Послание к филиппинцам: дружеское письмо с благодарностью
Церковь в Филиппах, по-видимому, была у Павла любимой. Он неоднократно получал от нее финансовую поддержку (Флп. 4:15-20; 2 Кор. 11:7-9). Послание к филиппийцам поэтому выделяется самой личной интонацией из всех посланий, которые он писал к церквям. В сущности, это благодарственное письмо за недавнее вспомоществование (Флп. 4:10,14), которое было прислано с Епафродитом (Флп. 2:25).
Во время своего путешествия или после доставки вспомоществования Епафродит тяжело заболел, был при смерти (Флп. 2:27). Дома, в Филиппах, услышали о его болезни, и до Епафродита дошла ответная весть, что о нем сильно беспокоятся. Павел, понимая, что Епафродит хочет поскорее вернуться в Филиппы, отправляет его домой с этим посланием (Флп. 2:25-30).
Возвращение Епафродита дает Павлу возможность не только выразить свою благодарность за финансовую поддержку со стороны верующих в Филиппах. Оно также дает ему возможность противодействовать склонности этой церкви к разделениям (Флп. 2:2; 4:2), предостеречь ее относительно иудействующих (Флп. 3) и подготовить церковь к приближающемуся визиту в нее Тимофея и, если Бог даст, самого Павла (Флп. 2:19-24)172. (172 «Епафродит» является полной формой имени «Епафрас», которое встречается в Послании к колоссянам. Однако у нас нет достаточных оснований отождествлять Епафраса, основателя церкви в Колоссах, с Епафродитом, посланником церкви в Филиппах)
Павел пишет это послание, находясь в узах («узы мои», Флп. 1:7,13). Но о котором из своих заключений в узы он говорит? По-видимому, не о заключении в Кесарии, потому что там он не смог бы проповедовать так свободно, как это подразумевается в Флп. 1:12-13 (сравни Деян. 24:23). Кроме того, Павел не мог не знать, что освобождение его в Кесарии, то есть на иудейской территории, почти немедленно закончилось бы расправой над ним; на безопасность он мог рассчитывать, только потребовав суда кесаря и отправившись в Рим под охраной. Однако в Флп. 1:25; 2:24 (как и в Флм. 1:22) Павел выражает надежду на скорое освобождение.
Более приемлемым выглядит вариант Ефеса. Павел пишет, что надеется послать Тимофея в Филиппы (Флп. 2:19,23); а Лука пишет, что Павел послал в Филиппы Тимофея и Ераста из Ефеса (Деян. 19:22; однако, если это действительно параллельные места, почему же Павел в Флп. 2:19-24 не упоминает Ераста?). Аргументация против иудействующих в Флп. 3 напоминает раннюю аргументацию Павла в те времена, когда он жил в Ефесе (но остается и такая возможность, что позднее угроза со стороны иудействующих заставила его вернуться к старой полемике).
Более того, древние надписи свидетельствуют, что отряд преторианской гвардии некогда размещался в Ефесе, а Павел упоминает преторианцев в Флп. 1:13. Сходным образом, фраза «кесарев дом» (Флп. 4:22) может подразумевать имперских должностных лиц в Ефесе. Согласно Книге Деяний, Лука был спутником Павла в Риме, но не в Ефесе. То, что Павел не упоминает Луку в Послании к филиппийцам, как он делает это в Кол. 4:14 и в Флм. 1:24, предполагает, следовательно, что он писал Послание к филиппийцам во время уз в Ефесе (но если он писал его в конце своего заключения в Риме, длившегося по меньшей мере два года, то Лука к тому времени мог уже расстаться с Павлом, так что это молчание в качестве довода не является решающим).
