Обобщаем впечатления и наблюдения
ИЗУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ БАЛЛАДЫ А.С. ПУШКИНА «ВЕЩИЙ ОЛЕГ»
Содержание
I. Аннотация к теме из программы (с.1.).
II. Материал из действующего учебника и методички (Т. Ф. Мушинская, С. Н. Каратай, Е. В. Перевозная):
1) пособие для учащихся (сс.1–6);
2) методические рекомендации для учителей (с.7).
III. Методические материалы (разработки, методические рекомендации, конспекты и сценарии уроков)
1) Стоюнин В.Я. (с. 8);
2) Рыбникова М.А. (сс.9–11);
3) Зепалова Т.С., Мещерякова Н.Я.(сс.12–15 );
4) Маранцман В.Г.( сс. 16–19).
I. ПРОГРАММА (2012)
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Возникновение древнерусской литературы. Грамотность в Древней Руси. Культ книги. Труд писца.
Жанры древнерусской литературы: летописи, сказания, жития, поучения.
Для чтения и изучения
«Повесть временных лет» («Сказание о смерти Олега»). (1ч)
Летопись как исторический и литературный памятник, ее связь с устным народным творчеством. Своеобразие ведения записей в летописи.Сказание и сказка.
А. С. П у ш к и н. «Песнь о вещем Олеге»(по мотивам летописного сказания). (2 ч)
Интерес А. С. Пушкина к истории. Летописный источник «Песни...». Поэтическое воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл диалога Олега и кудесника. Лиризм повествования. Своеобразие поэтического языка.
Литература и живопись. Иллюстрации В. М. Васнецова к «Песне о вещем Олеге».
II. 1.
Русская литература: Учебное пособие для 6 классаучреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения/ Авт.-сост. Т.Ф.Мушинская, Е.В.Перевозная, С.Н.Каратай. –2–е издание. Минск: НИО, 2014.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Летописание
Среди жанров древнерусской литературы центральное место занимает летопись – запись исторических событий по годам, или, как говорили в старину, по летам. Древнейшая русская летопись, которая дошла до нас, – «Повесть временных лет», составленная в начале XII века Нестором, ученым монахом Киево-Печерского монастыря.
В ней повествуется, «откуда есть пошла Русская земля», как жили славянские племена в древности, о крещении Руси и других исторических событиях.
Писались летописи с целью оставить потомкам свидетельствования о том, что было. Однако летопись– не только документ, но и интересная книга, включающая произведения разных литературных жанров: рассказы, повести, сказания.
Значительное место в летописи занимают сказания – устные исторические предания в литературной обработке летописца. К сказаниям летописец обращался тогда, когда у него не было более достоверного материала. Вот почему сказания часто встречаются в той части летописи, где излагаются события очень далекого прошлого. Рассказывая о них, летописец мог опереться только на один источник – устное историческое предание – и отбирал то, что казалось ему наиболее значительным и интересным.
Прочитайте сказание из «Повести временных лет».
СКАЗАНИЕ О СМЕРТИ КНЯЗЯ ОЛЕГА
И жил Олег, княжа в Киеве, мир храня со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить и уже не садился на него. Ибо когда-то спрашивал он волхвов1 и кудесников:
— От чего мне умереть?
И сказал ему кудесник один:
— Княже! Коня любишь и ездишь на нем, — от него тебе и умереть!
Олегу запали слова эти в душу, и сказал он:
— Никогда не сяду на него и не увижу его больше.
И повелел кормить коня и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков.
Когда вернулся Олег от Царьграда2 в Киев, и прошло четыре года, на пятый год вспомнил он своего коня, от которого когда-то волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старшего конюха и сказал:
— Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь? Тот же ответил:
— Умер!
Олег тогда засмеялся и укорил того кудесника, сказав:
— Не правду говорят волхвы, но только ложь: конь умер, а я жив.
И повелел оседлать себе коня:
— Да увижу кости его.
И приехал на место, где лежали его кости голые и череп голый, слез с коня и посмеявшись сказал:
— От сего ли черепа смерть мне принять?
И ступил ногою на череп. И выползла змея из черепа и ужалила его в ногу. И с того разболелся и умер. И оплакивали его все люди плачем великим и понесли его и похоронили его на горе, называемой Щековица. Есть же могила его и до сего дня, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжение его тридцать и три.
