Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)
1828 - первое дошедшее до нас стихотворение
Периодизация:
1) 1828-1837 (когда Лермонтов громко заявил о себе, хотя даже не напечатав свое стихотворение "Смерть поэта", которое распространялось в списках). В этом большом периоде выделяют переходный период между юношеской поэзией и зрелым творчеством - 1834- конец 1836. 1828-1832 - Москва, 1832-1834 - Петербург - время учебы. В 1834-1836 годах появилась драма "Маскарад". До 1836 написано 3/4 всей лирики Лермонтова. Все его наследие на 3/4 состоит из раннего творчества. Однако не все они были опубликованы, сам Лермонтов еще считал их ученическими, неготовыми к печати. Во многом они были использованы в поздних произведениях - "Мцыри" была основана на ранних кавказских поэмах. "Песнь о купце Калашникове" во многом была подготовлена поэмами раннего периода. Подготовительный период, но также в это время было создано несколько значимых произведений, кроме "Маскарада": "Нет, я не Байрон" (1832) и "Ангел".
2) 1837-1841 - зрелое творчество. Отказывается от жесткой градации жанров. В "Смерть поэта" можно обнаружить элементы очень многочисленных жанров, это - идеальная речь. Кроме лирики продолжает жанр поэмы, создает "Песнь про купца Калашникова", "Мцыри", "Демон" (1829-1839гг). "Демон" за это время сильно трансформировался. Опубликована при жизни не была, даже больше из-за сомнений Лермонтова. "Герой нашего времени" был опубликован при жизни Л. дважды в 1840 и 41. После первого издания Л. добавил Предисловие ко второму изданию.
Лермонтов испытывал гонения со стороны не только политической, но и духовной цензуры.
После публикации в 1839 сборника лирики и романа в 1840-41 многие критики признали, что на смену Пушкину пришел новый поэт. Благодаря длительному подготовительному периоду Лермонтов после смерти Пушкина выступил уже зрелым, готовым поэтом.
В "Смерти поэта" Лермонтов размышлял не только о Пушкине, но и судьбе поэта в России. И во многом это пророческое стихотворение.
Прежде всего Л. - гениальный лирик. В середине 20-х годов лирика еще преобладала. Лермонтов - лирик-романтик. Много общих мест, стереотипов романтической лирики он в раннем тв-ве повторяет. Для него характерно настроение пессимизма, разочарование в жизни, утрата веры в осуществимость лучших надежд, недостижимость идеалов. Обстановка в семье, настроения в обществе наложили отпечаток на его представление о мире. Это слышно и в "Нет, я не Байрон" (1832), и в более зрелой "Думе" (1838). Ощущение разорванности времен, разочарование в надеждах их и их отцов воплощается в настроениях его стихотворений. Голос поколения 30-х годов, для которого альфа и омега - вопрос. Новое звено в развитии нашей поэзии и цепи исторического развития нашего общественного сознания в целом. (с) Белинский.
Мотив избранничества и одиночества. Поражает вселенский масштаб отрицания, вражда не только со светской толпой, а со всем обществом, мирозданием, светом как несовершенным миром. В этом мире нет места внутренне богатой личности. Настроения мятежного протеста. Молодой Лермонтов много увекается Байроном-лириком, ему она близка мотивами одиночества, избранничества, противостояния всему миру. В центре внимания - личность, поэзия Л. сосредоточена на идее личности, которая выделяется из патриархального мира. Роевому сознанию противостоит индивидуум.
Романтические стереотипы: портрет романтического героя обязательно несет печать страдания, "сумрачное чело"; отсутствие полутонов, гиперболизация чувств; построение на антитезе, контрасте, но Л. показывает не только противоположность начал, но и присутствие их друг в друге (антитетичность): "Парус" - не только об одиночестве, оно глубоко философично: парус ищет покоя-бури.
Интерес к глобальному, внимание к сильной личности. Образы космические и астральные - "Ангел". Ощущение связи с потусторонним миром. ! при чтении лирики обращаться к Лермонтовской энциклопедии.
