Методика использования фольклорно-лингвистических ма- териалов в качестве исторического источника

ИСТОЧНИКИ

План

Понятие и виды фольклорных источников.

Лингвистические источники

Методика использования фольклорно-лингвистических ма- териалов в качестве исторического источника.

Использование источниковедением фольклорных произведений — явление привычное и обще распространенное. Это подтвержда-ют и различные классификации исторических источников.

А.М.Горький справедливо отмечал: «... подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества. От глубокой древности фольклор неотступно и своеобразно сопутствует истории». Я солидарен с мнением Л.Толстовой о том, что «негативизм по отношению к использова-нию фольклора в качестве исторического источника (нередко проявляемый, прежде всего фольклористами) объединяет возможности восстановления этногенеза и этнической истории

. Один из видных востоковедов, большой знаток персо-и тюрко-язычных рукописей, исследователь Вениамин Петрович Юдин, го-ворил: «Степная устная историография - это историческое знание кочевников. Русский историк, написавший в начале XIX века 3-том-ную книгу по географии, этнографии и истории Казахстана А.И. Левшин широко использовал фольклорный материал. Первые казахские историки М. Тынышпаев, Е. Бекмаханов свои исследова-ния по истории Казахстана также основывали на фольклорных материалах..

Фольклор (англ. folklore - «народная мудрость») - народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Термин «фольклор» впервые был введен английским ученым Уильямом Томсом (англ. William Thoms) в 1846 году для обозначения как художественной (предания, танцы, музыка и т. д.), так и материальной (жилье, утварь, одежда) культуры народа.

Народное творчество, зародившееся в глубоко в древности, - историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Некоторые исследователи относят к народному творчеству также все виды непрофессионального искусства (самодеятельное искусство, в том числе народные театры).

Точное определение термина «фольклор» затруднительно. В словаре С.И.Ожегова Фольклор–это «устное народное творчество» и «совокупность обычаев, обрядов, песен и другие явления быта народа». Однако в филологической науке до сих пор существуют различные понимания о фольклоре, которые принципиально отл -чается друг от друга.

Фольклорными источниками богата не только казахская история, они существуют по истории многих народов. Это и древнегреческий эпос, и исландские саги, и шотландские баллады, - и древнерусские былины, и кэрело-финские руны, и нартские сказания народов Кавказа, и богатырские поэмы тюрко-монголских народов Сибири, и песни о Робин Гуде

Русские историки успешно использует фольклорные материалы в исторических исследованиях. Устные источники они подразделяют на следующие виды::

Календарно-обрядовая поэзия ,

Семейно-обрядовая поэзия (родильный , пестования ,свадебный обряд, приричита-ния),

Магическая поэзия заговоры.

Загадки.Сказки:(кумулятивные,суммированные,оживотных, волшебные,новеллистические ,бытовые, сказочные, переработки былин ,сказки-пародии)

Не сказочная проза: (легенды,Былпредания,Сказы ,анекдоты)

1. Былины.

2. Духовные стихи (апокрифы).

3. Баллады.

4. Исторические песни.

5. Внеобрядовые лирические песни.

6. Частушки.

7. Афористический фольклор:

o пословицы, поговорки

o прибаутки

o присказки

8. Приметы.

9. Народная драма.

10. Детский фольклор.

11. Инструментальный фольклор.

12. Народная хореография.

Фольклор соединяет в себе различные виды народного творчества: словесный, музыкальный, хореографический и театральный. Предметом специального изучения становится поэтика трудового фольклора, морфология его жанровых видов, отношение фольклора и действительности.

. Фольклор занимает особое место в истории культуры казахского народа. Развитие духовной культуры казахов является частью общего исторического процесса. Именно в древнее время сложи-лось своеобразная культура казахского народа.

На протяжении тысячелетий важнейшей частью духовной культуры являлись мифы. В них отражались представления людей о себе и мире, пространстве и времени, должном и сущем. Не обращаясь к мифам, нельзя понять духовный мир древнего человека.

Изучение мифологических традиций прошлого возможно на основе письменных источников. Целостные повествования восстановить, конечно же, нереально, но ситуация не безнадёжна. Для реконструкции древнейших мифов могут быть полезны записи XIX- XX веков. Здесь уместно сравнение с материалами археоло-гии.

Известный казахстанский молодой ученый Кондыбай Серикбол собрал и издал 4-х томный труд посвященный мифам протоказахов (Кондыбай Серикбол. Аргыказак мифологиясы. Алматы: Дайт- Пресс 2004. 504б.) Автор считает, что миф не фантазия народа, он его духовная культура, след истории, подарок предков своим потомкам.

