Методика использования фольклорно-лингвистических ма- териалов в качестве исторического источника
ИСТОЧНИКИ
План
Понятие и виды фольклорных источников.
Лингвистические источники
Методика использования фольклорно-лингвистических ма- териалов в качестве исторического источника.
Использование источниковедением фольклорных произведений — явление привычное и обще распространенное. Это подтвержда-ют и различные классификации исторических источников.
А.М.Горький справедливо отмечал: «... подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества. От глубокой древности фольклор неотступно и своеобразно сопутствует истории». Я солидарен с мнением Л.Толстовой о том, что «негативизм по отношению к использова-нию фольклора в качестве исторического источника (нередко проявляемый, прежде всего фольклористами) объединяет возможности восстановления этногенеза и этнической истории
. Один из видных востоковедов, большой знаток персо-и тюрко-язычных рукописей, исследователь Вениамин Петрович Юдин, го-ворил: «Степная устная историография - это историческое знание кочевников. Русский историк, написавший в начале XIX века 3-том-ную книгу по географии, этнографии и истории Казахстана А.И. Левшин широко использовал фольклорный материал. Первые казахские историки М. Тынышпаев, Е. Бекмаханов свои исследова-ния по истории Казахстана также основывали на фольклорных материалах..
Фольклор (англ. folklore - «народная мудрость») - народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Термин «фольклор» впервые был введен английским ученым Уильямом Томсом (англ. William Thoms) в 1846 году для обозначения как художественной (предания, танцы, музыка и т. д.), так и материальной (жилье, утварь, одежда) культуры народа.
Народное творчество, зародившееся в глубоко в древности, - историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Некоторые исследователи относят к народному творчеству также все виды непрофессионального искусства (самодеятельное искусство, в том числе народные театры).
Точное определение термина «фольклор» затруднительно. В словаре С.И.Ожегова Фольклор–это «устное народное творчество» и «совокупность обычаев, обрядов, песен и другие явления быта народа». Однако в филологической науке до сих пор существуют различные понимания о фольклоре, которые принципиально отл -чается друг от друга.
Фольклорными источниками богата не только казахская история, они существуют по истории многих народов. Это и древнегреческий эпос, и исландские саги, и шотландские баллады, - и древнерусские былины, и кэрело-финские руны, и нартские сказания народов Кавказа, и богатырские поэмы тюрко-монголских народов Сибири, и песни о Робин Гуде
Русские историки успешно использует фольклорные материалы в исторических исследованиях. Устные источники они подразделяют на следующие виды::
Календарно-обрядовая поэзия ,
Семейно-обрядовая поэзия (родильный , пестования ,свадебный обряд, приричита-ния),
Магическая поэзия заговоры.
Загадки.Сказки:(кумулятивные,суммированные,оживотных, волшебные,новеллистические ,бытовые, сказочные, переработки былин ,сказки-пародии)
Не сказочная проза: (легенды,Былпредания,Сказы ,анекдоты)
1. Былины.
2. Духовные стихи (апокрифы).
3. Баллады.
4. Исторические песни.
5. Внеобрядовые лирические песни.
6. Частушки.
7. Афористический фольклор:
o пословицы, поговорки
o прибаутки
o присказки
8. Приметы.
9. Народная драма.
10. Детский фольклор.
11. Инструментальный фольклор.
12. Народная хореография.
Фольклор соединяет в себе различные виды народного творчества: словесный, музыкальный, хореографический и театральный. Предметом специального изучения становится поэтика трудового фольклора, морфология его жанровых видов, отношение фольклора и действительности.
. Фольклор занимает особое место в истории культуры казахского народа. Развитие духовной культуры казахов является частью общего исторического процесса. Именно в древнее время сложи-лось своеобразная культура казахского народа.
На протяжении тысячелетий важнейшей частью духовной культуры являлись мифы. В них отражались представления людей о себе и мире, пространстве и времени, должном и сущем. Не обращаясь к мифам, нельзя понять духовный мир древнего человека.
Изучение мифологических традиций прошлого возможно на основе письменных источников. Целостные повествования восстановить, конечно же, нереально, но ситуация не безнадёжна. Для реконструкции древнейших мифов могут быть полезны записи XIX- XX веков. Здесь уместно сравнение с материалами археоло-гии.