Постепенно Л. выходит за рамки романтического сознания (отличительная черта зрелого периода тв-ва) и движется к реалистическому стилю. Он уходит от бессвязного и оглушающего языка романтических страстей. Он стремится к точности языка, это ощущается и в жанрах ролевых стихотворений ("Завещание", "Сон").
Тема поэта и поэзии. 2 стих-ия "Поэт" (1828 и 1838) разных периодов уже показывает, как эволюционирует Л. в понимании этой темы. Трактовка темы отличается от пушкинской. П. противопоставляет поэта и толпу. У Л. это противопоставление сохраняется (в "Пророке", которое как будто продолжает пушскинское и описывает, что произошло с пророком, который вышел к толпе), однако Л. вводит мотив правды самой толпы - окружающие поэта люди тоже много что понимает и много о чем понимают, в какой-то степени они могут быть более правы, чем поэт ("Не верь себе" - обращение к молодому поэту). С точки зрения Л., у поэта может быть малый жизненный опыт и он может лишь играть в романтические стереотипы, и это будет лишь актерство. В "Поэте" речь идет о том, что не только толпа не принимает поэта, но и сам поэт недостоин той роли, на которую претендует. "Не так ли ты, поэт, свое утратил назначенье, на злато променяв ту власть, которой свет внимал с благоговеньем". Поэт продает свою душу.
"Журналист, читатель и писатель" - здесь, в отличие от Пушкина, у которого читатель никогда не выступает равным писателю, Л. высоко ставит мнение читателя и презрительно говорит о журналисте. Читатель оказывается истинным ценителем искусства и вместе со своим другом-писателем высмеивает романтические штампы. Л. высказывает здесь свое литературное кредо - "Когда же на Руси бесплодной, расставшись с ложной мишурой, мысль обретет язык простой и страсти голос благородный", говорит о том, что в литературе прежде всего должна быть мысль, изложенная ясно, по-пушкински. *) Прообразы каждого героя в этом стихотворении.
Тема философская. Поэзия мысли. Философичность творчества Л. "Дума" (1838) - трагически осмысливает место своего поколения, где нет связи ни с прошлым, ни с будущим. С одной стороны, он ощущает свою причастность к этому потерянному поколению. С другой стороны, он ставит себя в позицию наблюдателя. Он критикует поколение за склонность к сухому рационализму. Они не способны самоотверженно любить и чувствовать. "И скучно, и грустно" - своеобразный "реквием", самое пессимистичное стихотворение в литературе. Максималистские жизненные требования, которые невозможно удовлетворить, порождают замкнутый круг. "Тучи" - мотив странничества, отверженности.
Один герой, один тип в творчестве - Печорин (и в лирике, и в прозе). Однако со временем герой Л. обнаруживает устойчивую приверженность, стремление к общечеловеческим ценностям, которые уже не подвергаются сомнениям. "Когда волнуется желтеющая нива" (1837) - условия, необходимые, чтобы герой ощутил свое единение с мирозданием, "увидел Бога". Мир гармонии достижим. Пейзажные зарисовки, которые относятся к разным временам года. Единение с миром природы вообще. "Выхожу один я на дорогу..." - герой ищет свободы и покоя, гармонии с миром. В первой части он говорит об ощущении дисгармонии. В следующих частях он говорит об условиях перехода к гармонии - особое состояние "сна-забытья". !!! Это не смерть! Это особое состояние! Предполагаются идеи знакомства Л. с буддизмом. Мир полон страданий и освобождение от них - состояние Нирваны, сна-забытья, единения с природой и любви в универсальном плане.
