Сущность консонирования и диссонирования
Музыкальным бытием гармонии является ее звуковая реализация, воплощаемая в звуковысотных отношениях. Исходное, элементарное высотное отношение, своего рода «гармонический атом», есть интервал. Богатство и многообразие гармонических отношений выражаются в наличии и сложном взаимодействии многих разнокачественных интервалов. Качество гармонического слияния, «согласия», по-разному представлено в различных интервалах. Та или иная степень слитности, «согласности» в созвучании двух музыкальных тонов составляет сущность консонирования и диссонирования и образует, в свою очередь, коренную предпосылку для прочих важнейших явлений гармонии в музыке, в частности для консонантности и диссонантности аккордов. Отсюда определения консонанса и диссонанса.
Консонанс есть звучание тонов, сливающихся друг с другом; спокойное, ненапряженное созвучие.
Диссонанс — звучание тонов, как бы «не сливающихся» друг с другом; диссонансу свойственна напряженность экспрессии.
Взятые как критерии разделения созвучий на консонансы и диссонансы, слуховые впечатления «слитности» и «неслитности» звучания, «напряженности» и «спокойствия» могут дать лишь относительные указания, а не абсолютно-определенные. Точно они разграничивают лишь более слитные и менее слитные звучания, а не однозначно прочерченную «линию водораздела» между тем и другим. Поэтому в разные эпохи четкая граница между консонансом и диссонансом устанавливалась в разных местах. Так, у древних греков консонансами были только кварта, квинта, октава и их октавные расширения; все терции и сексты были диссонансами. В XIII в. произошел перелом, и с XIV в. граница была передвинута: терции и сексты заняли свое место среди консонансов. В XX в. происходит следующая перемена, и прежние диссонансы (септимы, секунды и тритон) сколь угодно часто применяются совершенно свободно, как раньше могли использоваться только консонансы.*
Выступая как первичные носители гармонии в саморазличии ее форм, отношения консонанса и диссонанса воплощаются в звуковысотном материале музыки и развертывают спектр природных его свойств — с постепенным переходом от абсолютного слияния (унисона) к все более сложным и менее слитным отношениям, в перспективе уходящим в бесконечность (подобно пропорционированному числовому ряду).
Вместе с тем, если говорить о самой сути феномена музыки, градация отношений созвучия отражается в основных аспектах его музыкального воплощения, начиная от абстрактных (внематериальных) отношений чисел и кончая тонкостями психологии эстетического восприятия (простирающегося вплоть до социальных, национальных, историко-культурных различий). Отсюда ряд важнейших аспектов рассмотрения проблемы консонанса и диссонанса — математический, физический, музыкально-физиологический, музыкально-психологический ,
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ И ФИЗИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
Числовые отношения показывают строго определенную картину спектра созвучий. Критерием различия между консонансом и диссонансом является простота или сложность отношений: чем проще отношения, тем консонантнее, чем сложнее — тем диссонантнее. Условная, традиционная для нас граница простоты или сложности
* В книге «Введение в современное музыкальное мышление» (1946) А. С. Оголевец писал: «Современное музыкальное мышление окончательно покончило с предрассудком о якобы диссонантности большой секунды», а тот музыкант, который воспринимает как консонансы только терции, остановившись перед барьером малой секунды, «не сделает большой ошибки, если признает себя поздно родившимся или же мало музыкальным с точки зрения требований современного музыкального мышления» (с. 256).
Τаблица 1
Консонансы |
1 : 1 унисон 2 : 1 октава (Интервалы однокачественных звуковысот) |
3 : 2 кварта 4 : 3 квинта (Общее качество обеспечивается «тройкой») |
5 : 4 большая терция 8 : 5 малая секста 5 : 3 большая секста 6 : 5 малая терция (Общее качество обеспечивается «пятеркой») |
Ср. с таблицей натурального звукоряда, пример 1.
проходит между «шестеркой» (еще консонанс) и «семеркой» (уже диссонанс) (см. пример 1).
Числовые пропорции можно выражать двояко: 1) через отношения длин струн (меньшая величина — более высокий звук) и 2) через отношения чисел колебаний (наоборот, меньшая величина — более низкий звук). В таблицах 1 и 2 применен первый способ.