Известный казахстанский молодой ученый Кондыбай Серикбол собрал и издал 4-х томный труд посвященный мифам протоказахов (Кондыбай Серикбол. Аргыказак мифологиясы. Алматы: Дайт- Пресс 2004. 504б.) Автор считает, что миф не фантазия народа, он его духовная культура, след истории, подарок предков своим потомкам.
Сокровища устной литературы создавали и передавали из поколения в поколение талантливые люди - акыны, жырау, певцы- Приод XV ~ начала XIX вв. занимает особое место в истории культуры казахского народа. Именно в это время появилась большая группа поэтов-импровизаторов.Их поэзия называлась жырами, поэтому поэтов - творцов называли жырау (в отличие от жырши - исполнителей). Слово жырау древнетюркского происхождения, встречается в словаре Махмуда Кашгари и означает - песня (в смысле эпическое героическое повествование). Оно встречается в похожем звучании у большинства северных тюркских народов: в якутском - ырыа, в хакасском и киргизском - ыр,
Эпические стихи-песни башкирском - йыр, в казахском и ногайском - жыр. По-русски жыр можно назвать речитативом, а по-английски - рэпом. Так что, по-видимому, первыми рэперами были не бруклинские негры, а ногайлинские жырау
. Исследователь тюркского фольклора Е.Д.Турсунов утверждает, что «тип жырау возник между началом I тысячелетия до н.э. и древнетюркской эпохой, и в начале нашего тысячелетия оформился как тип носителей устно-поэтической традиции». Конечно, весьма расплывчатая формулировка, охватывающая полтора тысячелетия, поэтому следует уточнить, что «предками» жырау были камы (шаманы). По мере развития кочевого общества, а в особенности после возникновения «кочевых» тенгрианских каганатов, функции камов, как хранителей традиций, исполнителей эпоса, прорицателей и целителей увеличились и усложнились.
Песни-толгау - размышления и наставления в стихах., авторами которых были известные жырау/- Казтуган Суюнши улы, Доспан-бет, Шалкииз, Бухар, Умбетей, Актамберды и другие являются цен-ными историческими источниками. Нередко жырау были видными политическим деятелями, советниками ханов, главами родов, вое-начальниками. Поэтому их сообщения не вызывает никаких сомне-нии.
.Традиции поэзии жырау продолжали и обогатили Маргаска-жыр-ау и Жиембет-жырау (17 в.). Маргаска был не только поэтом, но и,воином, участвовал в боях против Турсын-хана. Он является авто-ом героической поэмы «Есим». Жиембет Бортогашулы из рода ал-шын был бием Младшего жуза при Есим-хане, участвовал в войнах против ойратов и Турсын-хана.
Акгамберды-жырау Сарыулы (18 в.) родился в Южном Казах-стне, в районе Каратау, и уже в детском возрасте стал известен как поэт- импровизатор. Он активно участвовал во всех антиджунгар-ских войнах, а в 50-х годах 18 в. возглавил движение казахов на восток, на земли, отвоеванные у Джунгарии.
Умбетей Тилеу улы (18 в:) воспевал героическую борьбу с джунгарами, стремление народа к мирной жизни. Наиболее известно произведение Умбетея, посвященное Богенбай-батыру.
Особой популярностью в XVIII в. пользовался Бухар Калкаман улы (1684-1781). Бухар-жырау был одним из влиятельных биев при Тауке-хане и Абылае. Он автор большого количества песен, посвященных единству государства, защите его от внешних врагов.
Жырау не только певец-импровизатор, но и выразитель интере-сов рядовых общинников - свободных кочевников. Толгау иногда исполняется как пророчество, в той или иной степени жырау вы-полняет в обществе кочевников миссию жреца. Песни-толгау пол-ны философских раздумий о смысле жизни, гармонии мира
. Исследователь казахского фольклора профессор Немат Келимбетов утверждает, что у гуннов существовали дастаны (историческая поэма), к сожалению, они сохранились у западно-европйских народов «Песнь о небелунгах» и «Песнь о моем Сиде», где описывается поход Едиль батыра (Аттила) в Западную Европу.
До нас дошли в фрагментах произведения средневековых поэтов. Так например, в эпоху Золотой Орды развивалась устная народная литература. К началу XVIIIв. относится творчество легендарного жырау из племени найман-Кетбуга. Народное предание приписывают ему песню, рассказывающую о смерти Жоши и адресованную его отцу, Чингисхану
Казахские героические эпосы являются ценными историческими источниками. Их насчитывается свыше 40. Самыми известными являются «Кара кыпшак Кобланды», «Алпамыс батыр», « Ер Таргын», «Едыге батыр». Большое количество материалов по быту, духовной культуре наших далеких предков можно извлечь из лирических песен «Кыз Жибек», «Козы Корпеш – Баян Сулу»..