Сокровища устной литературы создавали и передавали из поколения в поколение талантливые люди - акыны, жырау, певцы- Приод XV ~ начала XIX вв. занимает особое место в истории культуры казахского народа. Именно в это время появилась большая группа поэтов-импровизаторов.Их поэзия называлась жырами, поэтому поэтов - творцов называли жырау (в отличие от жырши - исполнителей). Слово жырау древнетюркского происхождения, встречается в словаре Махмуда Кашгари и означает - песня (в смысле эпическое героическое повествование). Оно встречается в похожем звучании у большинства северных тюркских народов: в якутском - ырыа, в хакасском и киргизском - ыр,

Эпические стихи-песни башкирском - йыр, в казахском и ногайском - жыр. По-русски жыр можно назвать речитативом, а по-английски - рэпом. Так что, по-видимому, первыми рэперами были не бруклинские негры, а ногайлинские жырау

. Исследователь тюркского фольклора Е.Д.Турсунов утверждает, что «тип жырау возник между началом I тысячелетия до н.э. и древнетюркской эпохой, и в начале нашего тысячелетия оформился как тип носителей устно-поэтической традиции». Конечно, весьма расплывчатая формулировка, охватывающая полтора тысячелетия, поэтому следует уточнить, что «предками» жырау были камы (шаманы). По мере развития кочевого общества, а в особенности после возникновения «кочевых» тенгрианских каганатов, функции камов, как хранителей традиций, исполнителей эпоса, прорицателей и целителей увеличились и усложнились.

Песни-толгау - размышления и наставления в стихах., авторами которых были известные жырау/- Казтуган Суюнши улы, Доспан-бет, Шалкииз, Бухар, Умбетей, Актамберды и другие являются цен-ными историческими источниками. Нередко жырау были видными политическим деятелями, советниками ханов, главами родов, вое-начальниками. Поэтому их сообщения не вызывает никаких сомне-нии.

.Традиции поэзии жырау продолжали и обогатили Маргаска-жыр-ау и Жиембет-жырау (17 в.). Маргаска был не только поэтом, но и,воином, участвовал в боях против Турсын-хана. Он является авто-ом героической поэмы «Есим». Жиембет Бортогашулы из рода ал-шын был бием Младшего жуза при Есим-хане, участвовал в войнах против ойратов и Турсын-хана.

Акгамберды-жырау Сарыулы (18 в.) родился в Южном Казах-стне, в районе Каратау, и уже в детском возрасте стал известен как поэт- импровизатор. Он активно участвовал во всех антиджунгар-ских войнах, а в 50-х годах 18 в. возглавил движение казахов на восток, на земли, отвоеванные у Джунгарии.

Умбетей Тилеу улы (18 в:) воспевал героическую борьбу с джунгарами, стремление народа к мирной жизни. Наиболее известно произведение Умбетея, посвященное Богенбай-батыру.

Особой популярностью в XVIII в. пользовался Бухар Калкаман улы (1684-1781). Бухар-жырау был одним из влиятельных биев при Тауке-хане и Абылае. Он автор большого количества песен, посвященных единству государства, защите его от внешних врагов.

Жырау не только певец-импровизатор, но и выразитель интере-сов рядовых общинников - свободных кочевников. Толгау иногда исполняется как пророчество, в той или иной степени жырау вы-полняет в обществе кочевников миссию жреца. Песни-толгау пол-ны философских раздумий о смысле жизни, гармонии мира

. Исследователь казахского фольклора профессор Немат Келимбетов утверждает, что у гуннов существовали дастаны (историческая поэма), к сожалению, они сохранились у западно-европйских народов «Песнь о небелунгах» и «Песнь о моем Сиде», где описывается поход Едиль батыра (Аттила) в Западную Европу.

До нас дошли в фрагментах произведения средневековых поэтов. Так например, в эпоху Золотой Орды развивалась устная народная литература. К началу XVIIIв. относится творчество легендарного жырау из племени найман-Кетбуга. Народное предание приписывают ему песню, рассказывающую о смерти Жоши и адресованную его отцу, Чингисхану

Казахские героические эпосы являются ценными историческими источниками. Их насчитывается свыше 40. Самыми известными являются «Кара кыпшак Кобланды», «Алпамыс батыр», « Ер Таргын», «Едыге батыр». Большое количество материалов по быту, духовной культуре наших далеких предков можно извлечь из лирических песен «Кыз Жибек», «Козы Корпеш – Баян Сулу»..

