Песенный стиль воронежско-белгородского пограничья

. В настоящее время в отечественной музыкальной фольклористике одной из актуальных проблем является научно-обоснованное выявление границ и системное описание локальных песенных стилей, поскольку именно на этом уровне универсальные наддиалектные законы музыкально-фольклорного мышления реализуются в конкретных жанровых формах и специфически местной музыкальной лексике - словаре клишированных ритмиче-ких и мелодических формул

Хотя в фольклористической науке и предпринимались попытки определить территориальную структуру русской народной музыкальной культуры, они имеют предварительный характер, так как до сих пор большинство песенных традиций остается не описанными, не выявлены и их территориальные границы.

Практически всеми фольклористами признается наличие различных песенных систем, но каждый из исследователей вкладывает в это понятие свое содержание Поэтому одна из актуальных задач этномузыкологии - выстроить иерархическую систему признаков, действующих как дифференцирующие на уровне региональных, локальных и узколокальных песенных традиций

Локальные песенные стили - динамические системы С одной стороны, они открыты для культурного взаимодействия и испытывают на себе влияние соседних песенных стилей и сами влиять на них, в результате чего происходит их взаимообогащение и формирование более крупных - региональных -песенных систем

С другой стороны, локальные песенные системы стремятся к сохранению самобытности, о чем свидетельствует самосознание их носителей В настоящее время возрастает актуальность системного исследования всех компонентов локального песенного стиля или, иными словами, музыкального диалекта. Значимость таких работ увеличивается многократно, если учесть, что народные традиции стремительно разрушаются или находятся в стадии почти полного угасания

Песенная традиция воронежско-белгородского пограничья, несмотря на снижение уровня исполнительского мастерства, сокращение песенного репертуара, разрушение обрядовой системы, имеет достаточную сохранность и в живом бытовании, и в коллективной памяти, что позволяет описать структуру музыкального диалекта, в которой прослеживаются системные связи всех компонентов

Необходимо выявление критериев для музыкально-диалектного членения традиционной русской народной музыкальной культуры, в установлении и размежевании признаков, являющихся определяющими для региональных, локальных и узколокальных песенных систем

Уже к концу XIX века в музыкальной фольклористике закрепились представления о том, что русский песенный фольклор существует во множестве локальных разновидностей По мере накопления музыкально-этнографических материалов проблема определения песенных стилей встала со всей очевидностью Это побудило В Л Гошовского в 60-е годы XX в ввести в научный обиход по отношению к музыкально-фольклорным традициям заимствованное из языкознания понятие «диалект»

Региональные песенные системы, их границы и названия были впервые выделены и в общих чертах описаны В М [Дуровым в статье «О региональных традициях в русском народном музыкальном творчестве», написанной в 1977 году и опубликованной в 1986-м Однако единые классификационные признаки для разграничения региональных песенных стилей были недостаточно разработаны (в обосновании учитывались три комплекса признаков характер бытования, музыкальная стилистика, исполнительские приемы), а их территориальные границы обозначены скорее эмпирически В М Щуров назвал семь основных региональных традиций севернорусская, южнорусская, среднерусская, запад- норусская, средневолжская, уральская, сибирско-алтайская Позже ученый внес в этот перечень коррективы, объединив уральские, сибирские и алтайские традиции в уральско-сибирский ареал и выделив в качестве самостоятельного ареал казачьих традиций Кроме того, В М Щуров предложил следующую иерархию в районировании песенных традиций ареальные — зональные — региональные — локальные

Выявление региональных традиций разрабатывалась Е В Гиппиусом, который и опредечил пути ее решения Он считал, что «наиболее общими определительными признаками каждой региональной песенной системы являются а) состав жанров, б) иерархические формы их взаимосвязей по отношению к централизующему жанру каждой песенной системы, в) определяемые данной жанровой системой типы напевов в конкретных формах интонирования и группы ассоциативно связанных с ними поэтических текстов»

Кроме того, по мнению исследователя, важно учитывать также региональную жанровую терминологию, жанровые виды слоговых и внутрислоговых форм песенной мелодики и региональные жанровые виды фактур совместного пения.

