Феномен в виртуальном подходе
Факты – это не абстрактная данность, а результат отбора. То, что они «говорят сами за себя» – лишь внешнее впечатление.
Джон Тош Стремление к истине
В настоящее время одной из глобальных проблем современного мира стала проблема террора как формы коммуникации, выраженной в одной из частных форм своего проявления – терроризме. Это явление приобрело проблемный характер не только для одной отдельно взятой страны, а стало проблемой всего современного мира. Терроризм сделался частью обыденной жизни всерьез и надолго.
Рассматривая террор и терроризм в виртуальном подходе, мы рассчитываем обозначить сущность и природу террора, и ставший актуальным терроризм как частное проявление, его актуальной (виртуальной) формой. Мы рассматриваем террор, существующий в современном обществе, как исторически сформировавшееся, природосообразное, закономерное явление, как средство воздействия и управления человеком и обществом. В этом нам поможет концептуальная модель виртуального подхода в социально-историческом познании.
В последние пять лет терроризм стал объектом пристального и постоянного внимания специалистов разных научных направлений, включая особенно исследования в плане многовековой и актуальной истории. Представления о терроризме прочно распространились во многих и разных областях знания. Исследованием различных сторон терроризма занимаются многие науки. Каждая из них обращается к своему аспекту рассмотрения этого социального феномена.
Можно выделить несколько основных направлений, по которым в современной научной литературе идет разработка решений проблемы терроризма.
Проблемам терроризма и его аспектам посвящены специальные работы. Т.В. Евгеньева, Антоний, К.Е. Изард, Л.А. Китаев-Смык, Н. Коупленд, И.Н. Яблоков рассматривают в своих исследованиях проблемы психологии религии. Различные аспекты терроризма исследуют Д.В. Ольшанский, Р. Мертон, Э.М. Шур, А. Коровиков, И. Славутинская. Проблеме развития терроризма в истории посвящены работы Ю. Перфильева, А. Ослана, Л. Пресникова, В. Савинкова и др.
Успешному изучению психологического аспекта этих вопросов способствуют работы таких исследователей, как О. Ничипоренко, А.З. Манфред, Э. Карр, А.А. Галкин, А.С. Бланк, Г. Лебон, З. Фрейд, и др.
Весьма заметны исследования в плане глобальной проблематики в работах А.И. Владимирова, Н.И. Горина, С.А. Проскурина, В.К. Петрова, А.С. Баранова, И. Валлерстайна, А. Митиль, И. Валлерстайна, Л.М. Земляновой, Н.Е. Покровского, Г.А. Дробота, К.П. Бришполец, А.В.Левашовой, А.И. Салицкого, Г.К. Широкова, A.M. Салмина, А.Н. Никитченко, А.И. Неклессы, В.М. Кулагина, А.И. Уткина, С.Ю. Барсукова, Т.Е. Савицкой, А.А. Иглицкого, В. Иноземцева, В. Кувалдина, А. Рябова, В. Дахина, Е. Брагина, Ю. Жилина, Ю. Яковца, Ф.Н. Юрлова, Г.-П.Мартина и X. Шумана, М.Ю. Воронцова, СВ. Порядина и других исследователей.
Наиболее детально на сегодняшний день терроризм разрабатывается в юридической литературе. Юристы рассматривают терроризм, прежде всего, как преступление, выводя на первое место систему наказания за него. Тем не менее, осмысление явления в данной плоскости также необходимо. В числе работ юристов, анализирующих международные аспекты терроризма, можно отметить работы А.И. Бастрыкина, В.П. Емельянова, О.М. Хлобустова и других исследователей. Среди юристов занимающихся проблемами противодействия терроризму в национальных масштабах можно отметить работы таких исследователей, как Г.М. Миньковский, В.П. Ревин, В.П. Емельянов, В.Е. Петрищев, Ю.М. Лнтонян, Л.П. Трегуб и другие.
Терроризм привлекает внимание политологов. Основной экскурс в политологических исследованиях направлен на выяснение причин терроризма, независимо от его конкретных проявлений. Таким перспективным и более глобальным взглядом они выгодно дополняют представителей юридического исследовательского направления. В новейший период проблема терроризма поднимается в работах А.Н. Неклессы, П. Быкова, Д. Драгунского, А.В. Журавского, В.Л. Иноземцева; А.В. Мальгина; Г.В. Новикова, А.С. Панарина, А.И. Уткина, К. Хиршман, А.Н. Шахова, А.В. Дмитриева и И.Ю. Залысина и других исследователей.