.

.

Трагические годы войны казахов за свою свободу и незавсимость получили освещение в произведениях поэтов, так называемой эпохи «Зар заман» Шортанбая, Дулата Баба-тайұлы (1802-1874), Шернияза Жарылғасұлы (1817-1871), Сегізсері Бахрамұлы (1818-1854), Мұрат Мөңкеұлы (1843-1906), Ақмола Мұхамедьярұлы (1831-1895), Жанақ Сағын-дықұлы (1770-1856), Нысанбая, Аубакир Кердери (1858-1903) и др.

Фольклорными источниками богата не только казахская история, они существуют по истории многих народов. Это и древнегреческий эпос, и исландские саги, и шотландские баллады, - и древнерусские былины, и кэрело-финские руны, и нартские сказания народов Кавказа, и богатырские поэмы тюрко-монгольских народов Сибири, и песни о Робин Гуде.

В этих произведениях получила яркое отражение жизнь трудового народа, воплотились народная мудрость, любовь к родине, ненависть к угнетателям, народные чаяния и мечты о лучшем будущем. При изучении древних эпох истории человечества фольклор, как и лингвистические источники, также важны для историка, поскольку поя-вление различных слов, терминов, обозначений, неразрывно связано с экономической, политической и культурной жизн-ью народов на различных ступенях их развития.

Некоторые исторические источники встречаются и в устной и в пись-менной формах. К ним относятся генеалогия. Генеалогию мы выделяем в отдельную группу источников, потому что большое количество их создавались устно и передавались от поколения к поколению. А не-которые имели письменные варианты.

Историческая память казахов об их предках в основном отражалась в многочисленных генеалогических преданиях (шежире). Они передавались от поколения к поколению устно и письменно по вертикальным каналам и по патри-линейных связях сложным многоступенчатым путем.

.

1. Шежіре – как исторический источник.

2.

Значительный интерес для разработки проблемы этногенеза и этниче­ской исто­рии Казахского народа представляют памятники народного твор­чества (шежіре).

Видный представитель казахской интеллигенции XIX века Макаш Бекмухамедов (1803-1897) писал: « Хотя письменных источников по части исторического прошлого в Орде никаких не существует, но зато нет недостатка в преданиях устных, заслуживающих веры при отчетливом знании киргиз – казаками своей генеалогии». (Цитата взята из книги: Благонравов М. О быте киргизов. Сб. ст. Астрахань. 1910. с. 282

О древности казахских шежире свидетельствует Махмуда Кашгари в своем словаре. Генеалогия (от греческого - родословная) как специальная научная дисциплина зани-мается выяснением происхождения отдельных семей, ро-дов, клановых групп. На сегодняшний день это важная вспомогательная отрасль исторической науки.

О древности казахских шежире свидетельствует Мах-муда Кашгари в своем словаре. Генеалогия (от греческого - родословная) как специальная научная дисциплина зани-мается выяснением происхождения отдельных семей, ро-дов, клановых групп. На сегодняшний день это важная вспомогательная отрасль исторической науки.

.

Как пока­зывает опыт исследования башкирских генеало­гических преданий, метод сопоставления шежіре с данными письменных источников может оказаться весьма плодотворным. Генеалогические предания трех жузов казахского народа представляет собой кладь с ценной информации по истории, расселению и культуре различных этнических компонентов, вошедщих в состав народа. Основная трудность введения в научный оборот шежіре казахов заключается в выработке методики их об­работки и интерпре­тации58 .

Казахское шежире имеет ранние истоки. Его формирование происхо­дило в условиях самобытного развития кочевнической культуры Евразии как тра­диция устной истории и генеалогии. Как этнокультурное наследие шежире представляет собой своеобразный корпус исторического сознания и памяти, сформированная под влиянием различных событий исторических эпох. В шежире содержатся сведения по разным хронологически пластам истории в виде этногенетических преданий и религиозных мифов, истории о генеалоги­ческом происхождении, героических сказаний народа, биогра­фий выдаю­щихся личностей.

О ранней истории Евразии шежире сообщают сведения в виде тюрк­ских преданий о своем происхождении, а с принятием ислама, древняя ис­тория в шежире строится чаще на мусульманских мифах о возникновении человече­ства, а возведение предков казахского народа к фигуре сподвиж­ника пророка Мухаммада, является характерной чертой такого рода генеа­логии. Как тра­диционный источник, шежире содержит много традиций.

