Сущность консонирования и диссонирования

Музыкальным бытием гармонии является ее звуковая реализа­ция, воплощаемая в звуковысотных отношениях. Исходное, элемен­тарное высотное отношение, своего рода «гармонический атом», есть интервал. Богатство и многообразие гармонических отношений вы­ражаются в наличии и сложном взаимодействии многих разнокаче­ственных интервалов. Качество гармонического слияния, «согласия», по-разному представлено в различных интервалах. Та или иная сте­пень слитности, «согласности» в созвучании двух музыкальных тонов составляет сущность консонирования и диссонирования и образует, в свою очередь, коренную предпосылку для прочих важнейших явле­ний гармонии в музыке, в частности для консонантности и диссонант­ности аккордов. Отсюда определения консонанса и диссонанса.

Консонанс есть звучание тонов, сливающихся друг с другом; спокойное, ненапряженное созвучие.

Диссонанс — звучание тонов, как бы «не сливающихся» друг с другом; диссонансу свойственна напряженность экспрессии.

Взятые как критерии разделения созвучий на консонансы и дис­сонансы, слуховые впечатления «слитности» и «неслитности» звуча­ния, «напряженности» и «спокойствия» могут дать лишь относи­тельные указания, а не абсолютно-определенные. Точно они разгра­ничивают лишь более слитные и менее слитные звучания, а не однозначно прочерченную «линию водораздела» между тем и дру­гим. Поэтому в разные эпохи четкая граница между консонансом и диссонансом устанавливалась в разных местах. Так, у древних гре­ков консонансами были только кварта, квинта, октава и их октав­ные расширения; все терции и сексты были диссонансами. В XIII в. произошел перелом, и с XIV в. граница была передвинута: терции и сексты заняли свое место среди консонансов. В XX в. происходит следующая перемена, и прежние диссонансы (септимы, секунды и тритон) сколь угодно часто применяются совершенно свободно, как раньше могли использоваться только консонансы.*

Выступая как первичные носители гармонии в саморазличии ее форм, отношения консонанса и диссонанса воплощаются в звуковысот­ном материале музыки и развертывают спектр природных его свойств — с постепенным переходом от абсолютного слияния (унисона) к все бо­лее сложным и менее слитным отношениям, в перспективе уходящим в бесконечность (подобно пропорционированному числовому ряду).

Вместе с тем, если говорить о самой сути феномена музыки, градация отношений созвучия отражается в основных аспектах его музыкального воплощения, начиная от абстрактных (внематериальных) отношений чисел и кончая тонкостями психологии эстетиче­ского восприятия (простирающегося вплоть до социальных, нацио­нальных, историко-культурных различий). Отсюда ряд важнейших аспектов рассмотрения проблемы консонанса и диссонанса — мате­матический, физический, музыкально-физиологический, музыкально-психологический ,

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ И ФИЗИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Числовые отношения показывают строго определенную картину спектра созвучий. Критерием различия между консонансом и диссо­нансом является простота или сложность отношений: чем проще отношения, тем консонантнее, чем сложнее — тем диссонантнее. Условная, традиционная для нас граница простоты или сложности

* В книге «Введение в современное музыкальное мышление» (1946) А. С. Оголевец писал: «Современное музыкальное мышление окончательно покончило с предрассуд­ком о якобы диссонантности большой секунды», а тот музыкант, который воспринима­ет как консонансы только терции, остановившись перед барьером малой секунды, «не сделает большой ошибки, если признает себя поздно родившимся или же мало музы­кальным с точки зрения требований современного музыкального мышления» (с. 256).

Τаблица 1

Консонансы
1 : 1 унисон 2 : 1 октава (Интервалы однокачественных звуковысот)
3 : 2 кварта 4 : 3 квинта (Общее качество обеспечивается «тройкой»)
5 : 4 большая терция 8 : 5 малая секста 5 : 3 большая секста 6 : 5 малая терция (Общее качество обеспечивается «пятеркой»)

Ср. с таблицей натурального звукоря­да, пример 1.

проходит между «шестеркой» (еще консонанс) и «семеркой» (уже дис­сонанс) (см. пример 1).

Числовые пропорции можно выражать двояко: 1) через отноше­ния длин струн (меньшая величи­на — более высокий звук) и 2) че­рез отношения чисел колебаний (наоборот, меньшая величина — более низкий звук). В таблицах 1 и 2 применен первый способ.