В пользу Ефеса в качестве места создания высказывают и такое соображение: Павел, если бы писал Послание к филиппийцам позже, то есть в Риме, вряд ли стал бы утверждать, что филиппийцам некоторое время «не благоприятствовали обстоятельства», чтобы оказать ему финансовую помощь (Флп. 4:10). Его заключение в Риме было достаточно долгим, чтобы благоприятных возможностей у филиппийцев оказалось в избытке; напротив, ранние узы в Ефесе допускают подобное суждение Павла. (С другой стороны, мы не знаем всех финансовых обстоятельств Павла и филиппийцев. Во избежание обвинений в своекорыстии Павел мог отказываться от личных подношений в тот период, когда собирал пожертвования для Иерусалимской церкви. Эта сдержанность и могла быть причиной того, что филиппийцам «не благоприятствовали обстоятельства»).
Согласно распространенному мнению, сильнейшим доводом в пользу Ефеса против Рима служит то соображение, что текст Послания к филиппийцам предполагал бы слишком много путешествий между Римом и Филиппами (занимавшими поочередно около месяца каждое), тогда как множество путешествий на небольшое расстояние между Филиппами и Ефесом легче укладывается в небольшой промежуток времени. Путешествия в Послании к филиппийцам подразумеваются следующие:
• прибытие в Филиппы известия из Рима о том, что Павел находится в узах в Риме;
• путешествие Епафродита с дарами из Филипп в Рим;
• приход в Филиппы слуха о болезни Епафродита;
• возвращение вести о беспокойстве филиппийцев за Епафродита.
Однако данная аргументация в пользу Ефеса против Рима, по сути дела, недостаточна обоснованна. Все эти путешествия между Римом и Филиппами могли потребовать в общей сложности не более четырех — шести месяцев. Даже допуская некоторые временные интервалы между путешествиями, мы имеем вполне достаточный запас времени в пределах тех двух лет, которые, как нам известно, Павел провел в Риме (Деян. 28:30). А он почти наверняка пробыл там больше двух лет; ведь даже в конце этого периода суд над ним еще не начинался, однако перевод Павла из снимаемого им дома (Деян. 28:16,23,30) в помещения преторианской гвардии на Палатинском холме (Флп. 1:13), его ожидание близкого освобождения (Флп. 1:19-26) и надежда вскоре посетить Филиппы (Флп. 2:23-24) свидетельствуют, по-видимому, что слушание его дела наконец-то началось и суд подходит к концу, и что пишет он, следовательно, после того двухлетнего периода, который упомянут в Книге Деяний.
Более того, филиппийцы могли еще до прибытия Павла в Рим узнать, что его везут туда в качестве узника, так что Епафродит к тому времени, возможно, уже успел отправиться в Рим из Филипп. Или же, с учетом задержки Павла из-за кораблекрушения близ Мальты, Епафродит мог появиться в Риме даже раньше Павла. Римские христиане заранее знали о прибытии Павла, так как встретили его на подходе к городу и сопровождали весь остаток пути (Деян. 28:15-16). Не Епафродит ли известил их? Следовательно, при хронометраже необходимо учитывать только второе, третье и четвертое путешествия; и хронометрические соображения отнюдь не препятствуют допущению, что Павел написал Послание к филиппийцам в Риме.
Что касается доводов против Ефеса, то Павел не упоминает о сборах подаяния для Иерусалима, хотя этот вопрос чрезвычайно занимал его во время третьего миссионерского путешествия, когда он совершал служение в Ефесе; его рассуждения о финансовых делах в Послании к филиппийцам почти наверняка коснулись бы темы этих сборов, если бы он писал его в тот период в Ефесе. Кроме того, не следует забывать, что ефесские узы Павла — факт достаточно спорный, о них ничего не сказано в Книге Деяний, хотя Лука описывает служение Павла в Ефесе очень подробно (Деян. 19).