Существенный вклад в разработку решения проблемы терроризма вносят исследователи-психологи. Исследования этого направления позволяют глубже понять поведение и мотивацию террористов при совершении отдельных террористических актов. Среди работ психологов можно отметить исследования Ю.М. Антоняна, Р. Бэрона и Д. Ричардсон, Г.Г. Почепцова, Д.В. Ольшанского, Д. Майерса и других исследователей.
Достаточно глубоко и обстоятельно проблема терроризма рассматривается в исследованиях специалистов-востоковедов. Они подходят к ней, учитывая, специфику развития конкретных «развивающихся» стран восточного региона. В этом, собственно, заключается практическая ценность таких работ, ибо богатая фактология их позволяет адекватно трактовать остро стоящую сегодня проблему «исламского терроризма». Среди таких работ, мы отмечаем работы А.А. Игнатенко, Н.В. Жданова, А.В. Коровикова, Б.В. Долгова, В.Т. Белоусова, О.Л. Макарова, Г.И.Мирского, Ю. Каграманова, Е.Б. Рашковского, В. Ефимова.
Фундаментально проблема рассматривается с позиций социальной философии. В работах религиоведов и философов дается анализ ситуации в глобальном масштабе. Пути решения видятся в примирении конфессий, в устранении конфликтов между ними посредством сближения религиозных мировоззрений (экуменизм). Немалое значение в разрешении существующих конфликтов отдается западным странам, которые, поступись они рядом привилегий, могли бы много сделать для решения проблемы терроризма. Проблема, на наш взгляд, заключается в том, что сегодня это скорее риторические рассуждения, нежели реально осуществимый план действий по нормализации ситуации. Однако, они глубоки по смыслу и в будущем должны стать основой такой нормализации. Это работы Е.Б. Рашковского, А.И. Селиванова, В.К. Петрова, О.А.Белькова, Б.И. Каверина, Н.И. Иконниковой, Г.П. Отюцкого, А.И. Ракитова, И.Т. Фролова, P.P. Валитова, Г.Г. Дилигенского, В.А. Лекторского, В. Коши, А.Д. Сахарова, Н.И. Петякшевой, К.С. Гаджиева, Е.Н. Аникеевой и А.В. Семушкина, В. Дахина, К. Брутенца, Р. Евзерова, В. Иноземцева, Э. Баталова, П.А. Сорокина, Б.С. Сивиринова, В.В. Денисова, В.Ю. Кузнецова, И.Б. Новика, В.М. Розина, В.В. Никитаева и Г.Г. Копылова.
В настоящее время исследованы многие аспекты явления террора и терроризма, даны различные определения этого явления, различные классификации типов явления, делаются попытки исследования мотивов террористов, изучения особенностей их личности и т.д. Однако, недостаточно исследованы вопросы сущности террора и терроризма, его места в современном обществе как низменного компонента его внутренней структуры. Вопросы динамики терроризма как явления в историческом плане, определения того, что составляет его неизменную сущность, а что изменяется в зависимости от исторической эпохи. Террор в форме терроризма стал обыденным явлением в жизни людей Новейшего времени.
В большинстве работ, рассматривается проблематика актуального сейчас терроризма без его родовой связи с более глубоким древним и сущностно связанным с человеческим обществом явлением – террором. Эти два понятия, как правило, не разграничиваются и не рефлексируются, что не позволяет рассмотреть причины их возникновения, сущностные характеристики и выполняемые им в обществе функции. Определить существующие формы террора, динамику их изменения с момента появления по принципу историзма. Обозначить причины возникновения, и широкого распространения терроризма как частного проявления террора.
В качестве объекта нашего исследования в данной главе выступает природа террора и терроризма как специфического социального явления, динамика развития террора и терроризма с момента появления в историческом плане по принципу историзма. Особенного внимания заслуживают социальные и межличностные функции террора и терроризма как в прошлом, так и в современном обществе.
Цель исследования можно определить как выявление функций террора в человеческом обществе. Определение сходства и различия террора и терроризма в прошлом и настоящем в результате изменяющихся функций терроризма в эволюционирующем обществе. Выявление природы терроризма и сущности террора как такового в структуре сложно устроенного социально-родового общества – государства.