1Волхвы — кудесники, волшебники, предсказатели; они молились богам, лечили людей, а также сохраняли древние сказания, передавая их следующим поколениям.
2По преданию, Олег прибил свой щит над воротами Царьграда в знак победы. Царьградом на Руси называли Константинополь– столицу Византии.
1.Как вы определите, что летописное сказание было создано в далеком прошлом?
2.Как вы думаете, какова роль повторяющегося в начале почти каждой фразы «И» в создании интонационной окраски текста?
3.Чем может быть интересно древнее сказание современному читателю?
ПО МОТИВАМ ЛЕТОПИСНОГО СКАЗАНИЯ(с. 24)
Александр Сергеевич Пушкин, используя летописное сказание о смерти Олега, написал стихотворение «Песнь о вещем Олеге».
В 1822 году, будучи в ссылке на юге, поэт увидел те края, где происходили события, о которых повествуется в летописи. Тогда же он и создал свою «Песнь...». В 1825 году он писал в одном из писем о своем отношении к легенде: «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического...»
Обращаясь к «преданью старины глубокой», Пушкин поэтически воспроизвел картины быта, нравов тех лет, когда люди верили предсказаниям волхвов-кудесников, когда они молились множеству богов, боялись бога грома и молнии Перуна.
Читая пушкинские строки, представьте то далекое время, а вслушиваясь в звучание волшебных стихов, подумайте, почему поэт назвал свое стихотворение «Песнью...».
А. С. Пушкин
ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ[1] ОЛЕГЕ(с. 24 –28)
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам[2],
Их селы и нивы за буйный набег
Обрёк он мечам и пожарам[3];
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.
Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.
«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня».
«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.
И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ[4], и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы...
Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.
Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю[5].
И холод и сеча ему ничего...
Но примешь ты смерть от коня своего».
Олег усмехнулся — однако чело
И взор омрачилися думой.
В молчанье, рукой опершись на седло,
С коня он слезает угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.
«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время;
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.
Прощай, утешайся — да помни меня.
Вы, отроки-други[6], возьмите коня,
Покройте попоной, мохнатым ковром;
В мой луг под уздцы отведите;
Купайте; кормите отборным зерном;
Водой ключевою поите».
И отроки тотчас с конем отошли,
А князю другого коня подвели.
Пирует с дружиною вещий Олег
При звоне веселом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег
Над славной главою кургана...
Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они...
«А где мой товарищ? — промолвил Олег, —
Скажите, где конь мой ретивый[7]?
Здоров ли? все так же ль легок его бег?
Все тот же ль он бурный, игривый?»
И внемлет ответу[8]: на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.
Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твое предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня.
Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости,
И видят — на холме, у брега Днепра,
Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.
Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокой!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне[9], уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!
Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змея,
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега;
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
Вы прочитали стихотворение А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Что вас взволновало, что запомнилось?
с.28–29 ПЕРЕЧИТЫВАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ
1.Прочитайте стихотворение про себя. Когда и где происходят события? Расскажите о нравах, обычаях того далекого времени, используя слова и выражения из текста.
2.Каким вы представляете князя Олега? Определите эпизоды, которые помогут вам в этом. Обратите внимание на описание внешнего облика князя, манеру держаться, поведение в момент разговора с кудесником; на его размышления над предсказанием, отношение к коню.
3.Каким вы представляете кудесника? Откуда он появляется перед княжеской дружиной? Какие эпитеты употребляет Пушкин, характеризуя его внешний облик, речь, поведение?
4.Какой эпизод в стихотворении самый напряженный, волнующий? Подробно опишите участников эпизода, их речь, поведение.
5.Какие детали свидетельствуют о том, что между предсказанием кудесника и смертью князя прошло много времени?
ОБОБЩАЕМ ВПЕЧАТЛЕНИЯ И НАБЛЮДЕНИЯ
1.Почему А. С. Пушкин изображает рядом с князем Олегом «вдохновенного» кудесника?
2.Почему стихотворение заканчивается не описанием смерти Олега, а описанием тризны?
3.Подготовьте выразительное чтение отрывка из стихотворения. Передайте свое отношение к событиям и героям.
4.Докажите, что стихотворение Пушкина — эпическое произведение.