Сходной точки зрения придерживается и В А Лапин, считающий одним из определяющих локальный песенный стиль признаков «жанрово-стилевую доминанту»

Важным этапом в разработке типологии песенных стилей является разграничение коренных песенных традиций и традиций вторичного формирования, предложенное М А Енговатовой в публикациях по Ульяновскому Заволжью Песенные стили, складывавшиеся в среде переселенцев, которые осваивали новые незаселенные земли, являются действительно вторичными, так как представляют собой результат взаимодействия традиций различных метрополий и дальнейшего эволюционного развития К такого рода традициям относится и исследуемый нами песенный стиль воронежско-белгородского погра-ничья

Для решения проблемы музыкально-диалектного членения русской этнической территории в последнее время важную роль приобретают ареальные исследования музыкального фольклора Теоретические основы таких исследований на основе метода картографирования содержатся в работе О А Пашиной «Картографирование и ареальные исследования в этномузыкологии», где она в качестве единиц картографирования выделила ритмические и мелодические типы и виды многоголосных фактур

Особое внимание было обращено на необходимость поиска и картографирования системных признаков песенных традиций, поскольку именно они позволяют выявить внутреннюю структуру ареалов, а также «установить зависимость между внутренней организацией самих напевов и закономерностями их территориального распределения»4

Южнорусская традиция на сегодняшний день представлена немалым количеством публикаций и исследований В одной из своих работ Е В Гиппиус показал ее специфику в отличие от коренных традиций восточных славян на территории русско-украинско-белорусского пограничья Он считал, что централизующим компонентом жанровой системы на юге России являются хороводные песни, в которых «определяющее значение приобретает синхронная форма связи музыкального ритма с ритмом пляски», а свадебные песни типологически родственны хороводным. В качестве характерной особенности совместного пения в южнорусском регионе он выделил такой признак, как «осознание узкообъемных большетерцовых (в меньшей степени - малотерцовых)

Системное описание южнорусского певческого стиля впервые предпринял В М Щуров в известном исследовании «Южнорусская песенная традиция», употребив это название в том значении, в каком оно используется в современном этномузыкознании (в XIX веке южнорусскими называли песни украинских переселенцев на юге России)

В М Щуров определил следующие признаки, характерные для южнорусской региональной песенной традиции система хороводных игр в подвижном темпе, свадебные песни в подвижном темпе, организуемые типовыми ритмо-формулами, многоголосная фактура с плотным, тесным расположением голосов, звонкая прямая подача звука, «использование эффектов полиладовости, политональности и гармонической полифункциональности, полиметрии, полиритмии, полиструктурности» Автор также отметил, что «южнорусская региональная песенная традиция складывалась из совокупности узколокальных традиций, сложившихся в том или ином селе, группе сел, определенном этнографическом районе Границы внутри региональных песенных манер в ряде случаев обусловлены хозяйственно-административными

К настоящему времени одним из наиболее изученных является курский регион Е Буромцева описала свадьбу западных районов области, К В Квитка, а позже А Н Иванов изучали курские кугиклы, А В Руднева — народную хореографию и связанные с ней песни, Е А Дорохова - масленичные песни и отдельные очаговые традиции курского Посеймья

Несколько статей, описывающих локальные песенные стили, опубликованы автором настоящего исследования Они посвящены верхнемамонской песенной традиции очагового типа в Воронежской области, среднеоскольской традиции на Белгородчине, традициям воронежско-липецкого и воронежско-белгородского пограничий

Теоретические и методологические основы исследования. Проблема выделения локального песенного стиля решается благодаря системному подходу к изучению народных традиций с опорой на методологические принципы, предложенные Е В Гиппиусом

В качестве главного аналитического инструмента используется методика отечественной структурно-типологической школы музыкальной фольклористики, концептуальные теоретические основы которой изложены в работах ЕВ Гиппиуса В ее основе лежит представление о том, что всякое явление культуры имеет как поверхностную, так и глубинную структуры Поэтому, как пишут последователи ученого Б Б Ефименкова, М А Енговатова, «задачей науки стало не эмпирическое описание отдельных реалий культуры, а выявление их скрытых структурных моделей, без которых невозможна систематика эмпирически пестрого материала, ибо количество таких моделей конечно, тогда как число их интерпретаций может быть бесконечным»8

Е В Гиппиус предложил раздельное моделирование всех структур, входящих в систему фольклорного текста, а затем установление способов их координации между собой

Применяемая нами методика ритмического анализа, продолжающая идеи К Колессы и К Квитки, разработана в работах Б Б Ефименковой При анализе звуковысотной организации напевов мы опирались на методику, предложенную М А Енговатовой и Б Б Ефименковой