.
.
Трагические годы войны казахов за свою свободу и незавсимость получили освещение в произведениях поэтов, так называемой эпохи «Зар заман» Шортанбая, Дулата Баба-тайұлы (1802-1874), Шернияза Жарылғасұлы (1817-1871), Сегізсері Бахрамұлы (1818-1854), Мұрат Мөңкеұлы (1843-1906), Ақмола Мұхамедьярұлы (1831-1895), Жанақ Сағын-дықұлы (1770-1856), Нысанбая, Аубакир Кердери (1858-1903) и др.
Фольклорными источниками богата не только казахская история, они существуют по истории многих народов. Это и древнегреческий эпос, и исландские саги, и шотландские баллады, - и древнерусские былины, и кэрело-финские руны, и нартские сказания народов Кавказа, и богатырские поэмы тюрко-монгольских народов Сибири, и песни о Робин Гуде.
В этих произведениях получила яркое отражение жизнь трудового народа, воплотились народная мудрость, любовь к родине, ненависть к угнетателям, народные чаяния и мечты о лучшем будущем. При изучении древних эпох истории человечества фольклор, как и лингвистические источники, также важны для историка, поскольку поя-вление различных слов, терминов, обозначений, неразрывно связано с экономической, политической и культурной жизн-ью народов на различных ступенях их развития.
Некоторые исторические источники встречаются и в устной и в пись-менной формах. К ним относятся генеалогия. Генеалогию мы выделяем в отдельную группу источников, потому что большое количество их создавались устно и передавались от поколения к поколению. А не-которые имели письменные варианты.
Историческая память казахов об их предках в основном отражалась в многочисленных генеалогических преданиях (шежире). Они передавались от поколения к поколению устно и письменно по вертикальным каналам и по патри-линейных связях сложным многоступенчатым путем.
.
1. Шежіре – как исторический источник.
2.
Значительный интерес для разработки проблемы этногенеза и этнической истории Казахского народа представляют памятники народного творчества (шежіре).
Видный представитель казахской интеллигенции XIX века Макаш Бекмухамедов (1803-1897) писал: « Хотя письменных источников по части исторического прошлого в Орде никаких не существует, но зато нет недостатка в преданиях устных, заслуживающих веры при отчетливом знании киргиз – казаками своей генеалогии». (Цитата взята из книги: Благонравов М. О быте киргизов. Сб. ст. Астрахань. 1910. с. 282
О древности казахских шежире свидетельствует Махмуда Кашгари в своем словаре. Генеалогия (от греческого - родословная) как специальная научная дисциплина зани-мается выяснением происхождения отдельных семей, ро-дов, клановых групп. На сегодняшний день это важная вспомогательная отрасль исторической науки.
О древности казахских шежире свидетельствует Мах-муда Кашгари в своем словаре. Генеалогия (от греческого - родословная) как специальная научная дисциплина зани-мается выяснением происхождения отдельных семей, ро-дов, клановых групп. На сегодняшний день это важная вспомогательная отрасль исторической науки.
.
Как показывает опыт исследования башкирских генеалогических преданий, метод сопоставления шежіре с данными письменных источников может оказаться весьма плодотворным. Генеалогические предания трех жузов казахского народа представляет собой кладь с ценной информации по истории, расселению и культуре различных этнических компонентов, вошедщих в состав народа. Основная трудность введения в научный оборот шежіре казахов заключается в выработке методики их обработки и интерпретации58 .
Казахское шежире имеет ранние истоки. Его формирование происходило в условиях самобытного развития кочевнической культуры Евразии как традиция устной истории и генеалогии. Как этнокультурное наследие шежире представляет собой своеобразный корпус исторического сознания и памяти, сформированная под влиянием различных событий исторических эпох. В шежире содержатся сведения по разным хронологически пластам истории в виде этногенетических преданий и религиозных мифов, истории о генеалогическом происхождении, героических сказаний народа, биографий выдающихся личностей.
