Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История социальной работы в Коми крае»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В КОМИ КРАЕ»
Направление подготовки 39.03.02«социальная работа»
Профессиональный цикл
Базовая (общепрофильная) часть
Квалификация (степень) выпускника - бакалавр
Форма обучения (очная, заочная)
Сыктывкар 2015
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ПИТИРИМА СОРОКИНА»
ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Утверждаю:
Директор института
_________ И.А. Козырева
« _____»__________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
В КОМИ КРАЕ»
Направление подготовки 39.03.02«социальная работа»
Профессиональный цикл
Базовая (общепрофильная) часть
Квалификация (степень) выпускника – бакалавр
Форма обучения (очная, заочная)
Блок дисциплин - Б1.В. ОД.3.
Семестр - 2
Всего учебных занятий - 72 часа, 2 зач.ед.
В том числе:
Аудиторные - 36 часов, из них:
Лекции – 18 часов
Практические занятия –18 часа.
Самостоятельная работа – 36 часов.
Промежуточный контроль – зачет
Сыктывкар 2015
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа составлена на основании ФГОС3+ ВПО, в соответствии с целями (миссией) и задачами ООП ВПО и учебного плана направления 39.03.02«социальная работа»
Составитель (ли) (или автор) рабочей программы
Доцент кафедры социальной работы, к.и.н. ____________Л.В.Хотемова
Рецензент (ы) Соколова А.В. – доцент, к.и.н.
Носова Т.А. – доцент, к.и.н.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена
на заседании кафедры социальной работы
Протокол заседания №____ от «___»___________2015 г.
Заведующий кафедрой ,
доцент, к.п.н. _____________ С.С. Чабанова
подпись
Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины является изучение эволюции системы помощи и взаимопомощи на региональном уровне, что позволит сформировать у студентов ценностное отношение к региональному историческому опыту социальной работы, целостное представление о динамике развития социальной работы в России, выявить актуальную проблематику социально-исторического опыта, моделей и традиций социальной помощи. В программе широко используется региональный материал, посвященный развитию социальной помощи, благотворительности в Республике Коми.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
«История социальной работы в Коми крае» входит в блок Б1.В.ОД.3. Базовыми курсами, необходимыми для успешного освоения дисциплины, являются «История Отечества», «История социальной работы».На основании знаний, полученных в ходе освоения дисциплины «История социальной работы в Коми крае», студентыдолжны:
знать:геополитическое положение, природные условия Коми края, влияющие на социальную работу; основные этапы и закономерности социальной истории Республики Коми; особенности социальной работы с учётом этнической истории народов Республики Коми, их традиций; социальный, духовный и нравственный опыт коми народа; различные стороны общественной жизни в крае и сформировать умение соотносить их с общеисторическим процессом; конкретно-исторические факты и место и роль края в истории страны;
уметь:использовать полученные знания в практике социальной работы; анализировать исторические источники, нормативно-правовые документы; документы и материалы общественных организаций; архивные документы; материалы социологических исследований; осуществлять региональные и местные исследования в сфере социальной работы; применять знания и представления об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе;
владеть:элементарными методами исторического познания, умением работать с различными источниками исторической информации; основами организации социальной работы с учётом историко–культурных региональных и местных особенностей; навыками внедрения утраченных или забытых традиций социальной помощи населению в современную практику социальной работы.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История социальной работы в Коми крае»
Выпускник должен обладать следующими компетенциями:
общепрофессиональными:
- быть способным учитывать специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального в развитии социальной сферы и управления, культуры общественной, государственной и личной жизни (ОК-17);
- быть способным использовать специфику этнокультурного развития своей страны для формирования и эффективного использования социоинженерных и социально-технологических практик обеспечения психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы (ОК-19);
профессиональными компетенциями:
- исследовательскими: способностью исследовать особенности культуры социальной жизни, социокультурного пространства, поведения различных национально-этнических, половозрастных и социально-классовых групп, а также инфраструктуру обеспечения их социального благополучия (ПК-6).
4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «История социальной работы в Коми крае»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы.
Количество часов по учебному плану (очная форма обучения): всего - 72 часа, в том числе лекции – 18 часов, практические занятия –18 часов, самостоятельная работа – 36 часов.