Кроме уже упомянутых работ методологической направленности, широко привлекались и другие музыковедческие труды Ю Н Холопова о модальных ладовых системах, К В Квитки, Ф А Рубцова, Т А Старостиной и других ученых о ладовом строении русских народных песен, М Г Арановского о структуре музыкального текста, Т А Бершадской, М А Енговатовой и Б Б Ефименко-вой о специфике русского народного многоголосия и проч

В настоящее время для решения проблемы выделения локального песенного стиля активно используется и метод картографирования музыкально-этнографических компонентов традиционной культуры, который стал одним из основных и в нашем исследовании Картографирование как наглядный способ показа территориальных различий в народных обрядах и обычаях, закрепившийся в этнографии с 1980-х годов, получает все большее распространение и в музыкальной фольклористике

Наконец, нами использовался и сравнительный метод, который помог лучше понять специфику песенного стиля воронежско-белгородского пограни-чья в контексте соседних музыкально-фольклорных традиций

В воронежско-белгородском пограничье сложился песенный стиль, обладающий специфическими признаками, которые выделяют его среди других песенных традиций южнорусского региона, это подтверждается историко- этнографическими данными, языковыми диалектами, особенностями материальной культуры,бытованием жанров, фактурным различиям или сходствам,и исполнительским особенностям которые и обеспечивают стилистическую общность.

Осуществлено целенаправленное сплошное обследование западных районов Воронежской и восточных районов Белгородской областей Работа проводилась по специально разработанным вопросникам и репертуарным спискам, позволявшим максимально зафиксировать как этнографический комплекс, так и традиционный песенный репертуар, в том числе и в многомикрофонных записях Всего было обследовано 112 населенных пунктов, расположенных в Репьевском, Острогожском, Каменском, Хохольском, Нижнедевицком районах Воронежской области, а также в Алексеевском, Краснинском, Красногвардейском, Чернянском, Ста-рооскольском, Новооскольском и Волоконовском районах Белгородской области

На этой территории было записано около 4000 песен, большинство из которых нотировано автором и студентами ВГАИ В качестве дополнительного материала привлекались нотные публикации народных песен Е Кустовского, В М Щурова, И И Веретенникова, А В Горбатовской, А Н. Иванова и Белгородского центра народного творчества Исключительно важными являются нотные публикации южнорусского фольклора В М Щурова, где центральное место занимают записи из воронежско-белгородского пограничья, которые были сделаны в 1960-1970-е годы, то есть на 30-40 лет раньше, чем записи Кабинета народной музыки ВГАИ Этот временной отрезок оказался очень показательным для характеристики масштабов и темпов угасания традиционной культуры

Заселение этой территории из разных мест определило и характер сложившейся здесь традиции, которая относится к традициям вторичного формирования

В качестве доминантных в ней выделились жанры хороводной и протяжной песни, находившиеся в исторический период формирования традиции (то есть во второй половине ХУН-ХУШ вв ) в продуктивной стадии своего бытования Именно на уровне этих жанров происходила выработка специфически местных стилевых особенностей

Хороводные песни на этой территории можно считать централизующим компонентом жанровой системы, поскольку они оказали большое влияние на свадебные. Это выражается в частичной общности их ритмических, композиционных форм и мелодических типов, а также в наличии алилешного рефрена в обоих жанрах Тесная взаимосвязь хороводных и свадебных песен привела к возникновению яркой жанрово-стилевой доминанты (термин В А Лапина) в данной традиции

Жанр протяжной песни оказался в условиях формирующейся в XVII веке традиции весьма актуальным и исключительно отзывчивым на художественные запросы своего времени Протяжная песня получила исключительное развитие на уровне мелодики, композиции, ладовых красок, многоголосия и исполнительской импровизации Она повлияла на так называемые прощальные песни невесты в свадебном цикле, всегда более лиризованные, чем другие, а также на медленные хороводные (шапочные) песни, сопровождающие обрядовые шествия

На уровне обрядовых жанров фольклора (свадебных и календарных песен), консервативных по своей природе и очевидно относящихся к более ранним, принесенным переселенцами из метропольных традиций, консолидации не произошло

В свадьбе процесс формирования общности как в плане сценария ритуала, так и песенного репертуара, видимо, начался, но не завершился О взаимодействии различных переселенческих традиций свидетельствует избыточность ритмических форм напевов в свадебном цикле, однако большая вариативность свадебного сценария и обрядовых функций свадебных песен говорят о том, что традиции метрополий практически до середины XX века оставались значимыми

Наши рекомендации