А) мощи свт. Иоасафа Белгородского (акафист)
Старый Оскол
Дом свящмч. Онуфрия (экскурсия).
23 января (4 февраля) 1923 года в Киеве хиротонисан во епископа Елисаветградского, викария Херсонской епархии. 6 февраля прибыл в Елисаветград[3].
Через несколько дней к нему пришёл уполномоченный обновленческого ВЦУ Трофим Михайлов и спросил: какой он придерживается церковной ориентации? Епископ Онуфрий ответил: «Я не признаю и никогда не призна́ю ВЦУ и его „архиереев“ и „иереев“ и подчиняюсь только непосредственным каноническим начальникам — митрополиту Михаилу и епископу Прокопию». На следующий деньпосле визита уполномоченного, спустя всего шесть дней после хиротонии, епископ Онуфрий был арестован. Его обвинили в том, что он, приехав, не зарегестрировался в админотделе НКВД, как того требовали тогдашние порядки, возглавил незарегистрированное местное церковное управление и в шпионаже, на осовании того, что Онуфрий с интересом расспрашивал сотрудника ГПУ, который пришёл брать его под арест об организации, в которой он служил. Подлинной причиной ареста был отказ поддержать обновленческий раскол. Отправлен в тюрьму — сначала Елисаветград, а затем Одессы[3].
В мае 1923 года освобождён и выслан в Кривой Рог.
Активно выступал против обновленческого движения, направлял послания верующим, писал статьи апологетического, поучительного и исторического характера. В октябре 1923 года вновь арестован, отправлен в Харьковскую тюрьму. В январе 1924 года освобождён под подписку о невыезде из Харькова. Продолжал обличать обновленцев и вести обширную переписку со своими духовными детьми и почитателями.
Также выступал против инспирированного властями григорианского раскола, лидеры которого выступали против Патриаршей формы управления Церковью.
В декабре 1926 года вновь арестован и выслан на Север, в село Кудымкар, где владыке было запрещено читать церковные молитвы в храме во время богослужений и петь на клиросе. В ссылке продолжал писательскую деятельность. В октябре 1928 года арестован и заключён в тюрьму города Тобольска, откуда его по этапу его отправили в ссылку в город Сургут на Оби, а затем в дальнее село Уват. Остался верен заместителю Патриршего Местоблюстителя митрополиту Сергия (Страгородского).
В конце 1929 году переведён в Центральную Россию, избрал для проживания город Старый Оскол, после чего митрополит Сергий учредил там новую епархию и назначил владыку епископом Старо-Оскольским. Власти разрешили ему совершать богослужения только в одном храме Старого Оскола и запретили выезжать в районы епархии. Его трижды выселяли из квартиры. Был очень любим своей паствой за благочестие, молитвенно-истовое служение.
В марте 1933 году был арестован, три месяца находился в тюрьме города Воронежа.
С 11 августа 1933 года — епископ Белгородский, управляющий Курской епархией.
С 22 ноября 1933 года — епископ Курский. С 30 января 1934 года — архиепископ Курский и Обоянский.
И в этой епархии ему было разрешено служить только в одном храме.
В июле 1935 года арестован по обвинению в создании контрреволюционной группировки. Обвинялся в том, что слишком часто проповедовал (в том числе критиковал теорию Дарвина), оказывал материальную помощь освободившимся из заключения священнослужителям, благословлял совершение монашеских постригов. Виновным себя не признал. 4 декабря 1935 приговорён к лишению свободы сроком на десять лет. Был отправлен отбывать наказание на Дальний Восток, находился в совхозе НКВД на станции Средне-Белая Амурской области. Вместе с ним в лагере отбывали наказание и другие священники, в том числе Виктор Константинович Каракулин (1887 — 7 мая 1937), умерший от непосильных работ и причисленный к лику святых в 2000 году.
27 февраля 1938 года против него было возбуждено новое уголовное дело, был отправлен в тюрьму в Благовещенск Хабаровского края. 17 марта приговорён к смертной казни, затем расстрелян. Расстрел произведен 1 июня 1938 года.
Холки
Свято-Троицкий Холковский монастырь(также Холков-Царёв-Николаевский монастырь) — единственный действующий пещерный монастырь в Белгородской области. Располагается в Чернянском районе у села Холки в 10 километрах к юго-западу от посёлка Чернянка и в 15 километрах к северо-западу от города Нового Оскола, на правом берегу реки Оскол при впадении в неё реки Холок.
Пещеры монастыря находятся на террасе одного из меловых холмов, входящих в состав небольшого хребта, который некогда называли Жестовыми горами. Спорным остаётся вопрос о происхождении Холковских пещер. Неизвестно, сами ли монахи их вырыли или они уже существовали ранее, однако считается, что они искусственного происхождения.