В соответствии с поставленной целью нами были определены некоторые задачи проведенной работы:
1. Концептуализировать явления террора и терроризма как научных категорий в рамках виртуального подхода в социально-историческом познании.
2. Выявить процесс возникновения и развития террора и терроризма как общественного явления в историческом контексте по принципу историзма.
3. Выявить динамику изменения террора и терроризма с XVIII-XIX веков по настоящее время.
4. Определить функции террора и терроризма в обществе на социально-этническом и межличностном уровне.
Предмет нашего исследования был определен как: феномен террора, его место и функции в полиреальном обществе, в процессе его развития во времени. Изменение террора и терроризма в историко-психологическом плане.
Гипотеза исследования была сформулирована следующим образом: явление террора и терроризма известно с древнейших времен. Сущность его составляет физическое или не физическое насилие (угроза применения насилия), воздействие на людей с целью вызвать страх и утрату спокойствия. Террор, терроризм это – одно из средств политического и психологического воздействия на общество и государство. В этом его сущность независимо от исторического периода. Если терроризм есть средство политического воздействия на государство с целью получения политических уступок в демократическом обществе, то террор есть сущностная, неизменная конституциирующая характеристика практически любого общества с древнейших времен по наше время. Террор существует на всех уровнях человеческого общества: на межличностном, межгрупповом, межэтническом и межгосударственном уровне. В некоторых случаях он тлеет в глубине внешне проявляясь только в социально одобряемых формах: например борьбы с преступностью государства средствами весьма близкими к пониманию первичного террора. Подобное средство достаточно эффективно используется. Ярким примером могут служить баннеры, расположенные на улицах города Казани республики Татарстан «Живешь по понятиям? Возмездие неизбежно!» Хотелось бы отметить, что следует избегать априорного негативизма по отношению к понятию террор (не терроризм). По отношению к нему не адекватны оценки в категориях добро-зло. Террор ни хорош и не плох сам по себе. Все зависит от целей и форм использования. Другим ярчайшим примером может служить то, что самый яркий борец с терроризмом нашего времени, США на законодательном уровне не запрещает своим силовым структурам использовать самые крайние средства индивидуального террора – физические пытки подозреваемых в терроризме. Данное средство президент Джордж Буш называл одним из самых эффективных в борьбы с терроризмом. В тот момент, когда законодатели США вынесли предложение запретить имитацию утопления при допросах подозреваемых как негуманное действие президент угрожал наложить на него вето. Видимо, без таких средств, как пытки антитеррористические ведомства США будут совсем обезоружены. В результате на общегосударственном и мировом уровне борьба с терроризмом стала индульгенцией для ряда стран НАТО буквально на все – запугивание, убийства, бомбардировки. В итоге «война с терроризмом» унесла гораздо больше невинных жертв, чем самые страшные теракты. А более кровопролитных операций, чем антитерорестические не найти в нашей современности. В итоге мы видим, что терроризм – есть просто средство в руках обоех сторон этого политического конфликта. Различие в намерениях, формах, и пропорциях его использования. Причина подобного явления в современном мире есть политические противоречия, где причина конфликта лежит много выше средств его разрешения в категориальной аппозиции виртуал-консуетал. В результате попытки разрешения конфликта на более низких уровнях чем тот где находится причина не дают результатов даже в течении многих лет. Подобные конфликты были впервые обозначены Носовым Н.А. как виртуальные конфликты. Более подробно с конфликтами подобного рода можно в следующей главе посвященной виртуальным конфликтам в социально-историческом познании.
Мы предполагаем, что историческое различие в формах и видах террора и терроризма будет проявляться в зависимости от эволюции общества: в целях теракта, мотивах теракта, выборе жертв, последствиях в обществе, средствах борьбы, в масштабах, в методах борьбы с террором терроризмом.
В качестве методологической базы исследования был использован виртуальный подход в социально историческом познании с его полионтичной парадигмой. В том числе: 1) Анализ источниковедческой, биографической и психологической литературы, в которой описаны психологические, политические, социальные особенности терроризма. 2) Сравнительный анализ динамики развития терроризма в XVIII-XIX веке ихи в XX и XXI веке, теория иерархии логических уровней как конкретную методику реконструкции каждой конкретной реальности «изнутри». 3) Интерпретация средств, целей (объектов террора), конкретных методов снаружи каждой конкретной реальности, рассматривая возникновение, развитие, движение реальностей в всей совокупности социальных, этнических, родовых собей полиреального человеческого общества как одного сложно устроенного человека. С помощью этого подхода мы предполагаем обозначить в исторической ретроспективе сущность террористического воздействия, и его изменяющиеся и не изменяющиеся цели и функции в обществе.