Внутри группы консонансов есть очевидная качественная диф­ференциация. Квинта и кварта («тройки») внутренне близки друг другу и совместно противопостав­ляются двум другим подгруппам

(унисон-октава и терции-сексты). Так же объединяются в подгруп­пу обе терции («пятерки»). Сходны унисон и октава («единицы»), хотя эта подгруппа не вполне аналогична следующим двум.

Среди диссонансов часть относится к неупотребительным, вслед­ствие резкого противоречия с основными консонантными интервала­ми ладовой системы. Хотя они обладают всеми свойствами чисел-диссонансов, целесообразно рассматривать их отдельно от употреби­тельных (пример 2).

Та6лица 2

Диссонансы
употребительные неупотребительные
9 : 5 малая септима 7 : 4 (натуральная) малая септима*
9 : 8 (большой) целый тон 8 : 7 (натуральный) целый тон
10 : 9 (малый) целый тон 7 : 5 (натуральный) тритон (умень­шенная квинта)
16 : 9 малая септима  
15 : 8 большая септима 10 : 7 (натуральный) тритон (увеличенная кварта)
16 : 15 малая секунда  
45 : 32 тритон (увеличенная кварта)  
64 : 45 тритон (уменьшенная квинта)**  

* Чтобы конкретнее представить себе величину этого интервала, целесообразно выразить ее в центах (цент — 1/100 темперированного полутона; в октаве 1200 центов). Натуральная септима b = 968,8 цента, то есть между темперированным а = 900 центов и b = 1000 центов. См. Приложение 3.

** На наше восприятие темперированного тритона проецируется прообраз тритона натурального и упрощает эти сложные отношения. Сходно обстоит дело и с нату­ральной малой септимой.

сущность консонирования и диссонирования - student2.ru

Не представленные от­ношения:

4 = 2 = 1; 6 = 3 · 2 = = 3 · 1 = 3; 8 = 4 = 2 = 1;

10 = 5 · 2 = 5 l = 5; 11 = = неупотребит.;

12 = 3 · 4 = 3 · 2 = 31 = 3; 13 = = неупотребит.;

14 = 7 · 2 = 7 · 1 = 7; 16 = 8 = 4 = = 2 = 1.

Физический аспект представляет собой проекцию математиче­ского (числового) на показатели колебаний звучащего тела (акусти­ческие соотношения). Акустически сущность разницы между консо­нансом и диссонансом выражается в различной длине периодов ре­гулярно повторяющихся групп колебаний (то есть групп одинаковой структуры).

Так, например, при октавном соотношении длин звучащей части струны (2 : 1) длина периода — наименьшая:

частоты верхнего звука: · · · · · ·
частоты нижнего звука: · · ·
периоды:      
  При квинтовом (3:2) — несколько больше:
верхний звук: · · · · · · · · ·
нижний звук: · · · · · ·
периоды:          

При диссонантном интервале эти соотношения колебаний более сложны, чем при любом из консонантных. Кроме того, акустическое звучание консонансов (по теории Г. Гельмгольца) либо вовсе не дает биений, либо они слышны слабо, а диссонансы производят сильные биения. К физическому аспекту относятся и различия между интер­валами с точки зрения взаимодействия тонов с обертонами. Так, обнаруживается различие между терциями, с одной стороны, и сек­стами — с другой, при взаимодействии с самым сильным из оберто­нов после повторяющего основной тон второго — с третьим (дуоде­цимой). Звук g (3-й тон натурального звукоряда от с) дает консонанс децимы и с e, и с es (терции к с), но образует весьма сильный

диссонанс с а и (в особенности) с as (сексты к с). Таким образом, обнаруживается физическое обоснование того кажущегося нам стран­ным (даже не вполне логичным) факта, что в XIII-XIV вв. при пере­ходе терций и секст в разряд консонансов сначала к ним были отне­сены только терции, а сексты некоторое время продолжали оста­ваться в диссонансах.

Подобное различие можно усмотреть и между квартой и квин­той: квинта (g) образует с 3-м обертоном совершеннейший консо­нанс, а кварта (f) уступает ей, давая с g диссонанс большой ноны.

В математико-физическом смысле консонанс и диссонанс разли­чаются лишь количественно — как более простое и более сложное отношение, а твердая, определенная граница между ними совершен­но условна и с точки зрения математики и физики не может быть точно мотивированной. Таким образом, наше представление о прин­ципиальных различиях между консонансом и диссонансом коренит­ся в других аспектах проблемы, связанных с человеческим восприя­тием того и другого.

Наши рекомендации