Материалы шежире содержат в себе сведения о генеалогии в виде рас­ска­зов, схем, которые дают информацию о характере системы родства и свой­ства у казахов, казахских родах и племенах и субэтнических группах, а также известных исторических личностях народа. Особенностью казахской генеа­логической традиции является счет поколений и родства по мужской линии, однако исследование показывает, что в генеалогических преданиях не мало внимания уделяется и сведениям по женским персоналиям. В ос­новном, дан­ные шежире несут в себе информацию о происхождении чело­века, общин, сообществ (этнических групп, родов, племен), по поведу сущности политиче­ской власти (каганов, ханов, султанов), духовной элиты (қожа, сопы, бақсы) и народной элиты (би, батыр, ақсақал), структур (хандық, ру, ел, жұрт), традиции (культов, верования, религии, обрядов, общин). Шежире доносит до нас традиционную форму исторического соз­нания, фрагменты историче­ской памяти различных исторических эпох. Сведения шежире в различной мере субъективны, потому что при изуче­нии шежире чаще всего мы сталки­ваемся с видением автора, его личной интерпретацией события и факта. Ше­жире как специфический вид источ­ника требует выработки адекватных ме­тодов их интерпретации.

Специфическая для казахстанского общественного сознания устная ис­то­рическая традиция стала основой для лженаучного направления в казах­стан­ской литературе, объединенного Е.А.Абилем в рамках архаической квазии­стории. Концептуальной основой его является особый жанр тради­ционной исторической формы отражения прошлого, как генеалогии - ше­жире. Подоб­ных работ в Казахстане издано огромное количество, начиная с публикаций в газетах и журналах, заканчивая отдельными изданиями. Отметим лишь то, что в последние десятилетия в Казахстане предпринято масштабное издание шежире различных родов.

В данных работах наблюдается некритический подход к материалу. Ле­гендарные сведения, особенно, относящиеся к высшим звеньям и отра­жаю­щим наиболее хронологически ранние по времени, воспринимаются бук­вально. Даже как источник, подобные исследования применять до­вольно сложно, так как во всех них отсутствует необходимый научно-спра­вочный аппарат и комментарии. Часть современных шежире не имеют ис­торической ценности, т.к. посвящена популяризации современных пред­ставителей того или иного рода. Теоретической основой этих работ явля­ется архаический взгляд на исторический процесс как результат поэтапной сегментации одной семьи, когда история трактуется в категориях семей­ного родства. Ж. Абыл­хожин, анализируя феномен исторического мифо­творчества как результат конфликта общественного сознания, отмечает, что «увлечения «этническим романтизмом» настолько сильно возбуждают фантазии отдельных авторов, что они напрочь утрачивают чувство меры. Как будто соревнуясь друг с дру­гом, они выводят этногенетические проек­ции на столь глубокие хронологи­ческие горизонты и такие экзотические ареалы древней ойкумены, включая сюда и легендарную Атлантиду, что у массового обывателя аж дух захваты­вает».

В целом, для данного направления квазиистории характерны следую­щие основные черты:

- игнорирование научной критики источников - шежире;

- узкая источниковая база;

- архаический характер базовых исторических взглядов.

Справедливости ради отметим, что отмечается рост публикаций казах­ских шежире с научных позиций, сопровождающихся комментарием и при­влечением других пластов источников. Муканов отмечает, что казах­ская ис­ториография прошла от мифологического мышления к квазиисто­рическому осмыслению семейной и родовой истории, легенд и преданий, которые в со­вокупности образовывали шежире - своеобразную историче­скую хронику происхождения народов, племен, родов, знатных людей. При этом, он под­черкивает, что «приводимая схема вовсе не означает призна­ния ее, как исто­рически достоверного документа, а как представление од­ной из эпико-генеа­логических легенд мусульманского мира». Муканов предлагает делить ше­жире на два уровня, причем на высших звеньях Родо­словной господствует легендарная генеалогия, основанная на мифах, тоте­мических и религиозных преданиях, на нижних - реальная генеалогия.

Один из современных исследователей феномена шежире, М.Алпысбес, отмечает, что данная проблема, довольно редко освещаемая исследовате­лями, в реальности имеет достаточно важное теоретическое значение в изу­чении традиционных институтов казахского общества. Прослеживается связь устной исторической традиции с генеалогической структурой казах­ского эт­носа и его социально-идеологическое значение.