О ранней истории Евразии шежире сообщают сведения в виде тюркских преданий о своем происхождении, а с принятием ислама, древняя история в шежире строится чаще на мусульманских мифах о возникновении человечества, а возведение предков казахского народа к фигуре сподвижника пророка Мухаммада, является характерной чертой такого рода генеалогии. Как традиционный источник, шежире содержит много традиций.
Материалы шежире содержат в себе сведения о генеалогии в виде рассказов, схем, которые дают информацию о характере системы родства и свойства у казахов, казахских родах и племенах и субэтнических группах, а также известных исторических личностях народа. Особенностью казахской генеалогической традиции является счет поколений и родства по мужской линии, однако исследование показывает, что в генеалогических преданиях не мало внимания уделяется и сведениям по женским персоналиям. В основном, данные шежире несут в себе информацию о происхождении человека, общин, сообществ (этнических групп, родов, племен), по поведу сущности политической власти (каганов, ханов, султанов), духовной элиты (қожа, сопы, бақсы) и народной элиты (би, батыр, ақсақал), структур (хандық, ру, ел, жұрт), традиции (культов, верования, религии, обрядов, общин). Шежире доносит до нас традиционную форму исторического сознания, фрагменты исторической памяти различных исторических эпох. Сведения шежире в различной мере субъективны, потому что при изучении шежире чаще всего мы сталкиваемся с видением автора, его личной интерпретацией события и факта. Шежире как специфический вид источника требует выработки адекватных методов их интерпретации.
Специфическая для казахстанского общественного сознания устная историческая традиция стала основой для лженаучного направления в казахстанской литературе, объединенного Е.А.Абилем в рамках архаической квазиистории. Концептуальной основой его является особый жанр традиционной исторической формы отражения прошлого, как генеалогии - шежире. Подобных работ в Казахстане издано огромное количество, начиная с публикаций в газетах и журналах, заканчивая отдельными изданиями. Отметим лишь то, что в последние десятилетия в Казахстане предпринято масштабное издание шежире различных родов.
В данных работах наблюдается некритический подход к материалу. Легендарные сведения, особенно, относящиеся к высшим звеньям и отражающим наиболее хронологически ранние по времени, воспринимаются буквально. Даже как источник, подобные исследования применять довольно сложно, так как во всех них отсутствует необходимый научно-справочный аппарат и комментарии. Часть современных шежире не имеют исторической ценности, т.к. посвящена популяризации современных представителей того или иного рода. Теоретической основой этих работ является архаический взгляд на исторический процесс как результат поэтапной сегментации одной семьи, когда история трактуется в категориях семейного родства. Ж. Абылхожин, анализируя феномен исторического мифотворчества как результат конфликта общественного сознания, отмечает, что «увлечения «этническим романтизмом» настолько сильно возбуждают фантазии отдельных авторов, что они напрочь утрачивают чувство меры. Как будто соревнуясь друг с другом, они выводят этногенетические проекции на столь глубокие хронологические горизонты и такие экзотические ареалы древней ойкумены, включая сюда и легендарную Атлантиду, что у массового обывателя аж дух захватывает».
В целом, для данного направления квазиистории характерны следующие основные черты:
- игнорирование научной критики источников - шежире;
- узкая источниковая база;
- архаический характер базовых исторических взглядов.
Справедливости ради отметим, что отмечается рост публикаций казахских шежире с научных позиций, сопровождающихся комментарием и привлечением других пластов источников. Муканов отмечает, что казахская историография прошла от мифологического мышления к квазиисторическому осмыслению семейной и родовой истории, легенд и преданий, которые в совокупности образовывали шежире - своеобразную историческую хронику происхождения народов, племен, родов, знатных людей. При этом, он подчеркивает, что «приводимая схема вовсе не означает признания ее, как исторически достоверного документа, а как представление одной из эпико-генеалогических легенд мусульманского мира». Муканов предлагает делить шежире на два уровня, причем на высших звеньях Родословной господствует легендарная генеалогия, основанная на мифах, тотемических и религиозных преданиях, на нижних - реальная генеалогия.
Один из современных исследователей феномена шежире, М.Алпысбес, отмечает, что данная проблема, довольно редко освещаемая исследователями, в реальности имеет достаточно важное теоретическое значение в изучении традиционных институтов казахского общества. Прослеживается связь устной исторической традиции с генеалогической структурой казахского этноса и его социально-идеологическое значение.
