Михаил Юрьевич Лермонтов

(1814–1841)

Роман «Герой нашего времени» (1840)

История создания

• Замысел написания романа относится к 1836 г. - героем романа должен стать молодой гвардейский офицер на фоне столичной жизни. • В 1837 г., после первой ссылки на Кавказ, замысел романа меняется - в основу должны лечь впечатления Лермонтова от поездки в Пятигорск, Кисловодск, в казачьи станицы, на Терек, пребывание в местах боевых действий, посещение Тамани, встреча с ссыльными декабристами. • Роман Лермонтов писал в период 1837-1840 гг.
Точной датировки написания отдельных глав нет. Предположительно повести, входящие в роман, появлялись в такой последовательности: 1. «Тамань» - осень 1837 г., напечатана в «Отечественных записках» (1840 г. № 2) 2. «Фаталист» - напечатана в «Отечественных записках» (1839 г. № 11) 3. «Бэла» - напечатана в «Отечественных записках» (1839 г. № 3) 4. «Максим Максимыч» Апрель 1840 г. - опубликовано «Сочинение М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Сюжет, композиция, жанр

• Роман состоит из пяти самостоятельных повестей, которые объединены общими героями и общим названием. • Каждая из пяти повестей имеет свой жанр. Например: «Тамань» - остросюжетная и в то же время лирическая повесть; «Княжна Мери» - дневник; «Фаталист» - записки, сделанные героем по прошествии некоторого времени после описываемых событий.

Сравним:

Как повести располагаются в романе Хронологическая последовательность
«Бэла» «Журнал Печорина»: «Тамань», «Княжна Мери»; «Бэла»
«Максим Максимыч» «Фаталист»
«Журнал Печорина»: «Тамань», «Княжна Мери»; «Фаталист» «Максим Максимыч»
■ Автор отказывается от хронологической последовательности, он выбирает наиболее значимые эпизоды, уделяет больше внимания психологическим размышлениям, нежели описанию событий, ■ Нарушение хронологии вызвано необходимостью соотнесения героя с другими персонажами, которые должны появляться в романе в определенной последовательности: «дикая черкешенка», «добрый штабс-капитан», «честные контрабандисты», «водяное общество», «друзья - Вернер, Вера, княжна Мери», а затем сама «госпожа судьба». ■ Порядок следования глав обусловлен и тем, от чьего лица ведется повествование. Выбор рассказчика в каждой части романа неслучаен и служит общему замыслу романа. ■ Композиция романа подчинена одной цели: всесторонне и глубоко раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его жизни.

Система рассказчиков в романе

Смена рассказчиков в романе позволяет читателю увидеть героя как бы с трех точек зрения.

Максим Максимович (рассказывает о Печорине в повести «Бэла») Путешествующий офицер (автор романа) Печорин
Какой рассказчик (краткая характеристика)
Этот человеческий тип характерен для России первой половины XIX века: это человек чести, воин­ского долга, дисциплины. Он простодушен, добр, искренен Образованный офицер, который уже кое-что знает о столь странном чело­веке как Печорин. Свои наблюдения и выводы строит с учетом того, что ему известно о странностях и противоре­чиях характера героя. По уровню офи­цер и Печорин гораздо ближе, поэтому некоторые вещи, непонятные Максиму Максимычу, он может объяснить. Человек, размышляющий о смысле жизни, о собст­венном назначении, пы­тающийся понять проти­воречивость своего харак­тера, Печорин сам себя судит и казнит.
Каким представлен герой
Из рассказа Максима Максимыча Печорин пред­стает перед читателем как таинственный, загадочный человек, которого нельзя понять и поступки которого нельзя объяснить. «Ведь есть, право, эда­кие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи». Впервые на страницах романа дан психологический портрет героя. Печо­рину придаются живые черты, автор пытается дать объяснение некоторым поступкам Печорина. Загадочность и отвлеченность образа уступают место конкретности и реалистичности. «...Все эти замечания пришли мне на ум, может быть, только потому, что я знал некоторые подробности его жизни, и, может быть, на друго­го вид его произвел бы совершенно различное впечатление...» Трагическая исповедь героя. «История души человеческой ...полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдения ума зрелого над самим собой и когда она написана без тще­славного желания возбудить участие или удивление».
Такое распределение ролей между рассказчиками неслучайно: все начинается с внешнего, осуждающего и не очень проницательного взгляда Максима Максимыча, затем максимально объективная оценка странствующего офицера. И, наконец, последнее слово за самим Печо­риным - его искренняя и трагическая исповедь.
           

Герои романа

Повесть «Бэла»

Печорин приносит несчастье и страдание Максиму Максимовичу, Бэле. Он ими не понят: ■ Пытается искренне любить, уважать, дружить, но не находит в своей душе сил для долгого, постоянного чувства, ■ На смену любви приходит разочарование и охлаждение. ■ На смену дружескому расположению - раздражение и усталость от постоянной опеки.

Как складываются взаимоотношения героев:

Наши рекомендации