Внутри группы консонансов есть очевидная качественная дифференциация. Квинта и кварта («тройки») внутренне близки друг другу и совместно противопоставляются двум другим подгруппам
(унисон-октава и терции-сексты). Так же объединяются в подгруппу обе терции («пятерки»). Сходны унисон и октава («единицы»), хотя эта подгруппа не вполне аналогична следующим двум.
Среди диссонансов часть относится к неупотребительным, вследствие резкого противоречия с основными консонантными интервалами ладовой системы. Хотя они обладают всеми свойствами чисел-диссонансов, целесообразно рассматривать их отдельно от употребительных (пример 2).
Та6лица 2
Диссонансы | |
употребительные | неупотребительные |
9 : 5 малая септима | 7 : 4 (натуральная) малая септима* |
9 : 8 (большой) целый тон | 8 : 7 (натуральный) целый тон |
10 : 9 (малый) целый тон | 7 : 5 (натуральный) тритон (уменьшенная квинта) |
16 : 9 малая септима | |
15 : 8 большая септима | 10 : 7 (натуральный) тритон (увеличенная кварта) |
16 : 15 малая секунда | |
45 : 32 тритон (увеличенная кварта) | |
64 : 45 тритон (уменьшенная квинта)** |
* Чтобы конкретнее представить себе величину этого интервала, целесообразно выразить ее в центах (цент — 1/100 темперированного полутона; в октаве 1200 центов). Натуральная септима b = 968,8 цента, то есть между темперированным а = 900 центов и b = 1000 центов. См. Приложение 3.
** На наше восприятие темперированного тритона проецируется прообраз тритона натурального и упрощает эти сложные отношения. Сходно обстоит дело и с натуральной малой септимой.
Не представленные отношения:
4 = 2 = 1; 6 = 3 · 2 = = 3 · 1 = 3; 8 = 4 = 2 = 1;
10 = 5 · 2 = 5 l = 5; 11 = = неупотребит.;
12 = 3 · 4 = 3 · 2 = 31 = 3; 13 = = неупотребит.;
14 = 7 · 2 = 7 · 1 = 7; 16 = 8 = 4 = = 2 = 1.
Физический аспект представляет собой проекцию математического (числового) на показатели колебаний звучащего тела (акустические соотношения). Акустически сущность разницы между консонансом и диссонансом выражается в различной длине периодов регулярно повторяющихся групп колебаний (то есть групп одинаковой структуры).
Так, например, при октавном соотношении длин звучащей части струны (2 : 1) длина периода — наименьшая:
♦ | частоты верхнего звука: | · · | · · | · · |
♦ | частоты нижнего звука: | · | · | · |
♦ | периоды: | |||
При квинтовом (3:2) — | несколько больше: | |||
♦ | верхний звук: | · · · | · · · | · · · |
♦ | нижний звук: | · · | · · | · · |
♦ | периоды: |
При диссонантном интервале эти соотношения колебаний более сложны, чем при любом из консонантных. Кроме того, акустическое звучание консонансов (по теории Г. Гельмгольца) либо вовсе не дает биений, либо они слышны слабо, а диссонансы производят сильные биения. К физическому аспекту относятся и различия между интервалами с точки зрения взаимодействия тонов с обертонами. Так, обнаруживается различие между терциями, с одной стороны, и секстами — с другой, при взаимодействии с самым сильным из обертонов после повторяющего основной тон второго — с третьим (дуодецимой). Звук g (3-й тон натурального звукоряда от с) дает консонанс децимы и с e, и с es (терции к с), но образует весьма сильный
диссонанс с а и (в особенности) с as (сексты к с). Таким образом, обнаруживается физическое обоснование того кажущегося нам странным (даже не вполне логичным) факта, что в XIII-XIV вв. при переходе терций и секст в разряд консонансов сначала к ним были отнесены только терции, а сексты некоторое время продолжали оставаться в диссонансах.
Подобное различие можно усмотреть и между квартой и квинтой: квинта (g) образует с 3-м обертоном совершеннейший консонанс, а кварта (f) уступает ей, давая с g диссонанс большой ноны.
В математико-физическом смысле консонанс и диссонанс различаются лишь количественно — как более простое и более сложное отношение, а твердая, определенная граница между ними совершенно условна и с точки зрения математики и физики не может быть точно мотивированной. Таким образом, наше представление о принципиальных различиях между консонансом и диссонансом коренится в других аспектах проблемы, связанных с человеческим восприятием того и другого.