Двойной (и тройной) органный пункт
Момент функционального расхождения — вплоть до противоречия — может касаться не только простого (однозвукового) органного пункта, но также и групповых, главным образом, двойного, а также, очень редко, тройного.
Как правило, двойной органный пункт бывает на тонической квинте — звуках 1 и 5 ступеней*. Несмотря на одновременное звучание
* Здесь и далее знак "ˆ"над арабской цифрой указывает на ступени в виде отдельных звуков (а не аккордов).
двух звуков — и доминантового, и тонического (оба в функции органного пункта), такой двойной органный пункт — разновидность тонического, без признаков свойств доминантового. Двойной органный пункт на тонической квинте генетически связан со звучанием древних народных инструментов типа волынки и часто имеет пасторальный, народно-жанровый оттенок выразительности: Гайдн, 104-я симфония D-dur, финал, главная тема (ср.: Григ, «Шествие гномов», главная тема).
В редких случаях те же два тона расположены наоборот: доминантовый — внизу, тонический — сверху. Получается квартовый двойной органный пункт. Функциональная сущность квартового органного пункта двойственна: в некоторых образцах он имеет явное доминантовое значение (см. пример 55), в других — скорее тоническое (Лист, Мефисто-вальс A-dur, начало репризного раздела в B-dur).
Тонально-функциональная двузначность, свойственная квартовому органному пункту (T/D) аналогична функциональной двойственности кадансового квартсекстаккорда, который, взятый сам по себе, звучит как гармония тоники, а в контексте аккордов каданса подчинен в целом функции доминанты (= D6-54-3). Oб этом свидетельствует, например, переход квартового органного пункта в D7 (4 такта до вступления финала) в приведенном ниже фрагменте из 5-й симфонии Бетховена (пример 55).
Л. Бетховен. 5-я симфония, переход к финалу
IV часть
В аналогичном случае предыкта к репризе I части 4-й симфонии Бетховена (28 тактов до вступления репризы) представлен один только кадансовый квартсекстаккорд, причем басовый голос вместе с тремоло литавр может быть понят как квартовый органный пункт (в этом смысле оправдан долгий тремолирующий квартовый органный пункт, имеющийся здесь в некоторых переложениях 4-й симфонии для фортепиано, например, в издании Петере). Ввиду того что задержание и предъем сходны по линейному рисунку (зеркально-симметричны), этот предыкт может быть истолкован как задержание к доминанте — , в конце концов перешедшее в предъем к разрешающему аккорду тоники — . Отсюда такая странность гармонии, как кадансовый кварт-секстаккорд, разрешающийся прямо в тонику. Родственный образец — в момент перехода ко второму предложению главной партии I части 9-й симфонии Бетховена (К64 — Т).
Крайне редко, но все же встречается в классико-романтической гармонии и тройной органный пункт. Намек на него дал Бетховен в начале финала 6-й симфонии. Выдающийся образец тройного органного пункта мы находим у Бородина в «Половецких плясках» (Presto, пляска мальчиков), пример 56.