В 1837 и 1841 годах пишет стихотворения об отношении к Родине. У Л. это отношение достаточно критичное и в то же время возвышенное. "Бородино" (1837) - есть чувство единения людей в общем деле, народа как целого. "Дядя" - участник этого общего дела. Сопротивление иноземцам. Рамочная композиция. в которое включена и чудесная батальная зарисовка, и размышление о поколении - поколение 12 года противопоставляется лермонтовскому. "Валерик" - несколько тем: любовная и тема неприятия войны. Рамочная композиция: герой после сражения пишет письмо своей возлюбленной. Л. описывает противостояние, неприемлемое для Человека - противостояний наций. Л. судит с точки зрения христианский и гуманистических ценностей. Бессмысленная война. "Родина" ("Отчизна") (1841) - пишет одновременно с Хомяковым, это его своеобразный ответ на стих-ие "Россия". Л. соглашается в том, что надо разделять понятия страны и государства. Л. в поиске своей настоящей жизни, истинных идеалов, обращается к тому, что самое ценное - жизнь простых людей и русская природа, это более всему дарит ему наслаждение.
Вторая половина 30-х годов - продолжается развитие поэмы как жанра. Опыты Лермонтова в этом жанре начинаются в самые ранние годы своего творчества. Среди них - тип кавказской поэмы и поэмы на сюжет, взятый из истории средних веков России. За 28-41гг. написано около 30 поэм. Только 4 из них Лермонтов собирался публиковать - Песня о купце Калашникова (1838), Тамбовская казночейша, Мцыри (1840), Демон. Была опубликована поэмы, которую Л. печатать не собирался - Хаджи-Мурат. Также были иронические поэмы.
Герой противостоит обществу, в истории героя всегда присутствует какая-то тайна, отсюда герой страдающий. Повествование фрагментарно. В композиции есть вершинная точка - исповедь героя (тип поэма-исповедь), важная для раскрытия духовной биографии героя. Неудовлетворенность современностью накладывает отпечаток на стремление к чему-то иному, экзотическому.
"Песнь купца Калашникова" - вершина исторической поэмы, на нее наложил отпечаток интерес общ-ва и Л. к национальному фольклору, поэма явно стилизована под народную песню. Кроме стилистических приемов, Л. экспериментрует со стихотворной формой - он берет тонический стих. Столкновение разных типов сознания: сознание традиционной, патриархальной и сознание индивидуальной личности, которая способна противопоставить себя общественным понятиям, привилегированным сословиям. В поведении многое определяется любовью. Способность к страсти, затмевающей все остальные чувства.
Новаторство Л. в изображении Грозного - 1) в заголовке стоит "Иван Васильевич", хотя это отношение не автора, а рассказчиков-гусляров; позиция Л., которую поддержал и Белинский, - традиционным для того времени было считать Грозного тираном в следствие психической патологии. Л. пишет Грозного таким, какой он сохранился в народной памяти - грозного, но справедливого царя. Он показывается его скорее непрозороливым, который находится во власти традиционного сознания. 2) казнь Калашникова - Грозный спрашивает, зачем купец убил опричника, он пытается судить. Но Калашников не может назвать имя Алены, иначе бросит тень на весь ее род. Поэтому царь казнит его, как убившего по какой-то неведомой причине.
"Мцыри" (1839-40) - вершина кавказской поэмы. Моноцентрическая поэма - один главный герой. Л. отходит от обязательного любовного конфликта. У Мцыри есть одна главная цель - возвращение на родину из чуждого ему мира православного грузинского монастыря, в первую очередь он должен достичь ее. Антитеза бегства и возвращения: бегство есть возвращение на родину, чтобы продолжить борьбу за судьбу своего отечества. Конфликт со всем окружающим миром, чуждым герои по крови и религии. Л. использует популярную форму поэмы-исповеди, но при этом испвоедь не предполагает покаяния. Важно объяснение. Конфликт с судьбой, который кончается трагически для мцыри. Л. отказывается от традиционной композиционной недосказанности, таинственности героя - мы все главное о герое знаем из введения к поэме. Поэма лишена фрагментарности, присутствует 2 последовательные точки изложения: автор-повествователь и сам мцыри во время исповеди.
