Дар Божией праведности через веру во Христа

Главная тема Послания к римлянам — оправдание по бла­годати Божией через веру в Иисуса Христа. Сам Иисус под­разумевал эту доктрину в Своих притчах о блудном сыне, о фарисее и мытаре, о работниках в винограднике и о званых на большой ужин. То же самое подразумевается Его выска­зыванием: «Я пришел призвать не праведников, но грешни­ков к покаянию» (Мк. 2:17) и Его отношением к Закхею (Лк. 19:1-10). Таким образом, доктрина прощения по благодати не изобретена Павлом; скорее, он лишь развивает это учение по-своему. Доктрина вполне систематическим образом изло­жена в его послании к церквям в Риме (см. Рим. 16:5,14-15 о наличии в Риме нескольких церквей).

В конце первого столетия Климент Римский предполо­жил, что Павел и Петр приняли мученическую смерть в этом городе. Ко времени Тертуллиана (начало III в.) вся Цер­ковь приняла эту традицию в целом. Однако церкви в Риме, по всей вероятности, вообще не были основаны одним из апостолов, они, безусловно, не были основаны Павлом и почти наверняка не Петром. Как уже отмечалось, римский историк Светоний сообщает, что император Клавдий изгнал иудеев из Рима в 49 г. или 50 г. по Р.Х. в связи с беспорядка­ми, возникшими из-за некоего «Хрестуса», и в этом сообще­нии, вероятно, искажено имя «Christus» («Христос» на ла­тыни) и проповедь Христа перепутана с проповедью о Хри­сте. Если это так, то христианство появилось в Риме уже то­гда. Но Петр все еще был в Иерусалиме, на Иерусалимском соборе, датируемом примерно 49 г. по Р.Х. Более того, в По­слании к римлянам Павел не упоминает апостола Петра и не передает ему приветы. Поэтому не исключено, что какие-то иудеи и прозелиты из Рима, присутствовавшие в Иерусали­ме в день Пятидесятницы, обратились к Христу и принесли Благую Весть к себе в Рим на самой заре церковной истории (Деян. 2:10).

Некоторые ученые полагают, что римские церкви состоя­ли в основном из еврейских христиан. Они доказывают, что сосредоточенность на народе Израиля в Рим. 9 — 11, обраще­ние к примеру Авраама, цитаты из Ветхого Завета и те места, в которых Павел, по-видимому, опровергает возражения иудеев (Рим. 2:17 — 3:8; 3:21-31; 6:1 — 7:6; 14:1 — 15:3), рассчитаны на церкви с преобладанием евреев. Однако, сог­ласно Рим. 9 — 11, Бог, временно отвратившись от иудеев, обратился к язычникам; поэтому данные главы могут скорее свидетельствовать, что первоначальные читатели послания в массе своей принадлежали к числу нееврейских христиан. Обращение Павла к примеру Авраама и цитирование им Вет­хого Завета могут быть обусловлены его собственным иудей­ским происхождением, а не происхождением его читателей. А его ответы на типичные иудейские возражения могут быть отголоском его частых споров с неуверовавшими иудеями и иудействующими, не являясь признаком того, что послание обращено к еврейским христианам.

Многие места в послании свидетельствуют о преимущест­венно нееврейском составе римских церквей. В Рим. 1:5-6 Павел пишет: «[всех язычников], между которыми находи­тесь и вы». В Рим. 1:13 он пишет: «и у вас, как и у прочих [язычников]». Его обращение, «вам говорю, язычникам» (Рим. 11:13), характеризует римские церкви в целом, не какое-то меньшинство внутри них; так и в Рим. 11:28-31 сказа­но, что читатели получили милость Божию вследствие неве­рия иудеев. В Рим. 15:15-16 об этом своем письме к римля­нам Павел говорит в сочетании со своим служением «у язы­чников».

Павел только что закончил сбор пожертвований для иеру­салимских христиан во время своего третьего миссионерско­го путешествия (Рим. 15:25-26). Пишет он из Коринфа, так как в это время гостил у коринфянина Гаия (Рим. 16:23; 1 Кор. 1:14). Упоминание Ераста, городского казнохраните­ля (Рим. 16:23), тоже свидетельствует в пользу Коринфа как места отправления, потому что надпись, обнаруженная в Ко­ринфе и датируемая I в. по Р. X., гласит: «Ераст, попечитель общественных работ, уложил эту мостовую на собственные средства». Строго говоря, «попечитель общественных ра­бот» — это должность рангом ниже, чем «городской казно­хранитель»; однако естественно предположить, что Ераст мог либо выдвинуться из попечителей в казнохранители, ли­бо был понижен в должности. Не исключено также, что эти два титула примерно совпадают. Еще одним доводом в поль­зу того, что Павел писал в Коринфе, является его рекоменда­тельный отзыв о Фиве, принадлежавшей к церкви в городе Кенхреи, что совсем недалеко от Коринфа. Эти рекоменда­ции Павла подразумевают, по всей видимости, что Фива должна была переправить послание из Коринфа в Рим (Рим. 16:1-2).