Архаическая квазиистория достаточно хорошо представлена в глобальной информационной сети. Казахским генеалогиям посвящено несколько веб-сайтов. Интересен проект, расположенный на сайте «Шежире. Генеалогия казахов» с возможностью записи своих племенных списков. «Предлагаемая летопись объединяет все родословные казахов - шежире по временному признаку в виде компьютерной летописи. Хронология событий и дат жизни отдельных личностей, выверяется по многочисленным данным, датам жизни авторов, вместе с цепочкой их предков и заносится в определенное хронологическое место. Эти места или шкала наносится на шежире всех родов. Таким образом, каждое поколение казахов можно будет объединить и определить возможности сосуществования известных личностей, осветить по-новому различные события, факты» (http://www.samal.kz) - предлагает автор проекта О.Х.Халидуллин. Конечно, подобный подход лишен строго научной логики, но, тем не менее, может послужить весьма интересным источниковедческим материалом для конкретных исследований.
Аналогичным по содержанию является сайт «Наследие древних цивилизаций», автор которого А.Е.Сакипов, считает своей миссией собирать, систематизировать и изучать шежире и письменность, данные о материальной и духовной культуре, заниматься популяризацией работ ученых и писателей, собирать народные знания (http://www.history.kz.).
К научным трудам, издающимся в рамках данной темы можно отнести диссертацию Елешовой З.Е. «XV - ХVΙΙ ғғ. қазақ тарихының фольклорлық нұсқасы». В рассматриваемой диссертационной работе впервые в исторической науке история Казахстана изучается на основе материалов казахского исторического фольклора. Исходя из специфики темы, в работе рассматриваются актуальные проблемы, связанные с необходимостью применения исторического фольклора в исторических исследованиях. Автором была сделана попытка классификации различных видов исторического фольклора, анализируя их источниковые возможности. На основе материалов устного исторического знания автор описывает социально-политическую историю Казахского Ханства XVХVΙΙ веках. В многочисленных фольклорных сюжетах нашли отражения процесс формирования казахских жузов и родоплеменного состава, взаимоотношения родов и сословных групп, интерпретации генеалогии и деятельности казахских ханов XVХVΙΙ вв. в цикле приведенных легенд содержится ключ к пониманию процесса образования Казахского ханства в середине XV в. и формирования государственной идеологии. На основе фольклорных источников реконструируется сложная политическая жизнь Средней Азии и Казахстана в XVХVΙΙ вв.
В 2007 г. выходит еще одно научное издание - диссертация М.Алпысбес «Қазақ шежірелері - тарихи дерек ретінде». На основе многолетних исследований автор выносит несколько важных положений. Он обосновывает мысль о том, что историческая реальность в шежире чаще всего отражалась ирреально, а познание мира происходило согласно мифологии и религии. Автор утверждает, что казахское шежире имеет определенную идейную сущность, служившая функционированию традиционных институтов, сохранению культурной самобытности.
ку
Контрольные вопросы:
1. Какова степень достоверности данных казахского устного творчества?
2. Назовите произведения казахских исследователей, где основным источником являлись данные устного народного творчества.
3. В чем заключается отличие казахских шежире от родословных других народов?
4. Как проявляется общественное сознание в казахских шежире?
Литература:
1. Абиль Е.А. Историческая наука и синергетика: методологические проблемы. Костанай, 2008.- 184.
2. Марғұлан Ә. Шежіре. Қазақ шежіресі // Қазақ совет энциклопедиясы. - 1978. - Т.12.-595 б.
3. Муканов М. Из исторического прошлого: (родословная племени керей и уак). - Алматы, 1998г. - 160 с.
4. Арғынбаев Х., Мұқанов М., Востров В. Қазақ шежіресі хақында. - Алматы, 2000 ж. - 464 б.
5. Казахские источники по истории XVIII начала ХХ века. В кн. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней ). В 5-ти т. Т.2. Алматы,: «Атамура», 1997. с.62 - 76.
6. Халид Курбангали. Тауарих Хамса. (Бес тарих). Ауд.Б Төтенаев А.Жолдасов. Алматы; 1992, 304 б.
7. Құдайберді ұлы Ш. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий. Алматы, 1990.
8. Көпейұлы М.Ж. Ел аузынан жиналған әдебиет үлгілері. Құр. С.Дәутов. Алматы «Ғылым», 1992. 2 томдық.
9. http://www.samal.kz
10. http://www.history.kz.