"Демон" - центральное пр-ие в плане времени написания. 1829 - первые наброски, 1839 - окончательная редакция. В основе лежит библейский миф о падшем ангеле, восставшем против бога, подвергшем его отрицанию. Этот образ близок Л. Дух новаторства: ангел изгнан из рая, но он не дух ада. Демон, которому "Зло наскучило ему" (напоминает Мефистофеля) и ищет примирения с Богом. Кроме Библии надо иметь в виду несколько других сюжетов - Мефистофель в "Фаусте" и Сатана в "Потерянном рае" Мильтона. В "Демоне" есть подзаголовок: "Восточная повесть": 1) хочет сделать ее более земной. В последних редакциях астальный герой опускается на землю, все больше места занимает описание Грузии. Это делает поэму более живой и теплой, уютной.
К драматургии обращается в ранний период. "Маскарад" 1835г. Имеет несколько вариантов публикации. Бросается в глаза социально-психологический конфликт. Описывается реальная бытовая ситуация, узнаются прототипы - Павлов и его отношения с женой. Но есть и философский план - карты как философия игры. Маскарад как притворство, лицедейство. На маскарад приезжают повеселиться.
Арбенин заражен индивидуализмом, который видит весь мир сквозь призму только собственного я. Он не слышит не только свою жену, которую подозревает. Это страшный результат разросшегося эгоистичного начала в человеке. Месть и расплата. Воплощение судьбы и рока.
"Герой нашего времени". Единственное завершенное прозаическое пр-ие Л. Композиция - цикл повестей разного типа. Герои не находятся в развитии. Смыслы, которые заложены в "ГНВ". Л. изначально печатал отдельные повести. Смысл "ГНВ" как целого романа непонятен. Первое издание - 1840, второе - 1841. Социально-философский смысл романа - горькое лекарство для общ-ва. Здесь есть типизация, обобщение. Первый тип - роман реалистический. Второй тип - роман субъективный.
"Фаталист" - свобода личности, воли и предопределения. А фаталист ли сам Печорин? "Как после смерти Вулича не стать фаталистом? Но я люблю сомневаться во всем". Печорин - скептик.
Вопрос природы человека. Она изначально двойственна - социальное и духовное начало, "естественное" и социальное, природное и духовное. Но в каждом индивидууме что-то преобладает, что-то минимзировано. Герои Л. могут быть распределены по этой шкале.
Рефлексия Печорина - не самоцель, но она мешает ему наслаждаться жизнью, она является причиной его вечной скептической оценки мира. Счастье - насыщенная гордость. Его вина в том, что благодаря своим качествам оказывается способен и позволяет себе быть палачом - например, палачом Грушницкого. Печорин мог предотвратить эту дуэль, но не особо старался. Он жесток к себе и к окружающим.
Дополнительно:
Жанры в творчестве Лермонтова
Поэмы Лермонтова
Жанр поэмы в 20-гг - основной
Лермонтов проявляет интерес к поэме с раннего периода творчества. Написал огромное множество поэм: 30 за период с 1828 по 1841 г.
Два типа: кавказская поэма и "средневековая" поэма
Только 4 поэмы Лермонтов сам собирался публиковать:
"Песня о купце Калашникове" 1838
"Тамбовская казначея" (ироническая);
"Мцыри" 1840
"Демон"
Сам Лермонтов не собирался печатать "Ханжи Абрет", но она была опубликована
И кавказские поэмы, и поэмы о средневековой России восходят к байронической поэме = поэма-исповедь (в центре - герой -бунтарь и/или изгой, находится в противоборстве с обществом; обязательно мрачная тайна присутствует в истории героя; построение фрагментарно; есть вершинная точка в композиции - исповедь героя; в центре не жизненный путь, но духовная биография, "история души")
Интерес к кавказскому материалу и истории России связаны с тем что Лермонтов не находил достойных описания настоящей жизни, героев, устремлений в современной ему действительности. Неудовлетворенность настоящим накладывает отпечаток в поисках иного. Иное чаще всего экзотическое, плохо изученное, далекое.
Экзотика помогала изобразить настоящего романтического героя, человека с большой буквы.