Что касается доводов в пользу Рима, выражения «преторианцы»173 (173Синод. перевод «претория». — Прим. перев) (Флп. 1:13) и «кесарев дом» (Флп. 4:22) указывают, скорее всего, на Рим174. (174 Поскольку преторианская гвардия в Риме насчитывала около девяти тысяч человек, а в Ефесе — много меньше, тот факт, что «всей претории» сделались известными узы Павла о Христе (Флп. 1:13), некоторыми исследователями рассматривается как довод в пользу Ефеса против Рима. Однако успех благовествования Павла в иных случаях доказывает, что действительно все преторианцы Рима могли услышать о нем, особенно если Павлу удалось часть из них обратить в веру. Или же слово « претория » может здесь означать императорский дворец, а не тот большой отряд воинов, который его охранял) Согласно Флп. 1:19 и далее, на предстоящем суде для Павла решается вопрос жизни и смерти. Следовательно, это должен быть суд кесаря в Риме, поскольку в любом другом случае Павел, безусловно, смог бы воспользоваться своим правом апеллировать к кесарю. Ранняя традиция, изложенная в Маркионовом прологе, тоже называет Рим в качестве места создания этого послания. С учетом приведенных соображений и ввиду слабости контр-аргументации, традиционная точка зрения, предполагающая, что Павел написал Послание к филиппийцам в Риме, остается наиболее обоснованной.
План-конспект Послания к филиппийцам
Вступление: приветствие (Флп. 1:1-2)
I. Личные вопросы (Флп. 1:3-26)
А. Благодарение Павла, его молитва и любовь к филиппийским христианам (Флп. 1:3-11)
Б. Проповедь Павла в темнице, возможность освобождения и готовность умереть (Флп. 1:12-26)
II. Призывы (Флп. 1:27 — 2:18)
А. К достойному поведению (Флп. 1:27-30) Б. К единству через смирение, с примером самоуничижения Христа (Флп. 2:1-18)
III. Отправка Тимофея и Епафродита в Филиппы (Флп. 2:19-30)
IV. Предостережение относительно иудействующих и ЗНАМЕНИТОЕ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ (Флп.3:1-21)
V. Призывы (Флп. 4:1-9)
A. Согласие между Еводией и Синтихией (Флп. 4:1-3)
Б. Радость и упование (Флп. 4:4-7)
B. Возвышенность помыслов (Флп. 4:8-9)
VI. Благодарность за финансовую помощь (Флп. 4:10-20)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ПРИВЕТСТВИЯ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ (Флп. 4:21-23)
Характер Послания к филиппийцам как благодарственного письма обуславливает его неформальные интонации. На всем его протяжении доминирует эмоциональная нота радости. В первой главе — после своего обычного приветствия, благодарения и молитвы — Павел говорит о служении, которое совершает вопреки заключению в узы, даже благодаря нему. Дворцовая стража и римское чиновничество слушают благовестив Павла. Более того, смелость его свидетельства ободряет других христиан, даже тех, кто его не любит. Последние, однако, не относятся к числу лжеучителей, потому что Павел называет их «братиями». См. Флп. 1:1-30.
См. Флп. 2:1-30. Вторая глава знаменита своим отрывком о самоопустошении или самоуничижении Иисуса и о Его превознесении (Флп. 2:6-11). Некоторые ученые считают, что Павел цитирует раннехристианский гимн. Однако гимн это или нет, данный отрывок является отступлением в призывах к единству Церкви через смирение, великий пример которого подал Иисус. Древний мир презирал смирение; христианское учение сделало его добродетелью. В отрывке говорится о существовании Христа до Его воплощения — то есть о Его предсуществовании — и о Его «опустошении» Себя.
Греческий глагол «опустошать», kenoun115, (175Синод, перевод «уничижил», Флп. 2:7. — Прим. перев) породил теорию «кенозиса» при воплощении, теорию воплощения как опустошения (kenosis — родственное данному глаголу существительное). Но от чего «опустошает», от чего освобождает Себя Христос? От метафизических божественных атрибутов, таких как всемогущество, всеведение и вездесущность (хотя и не от нравственных атрибутов Бога, таких как любовь и праведность)? Однако Он нередко проявлял наличие этих метафизических атрибутов, согласно рассказу Евангелий о Его земном служении. От независимого проявления этих атрибутов (ср. Ин. 5:19)? Но совершал ли Он хоть что-либо независимо от Отца? Или просто от внешней славы Своей божественности? Но не подразумевает ли глагольное дополнение «Себя Самого» нечто внутреннее? Возможно еще, что это самоопустошение вообще не связано с воплощением, а относится к последнему выдоху Иисуса на кресте. Если так, наличествует синонимическая параллель с упоминанием смерти в следующем стихе и, возможно, аллюзия на Ис. 53:12: «предал [то есть опустошил, испустил] душу Свою [еврейский эквивалент для «Себя»] на смерть».