№/№ | Тема | лекции | семинарские занятия | самостоя-тельная работа |
1. | Социально-экономическое и культурное развитие Коми края на разных исторических этапах | |||
Сакральные модели помощи. Церковно-монастырская система помощи | ||||
Развитие благотворительной деятельности и общественного призрения в Коми крае в XIX – начале XX вв. | ||||
Деятельность местных органов самоуправления в сфере общественного призрения | ||||
Частная и общественная благотворительность в Коми крае. Жизнь и деятельность усть-сысольских меценатов и благотворителей | ||||
Видные представители коми интеллигенции (XIX –XX вв.) | ||||
Становление и развитие системы государственного социального обеспечения в Коми АССР. Приоритетные направления государственной политики в сфере социального обеспечения (1917 - 1990-е годы) | ||||
Социальная помощь и поддержка населения в России в 1990 – начале 2000 г. | ||||
Итого |
Содержание дисциплины
№ п/п | Наименование разделов и тем дисциплины | Содержание темы |
Тема 1 | Социально-экономическое и культурное развитие Коми края на разных исторических этапах | Этническая территория предков коми (зырян) - перми вычегодской. Коми край в составе новгородских владений (XII - XIV вв.). Присоединение территории коми к Великому княжеству Московскому (XV в.). Административно-территориальное деление Коми края (вт.пол.XVI в.). XVII в. - изменения в хозяйственной жизни края. Земледельческо-промысловые формы. Фабрично-заводская промышленность. Социально-экономическое развитие и общественно-политическая жизнь Коми края в XIX в. Край в эпоху революций. Революция 1917 г. и гражданская война на территории края. Коми автономная область в период восстановления народного хозяйства. Строительство нового общества: индустриализация, коллективизация, культурная революция. Коми АССР в годы Великой Отечественной войны. Перевод народного хозяйства на мирные рельсы. Развитие промышленности, сельского хозяйства, образования, науки, культуры. Коми АССР в 1950-е – 1980-е гг. Социальное развитие Республики Коми в 1990-е гг. – начале XXI в. Рыночныереформы и их последствия для народного хозяйства и общества. Изменения в системе органов государственного и муниципального управления |
Тема 2 | Сакральные модели помощи. Церковно-монастырская система помощи | Общинные традиции помощи и взаимопомощи. Отражение идеи милосердия в предметах культа, сакральных ритуалах и заговорах, архитектуре, народно-прикладном искусстве. Христианизация народов Коми края. Устюжский монах Стефан Пермский. Создание древнепермской азбуки - Анбур для проповеди христианства у языческого народа. Усть-Вымский Михаило-Архангельский монастырь - крупный центр православной культуры. Социальное служение и благотворительность в северных монастырях и приходах (XVI-XX вв.). Социальной служение русской православной церкви в наши дни. |
Тема 3 | Развитие благотворительной деятельности и общественного призрения в Коми крае в XIX – начале XX вв. | Основные направления деятельности общественных объединений (хозяйственное, благотворительное, духовно-нравственное воспитание, культурно-просветительское, досугово-развлекательное). Становление системы общественного призрения в начале XX века. Отделения российских организаций Уездная комиссия Вологодского отделения Комитета Великой княгини Елизаветы Федоровны по оказанию благотворительной помощи семействам лиц, призванных на войну, «Усть-Сысольский отдел Романовского комитета», «Усть-Сысольское уездное попечительство детских приютов», «Усть-Сысолськое уездное попечительство по призрению семейств нижних чинов и ратников ополчения, призванных по мобилизации на войну». местные общественные объединения: Общество вспомоществования нуждающимся учащимся Усть-Сысольской женской прогимназии; Общество вспомоществования Усть-Сысольской мужской гимназии; Усть-Сысолський филиал Вологодского общества взаимного вспомоществования помощников врачей |
Тема 4 | Деятельность местных органов самоуправления в сфере общественного призрения | Земские реформы. Роль земств в образовании, здравоохранении. Функции сельских общин. «Городовое положение» (1870 г.) и его реализация на территории Коми края |
Тема 5 | Частная и общественная благотворительность в Коми крае | Благотворительная деятельность и социальное служение частных лиц. Купеческая благотворительность. Вклад женщин в социальной сфере. Виды частных благотворительных пожертвований. Видные деятели благотворительности и попечительства. |
Тема 6 | Система государственного социального обеспечения в АССР. Приоритетные направления государственной политики в сфере социального обеспечения (1917 - 1990-е годы) | Формирование системы государственного социального обеспечения и социального страхования на территории края. Система государственного обеспечения АССР в 1960-1980-е годы.Структура учреждений социального обеспечения. Основные системы обеспечения населения: государственное социальное обеспечение, государственное социальное страхование, социальное обеспечение членов колхозов. Категории граждан, охватываемые социальным обеспечением. Виды социального обеспечения: пенсии, социальное обслуживание, пособия (трудовые, социальные, семейные), льготы, натуральное обеспечение |
Тема 7 | Социальная помощь и поддержка населения в Республике Коми в 1990 – начале 2000 г. | Организационно-правовые основы системы социальной защиты Республики Коми. Развитие сети общепрофильных и специализированных учреждений социальной поддержки населения |
Планы групповых занятий и образовательные технологии
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО3+ по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (лекций, семинарских занятий, экскурсий, учебного исследования, аналитических докладов, конспектирование первоисточников, написание аннотаций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. На семинарских занятиях студенты исследуют специальные вопросы и закрепляют полученные знания по соответствующим разделам курса.