Павел написал Послание к римлянам, чтобы подготовить живущих в Риме верующих к своему первому посещению этого города. Уже долгое время он намеревался совершить такой визит, однако ему мешали различные препятствия (Рим. 1:13; 15:22-24). Павел хотел укрепить римских хри­стиан в их вере (Рим. 1:11,15) и получить от них финансовую поддержку для своего путешествия в Испанию, намечаемого после визита в Рим (Рим. 15:24,28). То, что им написано римлянам, по большей части представляется его размышле­ниями о том, что он хотел сказать еврейским христианам в Иерусалиме, когда доставит им пожертвования, которые для них собирает. Павел опасается, что трения между еврей­скими и нееврейскими христианами на Востоке могли уже достичь такого уровня, когда еврейские христиане в Иеруса­лиме откажутся принять эти пожертвования, так как они со­браны в основном среди нееврейских христиан в Македонии и Ахаии и доставлены лично Павлом, апостолом для языч­ников (Рим. 15:30-31). Павел также достаточно много знает о церквях в Риме, чтобы предостеречь здешних нееврейских христиан не хвалиться своим превосходством над христиа­нами еврейскими (Рим. 11:17-32) и не презирать их за со­блюдение ими ритуальных запретов (Рим. 14:1-23). Вследст­вие изгнания Клавдием римских иудеев, в том числе еврей­ских христиан, римские церкви должны были попасть в ве­дение нееврейских христиан, и вполне вероятно, что те пытались сохранить свое доминирование даже теперь, когда еврейские христиане вместе с другими иудеями вернулись в Рим после смерти Клавдия. Предостережения Павла свиде­тельствуют, что он опасается полного разрыва отношений между еврейскими и нееврейскими христианами не только на Востоке, но и в Риме. Поэтому он излагает в Послании к римлянам то, о чем будет говорить в Иерусалиме: это Еванге­лие равно доступного для евреев и язычников оправдания ве­рою, служащее основой для христианского единства — не только ради самого единства, но ради распространения Бла­гой Вести дальше, в частности в Испанию, куда так стре­мился Павел. Распри в Риме могут помешать Павлу по­лучить здесь достаточную поддержку для своей миссии в Ис­пании.

Поскольку Павел знает в Риме лишь нескольких христи­ан, тех, кто переселился сюда после знакомства с Павлом в каких-то других городах, Послание к римлянам написано более формально, нежели любое из остальных его посланий. Тем не менее в Рим. 16 содержится множество личных при­ветствий; Павел передает их, хотя никогда не бывал в Риме. Некоторые ученые полагают, что эта глава по своему проис­хождению восходит к посланию, отправленному в Ефес, где Павел, безусловно, знал очень многих. Однако эта глава не может быть полным посланием (она почти целиком состоит из приветствий), и нет рукописных свидетельств того, что она когда-либо фигурировала в виде самостоятельного по­слания или его части. Такой длинный ряд приветствий в тек­стах Павла встречается еще только в Послании к колоссянам, тоже отправленном в город, где Павел никогда не бы­вал. Не исключено, таким образом, что Павел для установле­ния дружеских отношений с церквями, которые никогда не посещал, подчеркивал свои прежние знакомства с христиа­нами, вошедшими в состав таких церквей, а во избежание фаворитизма опускал личные приветствия в посланиях к церквям, которые были основаны им самим (Послание к ефесянам представляет собой особый случай циркулярного письма к церквям, которые Павел не основывал и никогда не посещал).

Древние рукописи сильно различаются по месту располо­жения славословия, находящегося в английских Библиях в Рим. 16:25-27188, и благословения в Рим. 16:20. Эти разно­чтения могут быть связаны с гностиком Маркионом, кото­рый, вероятно, вообще опускал Рим. 15 — 16, поскольку они содержат ветхозаветные и иудаистские ссылки, плохо со­вместимые с его настроем против иудаизма. Путаница могла возникнуть из-за существования усеченной формы посла­ния, в которой отсутствовала глава Рим. 16, чему есть под­тверждения в древних текстах. Поскольку эта глава состоит из индивидуальных приветствий, в некоторых копиях ее могли опускать, чтобы адаптировать послание для обраще­ния во всем христианском мире.

Наши рекомендации