцовым, который умер в 1852. Некрасов быстро Кольцова победил "Зеленый шум". Это кольцовское стихотворение, оно выше Кольцова. Некрасов - сатирик. Массив городской поэзии («О погоде», «На улице»). Мрачный. В отчаянии. Бодлеровские мотивы. Элементы сатиры. Любовная поэзия. Панаевский цикл. Новатор – вводит в поэзию любовный быт. Непосредственность любовной поэзии. Женщина как товарищ по борьбе. Любовь к падшей женщине. Дидактический элемент. Некрасов любит поучать. Гражданская поэзия. (революционный подвиг) стихи на смерть великих людей. Только Чернышевскому написал при жизни («Пророк»). Жертва собой. Традиционная лексика (декабристская традиция). Но те же слова более предметно звучат. Предметность. Материалистичность. Тема поэта и поэзии ( Некрасов скромный). Нет понятия о поэте как о пророке. Пророк - человек, пожертвовавший собой. Некрасов осознавал, что поэзия - это слова, написанные на бумаге, одно дело пойти на каторгу, а поэзия - другое. Некрасов пишет о том, о чем пишет ,потому что на другую тему писал бы хуже.
6) Фет – Бухштаб "Фет :очерк жизни и творчества".
Антон Павлович Чехов
1860-1904
Продолжение
Начинает как юморист. Необычно для писателя такого уровня. Лейкин берет его под покровительство. У Чехова была способность вызывать любовь у влиятельных людей. До 1886 г продолжается период многописания (по рассказу в день). В 1886г Чехова замечает Григорович и пишет ему письмо, где призывает отказаться от рассказов и взяться за роман, а Чехов романа не написал. С 1886 обращается к более серьезным рассказам. 1886-1888- "В сумерках" и "Хмурые люди". Рассказы новеллистического типа. Более мрачные вещи составили ему репутацию мрачного писателя. 1888г- переломный. Берется за большое произведение. Заканчивает повесть "Степь". Вторая повесть "Скучная история" тогда же написана. (лучшее произведение, написанное о московском университете). 1890г- порвав с Лейкиным и дружа с Сувориным ( издатель и редактор газеты «Новое время»). Знакомство с Сувориным не украшает Чехова. Чехов и с ним порвал тоже, но поздновато. Чехов отправляется в поездку на Сахалин с удостоверением корреспондента нового времени. Результат поездки - книга "Остров Сахалин".
! Видел Соньку Золотую ручку!
Поездка на Сахалин - импульс гаршиновского типа. Чехов посетил очень экзотические места. Декабрь 1990- возвращение в Россию. Повесть "Гусев" написана по дороге домой. Рассказ "В ссылке" и "Убийство". Обычно творческий путь Чехова делят на две половины: до Сахалина и после Сахалина. Переходит в разряд больших настоящих писателей. Покупает имение Мелихово, где живет до 1899 безвыездно. На это время приходится единственная романтическая история в жизни Чехова (Мезинова). История, которая отразилась в Чайке. 1891- женится на актрисе художественного театра Ольге Леонардовне Книплер, которая была средней актрисой. Пережила Чехова. Беспокойная жена покойного писателя. J К 1897-1898 Чехов узнает, что болен туберкулезом. Стремился лечиться. Купил дом под Ялтой, это связано с тем, что стремился лечиться. Там он провел последние годы жизни. Сохранил хладнокровие, зная, что болезнь смертельна. Незадолго до смерти получил предложение об издании собрания сочинений от издателя Маркса. Чехов согласился. Маркс потребовал, чтобы ему были предоставлены рукописи. В результате рукописи погибли. Незадолго до смерти врачи предложили Чехову отправиться в Германию на курорт Баденвейлер, куда Чехов прибыл в 1904 и где скончался. Некоторые считают, что это была врачебная ошибка. Там же был поставлен Чехову первый памятник. Похоронен на Новодевичьем. "Я уверяю вас, что в России никогда не будет революции"- написал Чехов в одном из писем. Для Чехова это органично. Оказалось, что он не прав.
Проза Чехова
Много заимствует черты эпохи: безыдейность, отказ от позиции пророка, оставался верен этому отказу до конца жизни. Легко видеть на тематическом уровне презрение к идеологическим спорам ("Дом с Мезонином") Спор лишь обрисован и не очень понятно, кто победил, но это не важно. "Философствующая мелюзга". Вера в то, что наша точка зрения и наши концепции обусловлены той ситуацией, в которой мы находимся. Репутация борца с умственными эпидемиями. Детерминированность не только внешняя, но и внутренняя. Человеку трудно различить духовность и физиологию. "Черный монах". Человек в плену у своего организма. В идеологических спорах Чехова нет правых и не правых, но это не значит, что правого человека нет. ("Палата n6")
Драматургия Чехова
Довольно много пьес. Писал пьесы и в ранний период. "О вреде курения", "Юбилей", "Свадьба". Больший успех ему принесла пьеса "Иванов", где традиционный сюжет и традиционные драматургические приемы. Самое значимое наследие Чехова: поздние пьесы. Именно они и принесли Чехову международную славу. Чехов оказал огромное влияние на драматургию. Популярность Чехова основана на недоразумении. Причиной такой популярности является не сам Чехов, а художественный театр, Станиславский и Данченко. Чехов - плохой драматург, которого смогли поставить. Чехов хороший писатель, но плохой драматург. Если бы не художественный театр, его ждала бы судьба Тургенева.
"Чайка"
Сначала ставилась в Александринском театре и провалилась. Мнение: плохо поставили. Евтихий Карпов(!) -режиссер в традиционном смысле слова. В театре 19 века не было режиссера как интерпретатора. Фигура режиссера интерпретатора - заслуга художественного театра. Режиссер берет на себя ответственность за спектакль. До этого пьеса ставилась так, как написана автором. Когда Чайка провалилась в Александринке, отвечает за это Чехов. Когда Чайка имеет успех, отвечают за это Станиславский и Немирович-Данченко. Скука как свойство>скука как тема. Чеховская Драматургия не существует без режиссера. Чайка > «Дикая утка» Ибсена. «Чайка» - самая плохая пьеса у Чехова. Плохая ли актриса Нина Заречная? Неопределенность. Чехов не чувствует специфику драматического рода. Речь не имеет смысла того, какой она имеет в нормальной драматургии. Аморфность. Ограниченность драмы. Само понимание человека в драме ограничено. Человек - это то, что он говорит, и то, что он делает. Это редукция. У Чехова герои никогда не равны тому, что они говорят. Театр существует только современный. Станиславский начинает с Алексея Толстого. Материал Чехова не сопротивляется. Режиссер утверждает власть над тем, что происходит на сцене. Революционное явление. МОЖНО ВСЕ! МОМЕНТ АБСОЛЮТНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ РЕЖИССЕРА И ДРАМАТУРГА!!!
Толстой > о Шекспире и о Чехове