Фраза «[и наконец], братия мои» (Флп. 3:1) звучит так похоже на заключительную часть послания (хотя далее следуют еще две главы) и Павел меняет тон так внезапно, что некоторые ученые считают значительный по длине текст, начинающийся в Флп. 3:2, вставкой из другого послания. Но этой теории не хватает рукописных свидетельств. Предпочтительней такие объяснения, как перерыв в диктовке и, возможно, получение свежих известий от церкви в Филиппах об угрозе для нее со стороны лжеучителей. Павел собирался кончить послание, но теперь счел необходимым дополнить его предостережениями относительно иудействующих.
Флп. 3 содержит еще один знаменитый отрывок: автобиографический рассказ Павла о его иудейском происхождении и перевороте в его системе ценностей, совершившемся, когда в его жизнь вошел Христос (Флп. 3:3-14). Однако этот отрывок опять же выглядит отступлением — на этот раз по отношению к предостережению против иудействующих, которые, согласно саркастической оценке Павла, совершают не обрезание, а «членовредительство» (Флп. 3:2). Павел также называет их «псами», то есть презренными тварями, употребляя то самое слово, каким иудеи нередко ругали язычников. Еще одно определение — «злые делатели», иронический отклик на их веру в спасение, заслуживаемое, по крайней мере отчасти, через добрые дела. Напротив, истинное обрезание — это внутренняя вера в одного только Христа Иисуса, без примеси надежды на собственные заслуги.
Иудейский облик Павла был безупречным: 1) обрезание на восьмой день, как и положено по закону Моисееву (Лев. 12:3); 2) происхождение от Израиля; 3) принадлежность к колену Вениамина, предка первого израильского царя, Саула (или Савла, одно из имен Павла); 4) иудейские, а не эллинистические обычаи и наследие (ср. с. 70); 5) фарисейство; 6) ревность о Боге, доходящая до гонений на Церковь; 7) такое тщательное соблюдение закона, что никто не мог упрекнуть Павла. Однако когда Христос вошел в его жизнь, это заставило Павла не просто забыть, но отвергнуть как помеху все его прежние достоинства правоверного иудея. И далее он продолжает отказываться от них, считая их «за сор» (Флп. 3:8), чтобы укрепить свой союз со Христом в воскресении, страдании и смерти Христа. Осознав, что его слушатели могут заподозрить, будто бы он претендует называться совершенным, Павел отрицает это и говорит о рвении, с которым стремится к небесной цели (Флп. 3:12-16). Слово «забывая» здесь означает не вычеркивание из памяти (как если бы такое было возможно), а пренебрежительное отношение по сравнению с открывающимися перспективами.
Темой обсуждения снова оказываются иудействующие, которые противостоят кресту Христову, требуя дел закона, поклоняются собственному чреву, требуя соблюдать пищевые запреты закона, ославляют себя своим срамом, обнажаясь при обряде обрезания, и думают лишь о земном, заботясь о показной обрядности и набожности (Флп. 3:17-19)176. (176 Некоторые ученые считают объектом этого обличения гностиков, исповедующих антиномизм и перфекционизм; однако апелляция Павла к своему иудейскому, в сущности даже фарисейскому, происхождению свидетельствует в пользу отождествления оппонентов с иудействующими на протяжении всей главы Флп. 3) Глава Флп. 3 заканчивается указанием на гражданство или «жительство» на небесах, то есть фигурой речи, имеющей особое значение для филиппийцев, чей родной город был колонией, населенной по большей части римскими гражданами, живущими вдали от своей настоящей родины в Италии. См. Флп. 3:1 — 4:23.