Исследование проходило в два этапа
1. На первом этапе исследования был проведен анализ научной литературы по теме для решения задачи: определения состояния разработанности проблемы террора и терроризма. Основным методом исследования на первом этапе был анализ источниковедческой, биографической и психологической литературы, в которой были описаны явления террора и терроризма, выявление историко-психологических аспектов этого явления.
2. На втором этапе решалась задача определения динамики изменения, сходства и различия террора и терроризма в прошлом и настоящем, методом сравнительного анализа террора и терроризма в XVIII−XIX в.в. и в XX−XXI вв. по принципу историзма.
В двух этапах использовался виртуальный подход в социально-историческом познании с ее полионтичной парадигмой. Для решения многих задач мы использовали один из методов нейро-лингвистического программирования, теорию иерархии логических уровней, разработанную английским философом Бертраном Расселом, в качестве одной из конкретных исследовательских методик реконструкции конкретной реальности изнутри. Одна из вариаций теории иерархии логических уровней, обычно использовалась в практической психологии как техника совмещения логических уровней, для решения личностных проблем, но этот метод достаточно универсален. По Б.Расселу функции каждого уровня состоят в том, чтобы организовать информацию на следующем, более низком уровне и правила изменения, действующие на одном уровне, отличается от правил, действующих на другом. Определенные изменения на более низком уровне могут, хотя вовсе не обязательно, повлиять на более высокий уровень. Изменения, происходящие на более высоком уровне, обязательно вызывают изменения на более низком уровне. Логические уровни в теории иерархии Б.Рассела подразделяются: уровень окружения, поведения, стратегии, убеждений и верований, идентификации и миссии. Этот метод позволяет выявить (реконструировать) законы существования реальности террора и терроризма (как и любую другую реальность), их виртуальный мир (индивидуальную картину мира), логику их поступков, специфические особенности содержания реальностей террора в собях как террористов, так и объектов террористического воздействия – субъектов террора конкретных исторических эпох.
Терроризм (террор) − это одно из средств политического и психологического воздействия на общество, государство и человека. В этом его суть терроризма независимо от исторического периода. Мы предполагаем, что основой всего будет специфическая реальность террора – страха, ужаса, подчинения. Террор есть древняя, досоциальная форма воздействия одного человека (группы, рода, этноса) на другого человека или группу (род, этнос), разворачивания (путем борьбы реальностей) реальности террора на уровень реальности воли человека или группы в целях ее подавления-подчинения. Объектом террора будет носитель коллективной реальности воли общности (на ранних этапах как правило один человек «вождь»). Терроризм же отличается тем что он применяется уже в условиях господства социальной доминанты, на этапах большей социализации общества. Особенно распространен среди «демократических» обществ и носит массовый характер, т.е. угроза направлена на массы народа, общества, где теоретически власть выборная. В этом случае реальность воли (реализующая власть) растворена в народе (людской массе) выражающую свою коллективную волю через выборную власть. Реальность террора (терроризма) направлена на запугивание масс (избирателей) – носителей воли (власти). Этим и определяется массовый характер терроризма в демократических обществах. Существует интересная закономерность – чем больше демократии – тем больше распространен массовый терроризм. По своей природе террор – чрезвычайно распространен и мало демонстративен. Террор настолько глубоко пронизывает человека и общество что его наличие не рефлексируется. Терроризм же социален, и направлен на массовость «продвинутого» демократического, глобализирующегося общества и предполагает максимальную демонстративность. Террор − есть выражение сущности воздействия, а терроризм– это социализированный акт террора. Терроризм – есть актуальная (виртуальная) форма массового террора в демократическом обществе. Именно в форме терроризма террор стал широко известен в обществе в XX – XXI веке.
Мы предполагаем, что различие в применении террора и терроризма в различное время будет проявляться в целях теракта, выборе жертв, последствиях в обществе, средствах борьбы, в масштабах, в методах борьбы с террором и терроризмом в соответствии с направлением эволюции общества.