Архаическая квазиистория достаточно хорошо представлена в глобаль­ной информационной сети. Казахским генеалогиям посвящено несколько веб-сайтов. Интересен проект, расположенный на сайте «Шежире. Генеа­логия ка­захов» с возможностью записи своих племенных списков. «Пред­лагаемая ле­топись объединяет все родословные казахов - шежире по вре­менному при­знаку в виде компьютерной летописи. Хронология событий и дат жизни от­дельных личностей, выверяется по многочисленным данным, датам жизни авторов, вместе с цепочкой их предков и заносится в опреде­ленное хроноло­гическое место. Эти места или шкала наносится на шежире всех родов. Та­ким образом, каждое поколение казахов можно будет объе­динить и опреде­лить возможности сосуществования известных личностей, осветить по-но­вому различные события, факты» (http://www.samal.kz) - пред­лагает автор про­екта О.Х.Халидуллин. Конечно, подобный подход лишен строго научной логики, но, тем не менее, может послужить весьма интересным источнико­ведческим материалом для конкретных исследова­ний.

Аналогичным по содержанию является сайт «Наследие древних ци­ви­лизаций», автор которого А.Е.Сакипов, считает своей миссией собирать, сис­тематизировать и изучать шежире и письменность, данные о матери­альной и духовной культуре, заниматься популяризацией работ ученых и писателей, собирать народные знания (http://www.history.kz.).

К научным трудам, издающимся в рамках данной темы можно отнести диссертацию Елешовой З.Е. «XV - ­ХVΙΙ ғғ. қазақ тарихының фольклорлық нұсқасы». В рассматриваемой диссертационной работе впервые в истори­че­ской науке история Казахстана изучается на основе материалов казах­ского исторического фольклора. Исходя из специфики темы, в работе рас­сматри­ваются актуальные проблемы, связанные с необходимостью приме­нения ис­торического фольклора в исторических исследованиях. Автором была сде­лана попытка классификации различных видов исторического фольклора, анализируя их источниковые возможности. На основе материа­лов устного исторического знания автор описывает социально-политиче­скую историю Казахского Ханства XV­ХVΙΙ веках. В многочисленных фольклорных сюже­тах нашли отражения процесс формирования казахских жузов и родоплемен­ного состава, взаимоотношения родов и сословных групп, интерпретации ге­неалогии и деятельности казахских ханов XV­ХVΙΙ вв. в цикле приведенных легенд содержится ключ к пониманию процесса образования Казахского хан­ства в середине XV в. и формирования госу­дарственной идеологии. На ос­нове фольклорных источников реконструи­руется сложная политическая жизнь Средней Азии и Казахстана в XV­ХVΙΙ вв.

В 2007 г. выходит еще одно научное издание - диссертация М.Алпысбес «Қазақ шежірелері - тарихи дерек ретінде». На основе много­летних исследо­ваний автор выносит несколько важных положений. Он обосновывает мысль о том, что историческая реальность в шежире чаще всего отражалась ирре­ально, а познание мира происходило согласно мифо­логии и религии. Автор утверждает, что казахское шежире имеет опреде­ленную идейную сущность, служившая функционированию традиционных институтов, сохранению культурной самобытности.

ку

Контрольные вопросы:

1. Какова степень достоверности данных казахского устного творчества?

2. Назовите произведения казахских исследователей, где основным источником являлись данные устного народного творчества.

3. В чем заключается отличие казахских шежире от родословных других народов?

4. Как проявляется общественное сознание в казахских шежире?

Литература:

1. Абиль Е.А. Историческая наука и синергетика: методологические проблемы. Костанай, 2008.- 184.

2. Марғұлан Ә. Шежіре. Қазақ шежіресі // Қазақ совет энциклопедиясы. - 1978. - Т.12.-595 б.

3. Муканов М. Из исторического прошлого: (родословная племени ке­рей и уак). - Алматы, 1998г. - 160 с.

4. Арғынбаев Х., Мұқанов М., Востров В. Қазақ шежіресі хақында. - Алматы, 2000 ж. - 464 б.

5. Казахские источники по истории XVIII ­ начала ХХ века. В кн. Исто­рия Казахстана (с древнейших времен до наших дней ). В 5-ти т. Т.2. Алматы,: «Атамура», 1997. с.62 - 76.

6. Халид Курбангали. Тауарих Хамса. (Бес тарих). Ауд.Б Төтенаев А.Жолдасов. Алматы; 1992, 304 б.

7. Құдайберді ұлы Ш. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий. Алматы, 1990.

8. Көпейұлы М.Ж. Ел аузынан жиналған әдебиет үлгілері. Құр. С.Дәутов. Алматы «Ғылым», 1992. 2 томдық.

9. http://www.samal.kz

10. http://www.history.kz.

Наши рекомендации