В число разнообразных призывов в Флп. 4 входит мольба о согласии между двумя женщинами из филиппийской церкви, Еводией и Синтихией, бывшими помощницами Павла. Человек, который должен помочь им помириться, — это «[истинный] сотрудник», не названный по имени, если только здесь не обыгрывается значение его имени: «Syzygos [по-гречески — «сотрудник, «товарищ»], по справедливости так именуемый» (Флп. 4:3). Как бы то ни было, Павел просит, чтобы он оправдал свое имя или это описание, способствуя примирению. За призывами к радости, терпению, упованию, молитве, благодарению и возвышенности помыслов следуют обетования о присутствии с верующими Бога, Его мира, а также о возвращении Христа.
В конце Павел выражает благодарность филиппийцам за их недавно присланный дар, а также за их предыдущие заботы. На протяжении всего этого раздела Павел выказывает свою незаинтересованность в личных приобретениях и личных выгодах и, наоборот, проявляет заботу о филиппийцах и выражает уверенность, что они будут вознаграждены за свою щедрость. И наконец, приветствия и благословение завершают послание.
.
Пастырские послания Павла
Первое и Второе послание к Тимофею и Послание к Титу представляют собой «пастырские послания», названные так потому, что Павел написал их для молодых пастырей Церкви. В них содержатся наставления о руководящих обязанностях Тимофея и Тита в церквях.
Современная высокая критика испытывает по поводу этих посланий больше сомнений, чем по поводу всех остальных посланий, приписываемых Павлу. Согласно взгляду, отрицающему авторство Павла, некий безымянный автор во втором столетии воспользовался авторитетом имени Павла для борьбы с поднимающейся волной гностицизма. Утверждается либо то, что пастырские послания целиком написаны под псевдонимом (но почему же в них тогда встречаются связанные с Павлом очень личные подробности, придающие им аромат подлинности?), либо, более часто, то, что некий приверженец Павла вставлял подлинные фрагменты его текстов, когда писал эти послания в период после смерти Павла. Существуют разногласия по поводу того, какие части пастырских посланий предположительно представляют собой написанные Павлом фрагменты. Кроме того, сомнительно, чтобы могли сохраниться лишь фрагменты подлинных посланий Павла, особенно в связи с тем, что большинство из них имеют личный характер и не представляют интереса с богословской точки зрения. Еще менее вероятно, чтобы позднее они оказались наугад вставлены в приписываемые Павлу послания. И почему фальсификатор сосредоточил почти все эти фрагменты во 2 Тимофею, вместо того чтобы равномерно распределить их по трем пастырским посланиям? И кстати, почему он написал три пастырских послания? Их содержание не в такой степени различно, чтобы объяснить, почему фальсификатор написал три послания, а не одно.
Об авторстве Павла свидетельствуют заявления в первых стихах каждого пастырского послания, указывающие, что пишет их Павел. Вопреки этим свидетельствам утверждается, что в древние времена и в ранней Церкви присвоение чужого имени было распространенной литературной практикой («святая ложь»). Однако во 2 Фес. 2:2; 3:17 содержатся предостережения относительно фальшивок от имени Павла; а ранняя Церковь отлучила от церковного служения одного писавшего под чужим именем пресвитера177 и озабоченно относилась к вопросам авторства, что проявилось, например, в горячих спорах об авторстве Послания к евреям и в долгих сомнениях при включении этой книги неизвестного автора в канон Нового Завета.
Более того, совсем неправдоподобно, чтобы поздний приверженец Павла мог охарактеризовать его так, как тот характеризуется в 1 Тим. 1:15: «...грешников, из которых я первый». Пастырские послания по стилю и содержанию имеют гораздо больше сходства с остальными посланиями Павла, чем обнаруживают такое сходство неканонические и бесспорно неаутентичные книги с подлинными произведениями тех, чьими именами они подписаны. К свидетельству внутри самих пастырских посланий о том, что они написаны Павлом, и к доводам об озабоченности ранней Церкви вопросами авторства можно добавить, что существует очень веская и древняя традиция, подтверждающая авторство Павла. Весомее подтверждено только авторство Послания к римлянам и 1 Коринфянам.