Через несколько лет после появления на Осколе города-крепости Царев-Алексеев, в 1655 году переименованного в Новый Оскол, в 18 километрах от него была образована слобода Чернянка. Именно поэтому монастырь назывался Царёвым, название пошло от города-крепости.
По преданию, монастырь располагается на том месте, где произошла встреча князя Игоря Святославича и его брата Всеволода перед их походом на половцев в 1185 году. Этого же мнения придерживается известный археолог Светлана Плетнёва[1][2].
Судя по технике строительства пещер, предположительно монастырь был основан в XIV веке монахами Киево-Печерской Лавры. Холков-Царев-Николаевский мужской монастырь впервые упоминается в 1620 году. Его настоятель в то время — инок Геласий. В 1650—1700 годах построен подземный Троицкий храм. Его купол был выложен из кирпича.
Белгород
1. Преображенский собор. Святыни:
А) мощи свт. Иоасафа Белгородского (акафист)
17(4 по ст.ст.) сентября 1911 г., согласно Определению Священного Синода, состоялось прославление святителя Иоасафа в лике святых и обретение его чудотворных мощей.
В декабре 1920 г. мощи Святителя были вскрыты и отправлены в музей религии и атеизма, размещенный большевиками в Санкт-Петербургском Казанском соборе. Спасенные верующими сотрудниками музея от уничтожения мощи были спрятаны в грунте на чердаке собора.
28 февраля 1991 г. мощи были обретены и освидетельствованы. Из Преображенского собора Санкт-Петербурга мощи были доставлены в Богоявленский собор г.Москвы, затем - в Курск, а оттуда - в Белгород. 16 сентября 1991 г. мощи святителя Иоасафа были перенесены торжественным крестным ходом, возглавляемым Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, в Преображенский кафедральный собор г. Белгорода, где было совершено всенощное бдение, а на следующий день - Патриаршая Божественная Литургия и молебен Святителю. С тех пор мощи святителя Иоасафа пребывают в Преображенском соборе.
В 1997 г. в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, а в 1998 и 1999 годах - в праздник Преображения Господня мощи Святителя переносились крестным ходом в Иоасафовский собор, где находились до 16 сентября, когда снова возвращались крестным ходом в Преображенский собор. Таким образом, установлена новая традиция в почитании Святителя.
Б) Икона Пресвятой Богородицы "Знамение"
С историей прославления и обретения мощей святителя Иоасафа связаны еще два воистину чудесных события, происшедших в последние годы. Первое из них - передача нашей епархии бесценных реликвий - скуфьи, парамана и четок, принадлежавших Святителю. Эти вещи были найдены в Москве художницей Галиной Викторовной Вороновой в квартире ее знакомой - Ксении Евгеньевны Топилиной, умершей в конце апреля 1997 г. Принадлежность реликвий Святителю была установлена священнослужителями Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Второе событие - чудесное обновление иконы Пресвятой Богородицы "Знамение", которая была найдена в одном из полуразрушенных домов Белгорода. Эта икона и икона Святителя Иоасафа - подобная по ей по размеру и материалу - были помещены на застекленной витрине рядом с документами, свидетельствующими о вскрытии мощей Святителя на развернутой в музее с 17 сентября по 17 ноября 1998 г. выставке "Дорогою любви Христовой", посвященной памяти Святителя. Икона "Знамение", вначале целиком покрытая ржавчиной, за время проведения выставки (когда к иконе под стеклом не прикасалась рука человека) чудесно просветлела: ржавчина постепенно исчезла с лика и рук образа Пресвятой Богородицы, с лика и нимба над головой Богомладенца, затем - с подписи под иконой. Сотрудники музея, в числе которых были и люди неверующие, видя это явное чудо, составили соответствующий Акт, заверив его своими подписями и печатью музея, а икону передали 7 декабря 1998 г. настоятелю Преображенского кафедрального собора протоиерею Олегу Николаевичу Кобцу.
В) Икона "Николая Ратного"
Иконе святителя Николая, именуемой "Николай Ратный" - более 500 лет. По преданию, она защитила жителей села Устинка (Шебекинский район) от нападения монголо-татарских войск. Увидев неприятеля, насельники Николаевской пустыни, находившейся в селе, вышли навстречу ему с иконой сет. Николая Чудотворца. Переправлявшиеся через реку татары вдруг остановились, начали тесниться и падать с плотины, в воду. В советские годы почитаемая икона была утеряна. Обретение святыни произошло в 1995 г. Сегодня она находится в Преображенском кафедральном соборе г. Белгорода.