Сомнения в авторстве Павла возникают главным образом в связи с теми отличиями в лексике и грамматических конструкциях, которые выявляются при сравнении пастырских посланий с другими посланиями Павла. Сравнение проводится по статистическим таблицам, иногда составленным с помощью компьютера. Но такие «научные» опровержения авторства Павла не учитывают в достаточной степени те изменения в лексике и в слоге, которые объясняются сменой темы и адресатов, а также эволюцией авторского языка, обусловленной окружением автора, его возрастным состоянием, его жизненным опытом и просто течением времени. Пожалуй, даже большее значение имеет та возможность, что стилистические отличия связаны с разными секретарями-переписчиками и с различной степенью свободы, которую в тот или иной период предоставлял им Павел для облачения его мыслей в слова. Ссылка на секретарей-переписчиков иногда воспринимается с иронией, как слишком банальная и не поддающаяся количественному анализу. Зато она исторически реальна, ведь мы знаем со всей определенностью, что Павел действительно диктовал свои послания и что древние авторы предоставляли своим секретарям-переписчикам разную степень свободы.
И кроме того, в общепризнанных посланиях Павла или в достаточно протяженных их частях иногда обнаруживаются такие же стилистические отличия, как и те, с помощью которых опровергают авторство Павла в случае пастырских посланий. А большая часть тех слов, которые среди всех посланий Павла встречаются только в пастырских, встречается также в Септуагинте и в небиблейской греческой литературе первого столетия, так что эти слова должны были входить в словарный запас Павла и его помощников.
Те, кто сомневается в авторстве Павла, настаивают также, что еретик-гностик Маркион не включил пастырские послания в свой канон Нового Завета, потому что их написал не Павел. Однако Маркион был предрасположен к тому, чтобы отвергать ряд текстов Нового Завета, принятых ортодоксальными христианами. Например, он отверг Евангелия от Матфея, от Марка и от Иоанна и сделал купюры в Евангелии от Луки. Утверждение «закон добр» (1 Тим. 1:8) должно было оскорбить Маркиона в его радикальном отрицании Ветхого Завета, а уничижительное упоминание «лжеименного знания [на греческом — gnosis]» (1 Тим. 6:20) тоже должно было задеть его, так как свою систему вероучения он называл именно gnosis, — вполне достаточные, по его мнению, причины, чтобы исключить пастырские послания, совершенно независимо от того, аутентичны они или нет.
Кое-кто настаивает также, что в пастырских посланиях осуждается гностицизм такого рода, какой возник только в период после смерти Павла. Действительно, гностицизм, критикуемый в 1 Тим. 4:3 («запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил»), выглядит как разновидность позднего гностицизма. Тем не менее выраженные иудейские элементы в этом лжеучении — «из обрезанных», «Иудейским басням», «споров и распрей о законе» (Тит. 1:10,14; 3:9) — опровергают мнение, будто бы в пастырских посланиях критикуется именно поздний гностицизм, ведь поздний гностицизм, хотя и заимствовал свою космологическую мифологию из иудаизма, в остальных вопросах противостоял ему.
Пастырские послания направлены скорее против эклектической ереси, опровергнутой в Послании к колоссянам и восходящей, как теперь известно, к дохристианской разновидности синкретического иудаизма. Итак, для пастырских посланий предпочтительна датировка ранним периодом; а ранняя дата создания свидетельствует в пользу авторства Павла, так как благочестивый фальсификатор вряд ли преуспел бы в присвоении имени Павла в период, слишком близкий к годам его жизни.
Утверждается, что в пастырских посланиях отражена более развитая структура Церкви, чем та, что сложилась при жизни Павла. Однако в посланиях упоминаются только пресвитеры (или епископы), диаконы и вдовы, то есть лишь те, кто в более ранний новозаветный период уже фигурировал в качестве особых групп внутри Церкви (см., например, Деян. 6:1; 9:39,41; 1 Кор. 7:8; Флп. 1:1). Более того, в дохристианских свитках Мертвого моря описывается один из руководителей кумранского сообщества, который обладает примечательным сходством с епископами, упоминаемыми в пастырских посланиях. Наставления Тимофею и Титу о рукоположении пресвитеров (1 Тим. 5:22; Тит. 1:5) относятся не к развитой, иерархически организованной Церкви, а к основанию новых церквей во время миссионерского служения, точно так же, как Павел и Варнава в самом начале своего служения поставили пресвитеров для новых церквей в Южной Галатии (Деян. 14:23).
Сходным образом, утверждается, что акцент пастырских посланий на ортодоксальном вероучении отражает состояние богословия в период после Павла, когда христианская доктрина считалась уже сложившейся и требовалось оберегать ее от искажений, а не развивать ее дальше. Однако защита традиционного, ортодоксального христианства характеризует все послания Павла, начиная с самых ранних. Послание к галатам целиком и 1 Кор. 15 служат тому яркими примерами.
И наконец, есть такие, кто полагает, что географические и исторические подробности в пастырских посланиях не согласуются с биографией Павла, как она представлена в Книге Деяний и в других посланиях. Считается, что это показательные ошибки, которые с головой выдают благочестивого фальсификатора. Противоречия сводятся к тому, что Павел оставляет Тимофея в Ефесе, а сам продолжает путь в Македонию (1 Тим. 1:3 в отличие от Деян. 20:4-6), что Димас покидает Павла (2 Тим. 4:10 — однако Димас все еще находится с Павлом в Флм. 1:24) и что Павел расстался с Титом в Крите (Тит. 1:5) и отправился в Никополь (Тит. 3:12), а Тит пришел в Далматию (2 Тим. 4:10 — но в Книге Деяний Павел не посещает ни Крит, ни Никополь).
Ответ на эти доводы дает гипотеза о том, что Павел был оправдан и освобожден от своих первых уз в Риме; затем он пользовался свободой передвижения в течение какого-то периода, которому и соответствуют географические данные пастырских посланий; а позднее он был снова заключен в узы и осужден на смерть, как мученик за христианскую веру. Таким образом, исторические и географические данные пастырских посланий относятся к событиям, произошедшим после завершения Книги Деяний. Внутри самих пастырских посланий есть свидетельства в пользу этой гипотезы, однако независимым подтверждением выступает тот факт, что Павел выражает надежду на скорое освобождение в Послании к филиппийцам (Флп. 1:19,25; 2:24), написанном, вероятней всего, во время его первого заключения в узы в Риме, но, напротив, не видит ни малейшей возможности своего освобождения в 2 Тимофею (2 Тим. 4:6-8), написанном во время гипотетического второго заключения в узы в Риме.
Мы можем прийти к выводу, что Павел написал послания к Титу и 1 Тимофею в период между узами, а 2 Тимофею — во время второго заключения в узы, незадолго до своей мученической смерти. Удалось ли ему все-таки побывать в Испании, как он намеревался в Рим. 15:24,28, так и остается неизвестным. В Первом послании Климента 5:7 говорится, что он «достиг западных пределов», однако это высказывание можно понимать и как ссылку на Рим, и как ссылку на Испанию, расположенную на дальнем западном берегу Средиземноморского бассейна.
В дополнение к указаниям относительно руководящих обязанностей Тимофея и Тита в церквях, Павел призывает Тита прийти к нему в Никополь, город на западном побережье Греции. А в 2 Тимофею Павел, вспоминая свое прошлое и в предвидении своей близкой смерти, просит Тимофея прийти к нему в Рим до наступления зимы (2 Тим. 1:17; 4:6-9,21). Павел опасается, что иначе уже никогда не увидится с Тимофеем, так как в зимний сезон навигация прекращалась, а тем временем могла свершиться казнь.